УДК 37:39
ББК Ч465+Ч400.25 ГСНТИ 14.15.25 Код ВАК 13.00.01
Иванова Алена Васильевна,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 303; e-mail: [email protected].
Филиппова Нина Игнатьевна,
кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 303; e-mail: [email protected].
Винокурова Екатерина Ивановна,
кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)»; 677027, г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 303; e-mail: [email protected].
НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНУЮ И ГРАЖДАНСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурная, гражданская идентичность, культура, технология, народы Севера.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности у детей коренных народов, что приобретает особую актуальность в связи с языковыми, культурными проблемами малочисленных народов Севера. Целью данной работы является раскрытие содержания учебных пособий по предметам «Культура коренных народов Севера» и «Технология» для детей младшего школьного возраста как компонентам основной образовательной программы, формирующих этническую, региональную, гражданскую идентичность. Данные учебные пособия нацелены на сохранение родного языка и культуры северных народов. Рассмотрены различные подходы зарубежных исследователей к понятиям форм идентичности, соответствующих возрастным особенностям. Выводы исследований подтверждаются результатами научных исследований в области этнокультурного, языкового и поликультурного образования коренных малочисленных народов Севера, проведенных в Институте национальных школ Республики Саха (Якутия). Результаты исследования могут быть востребованы образовательными организациями в разработке комплексных образовательных программ, формирующих этническую, региональную, гражданскую идентичность у детей коренных народов Севера. В образовании коренных малочисленных народов Севера деятельность образовательных организаций по формированию гражданской идентичности имеет огромное значение в сохранении языкового и культурного многообразия.
Ivanovа Alena Vasilyevna ,
Candidate of Pedagogy, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.
Filippova Nina Ignatyevna,
Candidate of Philology, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.
Vinokurovа Ekaterina Ivanovna,
Candidate of Philology, Leading Researcher of the Scientific Research Institute of National Schools of The Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.
FORMATION OF ETHNOCULTURAL
AND CIVIC IDENTITY AMONG CHILDREN OF THE NORTH
KEYWORDS: ethnocultural, civic identity, culture, technology, the peoples of the North.
ABSTRACT. The article deals with the formation of civic identity among indigenous children, which is particularly relevant in relation to linguistic and cultural problems of indigenous peoples of the North. The aim of this work is the disclosure of the content of textbooks in the subjects "Culture of Indigenous Peoples of the North" and "Technology" for primary school children as a component of the basic educational program, forming an ethnic, regional and civic identity. These tutorials are aimed at preserving the language and culture of the Northern peoples. Various approaches of foreign researchers to the concepts of identity forms corresponding to the age peculiarities are analyzed. The findings are supported by the results of scientific research in the field of ethno-cultural, linguistic and multicultural education of indigenous peoples, held at the Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia). The results of the study can be claimed by educational institutions in the development of integrated educational programs, forming ethnic, regional, civic identity among children of indigenous peoples of the North. The work of educational institutions is of great importance to foster civic identity of the peoples of the North in the linguistic and cultural diversity.
В<
современных условиях перед обще- ит актуальная задача, заключающаяся в по) образовательными организациями, иске инновационных форм и эффективных расположенными в местах компактного механизмов социализации детей посредст-проживания коренных народов Севера, сто- вом образовательных инструментов, предос-
© Иванова А. В., Филиппова Н. И., Винокурова Е. И., 2016
тавляемых федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. «В настоящее время в мире происходит процесс самосознания и возрождения национальной культуры народов. До недавнего времени среди ученых, исследователей и самих представителей малочисленных народов Севера возникали серьезные волнения по поводу утери языка, культуры и традиций» [8, с. 249]. Изучение родного языка и национальной культуры входит в число важнейших задач, определенных в Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России указано в числе приоритетных направлений в Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года [6].
Между тем, в изменяющихся условиях переходного периода руководители и педагоги образовательных организаций испытывают серьезные трудности в разработке комплексных образовательных программ, формирующих элементы языковой идентичности у детей. В связи с этим требуется создание компонентов общеобразовательной программы в части, обеспечивающей формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечается, что он направлен на обеспечение «российской гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонациональной России» [7].
