Научная статья на тему 'Язык и культура в формировании идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера'

Язык и культура в формировании идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1027
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные северные народы / гражданская / региональная / этническая идентичность / культура Севера / northern indigenous peoples / civil / regional / ethnic identity / culture of the North

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Алёна Васильевна

Статья посвящена проблеме формирования идентичности у детей, которая на сегодняшний день определяет российскую образовательную политику, стимулируя поиск альтернативных путей ее реализации. В данной статье отражены результаты научноисследовательской работы по проектированию системы, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей народов Севера в формате учебной программы и учебных пособий. Исследование проводится в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в Научно-исследовательском институте Республики Саха (Якутия) с 2015 года. Автором рассмотрены регионы России, где проживают коренные малочисленные народы, и их особенности, оказывающие значительное влияние на процесс формирования идентичности у детей Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the problem of identity construction in children, which defines Russian educational policy today, actuating the search for alternative ways to implement it. This article reflects the results of a research work on designing a system aimed at formation of civil, regional, and ethno-cultural identity in children of the peoples of the North in form of a curriculum and teaching aids. The research has been carried out within framework of a public assignment from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation at the Scientific Research Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia) starting from 2015. The author has examined regions of Russia inhabited by indigenous small peoples, as well as their distinctive features that have a significant impact on the process of identity construction in children of the North

Текст научной работы на тему «Язык и культура в формировании идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера»

Иванова Алёна Васильевна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт национальных школ Республики Саха (Якутия)», Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования идентичности у детей, которая на сегодняшний день определяет российскую образовательную политику, стимулируя поиск альтернативных путей ее реализации. В данной статье отражены результаты научно-исследовательской работы по проектированию системы, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у детей народов Севера в формате учебной программы и учебных пособий. Исследование проводится в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в Научно-исследовательском институте Республики Саха (Якутия) с 2015 года. Автором рассмотрены регионы России, где проживают коренные малочисленные народы, и их особенности, оказывающие значительное влияние на процесс формирования идентичности у детей Севера.

Ключевые слова: коренные северные народы, гражданская, региональная, этническая идентичность, культура Севера

Abstract

The article covers the problem of identity construction in children, which defines Russian educational policy today, actuating the search for alternative ways to implement it. This article reflects the results of a research work on designing a system aimed at formation of civil, regional, and ethno-cultural identity in children of the peoples of the North in form of a curriculum and teaching aids. The research has been carried out within framework of a public assignment from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation at the Scientific Research Institute of National Schools of the Sakha Republic (Yakutia) starting from 2015. The author has examined regions of Russia inhabited by indigenous small peoples, as well as their distinctive features that have a significant impact on the process of identity construction in children of the North.

Keywords: northern indigenous peoples, civil, regional, ethnic identity, culture of the North

В условиях современного мира как никогда прежде необходимы единство, духовная консолидация во имя совместного мирного будущего. И в реализации этой общей цели вклад каждого народа независимо от количества и места жительства бесценен.

Коренные малочисленные народы - это народы, с численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, Сибири и на Дальнем Востоке. Эти народы живут на огромной территории, составляющей более 70% Российской Федерации и граничащей с такими государствами, как Финляндия, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Северная Корея, Китай, Монголия, Казахстан.

Народы Севера живут в местах традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционный уклад жизни, виды хозяйствования и промыслы. Уникальность этих народов в стремлении сохранить самобытную культуру, родной язык, образ жизни и занятия своих предков. Но в эпоху глобализации возникает угроза исчезновения родных языков и этнической культуры северных народов. Как отмечает Андрей Кривошапкин, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, «существующие проблемы сохранения и развития языков коренных малочисленных народов Севера, в основном, зависят от нас самих. Мы сами не владеем, не изучаем свой язык, не ведем надлежащей работы с нашей молодежью. Между тем родные языки - это единственное условие идентификации каждого северного народа, исчезнут языки - исчезнут народы. Нужно гордиться родным языком, своим народом» [4, 9].

Регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока обладают огромными природными ресурсами, и их устойчивое развитие относится к одним из приоритетных задач социально-экономической политики России. Развитие этих регионов подразумевает сохранение и возрождение национальной культуры и традиционного образа жизни тех северных народов, которые населяют эти территории. Общеизвестно, что язык сохраняет и отражает культуру, является средством ее выражения. В связи с чем, именно возрождение и сохранение культуры должно стать одной из центральных задач культурно-образовательной политики, для реализации которой необходимо учитывать этнорегиональные особенности, культурные и языковые различия коренных малочисленных народов.

