УДК 008-053.2(=1.470-17)
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2018-8-28-33
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ НАРОДОВ СЕВЕРА
А. В. Иванова
Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия), Якутск
Описывается особенность коренных малочисленных народов Севера в поликультурной России, проявляющаяся в стремлении сохранения и дальнейшего развития культуры, языка, традиционного образа жизни своих предков. В результате систематизации аналитической информации 19 российских субъектов и анализа учебно-методических комплектов выявлена проблема в учебно-методическом обеспечении предметов, связанных с изучением этнокультуры народов, проживающих в данных регионах. В качестве одного из ключевых образовательных ресурсов в процессе комплексного формирования позитивных типов идентичности обосновывается необходимость учебного предмета (курса) «Культура народов Севера», разработанного на основе результатов научных исследований в Научно-исследовательском институте национальных школ Республики Саха (Якутия). Рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера. Приведены промежуточные результаты исследования.
Ключевые слова: культура, духовные ценности, коренные малочисленные народы Севера, гражданская, региональная, этнокультурная идентичность.
Российская Федерация - одно из многонациональных государств, где проживают представители многих народов. И на этом пересечении множества культур особо выделяются коренные малочисленные народы Севера, которые в силу своего малого количества имеют особую близость к природе и выражают бережное отношение к ней. Эти народы живут в местах традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционный уклад жизни, виды хозяйствования и промыслы. Их уникальность проявляется также и в стремлении сохранить самобытную культуру, родной язык, образ жизни и занятия своих предков.
Культура - это не механическое объединение культур разных народов, а единое целое, скрепленное историей, вековыми традициями, национальными ценностями.
«Знание и понимание базовых ценностей культуры и традиций родного народа закладывают основы для усвоения культуры народов совместного проживания и ведут к освоению ценностей русской и мировой культур. В современном человеческом сообществе появился новый взгляд на место и роль Арктики и Севера в мировых процессах. Малоизвестная мировому сообществу культура северных народов теперь воспринимается не как отживающая архаическая культура, созданная в самой холодной части планеты и сохранившая гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой» [1, с. 10005].
По мнению известного философа, педагога С. И. Гессена, «задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [2, с. 33].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» приведены понятия, отражающие духовные ценности. В данной Концепции эти ценности трактуются как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [3, с. 8-9].
По инициативе Научно-исследовательского института национальных школ Республики Саха (Якутия) в 2017 г. был реализован межрегиональный проект с целью фиксирования современного состояния изучения родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В ходе исследования были получены результаты из 19 субъектов. В аспекте исследуемой темы для нас представляют интерес данные по изучению национальной культуры в северных регионах России. Так, из 19 субъектов культура коренных народов Севера изучается в 16 регионах. Общая численность детей дошкольного возраста, изучающих национальную культуру, составляет 15 740, учащихся начального общего образования - 8 213, учащихся основного общего образования - 13 610, учащихся среднего (полного) общего образования - 1 759. Надо заметить, что из них наибольшее количество детей изучают культуру в форме учебного предмета - 19 627, в рамках внеурочной деятельности - 3 955. Наибольшее количество детей, изучающих этническую культуру
сво его народа, наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе.
Надо отметить, что образовательные организации в большинстве своем изучают культуру в форме учебного предмета. Но как показывают результаты мониторинга, самой главной проблемой является учебно-методическое обеспечение данного предмета. Из 16 субъектов только в 7 имеются в наличии учебные пособия, что составляет 43,75 %: Амурская область, Красноярский, Хабаровский, Забайкальский края, Республики Саха (Якутия), Бурятия, Карелия. Общее количество учебных пособий составляет 47 по всем указанным регионам, самое большее количество пособий предназначено для 10-11-х классов - 24, для начальных классов -15 и для 5-9-х классов - только 8 [4].
На рисунках приведены диаграммы, на которых представлены результаты учебно-методического обеспечения в регионах коренных малочисленных народов Севера. На рис. 1 показано процентное соотношение учебного обеспечения: 43,75 % регионов обеспечены учебными пособиями, в 56,25 % субъектов отметили отсутствие программ и пособий.
На рис. 2 показано количество имеющихся учебных пособий по ступеням образования: наибольшее количество представлено в классах среднего (полного) общего образования, наименьшее -в основном общем образовании.