В Республике Саха (Якутия), в одном из крупных северных регионов Российской Федерации проживают представители более 120 национальностей. «...Коренные народы Якутии - юкагиры, эвены, эвенки, чукчи, якуты, долганы и русские старожилы смогли стать не только частью российской нации (Мы - россияне), но и сохранить традиционную культуру и создать региональные культурные ценности на основе межкультурного диалога, объединяющего представителей разных народов в единую общность (Мы - якутяне)» [5, с. 52].
Решение данной проблемы требует разработки нового поколения учебно-методических комплектов разного уровня и направленности с учетом региональных и этнокультурных особенностей на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Необходимость создания образовательных программ нового поколения по поликультурному образованию также отмечается и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., направленной на упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа России.
В вышеуказанном документе отмечается, что «задачи государственной национальной политики в сфере образования должны быть решены: путем разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскрывающих истоки общероссийского единства и солидарности; введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России» [6, с. 14, 15].
В Республике Саха (Якутия) разработаны образовательные программы нового поколения по учебному курсу (предмета) «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных, этнокультурных особенностей. В начальной школе программа учебного курса (предмета) обеспечивает развитие этнокультурной компетенции, являющейся составной частью культуроведческой компетентности и способствующей формированию этнокультурной идентичности и межкультурной компетенции. В основной школе программа учебного предмета способствует развитию межкультурной компетенции, формируемой на основе этнокультурной и направленной на становление гражданина многонациональной России через призму региональной культурной идентичности.
«На наш взгляд, в Якутии разработка новых образовательных программ учебного курса (предмета) "Культура народов Республики Саха (Якутия)" в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных, этнокультурных особенностей является одним из основных факторов в выполнении поставленных задач перед новой образовательной системой республики, заключающихся в воспитании культуры межнациональных отношений, основанных на уважении духовно-нравственных ценностей многонациональной России» [1, с. 172].
В рамках научных исследований в области языкового и поликультурного образования разработаны компоненты основной образовательной программы в формате
учебных пособий по предметам «Культура коренных народов Севера», «Технология». Результаты данных исследований подтверждают, что развитию родных языков способствуют не только образовательные программы по предметам филологического цикла, но и программы по другим предметам этнокультурной направленности, в частности «Культура коренных народов Севера», «Технология».
Проблема идентичности на сегодня является одной из острых и обсуждаемых проблем в современном мире и носит междисциплинарный характер. Понятие идентичности употребляется в нескольких значениях. В психологии и социологии рассматриваются несколько видов идентичности (тождественности, соответствия): этническая, гражданская, возрастная, половая и др.
В аспекте нашего исследования особый интерес представляют следующие формы идентичности: этническая, региональная и гражданская. Определений данных форм в современных исследованиях насчитывается огромное количество. В своей статье хотим затронуть лишь некоторые точки зрения по данным понятиям.
Развитие этнической идентичности Жан Пиаже рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Швейцарский ученый выделяет три этапа в развитии этнических характеристик: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности; 2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; 3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [4]. К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности.
Региональная идентичность для младших школьников изначально связана с местом проживания (села, города, района) и постепенно может определяться сознанием принадлежности к определенному региону «я - якутянин», а также такими общими понятиями как «я - северянин», «я - сибиряк». Пространственно неравномерные волны индустриализации в эпоху модерна усиливали маргинальность многих периферийных (провинциальных) территорий и в
конечном итоге способствовали региональной стратификации и пространственно-территориальной иерархизации общества. Данный фактор, по М. Хечтеру, «способствует сохранению этнической и региональной идентичности на определенных территориях (иногда в латентной форме), несмотря на все попытки Центра унифицировать культурные ценности» [10]. Кроме того, как отмечают некоторые исследователи, преобладание локальной политической лояльности над национальной характерно для обществ с фрагментарной политической культурой и транзитных политических периодов.
