Научная статья на тему 'Воспитательные практики в контексте региона'

Воспитательные практики в контексте региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОХРАНЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ / EDUCATION / EDUCATIONAL PRACTICES / IDENTITY PRESERVATION / NORTHERN REGION / INDIGENOUS PEOPLES OF YAKUTIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парникова Галина Михайловна, Васильева Акулина Александровна, Павлова Екатерина Павловна

Цель статьи – представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парникова Галина Михайловна, Васильева Акулина Александровна, Павлова Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные практики в контексте региона»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 181071 2018, № 10 (октябрь) УДК 371.485

Воспитательные практики в контексте региона1

Парникова Галина Михайловна2

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

[email protected]

Васильева Акулина Александровна3

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

[email protected]

Павлова Екатерина Павловна4

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия

[email protected]

Аннотация. Цель статьи - представить результаты исследования по разработке воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия). Актуальность исследования продиктована вопросами активного промышленного освоения региона, влияющего на все сферы жизнедеятельности коренных народов республики, включая образование. В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов: системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования; интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования. Воспитательные практики в культурном контексте региона направлены на их соответствие планам участия региона и страны в глобальных процессах интеграции. В задачи исследования входит сохранение у обучающихся их национальной идентичности внутри общероссийского общества. Специфика региона связана с миграцией населения, трансформацией ценностных ориентаций, сложившимися особенностями уклада жизни в арктических и северных улусах республики в отличие от центральных или южных, естественным билингвизмом и многоязычием. Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала республики, сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.

Поступила в редакцию Received 06.08.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.09.2018

Принята к публикации Accepted for publication 10.09.2018 Опубликована Published 30.10.2018

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Публикуется за счет средств гранта РФФИ 17-16-14003-0ГН\18

2 Парникова Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия

3 Васильева Акулина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики якутского языка и русско-якутского перевода Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия

4 Павлова Екатерина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия

Ключевые слова: образование, воспитательные практики, сохранение идентичности, северный регион, коренные народы Якутии.

Введение

Участие России в глобальных процессах интеграции и промышленное освоение Арктики указывают на необходимость обращения особого внимания на воспитание поколения новой формации, способного к высокой конкуренции и ответам на вызовы современного мира. По совокупности показателей социально-экономического развития ведущую роль в Арктическом регионе занимает Республика Саха (Якутия) (далее - РС (Я)). В соответствии с долгосрочной государственной стратегией правительства РФ в Якутии вводится строительство новых крупных центров по добыче нефти и газа, которые будут иметь международное значение и будут способствовать реализации экономических и геополитических интересов страны: магистрального газопровода «Сила Сибири», напорного нефтепровода «Таас-Юрях нефтегазодобыча», угольного комплекса «Инаглинский», горноперерабатывающего комплекса в Кобяй-ском улусе ЗАО «Прогноз», Эльконского горно-металлургического комбината; также осваиваются Десовское, Тарыннахское и Горкитское месторождения, разрабатываются проекты по освоению Эльгинского угольного месторождения,.

С. Л. Рубинштейн указывал, что внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий [1]. К одной из таких внешних причин мы относим промышленное освоение Арктики, включая арктические и северные районы Якутии. Современное состояние исследования проблемы в российской науке указывает, что на настоящий момент имеются постулаты, методики и концепции, имеющие для нас определенную значимость:

- важность регионально-этнической направленности процесса воспитания личности (М. Б. Кожанова [2]);

- теоретические и практические аспекты этнорегионального образования (Ф. Ф. Харисов [3];

- педагогические явления в этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве (Ф. П. Харитонова [4]);

- моделирование поликультурного обучения с позиций полипарадигмального подхода к образованию (Э. Р. Хакимов [5]);

- воспитание гражданской, этнической и региональной идентичности современного поколения россиян (О. Е. Хухлаев [6]).

