Научная статья на тему 'Национальная культура в эпоху глобализации'

Национальная культура в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5129
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL STATE / ERA OF GLOBALIZATION / NATIONAL SELF-AWARENESS / NATIONAL CULTURE / INTERETHNIC INTERACTION OF CULTURES / MASS CULTURE / CULTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чижевич Татьяна Андреевна

В статье рассматривается взаимосвязь национальной культуры и современных процессов глобализации. Анализируются основные тенденции, связанные с разрушением и снижением значимости национальной культуры под влиянием распространения массовой культуры и новых способов коммуникации. Делается вывод о том, что процесс взаимообогащения культур в эпоху глобализации является той самой компромиссной формой для сохранения национального самосознания, национальной культуры и культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

The article deals with interrelation of national culture and modern processes of globalization. The main trends associated with destruction and decline of importance of national culture under influence of spread of mass culture and new ways of communication are analyzed. It is concluded that the process of mutual enrichment of cultures in the era of globalization is the most compromising form for preservation of national self-awareness, national culture and cultural identity.

Текст научной работы на тему «Национальная культура в эпоху глобализации»

Чижевич Татьяна Андреевна

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается взаимосвязь национальной культуры и современных процессов глобализации. Анализируются основные тенденции, связанные с разрушением и снижением значимости национальной культуры под влиянием распространения массовой культуры и новых способов коммуникации. Делается вывод о том, что процесс взаимообогащения культур в эпоху глобализации является той самой компромиссной формой для сохранения национального самосознания, национальной культуры и культурной идентичности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/8/60.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 209-211. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 130.2

Философские науки

В статье рассматривается взаимосвязь национальной культуры и современных процессов глобализации. Анализируются основные тенденции, связанные с разрушением и снижением значимости национальной культуры под влиянием распространения массовой культуры и новых способов коммуникации. Делается вывод о том, что процесс взаимообогащения культур в эпоху глобализации является той самой компромиссной формой для сохранения национального самосознания, национальной культуры и культурной идентичности.

Ключевые слова и фразы: национальное государство; эпоха глобализации; национальное самосознание; национальная культура; межнациональное взаимодействие культур; массовая культура; культурная идентичность.

Чижевич Татьяна Андреевна

Нижневартовский государственный университет tany160992@mail. т

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Процессы глобализации, охватывающие мировые тенденции развития современного общества, затрагивают в той или иной степени все виды человеческой деятельности, включая культурную, политическую, экономическую и социальную. В прошлом события, связанные с глобализацией, явно просматривались, прежде всего, в политической и экономической сферах, однако с момента появления новейших технологий, средств коммуникаций они постепенно переместились в сферу культуры. При этом необходимо учитывать, что культурная глобализация - это явление широкое по своему охвату, и «проявляется оно в формировании глобализированных однородных средств массовой информации, литературы, искусства, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения, распространения наркобизнеса, не знающего границ и национальностей» [2, с. 18]. Присутствуя в различных сферах человеческой деятельности, процессы глобализации обостряют видение таких важных проблем, как сохранение национального культуры и самосознания, а также культурной идентичности.

Характеризуя процессы глобализации в современном мире, можно отметить такие важные ее составляющие, как, например, географические границы социальных и культурных систем. Как следствие культурные ценности, трансформируясь, могут переходить из одного общества в другое. При этом такие межнациональные взаимодействия культур, при которых различия традиций не исключают, а дополняют друг друга, являются исторически сложившейся тенденцией. Этот процесс состоит в постоянном приобщении всего человечества к наиболее прогрессивным культурным инновациям [3, с. 63]. Такая модель может основываться только на взаимном уважении и доверии к другой культуре и ее традициям. В этом случае большое значение имеет международный аспект диалога культур.

В связи с процессом глобализации важным остается вопрос о соотношении роста общемировой культуры с судьбой национальных культур. В настоящее время характерно уменьшение значимости, или дезактуали-зация национальной культуры в мире. Государство как гиперкорпорация становится все более управляемым законами «глобального рынка» [4, с. 11]. Национальное государство, утрачивающее способность эффективно управлять различными процессами в обществе, вынуждено проводить реформы, вводить новые законы, которые зачастую не соответствуют собственным национальным интересам. Об изменении значимости национального государства свидетельствует следующий факт: неспособность сложившихся национальных институтов и инструментов публичной политики противостоять новым социально-политическим и экономическим ситуациям в стране. Возникновение такого фактора связывают с наступлением «второй эры глобализации», когда национальные институты власти остаются за границами этой модели и фактически лишаются суверенитета. Между тем, именно национальное государство способно создавать, оказывать поддержку и осуществлять контроль над всей системой воспроизводства и передачи информации, формирующей то всеобщее пространство, которое называется национальной культурой, и приобщение к ценностям которого возможно только в процессе образования.

