ПОВЫШЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДУХОВНОГО УРОВНЯ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР Абдужаббарова М. Email: [email protected]
Абдужаббарова Мусаллам - доцент, кафедра педагогики и психологии, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: одной из приоритетных задач государства является содействие воспитанию высокодуховной, самостоятельно мыслящей молодежи, обладающей глубокими знаниями, опирающейся в своих взглядах на национальную идею, своими действиями, образом жизни подтверждающей приверженность национальным духовным ценностям, идеям патриотизма и гуманизма. В статье рассматриваются место и роль искусства в условиях культурной глобализации, проблема реализации воспитательного потенциала искусства. Определены функциональные возможности и перспективы развития эстетической культуры личности, в том числе в процессе взаимодействия культур разных народов. Особое внимание уделено формированию художественной культуры молодёжи.
Ключевые слова: искусство, культурная глобализация, художественная культура, национальная культура, всеобщая культура, функции культуры, формирование эстетической потребности, эстетического вкуса, мировосприятие, национальная самобытность, национально-культурная идентичность.
IMPROVING THE CULTURAL AND SPIRITUAL LEVEL OF YOUNG PEOPLE IN THE PROCESS OF INTERRIVALING NATIONAL CULTURES Abdujabbarova М.
Abdujabbarova Musallam - Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, UZBEKISTAN STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: от of the priority tasks of the state is to promote the upbringing of highly spiritual, independent-minded young people with deep knowledge, based in their views on the national idea, their actions and way of life confirming their commitment to national spiritual values, ideas of patriotism and humanism. The article discusses the place and role of art in the context of cultural globalization, the problem of the realization of the educational potential of art. The functional capabilities and prospects for the development of the aesthetic culture of the individual, including in the process of interaction of the cultures of different peoples, have been determined. Particular attention is paid to the formation of the artistic culture of young people.
Keywords: art, cultural globalization, artistic culture, national culture, universal culture, cultural functions, the formation of aesthetic needs, aesthetic taste, world perception, national identity, national and cultural identity.
УДК: 37.025
В современном мире нарастает тенденция к актуализации проблемы глобализации - процесса интеграции государств и народов в различных областях деятельности. В указанном контексте обостряется проблема культурной глобализации, национально-
культурной идентичности, которая имеет прямое отношение к этнической и национальной культуре и менталитету целых стран и народов. Казалось бы, глобализация должна служить своеобразным проводником для взаимодействия и взаимообогащения разных культур в процессе равноправного диалога, но на самом деле наблюдается унификация и шаблонность, стандартность культуры, её массовость, потеря её самобытности, индивидуальности, коммерциализация литературы, искусства, штампование интеллектуальных товаров, сужение поля культурных ценностей [1], в результате чего появляются низкие по качеству, примитивные произведения. Все это приводит к нарушению критериев художественности, появлению искусственных стандартов и, как следствие, искажению эстетических задач и функций искусства. Игнорируется культурно -историческое наследие, аккумулировавшее этнографические, духовно-нравственные, религиозные смыслы, преемственность национально-культурной идентичности.
Вышеизложенное актуализирует задачи искусства, связанные с его воспитательной функцией, формированием художественного сознания, общекультурного мировоззрения, эстетического мировосприятия, эстетического вкуса и потребности личности в познании и освоении разных пластов художественной культуры. Отсюда возрастает значимость повышения уровня духовности молодёжи, её культуры как важнейшей социально-педагогической проблемы.
Образовательно-воспитательная работа в системе непрерывного образования выступает основой духовного формирования гармонично развитого поколения, поэтому проблемы повышения её эффективности обретают особую актуальность [2].
Основным ядром и духовным потенциалом творческого развития личности является художественная культура и важнейший её компонент - искусство.
В условиях культурной глобализации, перестройки общественно-экономических отношений художественная культура представляет особую ценность. Процесс формирования художественной культуры молодёжи будет более эффективным, если осуществлять комплексное воздействие всех видов искусства на её эмоционально -волевую сферу [3] (интеллект идёт на поводу у эмоций).
Целесообразно реализовать такие функции художественной культуры, как эстетическая (формирование чувства прекрасного, эстетического вкуса, эстетического сознания), идеологическая (оценить идейную позицию автора, его мировосприятие), познавательная (открыть для себя исторические факты, психологию автора, познать тонкости его мироощущения), коммуникативная (искусство как проводник знаний, чувств, средство духовного общения), воспитательная (формирование духовной, целостной личности, общечеловеческих ценностей, осмысление гуманистических категорий добра, красоты и др.).