Понятие гражданской идентичности наиболее точно сформулировано Д. Уэйн-стоком, который также определил основные элементы гражданства: «быть гражданином означает по крайней мере до некоторой степени идентифицировать себя с политическим обществом, к которому человек принадлежит, и быть расположенным к действию по отношению к своим согражданам так, чтобы содействовать стабильности и единству этого общества» [9].
В образовании коренных малочисленных народов Севера деятельность образовательных учреждений в формировании идентичности имеет огромное значение в сохранении и развитии родного языка, культуры, традиционного образа жизни. Данный факт отмечают как исследователи, так и руководители системы образования.
«Таким образом, в системе общего образования необходимы адекватные организационно-педагогические условия, организация образовательного процесса, нацеленная на успешную социализацию детей с учетом их особенностей, не означающая нивелирование разных культур, способствующая личностной, культурной и гражданской идентификации, а также особый подход к финансовому, кадровому, методическому и учебному обеспечению освоения государственных образовательных стандартов» [12, с. 115].
«Требования к результатам освоения образования должны быть ориентированы на реализацию функции обеспечения доступности качественного образования, формирования культурной и гражданской идентичности, а также развития личности. В условиях усиления социокультурной составляющей модернизационных процессов в качестве одного из значимых образовательных результатов может рассматриваться формирование жизненно важных навыков личности, ее готовности и способности жить в гармонии с природой и обществом, сохраняя свою культурную идентичность, оставаясь гражданином единой России» [Там же, с. 118].
В Институте национальных школ Рес-
публики Саха (Якутия) проведено исследование, цель и задачи которого: научно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы, в части, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной, этнокультурной идентичностей у детей коренных народов Севера.
Для достижения поставленных цели и задач проведено исследование в рамках трех этапов. На 1-м этапе исследования (2015 г.) определены теоретические основы к разработке основной образовательной программы, спроектированы компоненты содержания основной образовательной программы в формате проектов учебных пособий по предметам «Культура коренных народов» (2-4 кл), «Технология» (1-4 кл) с учетом механизмов комплексного подхода к реализации обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. На 2-м этапе исследования (2016 г.) спроектированы компоненты содержания основной образовательной программы в формате проектов учебных пособий по предмету «Культура коренных народов» (5-6 кл). Содержание компонентов основной образовательной программы отражено как комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий. На 3-м (заключительном) этапе (2017 г.) планируется проектировать компоненты содержания основной образовательной программы в формате проектов учебных пособий по предмету «Культура коренных народов» (7-9 кл).
В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ региональных и федеральных нормативно-правовых документов, лингвокультуроло-гической и психолого-педагоической литературы по предмету исследования; проектирование, структурирование, моделирование, апробация.
В начальной школе одним из целей изучения предмета «Культура коренных народов Севера» является содействие становлению основ российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной (Я - представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин). Таким образом, в основной образовательной программе региональный учебный предмет (курс) «Культура коренных народов Севера» является одним из основных механизмов формирования этнокультурной, региональной идентичностей, реализации принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
«По мнению многих исследователей,
осознание личностью принадлежности к той или иной этнической группе начинается примерно с 6-7 лет. А уже к 10-11 годам этническая идентичность формируется в полном объеме. Основываясь на данных научных фактах и исходя из содержательной части учебного курса (предмета), программа и учебные пособия для начальных классов разработаны на родном языке. Структурно содержание данного учебного курса (предмета) выстроено таким образом, что материалы представлены последовательно и имеют логическую завершенность:
- 2-4 классы - этнокультура: ознакомление с самобытной культурой своего народа;
- 5-9 классы - поликультура.
Такое построение способствует созданию условий для освоения базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры; формирование основы для дальнейшего развития коммуникативной, социокультурной компетенций, необходимых в глобализирующем мире»
[1, с. 170-171].