Мы также анализировали и опирались на труды зарубежных исследователей, затрагивающих вопросы:

- национального самоопределения на территории постсоветских республик (Д. Бари [7]);

- обучения детей в арктическом образовательном пространстве США на примере Аляски (Дж. Гатридж [8]);

- ценностных ориентиров и влияния восточной и западной культур на различные паттерны поведения человека (Дж. Хофстеде [9]);

- подходов к обучению коммуникативных навыков детей из числа инуитов, коренных жителей Канады (A. Вик-Вестгейт [10, 11]).

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Отдельный интерес вызывают у нас работы зарубежных ученых о билингвизме, который присущ коренным жителям Республики Саха (Якутия). Так, С. Маршал и Д. Мур, проводя эксперимент со студентами университета в Ванкувере, выяснили,

что сегодня ученые сталкиваются с множеством «лингвиализма»: двуязычие, многоязычие, полилингвизм, мультилингвизм, многоязычие. Они считают, что языки и культуры индивида взаимосвязаны и меняются со временем в зависимости от социальных траекторий и жизненных путей [12]. К интересным выводам пришел А. Ор-хан, занимаясь долгосрочными последствиями двуязычия. Его центральный исследовательский вопрос заключается в том, влияют ли двуязычные навыки студентов США на их будущие доходы. Он различает три лингвистические группы меньшинств: ограниченного двуязычия, сбалансированного двуязычия и англоязычную группу. Результаты его анализа показали, что сбалансированные двуязычные студенты впоследствии зарабатывают значительно больше, т. е. сбалансированное двуязычие оказывает дополнительное косвенное влияние за счет лучших когнитивных умений и, как следствие, лучших академических достижений [13].

Особого внимания заслуживают работы исследователей различных областей наук в Республике Саха (Якутия), рассматривающие специфику данного региона. С. Г. Анцу-пова и Е. А. Архангельская занимаются вопросами подготовки инженерно-строительных кадров высшей квалификации для промышленного освоения северных территорий [14]. Руководитель научной школы по производству строительных материалов, изделий и конструкций в условиях криолитозоны А. Е. Местников исследует способы тепловой защиты горных выработок и инженерных сооружений при отрицательных температурах. В круг его интересов также входят теплоизоляционные материалы для работы в суровых условиях эксплуатации [15]. у. С. Борисова осуществила историко-социологический анализ этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) и работает над решением социально-экономических проблем северного региона, в частности специфической внутри-республиканской направленностью миграционных потоков [16].

А. И. Голиков занимается изучением различных этнопедагогических аспектов подготовки учителей. В круг его научных интересов также входит создание специальных условий для развития математического мышления детей школьного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования [17]. Н. Д. Неустроев доказал необходимость функционирования малокомплектных сельских школ в условиях Севера на материале Якутии, Чукотки и Камчатки как социально-экономическую закономерность. Он проводит исследования, посвященные внедрению национально регионального компонента и этнокультурных основ в учебно-воспитательную работу национальных школ [18]. Его ученица Е. П. Павлова обосновывает применение специальных педагогических условий для развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования, а также работает над вопросами выбора профессии учителя начальных классов современной молодежью и ее адаптации в вузах Республики Саха (Якутия) [19]. С. В. Панина является одним из авторов Концепции развития и совершенствования профессиональной ориентации в воспитательно-образовательном пространстве циркумполярного полюса, включающей довузовский, вузовский и послевузовский этапы [20].

Филологи Ф. С. Андросова и А. И. Горохова занимаются типологией сюжетов северных сказок. Ими впервые был осуществлен сопоставительный анализ сюжетного состава эвенской и эскимосской сказочных традиций. Они установили универсальные сюжеты, присущие сказкам других народов мира, и локальные сюжеты, встречающиеся только в сказках эвенов и эскимосов [21]. Вопросам методики обучения иностранному языку студентов из числа коренных жителей региона посвящены работы Г. М. Парниковой. В ее исследуемую группу входят студенты 1-11 курсов неязыковых вузов региона. К

изучению иностранного языка она подходит с позиций регионально-этнического подхода к учебно-воспитательному процессу в условиях высшей школы [22]. С. И. Прокопь-ева продолжает ее основные идеи и свои исследования связывает с обучением студентов-якутов английскому языку технической направленности. Она выделяет их следующую специфику: «этнокоммуникативные особенности (немногословность, лаконичность фраз, обрывистая манера общения, замедленный темп речи), культура молчания, большое количество междометий в разговоре, конформизм в групповом общении» [23]. Широк круг интересов А. Н. Яковлевой: роль иностранного языка в социализации личности, развитие учебной автономии, обучение немецкому языку студентов-билингвов, развитие педагогических компетенций учителя иностранного языка, лингводидактика как проблема междисциплинарного исследования [24].