С целью анализа обеспечения учебно-методическими комплектами рассмотрены учебные пособия, разработанные в отдельных регионах, где традиционно проживают коренные малочисленные народы Севера. Так, например, были проанализированы следующие учебники и пособия: «Культура народов Ямала», учебник для 5-7-х классов [5]; «История и культура коренных народов Таймыра», учебное пособие для 10-11-х классов [6] и другие. На основе анализа данных пособий можно сделать вывод, что они имеют историко-культурологиче-ский подход и предназначены для основного или среднего (полного) общего образования определенного региона. Без сомнения, каждый регион сам по себе уникален, обладает многими, только ему присущими особенностями. Но надо отметить, что у регионов, где проживают коренные малочисленные народы Севера, существует много и общих черт. Это в большей мере объясняется малочисленностью и дисперсным характером расселе-
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Г т
' /
у/
' /
47
0
24
15
шт
\ 1ачальное общее образован не Основное общее образован не Среднее (полное) общее образован и с И10Ю
■ КолИНСС1 130 учебных пособий по ступеням образования 15 8 24 47
Рис . 2 . Количество учебных пособий по ступеням образования
ния представителей данных национальностей. Почти все регионы, где компактно проживают коренные малочисленные народы Севера, являются поликультурными. Признак дисперсности носит исторический характер, поэтому он даже служит объ-единению коренных этносов. По мнению В. В. Филипповой, проблема расселения имеет междисциплинарный характер, для ее исследования востребованы исторический и историко-культуроло-гический подходы [7, с. 11].
Взаимосвязь культуры с историей общеизвестна. Нельзя рассматривать культурные явления вне исторических процессов. В проекте Историко-культурного стандарта отмечается, что «преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира». Авторский коллектив проекта подчеркивает, что проблемы преподавания региональной истории надо решать отдельно [8].
Здесь уместно вспомнить слова учителя истории И. С. Мельникова в великолепном исполнении В. Тихонова о том, что история - это наука, которая делает человека Гражданином из фильма С. Ростоцкого «Доживем до понедельника».
Таким образом, на основе систематизации имеющейся аналитической информации о современном состоянии изучения культуры в образовательных организациях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации можно выделить основную проблему учебно-методического обеспечения учебных курсов, направленных на формирование позитивных типов идентичности. Данная проблема связана с недостаточной разработкой учебно-методических комплектов с учетом этнокультурных, региональных особенностей.
Как один из путей решения выявленной проблемы рекомендуем результаты научных исследований, проводимых в ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)» по теме «Проектирование компонентов содержания основной образовательной программы начального и основного общего образования в части, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера». Научным результатом должна стать система обучения учебному предмету (курсу) «Культура народов Севера» для начальной и основной школы. Целью научно-исследовательской работы является разработка системы формирования идентичности у детей северных народов.
Формирование у детей гражданской идентичности - одна из приоритетных задач современного
российского образования. Формирование российской идентичности, сохранение многообразия культур и языков - это то, на что направлен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [9].
Но формировать только одну из форм идентичности в такой огромной поликультурной стране, как Россия, было бы не совсем целесообразно, так как почти каждый российский субъект является многонациональным. В 25 российских регионах живут 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Внутри региона приоритетной является идентичность этнокультурная: я - эвен, я - эвенк, я -хант... За ее пределами повышается роль региональной: мы - сибиряки, мы - дальневосточники... Независимо от этнического самоопределения все становятся земляками. И когда человек выезжает за границу, складывается другая ситуация, то есть он становится не только представителем своего народа и родного края, региона, но и всей России. Тогда этническая и региональная формы идентичности объединяются в гражданскую. Чувствовать себя немного иностранцем в собственной стране: сколько языков и народов, столько и культур. И тем не менее мы все - россияне.
В зарубежной и российской науке вопрос формирования идентичности является одним из наиболее актуальных, и уже накоплен достаточный опыт по поиску средств и решений данной проблемы.
Мы придерживаемся общепринятой точки зрения о том, что в младшем школьном возрасте у детей формируется этническая идентичность. Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет следующие этапы по данной проблеме: 1) 6-7 лет - получение первых знаний о принадлежности к своему этносу; 2) 8-9 лет - четкая идентификация с группой своего этноса через родителей, материнский язык, место, где они проживают; 3) 10-11 лет -полное формирование этнической идентичности через особенности истории, отличия традиций и культуры [10].