Следует отметить, что языки малочисленных народов ведущими исследователями в области языкового образования относятся к исчезающим. Понятие «Языки, находящиеся под угрозой исчезновения» ввело ЮНЕСКО в 2003 году. Группой экспертов были выделены 9 критериев оценки состояния языка:

• преемственность поколений;

• абсолютное количество говорящих на языке;

• пропорция и соотношение говорящих к общему количеству населения;

• изменения в сфере использования языка;

• отклик на новые сферы деятельности и средства массовой информации;

• доступность материалов для языкового образования и грамотности;

• отношение Правительства, государственных институтов и политики, включая статус

языка и его использование;

• отношение самих членов сообществ к своему родному языку;

• тип и качество документирования, документации.

По языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, по мнению специалистов, к сожалению, нельзя дать положительный ответ на перечисленные критерии оценки [1, 73-74].

Что можно предпринять в данной ситуации?

О'Рурк и Пужолар признают, что «связь между аутентичностью и идентичностью может быть использована, чтобы ограничить использование миноритарного языка теми, кто не соответствуют критериям носителя языка», а это может «отпугнуть новичков в языке и иногда отвратить их вообще от использования» [10, 47-67]. Вслед за ними американский исследователь Джоан Ф. Шевалье считает, что не надо идеализировать носителей языка, а нужно искать способы вовлечения молодежи и поддержать обучение и их желание заниматься языком и культурой [8, 66].

Процесс возрождения языка и культуры возможен именно через систему образования.

Формирование у детей гражданской идентичности - одна из приоритетных задач современного российского образования. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что он направлен на обеспечение «российской гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонациональной России» [9].

В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации: отмечается, что «...основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры» [7]. «Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, содействие этнокультурному многообразию народов России» указаны среди задач Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [6].

На пути формирования гражданской идентичности связующим звеном выступает идентичность региональная, что является особенностью полиэтничного российского государства, имеющего 85 регионов, из которых практически все являются поликультурными. Вклад регионов в процесс становления гражданской идентичности огромен и его нельзя недооценивать. А региональная идентичность у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока имеет свою специфику в силу многоуровневости этого понятия. К микроуровню можно отнести понятие «я -представитель конкретного региона», к макроуровню - понятие «мы - северяне, мы -сибиряки, мы - дальневосточники».

Для решения проблем формирования идентичности гражданской, общероссийской немаловажная роль относится следующему типу - этнокультурной идентичности.

В процессе формирования этнокультурной идентичности у детей принципиальное значение имеют возрастные особенности. Этой проблеме посвящены работы многих исследователей в области психологии, социологии, педагогике. Например, Жан Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности; 2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык; 3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [5].

В Институте национальных школ Республики Саха (Якутия) с 2015 года проводится научное исследование, цель и задачи которого: научно-методическое обеспечение реализации основной образовательной программы, в части, направленной на комплексное формирование гражданской, региональной, этнокультурной идентичности у детей коренных народов Севера. Результатом данных исследований стали разработки проектов учебной программы и учебных пособий по предмету (курсу) «Культура народов Севера».

Данный предмет (курс) наряду с предметами, входящими в обязательную часть базисного учебного плана, может внести немаловажную роль в формировании этнокультурной, региональной идентичности в образовательных организациях коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так как к 11 годам (это возраст выпускника начальной школы в России), по мнению психологов (например, Ж. Пиаже), ребенок имеет сформировавшуюся этническую идентичность, этот предмет (курс) рекомендуется вводить в учебный план с младшего школьного возраста. Учитывая психолого-возрастные особенности младших школьников, структура данных учебных пособий выстроена таким образом, что в начальных классах дети знакомятся с самобытной культурой своего народа, в основной школе содержание курса построено на принципах межкультурной коммуникации. «Знание и понимание базовых ценностей культуры и традиций родного народа закладывают основы для усвоения культуры народов совместного проживания и ведут к освоению ценностей русской и мировой культур. В современном человеческом сообществе появился новый взгляд на место и роль Арктики и Севера в мировых процессах. Малоизвестная мировому сообществу культура северных народов теперь воспринимается не как отживающая архаическая культура, созданная в самой холодной части планеты и сохранившая гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой» [3, 10005].