Самой заметной особенностью региона является функционирование русского и якутского языков в Республике Саха (Якутия), закрепленное на государственном уровне с 90-х годов прошлого столетия. В Якутии эвенский, эвенкийский, долганский, юкагирский, чукотский являются официальными языками в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. В регионе возник и активно развивается национально-русский естественный билингвизм. Кроме того, в самих арктических и северных районах региона подробно исследована этноязыковая ситуация только в Оймяконском районе, а исследования дальних арктических районов не проводились, есть лишь отдельные данные по Булунскому, Анабарскому, Верхнеколымскому, Момскому, Оленекскому районам Республики Саха (Якутия).

Методологическая база исследования

В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов к образованию:

- системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования;

- интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования.

Изучение отечественных нормативных документов в сфере образования указывает на необходимость сохранения и развития родного языка и культуры учащихся, их национальных традиций и ценностей. Так, федеральный закон «Об образовании» гласит, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [25]. В 2017 году в Республике Саха (Якутия) была утверждена государственная программа развития регионального образования с ориентиром на «формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве» [26].

Реализация нашего исследования также согласуется с действующими региональными нормативно-регулирующими документами и государственными программами РФ, направленными не только развитие экономики Арктической зоны России, но и способствующими укреплению социального капитала с учетом перспективной потребности конкретного региона в человеческих ресурсах: постановление Правительства РС (Я) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов

Республики Саха (Якутия) до 2020 года» [27]; постановления Правительства РФ «О развитии образования» [28], «О перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» [29], «О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [30]; приказы Министерства труда и социальной защиты РФ «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» [31] и «О системе занятости населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов РФ» [32]. Считаем, что активное освоение указанного региона требует бережного отношения не только к экологии и природным ресурсам, но и к существующему укладу жизни северян, сформировавшемуся образу их жизнедеятельности. Следовательно, воспитательные практики учащихся в контексте региона являются актуальными и востребованными.

В нашем исследовании участвуют представители различных учебных подразделений Северо-Восточного федерального университета: Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Инженерного и Педагогического институтов, Института зарубежной филологии и регионоведения.

Цели исследования:

- поиск, обоснование и внедрение инновационных форм и методов воспитания в образовательную практику;

- формирование у обучающихся этнической идентичности внутри российского общества, стремления к сохранению национального культурного и исторического наследия;

- создание условий для консолидации усилий образовательных учреждений, родителей, институтов государства по воспитанию подрастающего поколения;

- повышение эффективности воспитательных практик по сохранению идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера;

- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (учащихся, родителей, учителей, работников управлений образования, преподавателей вузов).

Задачи исследования включают в себя:

1) изучение и анализ существующих подходов к выделенной проблематике в научной литературе и образовательной практике;

2) формулирование продуктивных противоречий, выделение проблемы, построение гипотезы и определение задач исследования;

3) выработка направлений, стратегии и тактики исследования, условий осуществления, технологии реализации;

4) прогноз негативных последствий, возможных рисков и мер, компенсирующих негативные последствия;

5) составление программы исследования, этапов и сроков его реализации;

6) организация полевых исследований в арктические и северные районы Республики Саха (Якутия), обработка, анализ и обобщение полученных данных;

7) апробация, мониторинг и коррекция воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера.