Американский исследователь Джоан Шевалье считает, что «социолингвистические факторы влияют на то, как говорящий идентифицирует себя как личность и как часть общества. Язык является неотъемлемой частью нашей идентичности. Однако язык <...> не является объективным маркером групповой идентичности» [11, с. 60].
Российские ученые С. А. Гончаров, И. Л. Набок отмечают, что «своеобразным опосредующим звеном между этнической и гражданской идентичностью, их интегратором может стать идентичность этнорегиональная. Этнорегиональность - одна из уникальных особенностей именно российского общества <.. > Именно регионы (будь то республика,
область или мегаполис) вносят, на наш взгляд, решающий вклад в становление той модели гражданской идентичности, которая не противоречит идентичности этнической, модели, в которой есть место исторической памяти о предках, об их традициях, духовных ценностях, об их этнических корнях. Россия - прежде всего страна народов, живущих на земле своих предков, народов, взаимоадаптированных с природной и социокультурной средой <...> При этом проблема сохранения и развития этнической идентичности должна пониматься, на наш взгляд, как ключевая для решения проблем формирования идентичности гражданской, общероссийской» [12, с. 15-16].
С учетом данных исследований, психолого-возрастных особенностей школьников структура учебно-методического комплекса по учебному предмету (курсу) «Культура народов Севера» выстроена таким образом, что в начальных классах дети знакомятся с самобытной культурой своего народа, в основной школе содержание курса построено на принципах межкультурной коммуникации. «Такое построение способствует созданию условий для освоения базовых понятий об этно-культуре как части общероссийской, мировой культуры; формированию основы для дальнейшего развития коммуникативной, социокультурной компетенций, необходимых в глобализирующемся мире» [13, с. 171]. В качестве форм представления промежуточных результатов разработаны примерная учебная программа для 2-4-х классов, учебные пособия для 2-7-х классов, предназначенные для образовательных организаций, расположенных в местах проживания коренных малочисленных народов Севера. В начальных и классах основной школы учебный предмет (курс) «Культура народов Севера» будет способствовать формированию трех типов идентичности, первичным из которых будет этнокультурная, на ее основе региональная и затем гражданская: 1) Я - представитель того или иного народа; 2) Я - сибиряк и др.; 3) Я - россиянин.
Данный учебный предмет (курс) имеет культурологический характер и знакомит с культурными достижениями северных народов. В результате обучения у учащихся будут сформированы: основы российской идентичности, чувство патриотизма; этническая и региональная принадлежность; ценности многонационального российского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на единство мира, национальное и культурное разнообразие; уважительное отношение к иной культуре; эстетические потребности, ценности и чувства; навыки сотрудничества с разными слоями общества в различных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить из них выходы.
Содержание предмета (курса) представлено следующими тематическими блоками: «Семья», «Народ», «Родной край», «Наша республика», «Традиционный уклад и жизни», «Традиционные виды хозяйствования», «Устное народное творчество», «Обрядовая культура», «Национальный костюм», «Национальная кухня», «Музыкальная культура», «Живопись», «Театральное искусство», «Музеи и библиотеки», «Кино о Севере» и другими.
На последующих этапах исследования планируется завершение цикла учебно-методического комплекта по культуре народов Севера для основной школы. Таким образом, будет разработана система обучения учебному предмету (курсу) «Культура народов Севера», направленная на становление вышеперечисленных типов идентичности в целом.
В заключение следует подчеркнуть, что предложенные результаты нельзя рассматривать в качестве единственного образовательного ресурса в формировании позитивных типов идентичности. Вклад каждой предметной области в этот процесс не менее важен и значителен. Именно поэтому, следуя общеизвестному принципу «единство в многообразии», основная цель образования будет достигнута при условии, что все образовательные ресурсы будут направлены на формирование общероссийской гражданской идентичности, основанной на этнической, а посредником между ними будет идентичность региональная.
Список литературы
1. Ivanova A. , Filippova N . , Vinokurova E . Formatoin of intercultural identity in children of nothern people in a multilingual context // International Journal of Environmental and Science Education, V. 11, 17, 2016 . P. 9999-10009 (дата обращения: 04.06 .2018) .
2 . Гессен С . И . Основы педагогики . Введение в прикладную философию . М . : Школа-Пресс, 1995. 448 с.