Человек с самого раннего детства соприкасается с произведениями искусства. Так, мать вкладывает в колыбельную песню силу своей любви, удовлетворяя потребность ребенка в безопасности. По мнению исследователей, колыбельные песни во многом способствуют развитию духовности личности, формируют позитивный личностный потенциал. В колыбельных песнях гармонично сочетаются элементы устного народного творчества и духовный мир матери.
Начиная с раннего школьного возраста, учащиеся должны приобщаться к важнейшему пласту художественной культуры - народному искусству: народным промыслам, фольклору, народным традициям, обычаям, раннему и современному традиционному искусству (архитектура, зодчество, миниатюрная живопись, каллиграфия, резьба по ганчу, камню, дереву и др.
В сознании детей и молодёжи народное искусство должно позиционироваться с уникальным видом творческой деятельностей, в том числе авторского мастерства, способствовать ощущению национальной гордости и сопричастности к творениям гения народа и рассматриваться как духовное личностное достояние, интеллектуально - нравственный капитал.
Установка к художественно-эстетическому восприятию мира заложена в самой природе человека. Так, инстинкт детского творчества проявляется в восприятии мира через призму образности и воображения. По этому поводу В. Сухомлинский отмечал следующее: «Дети должны жить в мире красоты, игр, сказок, музыки, рисунков, творчества». Важно, чтобы ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей духовной жизни, испытывал восторг перед красотой слова и образа [4, 18].
Для того чтобы оградить нашу молодежь от «всеобщей культуры», прежде всего, нужно воспитать здоровый художественно-эстетический вкус. Воспитательная функция искусства требует совершенствования всех его отраслей. Сегодня основное внимание уделяется развитию эстетической культуры личности в сфере образования, печати, СМИ, Интернет, информационно - коммуникационных технологий и других средств культуры, как театр, кино, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство, оказывающих непосредственное воздействие на сознание молодёжи.
Вопросы развития сферы культуры и искусства в течение многих лет является одним из приоритетных направлений государственный политики Республики Узбекистан. Постановлением Президента Республики Узбекистанав в 2017 году утверждена программа комплексных мер на основе международного опыта по повышению культурно-духовного уровня молодёжи посредством привлечения её к искусству, приобщения к лучшим образцам национальной и мировой культуры. Среди них проведение смотров и фестивалей театрального искусства, раскрывающих образы современников, героев нашего времени; проведение творческих встреч и мастер-классов с зарубежными музыкантами и композиторами, широкая пропаганда богатой культуры Узбекистана на международной арене и др. [5].
Развитие узбекского искусства всегда находится под пристальным вниманием государства. За годы независимости созданы детские школы искусства, музыки и художеств, из года в год количество учащихся этих школ возрастает. Построено 136 музыкальных и художественных школ, 142 школы капитально реконструированы и переоборудованы. Также функционируют 5 средних специальных музыкальных школ и лицеев, 14 музыкальных колледжей и Государственная консерватория Узбекистана, в которой 6398 педагогов обучают молодежь музыкальному искусству.
Появление электронных музыкальных инструментов позволило поднять узбекское музыкальное искусство на новый мировой уровень. Вместе с тем, классические музыкальные инструменты также постоянно совершенствуются и занимают свое достойное место в музыкальном искусстве нашего народа. За годы независимости в музыкальной культуре утвердились современные эстетические ценности.
Естественно, все виды искусства, развиваясь и совершенствуясь, служат главной цели - духовному воспитанию молодежи. Государство постоянно проявляет заботу о развитии искусства и является главной опорой в дальнейшей модернизации общества и воспитания творческой молодежи, толерантной к культурам народов мировой цивилизации.
Обращаться к узбекской национальной художественной культуре, искусству, национальным традициям с их художественными элементами необходимо в параллелях с художественной культурой и традициями других народов [3]. Так, Республика Беларусь, имеющая с нашей страной давние культурно-экономические связи, может заслуженно гордиться богатой национальной культурой, ценнейшими произведениями народного искусства, фольклором (песенное, музыкальное, декоративно-прикладное творчество), народными промыслами.