Результаты исследования

Проведение исследования на базе ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (далее - СВФУ) мы объясняем следующим:

- университет имеет статус федерального и реализует инновационные научно-образовательные программы, включающие подготовку высококвалифицированных кадров, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- уровень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и поисковых работ сотрудников СВФУ открывает новые возможности развития НИОКР и приоритетов в создании новых продуктов, сложных комплексных проектов;

- университет располагает кадровым потенциалом, имеющим высокую научно-техническую квалификацию, опыт управления проектами и внедрения инноваций и наукоемких технологий в производство;

- стратегическими партнерами университета являются десятки российских и зарубежных компаний различного профиля.

Связь с внешним миром на севере предельно минимизируется, и формируется уникальный социум с более размеренным бытом, с особым отношением к жизни, формирующим так называемый «северный менталитет». Сюда мы относим не только коренных жителей Арктики, но и тех внутренних мигрантов, постоянно или продолжительное время проживающих в арктических населенных пунктах по долгу службы или трудового контракта. Эти люди привносят в языковую ситуацию Арктической зоны заметные изменения, которые нуждаются в комплексных исследованиях. Являясь носителями некоторой урбанистической культуры, отличающейся от уникальной арктической культуры, проповедующей экологические, природосберегающие идеи, эти люди являются «мостиком» для перехода коренных жителей Арктики к качественно другому мышлению и другому отношению к окружающей их действительности.

Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Исходя из вышеперечисленного, предлагаем следующий алгоритм воспитательной работы с обучающимися из арктических и северных районов республики:

- создание междисциплинарного образовательного ресурса на платформе СВФУ;

- организация и проведение проекта «Открытый микрофон» по вопросу сохранения и развития идентичности коренных народов РС (Я) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера;

- разработка социологических тестов «Определение идентичности населения в местах промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера», психологических тестов «Самоидентификация личности в местах промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера», проведение и анализ психолого-социологического тестирования на местах;

- разработка модульных курсов для учителей и работников образовательных управлений;

- организация онлайн-курсов повышения квалификации с выдачей удостоверения государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации с использованием технологий MOODLE, SKYPE, дистанционного обучения, вебинаров, видео лекций т. п.;

- проведение междисциплинарной олимпиады «Российский Север»;

- организация конкурса фотографий в «Инстаграме» с хэштэгами #Моя родина #Моя республика #Моя страна;

- проведение флэшмоба ко Дню народного единства;

- разработка и проведение историко-краеведческого квеста «Коренные народы Якутии»;

- проведение республиканского конкурса проектов «Я - россиянин»;

- проведение арт-класса «Якутия в лицах»;

- организация конкурса молодых этноисполнителей;

- проведение акции «Мобильный репортер: коренные народы России»;

- создание мобильного приложения «Моя родина - Якутия»;

- создание виртуального этнопедагогического кластера АЗ РФ;

- проведение дискуссионной площадки в формате видеоконференции;

- проведение акции «Мой дом - мои истоки» в рамках адвэр-программы в социальных сетях.

Значимость повышения эффективности регионального образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике Арктической зоны РФ, состоит в том, что будут получены ответы на два главных вопроса:

1) в какой мере существующие образовательные программы ориентированы на развитие будущей профессиональной компетентности выпускника образовательного учреждения именно в Арктическом регионе;

2) каким образом может быть реализована преемственность в системе школа - ссуз -вуз в логике компетентностного подхода для будущего устойчивого развития Арктики.

Практическая значимость исследования:

1. Повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг за счет нивелирования социальной и образовательной дифференциации в малонаселенных арктических районах Якутии.

2. Увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства, и как результат создание образовательного кластера Арктической зоны. Кооперация активизирует на региональном уровне процесс интеграции школ, ссузов, вузов и работодателей в целях оптимизации подготовки высококвалифицированных кадров и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

3. Увеличение числа дидактических разработок с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках. Качественное владение русским языком наряду с родным даст возможность обучающимся продолжить свое образование, успешно реализовать себя в последующей профессиональной деятельности, а знание английского языка - интегрироваться в мировое пространство.

4. Рост доступности использования дистанционных технологий (через онлайн-курсы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Повышение уровня квалификации педагогических и научно-педагогических работников, увеличение численности преподавателей, прошедших профессиональную переподготовку, и повышение квалификации по вопросам развития профессиональных компетентностей педагога.