3 . Данилюк А . Я ., Кондаков А. М ., Тишков В . А . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в
сфере общего образования М : Просвещение, 2009 24 с
4 . Леханова Ф . М ., Васильева Н . Н . , Унарова В . Я . Родные языки, литература и культура коренных малочисленных народов Севера, Си-
бири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации: сб . информационно-аналит . материалов . Якутск: Дани-Алмас, 2017.220 с .
5 . Борко Т . И ., Галкин В . Т . , Еманов А. Г . , Павлов А . В . Культура народов Ямала: учебник. 5-7 классы . Тюмень: Изд-во Института проблем
освоения Севера СО РАН, 2002 352 с
6 . Хакимулина О . Н . История и культура коренных народов Таймыра: 10-11 кл .: учеб. пособие для общеобраз . учрежд . СПб . : Филиал изд-
ва «Просвещение», 2009 . 288 с .
7 . Филиппова В . В . Коренные малочисленные народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина
XX века . Новосибирск: Наука, 2007 . 176 с .
8 . Проект историко-культурного стандарта: Минобрнауки РФ . URL: http://xn--80abucjiibhv9a,xn--p1ai/ (дата обращения: 31.05.2018) .
9 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России
от 17 .12 . 2010 № 1897; с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г . № 1577): Минобрнауки РФ . URL: http://xn--80abucjiibhv9a xn--p1ai/ (дата обращения: 20 .05.2018) .
10 . Пиаже Жан . Избранные психологические труды . М . , 1994. 680 с.
11. Шевалье Дж . Проблемы возрождения языка: родные языки и носители языка // Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации . Якутск: Медиахолдинг «Якутия», 2015 . С . 58-68.
12 . Гончаров С . А. , Набок И . Л . Образовательные ресурсы формирования и развития культуры межнациональных отношений в современ-
ной России // Реальность этноса . Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России: сб . ст . по материалам XV Междунар . науч . -практ . конф . СПб. : Изд-во РГПУ им . А. И . Герцена, 2013 . С . 10-16 .
13 . Иванова А. В . Культура межнациональных отношений в новых образовательных программах // Гуманитарные, социально-экономиче-
ские и общественные науки . Краснодар: Наука и образование, 2013 . № 7 . С . 170-172 .
Иванова Алёна Васильевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия) (ул. Октябрьская, 22, Якутск, Россия, 677027). E-mail: alivv@ yandex.ru
Материал поступил в редакцию 14.09.2018.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2018-8-28-33
CULTURAL IDENTITY FORMATION IN CHILDREN OF THE PEOPLES OF THE NORTH
A. V. Ivanova
Scientific Research Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russian Federation
The article covers the problem of identity construction in children, which defines Russian educational policy today, actuating the search for alternative ways to implement it. Special aspects of indigenous minorities of the North are described in the light of other regions of multicultural Russia. The author studied the regions of Russia inhabited by indigenous small peoples, as well as their distinctive features that have a significant impact on the process of identity formation in children of the North. As a result of systematization of analytical data from 19 subjects of Russia and analysis of academic packages, a problem in cultural disciplines' courseware has been revealed. The relevance of the subject (course) "Culture of the Peoples of the North", developed as a result of research at the Research Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia), was substantiated here as one of the key educational resources in the process of comprehensive formation of positive types of identity. The research has been carried out within framework of a public assignment from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation starting since 2015. This article reflects the results of a research work on the development of a system aimed at formation of civil, regional, and eth-no-cultural identity in children of the peoples of the North in form of a curriculum and teaching aids.
Key words: culture, spiritual values, indigenous peoples of the North, civil, regional, ethno-cultural identity.
Referenoes
1. Ivanova A. , Filippova N . , Vinokurova E . Formatoin of intercultural identity in children of nothern people in a multilingual context . International Journal of Environmental and Science Education, V. 11, 17, 2016 . Pp . 9999-10009 .
2 . Gessen S. I . Osnovypedagogiki. Vvedeniye vprikladnuyu pedagogiku [Basics of pedagogy. Introduction to applied philosophy] . Moscow, Shko-
la-Press Publ, 1995. 448 p . (in Russian) .