Структура учебного пособия продумана таким образом, чтобы младший школьник мог удовлетворить свой познавательный интерес, потребность в общении, самостоятельной деятельности, в желании делиться познаниями по данным курсам. Тексты по теме составлены по адаптированным для детского восприятия произведениям фольклора северных народов, известных писателей эвенской, эвенкийской, юкагирской, долганской литературы и других. Работа с фольклорными произведениями стимулирует освоение новых форм поведения, эмоционального опыта предшествующих поколений и формирование положительного отношения к себе как представителю этноса. Эпос народов Севера - это духовный завет, сохранивший как кладезь народную мудрость, его традиции и верование, переданный нашими предками из поколения в поколение через время и пространство. Большую роль эпического текста, его широкого информационного поля в формировании этнического самосознания и межэтнических взаимоотношений подчеркивает М. Балзер, профессор Института антропологии и археологии Евразии Джортаунского университета (Вашингтон, США) [11, с. 56].
Реализации целей учебного предмета «Технология» могут содействовать следую-ие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д., в результате которой происходит развитие индивидуль-ных интересов, творческих способностей учащихся, осуществляется приобретение
ими собственного социально-культурного опыта и способов культурного самовыражения. Содержание данного учебного предмета включает изучение народного прикладного искусства, культуры и уклада жизни коренных народов Севера. Традиции обучения прикладному искусству народов реализуются в следующих модулях: работа с природными материалами, плетение и ткачество, обработка бумаги и картона, обработка ткани и меха, шитье бисером.
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, предоставляет широкий выбор, например, «Виды традиционной одежды», «Меховая мозаика», «Аппликация мехом», «Вышивка», «Виды декоративных швов», «Аппликация», «Шитье бисером» и др.
Учебные пособия данного учебного предмета ориентируют детей на практическое применение полученных знаний, создают условия для приобщения детей к традиционным отраслям хозяйствования, традиционному образу жизни, формирование этнокультурной компетенции обеспечивает у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также закладывают у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, овладения первоначальными умениями проектной деятельности. В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Данные учебные пособия являются вспомогательными и могут быть использованы как на уроке, так и во время внеурочных мероприятий.
Исходя из целей основной образовательной программы, направленных на формирование гражданской, региональной, этнокультурной идентичности младших школьников, разработаны УМК по учебным предметам (курсам) «Культура коренных народов Севера» и «Технология». В современных социокультурных условиях, которые ведут к неуклонному исчезновению главного признака этнической идентичности - языка коренных малочисленных народов Севера: юкагиров, эвенков, чукчей, долган, эвенов, необходимы дальнейшие усилия по сохранению их более устойчивых факторов - духовной и материальной культуры и традиций.
Содержание и структура учебных посо-
бий для младших школьников по культуре коренных малочисленных народов Севера составлены в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Знание и понимание базовых ценностей культуры и традиций родного народа закладывает основу для усвоения культуры народов совместного проживания и ведут к освоению ценностей русской и мировой культуры. В современном человеческом сообществе появился новый взгляд на место и роль Арктики и Севера в мировых процессах. Малоизвестная мировому сообществу культура северных народов теперь воспринимается не как отживающая архаическая культура, а как самобытная подлинная культура, созданная в самой холодной части планеты и сохранившая гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой.
Долг молодого поколения народов Севера, как отмечает А. В. Кривошапкин, «идти в ногу со временем», ив то же время знать не только свои родовые корни, но уважать свой народ, гордиться им и направлять все силы и энергию на развитие будущего своего народа - эвенского, эвенкийского, долганского, юкагирского, чукотского и арктических русских старожилов [3, с. 544-545].
В итоге изучения курсов «Культура коренных народов Севера» и «Технология» учащимися начальных классов будут достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом и программами данных курсов.
Материалы учебных пособий «Культура коренных народов Севера» для 1-4 классов (тексты, вопросы и задания, справочные материалы, игры, словарная работа) направлены на достижение основной цели учебного курса: формирование этнокультурных компетенций как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитие умений жить в поликультурном мире. Так, по теме «Моя семья, мой род» дети младших классов рассказывают о традициях своей семьи, о ведении традиционного хозяйства семьи, узнают о родословных преданиях семьи, учатся составлять родословные таблицы, родословное дерево с родителями, знакомятся с терминами родства на родном языке; постепенно усваивают и познают семейные ценности, моделируют ситуации, требующие общения и взаимной ответственности в семье; всей семьей готовятся к народным праздникам, обновляют национальные костюмы, готовят блюда традиционной народной кухни, принимают участие в обрядах и ритуалах, проводимых на этих праздниках.