6. Опубликование результатов исследования в виде коллективной монографии, научных статей, индексируемых в SCOPUS, ВАК, РИНЦ, коллективной монографии, дидактических разработок, рекомендаций и пособий по теме исследования.

7. Создание образовательного кластера с привлечением образовательных учреждений гг. Архангельска, Мурманска, Салехарда, Анадыря, Воркуты, Норильска, Якутска. Кластер будет способствовать эффективному развитию потенциала обучающихся Арктической зоны РФ, обеспечивать комплексный и системный характер образовательной деятельности с различными категориями обучающихся.

8. Создание интернет-сайта как основного ресурса информационного сопровождения исследования в режиме свободного доступа.

9. Организация и проведение круглых столов и всероссийской конференции, по-свящённых вопросам комплексных подходов к образованию в Арктической зоне РФ.

Заключение

Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов РС (Я) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала Республики Саха (Якутия), сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ори-ентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.

Ссылки на источники

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

2. Кожанова М. Б. Регионально-этническая направленность процесса воспитания личности // Личность. Культура. Общество. - 2006. - Вып. 1 (29). - С. 247-254.

3. Харисов Ф. Ф. Этнорегиональное образование: теория и практика. - М.: ООО ТКД Русское слово, 2007. - 264 с.

4. Харитонова Ф. П. Анализ педагогических явлений в этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). - Ч. 1. - С. 200-205.

5. Хакимов Э. Р. Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода: автореф. ... д-ра пед.наук: 13.00.01. - Ижевск, 2012. - 50 с.

6. Хухлаев О. Е. Гражданская, этническая, региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра: монография / отв. ред. Л. М. Дробижева. - М.: РОССПЭН, 2013. - 485 с.

7. Bahry D. Ethnicity and Equality in Post-communist Economic Transition: Evidence from Russia's Republics // Europe-Asia Studies. - 2002. - Vol. 54(5). - Р. 673-699.

8. Guthridge G. The Kids from Nowhere: The Story Behind the Arctic Educational Miracle. - Anchorage: Alaska Northwest Books, 2006. - 326 p.

9. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. - Thousand Oaks CA: Sage, 2001. - 616 p.

10. Vick-Westgate A. Chamai: A Curriculum Guide to Community- and Culturally-based Communication Skills Development - 7-12. - Alaska: Department of Education, 2006. - 168 p.

11. Vick-Westgate A. Nunavik: Inuit-controlled Education in Arctic Quebec. - University of Calgary Press, 2002. - 337 p.

12. Orhan A. The Long-Term Effects of Bilingualism on Children of Immigration: Student Bilingualism and Future Earnings // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. - 2014. - Vol. 17 (4). - Р. 449-464.

13. Marshall S., Moore D. Plurilingualism amid the Panoply of Lingualisms: Addressing Critiques and Misconceptions in Education // International Journal of Multilingualism. - 2018. - Vol. 15 (1). - Р. 19-34.

14. Анцупова С. Г., Архангельская Е. А. Современное состояние инженерного образования. Взгляд из региона // Инженерное образование. - 2012. - № 9. - С. 110-115.

15. Местников А. Е., Анцупова С. Г., Егорова А. Д. Энергоснабжение и эффективность использования местных материалов в строительстве // Вестник Якутского государственного университета. - 2006. - Т. 3. - № 2. - С. 37-40.

16. Борисова У. С. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): исторический и современный анализ: монография. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2005. - 338 с.

17. Голиков А. И. Подготовка педагогов в федеральном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 441-445.

18. Неустроев Н. Д., Григорьева Л. И., Саввин А. С. Этнопедагогический аспект в природосообразном экологическом воспитании Севера // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-4. - С. 122-129.

19. Павлова Е. П., Кожурова А. А. Выбор профессии учителя начальных классов современной молодежью и их адаптация в вузах Республики Саха (Якутия) // Ученые записки Орловского государственного университета.

- 2016. - № 2 (71). - С. 245-250.