Тематическое содержание пособий сформировано на основе базовых ценностей, отраженных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [2, 18-19]. Система базовых национальных

423

ценностей лежит в основе процесса формирования позитивного типа этнокультурной, региональной и гражданской идентичности. Например, стержневыми темами учебных пособий по предмету (курсу) «Культура народов Севера» для младших школьников стали такие темы, как «Семья, род», «Наше село», «Наш район» и другие. Среди тем в пособиях для учащихся основной школы можно выделить такие, как «Родной край», «Наша Родина и её народы», «Традиционный уклад жизни», «Традиционные занятия коренных малочисленных народов», «Традиционные промыслы», «Север глазами этнографов», «Обрядовая культура северян», «Верование коренных народов» и другие.

В духовно-нравственном воспитании, формировании позитивных типов идентичности роль художественной литературы неоценима, в связи с чем в пособиях имеется рубрика «Страницы книг», где учащиеся смогут познакомиться с отрывками произведений известных писателей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выбор произведений не просто соответствует определенной теме, но и помогает увидеть картину мира глазами представителей разных этносов, тем самым в эмоционально-образной форме содействует более полному раскрытию тематики. Если отрывок заинтересует, при желании дети могут ознакомиться с полными текстами произведений самостоятельно, используя возможности информационных технологий или просто сходив в библиотеку. Основополагающим принципом при отборе произведений было обращение к вечной классике, так как это общепризнанные ориентиры. Но никаких ограничений нет, и ребенок вправе двигаться дальше в поиске знаний и искать дополнительные материалы с позиции человека XXI века.

Для поиска ориентиров в перенасыщенном обилием информации высокотехнологичном современном мире в помощь детям и их учителям придут рубрики «Для любознательных» и «Словарь», где даются краткая информация об интересных фактах культуры и приводятся объяснения слов, без которых представления картины национальной культуры народов Севера была бы неполной.

С целью привития навыков исследовательской деятельности после изучения основных тем авторы пособий предлагают проектные работы, при выполнении которых создаются группы, учащиеся учатся обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, работать во взаимодействии не только со своими сверстниками: во время подготовительного этапа к работе над проектом целесообразнее привлечь и родителей, родных. Совместная работа будет способствовать правильному определению отношения к ценностям культуры не только своего, но и других народов.

Российская Федерация - одно из многонациональных государств мира с многовековым

опытом совместного проживания более 190 национальностей. В 25 из 85 российских

субъектов или регионов живут 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока. Особенность этих народов не только в малом количестве, но и в

дисперсности их расселения. Такой признак носит исторический характер, поэтому он даже

служит объединению коренных этносов. На территории России представители

малочисленных народов Севера населяют регионы Северо-Западного, Уральского,

Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. 424

Таким образом, систему формирования идентичности северян можно представить в форме трехступенчатой модели: общероссийская гражданская идентичность (мы -россияне) на основе этнокультурной идентичности (я - представитель своего народа), связующим звеном между двумя типами выступает идентичность региональная (мы -северяне, мы - сибиряки, мы - дальневосточники). Именно осознание личностью общности со своим этносом служит основой для построения поликультурного российского общества, а национально-региональное разделение России способствует реализации этой цели.

Список литературы

1. Булатова, Надежда Яковлевна. 2011. «Язык и этническая идентификация». Доклад на Международной научно-практической конференции «Реальность этноса : северное измерение» : Санкт-Петербург, 12 октября 2011. - СПб. : Астерион, 2011. - 228 с. 68-74 с.

2. Данилюк, Александр Ярославович, Кондаков, Александр Михайлович, Тишков, Валерий Александрович. 2009. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»: Рос. акад. образования. — М.: Просвещение.

3. Ivanova, Alena, Filippova, Nina, Vinokurova, Ekaterina. 2016. «Formatoin of intercultural identity in children of nothern people in a multilingual context». «International Journal of Environmental and Science Education», Т. 11, 17. С. 9999-10009.

4. Кривошапкин, Андрей Васильевич. 2012. «Приветствия органов государственной власти». Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции «Педагогика Севера: образовательные ресурсы для детей на родных языках коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации» : Якутск, 21-24 февраля 2012. 9-10 с.

5. Пиаже, Жан. 1994. Избранные психологические труды. М.- 680 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №594 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» // http://government.ru/docs/4022/ (дата обращения: 02.07.2018).

7. Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?1;1644521 (дата обращения:

10.07.2017).

8. Шевалье, Джон Ф. 2015. «Проблемы возрождения языка : родные языки и носители языка» //Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации : коллективная монография. - Якутск : Медиа-холдинг «Якутия», 2015. - 416 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897; с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577) : минобрнауки. РФ // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения:

30.06.2018).

10.0'Rourk, B., Pujolar, J. 2013. From native speakers to new speakers-problematizing nativeness in language revitalization contexts. Histoire epistemologie langage, 35 (2), 47-67.

425

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.