Научная статья на тему 'О формировании эстетико-педагогических представлений в генезисе древнерусской культуры'

О формировании эстетико-педагогических представлений в генезисе древнерусской культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА / ANCIENT RUSSIAN CULTURE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / CULTURAL EXPERIENCE / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КУЛЬТУРЫ РУСИ / SYNTHETIC ORIGIN OF CULTURE OF MEDIEVAL RUSSIA / РУССКОЕ "ВИДЕНИЕ" ЭСТЕТИЧЕСКОГО / RUSSIAN "SEEING" OF AESTHETIC / ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО / THE ART OF ANCIENT RUSSIA / КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОГО / CULTURE OF AESTHETIC / ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЭСТЕТИКИ / НРАВСТВЕННАЯ КРАСОТА / ETHICAL BEAUTY / ПОНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ / CONCEPT OF MUSICAL-PEDAGOGIC / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MUSICAL-AESTHETIC UPBRINGING / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волобуев В.А., Моругина Т.П.

В статье прослеживается генезис и традиции становления и развития древнерусской культуры, её философско-исторических, народно-эстетических художественных компонентов (искусство, фольклор, музыка и др.), а также истоки и трансформация понятий «воспитание», «образование», оказавших влияние на формирование первоначальных эстетико-педагогических представлений, в частности на динамику развития культуры Руси.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there are observed genesis and traditions of development of ancient russian culture, its philosophic, folk-aesthetic and art components (arts, folklore, music) as well as sources and transformation of concepts of “upbringing” and “education”, that influenced formation of initial aesthetic-pedadogic representation, particulary dynamics of development of the culture of medieval Russia.

Текст научной работы на тему «О формировании эстетико-педагогических представлений в генезисе древнерусской культуры»

ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ГЕНЕЗИСЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В. А. Волобуев, Т. П. Моругина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье прослеживается генезис и традиции становления и развития древнерусской культуры, её философско-исторических, народно-эстетических художественных компонентов (искусство, фольклор, музыка и др.), а также истоки и трансформация понятий «воспитание», «образование», оказавших влияние на формирование первоначальных эстетико-педагогических представлений, в частности на динамику развития культуры Руси.

Ключевые слова: древнерусская культура, воспитание, образование, культурный опыт, синтетическая природа культуры Руси, русское «видение» эстетического, древнерусское искусство, культура эстетического, периоды древнерусской эстетики, нравственная красота, понятие музыкально-педагогическое, музыкально-эстетическое воспитание.

In this article there are observed genesis and traditions of development of ancient russian culture, its philosophic, folk-aesthetic and art components (arts, folklore, music) as well as sources and transformation of concepts of "upbringing" and "education", that influenced formation of initial aesthetic-pedadogic representation, particulary dynamics of development of the culture of medieval Russia. Key words: ancient Russian culture, upbringing, education, cultural experience, synthetic origin of culture of medieval Russia, Russian "seeing" of aesthetic, the art of ancient Russia, culture of aesthetic, ethical beauty, concept of musical-pedagogic, musical-aesthetic upbringing.

На формирование традиций становления и развития древнерусской культуры, её философско-исторических, народно-эстетических, то есть имплицитных (искусство, фольклор, музыка и др.), художественных компонентов, а также истоков понятий «воспитание», «образование» оказывала влияние динамика развития самой культуры народа как часть его истории. По нашим представлениям, культура Руси формируется в период Х — начала XIII веков, что совпадает и со становлением русской государственности, поскольку в этот период именно государственность развивалась одновременно по хозяйственной, политической и культурной линиям. Следует иметь в виду, что Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоявшего поначалу из различных племён, а затем как государства, 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (48) июль

жизнь которого развивалась на огромной территории. И, конечно, в первую очередь весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры, сохраняя в то же время свои региональные черты (одни — для Поднепровья, другие — для СевероВосточной Руси и т.д.).

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем: как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным, международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси нашли отражение как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских словен, других восточнославянских племён, так и традиции соседних народов — угро-финских и тюркских племён, балтов, иранских народностей, с которыми Русь -август 2012 35-39 35

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.

В этот же период Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.

Таким образом, культура Руси с самого начала складывалась как синтетическая, то есть находящаяся под влиянием различных культурных традиций, стилей и направлений.

Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие образцы и в целом заимствовала их, но применяла их к своим культурным традициям, к своим дошедшим из глубин веков духовной специфике, народному опыту, пониманию окружающего мира. Русская культура формировалась, перерабатывая существующие культурные образцы с учётом своих реалий, постоянно преломляя эти образцы в абсолютно русском стиле, то есть с позиций своего понимания и представления о прекрасном (4, с. 137). Другими словами, с позиций — своего видения эстетического.

Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, её наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старых культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Долгие годы русская культура — устное народное творчество, музыка, зодчество, живопись, художественное ремесло — развивалась под влиянием язычества. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а следовательно, и их представления об эстетическом — «... о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии» (4, с. 138).

Однако христианство, оказав сильное воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, музы-

ки, развития грамотности, школьного дела, библиотек, то есть в тех сферах, которые были теснейшим образом связаны с жизнью Церкви, с религией, — так и не смогло преодолеть языческих истоков русской культуры. Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, преобладавшая в городах, и язычество, которое ушло «в тень», но по-прежнему существовало в отдалённых частях Руси, особенно на северо-востоке. Эта двойственность отразилась в духовной жизни общества, народном быту — во всем развитии русской культуры. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на всё развитие русской культуры в период раннего Средневековья.

Открытость и синтетичность древнерусской культуры, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний — все это привело к появлению, так называемому в мировой истории, феномену русской культуры.

Процессы генезиса эстетического воспитания, народно-песенного искусства и др. в русской культуре протекали в условиях синтетического характера самой традиции и её апелляции к такой важной эстетической категории, как прекрасное.

Древнерусское искусство — живопись, скульптура, музыка — с принятием христианства также переживало ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву и камню создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство подчинено высшей цели — воспеванию Бога, деятелей Церкви, деяний апостолов, святых. Если в языческом искусстве олицетворялась природа, многообразие её проявлений и кра-

сота, то церковное искусство воспевало победу «духа» над «плотью», утверждало высокие подвиги человеческой души ради нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния (в западноевропейском понимании — скульптура) создавались в основном по церковным канонам: отсекалось всё, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи, возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становившийся местом молитвенного общения людей с Богом, — всё это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и её выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было существовать лишь раз и навсегда установленным образом; художник, музыкант становился послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.

Перенесённое на русскую почву, каноническое по содержанию, блестящее по исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы — солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С приходом на Русь «...византийское церковное искусство ... испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (разрядка наша. — В. В., Т. М.)» (4, с. 147). Таким образом, формирование древнерусской культуры и всех её составляющих (устного народного творчества, зодчества, литературы, музыки и др.) проходило, с одной стороны, в условиях традиций язычества, которые крепко укоренились в ней, а с другой — в обстановке влияния византийской духовно-религиозной церковно-христианской традиции, испытывающей мощное влияние русской народно-языческой традиции. Языческие культы, традиции, народное художественное творчество, народная педа-

гогика в большей степени сохранялись в русских сёлах, церковная культура в большей степени развивалась в городской среде (4, с. 138). В этих же условиях на Руси нашла своё дальнейшее развитие и эстетическая традиция.

Культура народа неразрывна с его бытом, повседневной жизнью. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в сёлах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора (4, с. 150). «Они поддерживали свой быт, хозяйство, разводили скот, распахивали новые земли, разводили скот . охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагом жилища. Причём пахари выходили в поле вооружёнными рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучины женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин, (4, с. 151). Иными словами, проистекал процесс формирования культуры эстетического как народно-художественного феномена.

Генезис понятия «эстетическое» на Руси восходит к периоду формирования древнерусской культуры в целом (как мы показали выше) и эстетической мысли в частности. Древнерусская эстетическая мысль имела три главных источника: сам феномен русской культуры, «материально-художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику, проникавшую на Русь с конца Х века, нередко в южнославянской редакции ("Шестоднев" Иоанна Экзарха Болгарского и др.)» (3, с. 85).

На формирование эстетико-педа-гогических представлений оказало особое влияние древнерусская эстетика, которая складывалась в период с XI по XVI века. Освещение этого вопроса не входит в содержание данной статьи, поскольку его рассмотрение требует отдельного внимания.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

Для периода древнерусской эстетической мысли в европейском понимании её сущности и содержания, которая своим генетическими корнями опиралась на древнерусские её основания в русской культурной традиции, понятие «эстетического» связано с активным освоением «. византийского художественно-эстетического наследия на основе восточнославянского мировосприятия» (3, с. 85). В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произведениях Иллариона, Кирилла Туровского, игумена Даниила и др. книжников отражены представления древних русичей о красоте (природной, духовной, художественной) об искусстве возвышенном, героическом (3, с. 85).

К середине XIV века в эстетическом сознании и эстетическом (в современном понимании как категории эстетики) значительное место занимает нравственная красота. В устном народном творчестве и литературе «.складываются идеальные образы народного героя (князя, ведущего русичей на захватчиков) и духовного пастыря. Первый образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства; у второго преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится в человеке не меньше мужества и отваги» (3, с. 86).

Музыка, музыкальное искусство среди других искусств в древнерусской культуре занимали особое место. При этом музыка находила своё развитие и проявление не только в художественно-культурологических проявлениях, но и в контексте музыкально-педагогического осмысления, музыкально-эстетического воспитания, в частности.