3 . Danilyuk A . Ya . , Kondakov A . M . , Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere
obshchego obrazovaniya [The concept of intellectual and moral development and personal education of a citizen of Russia in the field of general education] Moscow, Prosveshcheniye Publ, 2009 24 p (in Russian)
4 . Lekhanova F. M ., Vasil'eva N . N ., Unarova V. Ya . Rodnyye yazyki, literatura i kul'tura korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i
Dal'nego Vostoka vsisteme obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii. Sbornikinformatsionno-analiticheckikh materialov[Native languages, literature and culture of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East in the education system of the Russian Federation . Collection of information and analytical materials] . Yakutsk, Dani-Almas Publ, 2017 . 220 p . (in Russian) .
5 . Borko T. I . , Galkin V. T., Emanov A . G ., Pavlov A . V. Kul'tura narodov Yamala: uchebnik. 5-7 klassy [Culture of the peoples of Yamal: textbook .
5-7 classes] . Tyumen, Institute of the Problems of Northern Development Publ . , 2002 . 352 p . (in Russian) .
6 . Khakimulina O . N . Istoriya i kul'tura korennykh narodov Taymyra: 10-11 kl.: uchebnoye posobiye dlya obshcheobraz. uchrezhd. [History and
culture of the indigenous peoples of Taimyr: 10-11 cl . : textbook for educational institutions] . Saint Petersburg, Filial izdatel'stva «Prosveshcheni-ye» Publ, 2009 . 288 p . (in Russian) .
7 . Filippova V. V. Korennyye malochislennyye narody Severa Yakutii v menyayushchemsya prostranstve zhiznedeyatel'nosti: vtoraya polovina
XX veka [Indigenous peoples of the North of Yakutia in the changing space of life: the second half of XX century] . Novosibirsk, Nauka Publ, 2007 . 176 p . (in Russian) .
8 . Proektistoriko-kul'turnogo standarta: MinobrnaukiRF [The project of historical and cultural standard: the Ministry of Education and Science of the
Russian Federation] (in Russian) . URL: http://xn--80abucjiibhv9a ,xn--p1ai/ (accessed 30 May 2018) .
9 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot
17.12.2010 no. 1897; s izmeneniyami, utverzhdennymi prikazom Minobrnauki Rossii ot 31 dekabrya 2015 g. no. 1577 [The Federal State Educational Standard of basic general education (approved by the order of the Ministry of Education and Science of Russia on 17 December 2010 No . 1897, with amendments approved by the order of the Ministry of Education and Science of Russia on 31 December 2015 No . 1577)] (in Russian) . URL: http://xn--80abucjiibhv9a . xn--p1ai/ (accessed 20 May 2018) .
10 . Piazhe Zh . Izbrannyye psikhologicheskiye trudy [Selected psychology works] . Moscow, International Pedagogical Academy Publ . , 1994. 680 p .
(in Russian)
11. Sheval'e Dzh . Problemy vozrozhdeniya yazyka: rodnyye yazyki i nositeli yazyka [Issues in language revitalization: native languages and native speakers] . Ethnocultural education in the Far Eastern Federal District of the Russian Federation. Yakutsk, Mediakholding "Yakutiya" Publ . , 2015 . Pp . 58-68 (in Russian) .
12 . Goncharov S . A. , Nabok I . L . Obrazovatel'nyye resursy formirovaniya i razvitiya kul'tury mezhnatsional'nykh otnosheniy v sovremennoy Rossii
[Educational resources of interethnic relations in modern Russia] . Real'nost' etnosa. Rol' obrazovaniya v razvitii mezhnasional'nykh otnosheniy v sovremennoy Rossii: sbornik statey po materialam XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The reality of the ethnic group . The role of education in the development of international relations in modern Russia: collection of articles on the Materials XV of the International Scientific and Practical Conference] . Saint Petersburg, State Pedagogical University of Russia Publ ., 2013 . Pp . 10-16 (in Russian) .
13 . Ivanova A. V. Kul'tura mezhnatsional'nykh otnosheniy v novykh obrazovatel'nykh programmakh [Culture of interethnic relations in new educa-
tional programs] . Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshestvennyye nayki - Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2013, no . 7, pp . 170-172 (in Russian) .
Ivanova A. V., Scientific Research Institute of National Schools of the Republic of Sakha (Yakutia) (ul. Oktyabr'skaya, 22, Yakutsk, Russian Federation, 677027). E-mail: [email protected]