20. Панина С. В. Социальное партнерство в профессиональной ориентации молодежи Республики Саха (Якутия) // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 4. - С. 57-61.

21. Андросова Ф. С., Горохова А.И. Типология сюжетов эвенкских и эскимосских волшебных сказок // Филологические науки. - Вопросы теории и практики. - 2016. - № 10-2 (64). - С. 89-90.

22. Парникова Г. М. Концепция развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе на основе регионально-этнического подхода // Казанский педагогический журнал.

- 2018. - № 3. - С. 136-138.

23. Прокопьева С. И., Парникова Г. М. Особенности и трудности студентов технических специальностей при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (на примере Республики Саха (Якутия)) // Мир науки, культуры, образования. 2017. - Т.63. - № 2. - С. 116.

24. Яковлева А. Н. Лингвопедагогика как проблема междисциплинарного исследования // Образование и наука. - Екатеринбург, 2012. - № 7. - С. 125-134.

25. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». - URL: https://минобрнауки.рф/документы/2974.

26. Приказ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2017 г. «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года». - URL: https://glava.sakha.gov.ru/ot-15-dekabrya-2017-g-—2282.

27. Постановление Правительства РС (Я) от 15 августа 2014 года «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) до 2020 года». - URL: http://docs.cntd.ru/document/432880477.

28. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года «О развитии образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/

29. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года «О перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики». - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102366742.

30. Постановление Правительства РФ от 31 августа 2017 года «О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». -URL:http://government.ru/docs/29164/

31. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2015 года «Об утверждении федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.». - URL: http://base.garant.ru/71044750/

32. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства образования и науки РФ от 22 июля 2015 года «Об утверждении Положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов РФ». - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=256938.

Galina M. Parnikova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, NEFU, Yakutsk

[email protected]

Akulina A. Vasilieva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, NEFU, Yakutsk

[email protected]

Ekaterina P. Pavlova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, NEFU, Yakutsk

[email protected]

Educational practices in context of the region

Abstract. The purpose of the article is to present results of the research on the development of educational practices for the preservation of the Republic of Sakha (Yakutia) indigenous peoples' identity. The relevance of the study is dictated by the issues of active industrial development of the region, affecting all spheres of life of the indigenous peoples

of the Republic, including education. In our study, we rely on a number of methodological approaches: system approach, involving a complex, comprehensive study of upbringing problem in regional education; integrative approach, allowing to use interdisciplinary potential of engineering, pedagogy, native language/culture, foreign language education. Educational practices in the cultural context of the region are aimed at their correlation with the plans of the region and the country participation in the global integration processes. The objectives of the study include the preservation of students' national identity within the all-Russia society. The specifics of the region are associated with migration of the population, transformation of value orientations, the existing features of the way of life in the Arctic and Northern regions of the Republic, in contrast to the central or southern ones, natural bilingualism and multilingualism. The introduction of innovative educational practices in the educational process of preserving the identity of the indigenous peoples of the RS (Y), taking into account the cultural context of the region, contributes to the strengthening of social capital of the Republic of Sakha (Yakutia), to the formation of value orientations of the younger generation. Modern digital technologies, availability of the Internet, active use of social networks allow students to be aware of what is happening in our country and in the world, so traditional educational practices must be combined with innovative ones to increase motivation and interest in learning, preserving their native land. The introduction of innovative educational practices of preservation and development of the identity of the indigenous peoples of the RS (Y) in the conditions of industrial development of the Arctic and the Far North, taking into account the cultural, historical, linguistic and economic contexts of the region, will contribute to the strengthening of the social capital of the Republic of Sakha (Yakutia), the preservation and development of ethnic and civil identity of students, the formation of value orientations, attitudes, productive patterns of behavior for the younger generation.

Key words: education, educational practices, identity preservation, northern region, indigenous peoples of Yakutia.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П. Воспитательные практики в контек сте региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. -№ 10 (октябрь). - С. 855-864. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181071.htm.

DOI 10.24422/MCITO.2018.10.18185

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Парникова Г. М., Васильева А. А., Павлова Е. П., 2018

772

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.