Первые сведения о феномене «музыкально-эстетическое воспитание Древней Руси», начиная с XIV века, содержатся в текстах берестяных грамот, отрывках из летописей, государственных документах о просвещении, образовании и воспитании, народной педагогической мысли, хотя, например, педагогических произведений тогда не было, поскольку педагогика к этому периоду ещё не выделилась

в самостоятельную область знания (1, с. 5). В то же время понимание эстетического, музыкально-эстетического воспитания, как и педагогической мысли в целом, присутствовало во всей древнерусской культуре — устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях, обрядах. Воспитательный опыт многих поколений включался в летописи, поучения, жития и т.д. В древнерусских книгах встречается немало изречений, советов и рекомендаций по этому вопросу. Большое внимание воспитанию в целом, эстетическому и даже музыкально-эстетическому развитию уделено народной культурой: это колыбельные песни, пестуш-ки, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, в которых донесла до нас народная память образцы культурного наследия прошлого духовного опыта (1, с. 6).

В формах древнерусской культуры — устном народном творчестве, живописи, бытовых традициях, обычаях, обрядах, народной педагогике, певческом искусства, присутствовали и элементы музыкально-эстетической традиции. И хотя в Древней Руси, например, не было детской литературы, музыки, книжной графики, общая культура русского народа была в высшей степени и педагогична, и художественна. Древнерусская культура и народная педагогика большое значение придавали воспитанию таких нравственных качеств, как правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим. Известно, что на Руси детей учили грамоте с детства, но грамотность, как показывают многочисленные находки археологами берестяных грамот, была распространена в основном в городах (1, с. 6).

Первоначально обучение на Руси по издревле сложившийся традиции обычно начиналось с семи лет и продолжалось около двух лет. Обычно учитель обучал 8—10 учеников по рукописным книгам, а позднее и по печатным. Вначале дети заучивали азбуку, затем слоги. Письмо изучалось параллельно с чтением. Дети получали и навыки счёта. В процесс обучения включалось и изучение народного искусства.

В частности, много «. места в программах обучения отводилось пению» (1, с. 25).

Но гораздо раньше, нежели обучение грамоте и музыке, ребёнка вводили в единый для всех возрастов мир специфической русской культуры и учили жить в нём самостоятельно, ответственно и серьёзно, наравне с взрослыми. Это мир органически сплочённых вокруг письменно-литературного в городах, устно-народного на селе видов творчества — прикладного искусства, живописи, зодчества, музыки (в основном это народно-интонационная традиция «человеческого голоса». — В. В., Т. М.). В этом ансамбле искусств не делалось существенного различия между взрослыми и детьми (см.: 1, с. 6). Древняя Русь была и мудрей, и умней, и эрудированней, и искусней, чем её часто представляют. Настоящая мудрость не преследовала временных эффектов, не приветствовала превосходство силы над справедливостью, нечестную добычу. Она стремилась распространять на всю жизнь нравственные отношения. Однако именно духовная мудрость требовала упорной работы, постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей, осмысления своего места в ней, требовала «литературного, музыкального и эстетического развития — но только вдобавок к нравственному» (1, с. 8). Например, исследователями давно установлено огромное влияние обрядов и народных песен на воспитание детей. «Пастушеские песни и обря-

ды, циклы весенних, летних, осенних ритуальных, венчальных песен — далеко не полный перечень средств воспитания» (1, с. 15—16).

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем заключить, что древнерусская культура как изначальное основание феномена русской культуры в целом складывалась на основе многих факторов. Для неё характерна мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей историей восточного славянства, угро-финских и тюркских племен, а также переплетение христианских и народно-языческих влияний. Формирование эстетико-педагогических представлений проистекало в этих же условиях.

В настоящее время генезис постсоветской российской государственности и самоидентификация русской культуры происходит на фоне общемировых глобальных процессов, а именно: стремительного «притока» других национальных культур и традиций. В связи с этим осмысление сущностных и содержательных оснований русской культуры, истории и особенностей ее культурного начала может и должно являться ориентиром дальнейшего формирования, развития и самосохранения культурного типа, называемого «русская культура», в русле которой осуществляется процесс дальнейшего формирования и осмысления эстетико-педагогических представлений и эмпирики.

Примечания

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв.

— М.: Педагогика, 1985. — 363 с.

2. Бычков, В. В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. — М.: Гардарики, 2002. — 556 с.

3. Древнерусская эстетика // Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

4. История России с древнейших времён и до наших дней: в 2 т. / под ред. А.Н. Сахарова.

— М.: Проспект, 2008. — Т. I. — 544 с.

История русской философии / под ред. М.А. Маслина. — Изд. 2-е. — М., 2008. — 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.