За последние годы динамичное развитие и поддержку получили все главные составляющие национальной культуры: историко-культурное наследие, художественное творчество на профессиональной и непрофессиональной (любительской) основе, аутентичные фольклорные коллективы, клубная
деятельность, библиотечное и музейное дело, кинематография, народные художественные ремесла.
Реализация воспитательного потенциала национальной культуры Республики Беларусь стала возможной благодаря государственным концепциям мировосприятия, отражающим эстетические идеалы народа: Концепции эстетического воспитания детей и молодежи (2000), Концепция учебного предмета «Изобразительное искусство» (2009), другим государственным нормативным документам, отражающим потребность в формировании у учащихся ценностно-смысловых ориентаций, основанных на нравственно-эстетических традициях и духовной культуре белорусского народа [6].
В настоящее время развивается динамичное партнерство между Белоруссией и Узбекистаном, оно содержит большой потенциал для развития культурного обмена и взаимообогащения национальных культур. Так, например в рамках реализации культурно-гуманитарной программы открыт Белорусско-Узбекский центр образования и культуры, расширяется сотрудничество в сфере высшего образования.
В целях сохранения и развития национальных традиций, обычаев и ценностей белорусского народа в Узбекистане действует культурный центр "Свиталак". Деятели искусств Узбекистана ежегодно участвуют в фестивале «Славянский базар» в Витебске, собратья из Белоруссии выступают на фестивале "Шарк тароналари" в Самарканде. В дни культуры Белоруссии в Узбекистане (2018) широко демонстрировались фотовыставки о белорусских культурных традициях, песенное и танцевальное творчество деятелей искусств Белоруссии.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать целесообразные установки и ориентиры в реализации воспитательного потенциала искусства:
• искусство как средство укрепления связи между этносами и государствами, путь взаимопонимания, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур; приобщение молодежи к культурным ценностям мира;
• диалог культур между поколениями разных этносов, создание благоприятного социокультурного пространства с целью расширения культурно - гуманитарного сотрудничества и реализации идей мира и демократии [3];
• выстраивание духовно-нравственных ценностей и ориентиров личности в процессе познания произведений искусства;
• реализация информационного, познавательного, созидательного, очищающего (катарсис), релаксационного, духовного потенциала искусства в учебно -воспитательном процессе, стимулирование обучаемых к самовоспитанию, творческой самореализации; мобилизация потенциальных когнитивных ресурсов личности;
• развитие культурного сотрудничества в сфере образования, обогащение содержания образования общекультурными, этнокультурными знаниями, использование инноваций в обучении, современных технологий формирования художественной культуры молодежи; продуктивный анализ общего и особенного в культуре разных народов (язык, быт, фольклор, произведения искусства);
• формирование национально-художественной культуры молодежи в процессе становления ее гражданского, патриотического, эстетического сознания;
• формирование интереса и потребностей молодежи к самостоятельному овладению пластами художественной культуры, творческой деятельности по созданию, изучению и пропаганде произведений искусства;
• содействие молодежи сохранению памятников отечественной и мировой культуры, воплощающих историческую память и культурное наследие прошлого;
• формирование стойкого культурно-идеологического иммунитета у молодежи, критическое отношение к псевдокультурным и идеологически чуждым образцам и стереотипам всеобщей культуры (субкультуры).
Таким образом, реализация воспитательного потенциала искусства способствует росту национального самосознания, сохранению духовного культурного наследия
народов, формированию целостного эстетического облика молодёжи, за которой
будущее страны.
Список литературы /References
1. Гутарева Н.Ю. Проблемы глобализации современной культуры. // Молодой ученый, 2015. № 9.
2. Мусурманова А. Концептуальные основы формирования духовной культуры молодежи в системе непрерывного образования // Проблемы педагогики, 2019. № 1 (40).
3. Проблема развития когнитивно-творческих способностей обучающихся в современных условиях. / Под редакцией Р.Х. Джураева. Т., 2012. С. 109.
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. М., 1989. С. 18.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан 31.05.2017 г. № Пп-3022. О мерах по дальнейшему развитию и совершентвованию сферы культуры и искусства.
6. Колядко Р.В. Процесс формирования ценностного отношения младших школьников к народной культуре Беларуси средствами декоративно-прикладного искусства. Учреждение образования «Слуцкий Центр детского творчества», 2012.