Освоенные по данной теме этнокультурные и поликультурные компетенции проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
«Для того, чтобы сформировать личность, наделенную творческими способностями, формирующими этнокультурную, региональную идентичность у детей коренных народов Севера, необходимо знакомить школьников с истоками народного прикладного искусства, вооружить умениями и навыками работы в этой области с учетом возрастных особенностей.
Обучение прикладному искусству должно идти по двум направлениям: развитие творческих изобразительных способностей детей и овладение навыками работы по различным видам народного искусства.
Народное прикладное искусство имеет древние корни. По этнографическим и археологическим данным в орнаментальной культуре просматриваются черты, свидетельствующие о древних связях народа саха с другими тюрко-монгольскими народами. Наблюдается существенное влияние коренных народов Севера: эвенов, эвенков, юкагиров, в силу их ближайшего соседства и длительного опыта по освоению Севера. В ХУН-ХУШ веках прочно укрепилась якутская национальная культура со своей спецификой» [2, с. 22].
Главным принципом народной педагогики является воспитание через труд. Воспитание трудом прививает ребенку такие качества, как усидчивость, терпение, ум, внимание, умение ценить труд. В трудовом воспитании одним из важных направлений является приобщение школьников к народному прикладному искусству.
Народное прикладное искусство и народные художественные промыслы, возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, на протяжении многих веков являлись важнейшей областью трудового обучения подрастающего поколения.
Виды национального прикладного искусства - шитье мехом, бисером, работа с берестой, волосом, глиной деревом, металлом и других - отражают культуру, религию, философию народа.
В частности, учителя начальных классов должны уделять особое внимание изучению произведений народного искусства на уроках труда. Это способствует развитию твор-
ческой активности учащихся с ранних лет, прививает детям чувство красоты и эстетические вкусы. Задача состоит в том, что следует формировать у детей не только представления о многообразии художественного творчества, но и воспитывать стремление создавать красоту своими руками и ею украшать свой быт и окружающую жизнь.
Вместе с тем, в процессе обучения ученик овладевает основами технологии изготовления изделия, которой в совершенстве владеет мастер. Ребенок узнает алгоритмы технологии изготовления изделия, практически овладевает этапами, способами и приемами.
Разработанные учебные пособия рассчитаны на 34 часа каждое и предназначены для обучающихся общеобразовательных организаций с обучением на языках коренных малочисленных народов Севера. Обучение по данным программам и пособиям будет проводиться в рамках учебных планов для школ, где изучаются языки коренных малочисленных народов Севера.
Таким образом, разработанные учебные пособия по предметам «Культура коренных народов Севера» и «Технология» являются компонентами основной образовательной программы для общеобразовательных организаций. Содержание и структура учебных пособий будут содействовать формированию гражданской идентичности через культуру, народное прикладное искусство коренных народов.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта данные компоненты призваны оказать помощь образовательным организациям, испытывающим серьезные трудности в разработке комплексных образовательных программ, формирующих этническую, региональную, гражданскую идентичность у детей коренных народов Севера.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом результаты исследования могут быть положены в основу деятельности работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы начального и основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательной организации, запросов участников образовательного процесса с учетом этнокультурных и региональных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова А. В. Культура межнациональных отношений в новых образовательных программах // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 7/1, 2013. С. 170-172.
2. Иванова З. И. О судьбе народного искусства // Теория и опыт обучения детей коренных народов традиционным видам прикладного искусства : Межгос. семинар-совещание. Якутск, 1995- 79 с.