Одной из причин разрушения национальной культуры является стремительное распространение «культуры масс», или массовой культуры. Именно она выступает в роли универсального для всех культурного стандарта. В настоящее время массовая культура становится неким механизмом по продвижению американизации во все сферы жизни общества. Культура потребления, проникая сквозь государственные границы, обесценивает национальные особенности и создает универсальную и общедоступную единицу, которая и признается культурой глобализации. В этот период распространяются мировоззренческие ценности и традиции Запада, ориентированные в основном не на духовное содержание личности, а на ее интересы и потребности. Культура Запада преподносится как общемировая и самая развитая в результате активной рекламы западных ценностей, образа жизни и морали, основанной на принципах индивидуализма, близкого для стран бывшего СССР к нравственному эгоизму. Также благодаря странам Запада большими шагами активно распространяется эпоха потребления, при которой молодежь не способна ценить, сохранять и приумножать уже накопленный опыт, она может только тратить и использовать материальные блага.

210

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

«Односторонний характер культурного взаимодействия ведет к подавлению национальных культур и, в конечном счете, может привести к потере не только национально-культурной самобытности малочисленными народами, но и что хуже - к отторжению собственной культуры определенной страны» [3, с. 63]. «Целое поколение молодых людей, выросшее в эпоху господства массовой культуры и современного общества потребления, не в силе противостоять негативным тенденциям глобализации. Это поколение настолько управляемо и склонно к конформизму, что ориентируется в основном на собственные интересы. Воспринимать коллективные ценности, идею долга и приоритетности общего благополучия над частным оно будет не в состоянии. Гармония диалектического единства частного и общего может быть нарушена и окончательно примет сторону индивида» [1, с. 1097]. Государство, опираясь на систему образования и в целом на институты социализации, ориентированные в первую очередь на молодежь, должны создавать специальные условия и механизмы для сохранения и воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа.

Еще одной причиной существенного снижения значимости национальной культуры является трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного английского языка. Этим языком пользуются сегодня в качестве общего для всех стран средства общения, на английском передается информация и во всемирной компьютерной сети. Большое внимание к изучению иностранных языков является наглядным примером межнационального взаимодействия культур, при котором не избежать такого процесса, как унификация культур, или размывание культурно-национальной идентичности. В настоящее время во многих не западных странах распространение английского языка во все сферы человеческой жизнедеятельности очень сильно влияет на национальные культуры, аннулируя истоки национального сознания, коренящиеся в родном языке. Ведь известно, что язык выступает не только знаковой системой, но и отражением представлений и ценностей, скрепленных единой картиной мира. Разрушение национального языка неизбежно ведет к разрушению национальной культуры.

Подтверждением снижения роли национальной культуры можно считать и разрушение национальной, религиозной и культурной идентичности, при котором формируются новые принципы самоидентификации. Политико-культурная идентичность, или собственное отнесение гражданина к конкретной стране, сменилась таким феноменом, как «культурное гражданство». Сегодня такой вид гражданства в меньшей степени связан с правами и обязанностями гражданина определенной страны, в большей - с потреблением общеизвестных благ, которые навязаны в условиях глобализации. Е. Ф. Кейман и Э. Озбудун, изучая аспекты влияния глобализации на современное общество, отмечают, что наиболее мощным фактором формирования культурной идентичности является потребление. По их мнению, вне зависимости от существенных различий социальных групп, подходы к потреблению у них идентичны [6, с. 336]. Что касается религиозной идентичности, то можно отметить ее существенный рост. Но и тут глобализация оставила свой отпечаток, ведь это никак не связано с духовной потребностью людей, а скорее с потребностью в нововведениях во всех сферах жизни. В настоящее время многие церковные общины используют в своих обрядах сочетание нескольких совсем разных духовных традиций, которые, переплетаясь, образуют новую, более насыщенную и интересную для потребителя традицию. Все эти религиозные движения осуществляют свою деятельность скорее по типу субкультурных образований. Как правило, они направлены на поддержание собственной идентичности посредством некоторого вытеснения из сознания его членов чувства общности не только религиозной, но и культурной. Каждая церковная группа стремится создать некое неформальное движение, отличное от других, с целью выделения и вовлечения большего количества слушателей и учеников.

Оценивая роль национальной культуры при формировании современной общественной системы, можно прийти к выводу, что она обладает несравненно большим интегрирующим потенциалом, чем этническая культура. Распространение более развитой культуры от центра к относительно удаленным и изолированным местам происхождения и существования народной культуры является наиболее универсальным способом создания национального единства. Но этот процесс носит форму некоего «навязывания» и аналогичен национализму [7, с. 95]. Однако многие ученые связывают эти процессы с возрождением этнического самосознания и актуализацией этнической культуры, нежели с агрессивно-формирующим способом воздействия. Именно поэтому некоторые авторы предлагают такой национализм именовать «этнонационализм», наиболее мощными катализаторами которого сегодня являются религия, раса и язык доминирующего этноса [5, с. 166].