3. Кривошапкин А. В. Долг народов Севера - идти в ногу со временем, с развитием Арктики и Севера // Долг народов Севера - идти в ногу со временем. Выступления. Статьи. Интервью. Якутск : Бичик, 2014. 624 с.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994- 680 с.
5. Семенова С. С. Межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у школьников // Сибирский педагогический журнал. № 1. 2014. С. 52-55.
6. Указ Президента РФ от 19.11.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: // http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?l;l64452l.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
8. Anastasia Lebedeva. The Role of Nomadic Schools in the Revival and Preservation of the Cultural Heritage of Indigenous Peoples of the North and Arctic // Climate change and arctic sustainable development: scientific, social, cultural and educational challenges// SECTION 6 - Education// UNESCO: Paris, 2009. Р. 247-255.
9. Daniel M. Weinstock, Citizenship and Pluralism // R. L. Simon ed. The Blackwell Guide to Social and Political Philosophy, Blackwell, Malden, Mass., 2002. P. 242.
10. Hechter M., Levi M. Ethno-Regional Movements in the West // Nationalism. J. Hutchinson and A. D. Smith (eds.). Oxford, N.Y., 1994.
11. M. Mandelstam Balzer. Shamans, Samanism and Epos // Yakut heroic epos olonkho - a masterpiece of the oral and intangible heritage of humanity in the context of world eposes. Yakutsk, 2014. P. 520.
12. Natalia V. Sitnikova. On further modernization of of Sakha education of the indigenous peoples of the Horth of the Republic (Yakutia) //Promotihg literacy of pupils through capacity for the system of community education of Nomadic Peoples of Horth of Republic (Yakutia). Yakutsk, 2007. P. 126.
LITERATURA
1. Ivanova A. V. Kul'tura mezhnatsional'nykh otnosheniy v novykh obrazovatel'nykh programmakh // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, № 7/1, 2013. S. 170-172.
2. Ivanova Z. I. O sud'be narodnogo iskusstva // Teoriya i opyt obucheniya detey korennykh narodov traditsionnym vidam prikladnogo iskusstva : Mezhgos. seminar-soveshchanie. Yakutsk, 1995. 79 s.
3. Krivoshapkin A. V. Dolg narodov Severa - idti v nogu so vremenem, s razvitiem Arktiki i Severa // Dolg narodov Severa - idti v nogu so vremenem. Vystupleniya. Stat'i. Interv'yu. Yakutsk : Bichik, 2014. 624 s.
4. Piazhe Zh. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M., 1994. 680 s.
5. Semenova S. S. Mezhkul'turnyy dialog kak sposob formirovaniya grazhdanskoy, regional'noy i etnokul'turnoy identichnosti u shkol'nikov / / Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. № 1. 2014. S. 52-55.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 19.11.2012 № 1666 «O Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda». URL: // http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;1644521.
7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya // Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya».
8. Anastasia Lebedeva. The Role of Nomadic Schools in the Revival and Preservation of the Cul-tural Heritage of Indigenous Peoples of the North and Arctic // Climate change and arctic sustainable development: scientific, social, cultural and educational challenges// SECTION 6 - Education// UNESCO: Paris, 2009. R. 247-255.
9. Daniel M. Weinstock, Citizenship and Pluralism // R. L. Simon ed. The Blackwell Guide to Social and Political Philosophy, Blackwell, Malden, Mass., 2002. P. 242.
10. Hechter M., Levi M. Ethno-Regional Movements in the West // Nationalism. J. Hutchinson and A. D. Smith (eds.). Oxford, N.Y., 1994.
11. M. Mandelstam Balzer. Shamans, Samanism and Epos // Yakut heroic epos olonkho - a masterpiece of the oral and intangible heritage of humanity in the context of world eposes. Yakutsk, 2014. P. 520.
12. Natalia V. Sitnikova. On further modernization of of Sakha education of the indigenous peoples of the Horth of the Republic (Yakutia) //Promotihg literacy of pupils through capacity for the system of community education of Nomadic Peoples of Horth of Republic (Yakutia). Yakutsk, 2007. P. 126.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. М. Прокопьева