Таким образом, в настоящее время достаточно ярко проявляется тенденция резкого падения статуса национальной культуры. Необходимо осознать, что мир становится все теснее, и от потока информации, технологий и инноваций нельзя скрыться. Столкновения национальных культур с процессами американизации и распространением унифицированного общего для всех стран языка не избежать, но и нельзя не стараться сохранить то уникальное, что присуще национальной культуре. Поэтому процесс взаимообогащения культур в эпоху глобализации является той самой компромиссной формой для сохранения национального самосознания, национальной культуры и культурной идентичности.

Список источников

1. Гутова С. Г. О будущем отечественной духовной культуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 1096-1100.

2. Ильинский И. М. Вызовы XXI века // Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: материалы Междунар. конф. (г. Москва, 18-19 ноября 2000 г.) / отв. ред. И. М. Ильинский. М.: Социум, 2001. С. 16-26.

3. Квилинкова Е. Н., Сакович В. А. Национальная культура и глобализация // Славянские чтения: материалы Научно-

теоретической конференции. Кишинев, 2005. Вып. 3. С. 61-70.

4. Костина А. В. Диалог в современном мире: условия и возможности осуществления // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 9-20.

5. Костина А. В. Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 165-172.

6. Озбудун Э., Клейман Е. Ф. Культурная глобализация в Турции // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона; пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. М., 2004. С. 314-341.

7. Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ // Этнос и политика: хрестоматия / авт.-сост. А. А. Празаус-каз. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 94-98.

NATIONAL CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

Chizhevich Tat'yana Andreevna

Nizhnevartovsk State University tany160992@mail. ru

The article deals with interrelation of national culture and modern processes of globalization. The main trends associated with destruction and decline of importance of national culture under influence of spread of mass culture and new ways of communication are analyzed. It is concluded that the process of mutual enrichment of cultures in the era of globalization is the most compromising form for preservation of national self-awareness, national culture and cultural identity.

Key words and phrases: national state; era of globalization; national self-awareness; national culture; interethnic interaction of cultures; mass culture; cultural identity.

УДК 745/749 Искусствоведение

Данная статья представляет собой результаты исследования набивных и ремизных тканей, произведенных ленинградскими текстильными фабриками. Предмет исследования - орнаментальные мотивы и способы их компоновки в тканях для молодежной одежды. Объективное изучение этой темы предполагает обращение не только к советской периодике и монографической литературе, но и к исследованию непосредственно тканей, значительная часть которых сохранилась в частных собраниях. Анализ имеющихся источников позволил автору определить специфику оформления тканей 1980-1990-х гг.

Ключевые слова и фразы: текстильная промышленность; набивной орнамент; дизайн; мода; ленинградские фабрики; Алла Щипакина.

Широковских Маргарита Сергеевна, к. искусствоведения

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица ivarita@bk.ru

МОЛОДЕЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАБИВНЫХ ТКАНЯХ 1980-1990-Х ГГ.: ОПЫТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В настоящее время проектирование набивных рисунков связано как с применением прогрессивных технологий, так и с непрерывным развитием творческого процесса в сфере искусства. Изучение и систематизация знаний о проектировании отечественного промышленного текстиля позволяет применить полученные знания в учебном процессе (при составлении лекционных курсов), а также в профессиональной практике дизайнеров. В данной статье набивной орнамент рассмотрен в контексте перспективных направлений молодежной моды 1980-1990-х гг. Чрезвычайно важным источником для комплексного анализа набивного рисунка являются ассортиментные альбомы фабрики имени Веры Слуцкой, ткани из личных коллекций А. А. Щипакиной, М. А. Николенко, Н. А. Мальгуновой. Сейчас необходимо ввести эти произведения промышленного искусства в научный оборот, учитывая их особую информационную ценность и практическую значимость для художников по текстилю.

Ленинградская ситценабивная фабрика имени Веры Слуцкой - одно из ведущих предприятий текстильной промышленности во второй половине ХХ в. Ткани этого предприятия были хорошо известны не только на Северо-Западе страны, но и далеко за ее пределами. Качественные ткани с актуальными рисунками пользовались спросом в Средней Азии, на Кубе, в Таиланде, Марокко, Сингапуре, Афганистане; кроме того, они экспортировались в страны Прибалтики, Белоруссию, Чехословакию, Финляндию [15, с. 205].

Уже в 1970-х гг. было отмечено главное качество в их оформлении - чувство современности [Там же, с. 168]. На исходе ХХ в. эта тенденция усилилась в связи с рядом факторов. Экономическая система еще считалась плановой, но уже предъявляла вполне «рыночные» требования, в 1980-е гг. не замечать этого было просто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.