Научная статья на тему 'Национальное и общечеловеческое в литературных трудах композиторов Виктора Успенского и Алексея Козловского'

Национальное и общечеловеческое в литературных трудах композиторов Виктора Успенского и Алексея Козловского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / COMPOSER / НАЦИОНАЛЬНОЕ / NATIONAL / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / UNIVERSAL / МУЗЫКА / MUSIC / ИСКУССТВО / ART / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЖАНР / GENRE / КОМПОЗИТОР-ПИСАТЕЛЬ / COMPOSER-WRITER / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРУДЫ / LITERARY WORK RESEARCH / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абрарова Махина Фатхуллаевна

Динамика идентичности узбекского искусства, активное продвижение в общемировом пространстве, неуклонно возрастающий интерес к культуре узбекского народа, к «узбекской модели» актуализируют необходимость изучения феномена самобытной узбекской культуры в контексте национального и общечеловеческого. Линии взаимосвязей национального и общечеловеческого гибкие, креативные, подвижные, зачастую пересекающиеся, но всегда плодотворные. Общеизвестно, что чем больше нитей, связывающих различные национальные культуры, тем успешнее развивается общечеловеческая культура, обогащаемая достижениями отдельных национальных культур. Герметичные культуры, замыкающиеся в узких рамках, в сущности нежизнеспособны, не оставляя следа в мировой культуре. В статье рассматриваются литературные труды композиторов В. Успенского и А. Козловского, связанные с развитием музыкальной культуры Узбекистана. Характеризуется направленность исследовательской деятельности данных композиторов. На основе анализа научных статей делаются выводы о взаимосвязи национального и общечеловеческого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное и общечеловеческое в литературных трудах композиторов Виктора Успенского и Алексея Козловского»

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРУДАХ КОМПОЗИТОРОВ ВИКТОРА УСПЕНСКОГО И АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВСКОГО Абрарова М.Ф. Email: [email protected]

Абрарова Махина Фатхуллаевна - старший преподаватель, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: динамика идентичности узбекского искусства, активное продвижение в общемировом пространстве, неуклонно возрастающий интерес к культуре узбекского народа, к «узбекской модели» актуализируют необходимость изучения феномена самобытной узбекской культуры в контексте национального и общечеловеческого.

Линии взаимосвязей национального и общечеловеческого гибкие, креативные, подвижные, зачастую пересекающиеся, но всегда плодотворные. Общеизвестно, что чем больше нитей, связывающих различные национальные культуры, тем успешнее развивается общечеловеческая культура, обогащаемая достижениями отдельных национальных культур. Герметичные культуры, замыкающиеся в узких рамках, в сущности нежизнеспособны, не оставляя следа в мировой культуре. В статье рассматриваются литературные труды композиторов В. Успенского и А. Козловского, связанные с развитием музыкальной культуры Узбекистана. Характеризуется направленность исследовательской деятельности данных композиторов. На основе анализа научных статей делаются выводы о взаимосвязи национального и общечеловеческого.

Ключевые слова: композитор, национальное, общечеловеческое, музыка, искусство, культура, жанр, композитор-писатель, литературные труды, исследование.

NATIONAL AND COMMON TO ALL MAN BIND IN THE PENS OF VICTOR USPENSKIY AND ALEKSEY KOZLOVSKIY

COMPOSERS Abrarova M.F.

Abrarova Mahina Fathullaevna - Senior lecturer, DEPARTMENT OF THE HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORIY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the track record uzbek art, active advancement in general word space, steadily increasing interest to culture of uzbek folk, to "uzbek model" actual need of the study of the phenomenon of the original uzbek culture in context national and general human. The lines of the intercoupling national and general human flexible, rolling, crossing, but always seminal. The well-known that than more threads, linking different national cultures, that successfully develops general human culture, enriched by achievements of the separate national cultures. Germetichnye cultures, coming in narrow frame inherently not life capable, not leaving trace in world culture.

This article considered the literary works of Victor Uspenskiy and Aleksey Kozlovskiy composers associated with the development of musical culture of Uzbekistan. The direction of research activity of these composers is characterized. On the basis of the analysis of scientific articles conclusions are drawn about the relationship between national and universal.

Keywords: composer, national, universal, music, art, culture, genre, composer-writer, literary work research.

УДК 078.7

В наше время, в эпоху глобализации, проблемы национального и общечеловеческого особо актуализируются и приобретают новый смысл, становятся наиболее животрепещущими в странах, ставших суверенными государствами на рубеже ХХ-ХХ1 веков. В числе таких молодых государств находится Узбекистан, который имеет многовековую культуру и традиции, возрождение которых стало возможным только с обретением независимости.

В предлагаемой работе спектром нашего исследовательского внимания являются аспекты национального и общечеловеческого в творчестве композиторов Виктора Успенского и Алексея Козловского, получившие отражение в их литературных трудах. Эти композиторы, сформировавшиеся как личности и получившие высокопрофессиональное образование в России, волею судьбы оказались связанными с Узбекистаном, который стал для них второй Родиной.

Виктор Успенский (1879-1949) окончил Петербургскую консерваторию. Он приехал в Узбекистан, где стал одним из организаторов в 1918 году Народной консерватории в Ташкенте. Сферы творческой деятельности В. Успенского были широкими и разнообразными, но все они были устремлены к национальному -глубокому изучению жанров и форм узбекской музыки и созданию произведений, проникнутых национальным колоритом. В. Успенский сотрудничал с узбекскими бастакорами - носителями монодийной традиции, записывал Шашмаком в Бухаре, «Чормаком» от Ташкентского хафиза Шорахима Шоумарова. Он создал произведения на основе узбекских национальных мелодий.

Композиторская и этнографическая деятельность В.Успенского получили отражение в его научно-исследовательских трудах, посвященных узбекской музыке, а также других народов Средней Азии. Эти работы имеют большое значение в изучении национального наследия и свидетельствуют о глубоком постижении В. Успенским узбекской музыки, её природы и самобытности. В исследовании «Классическая музыка узбеков» В. Успенский основное внимание уделяет бухарским макомам, осуществляет их классификацию, рассматривает структуру. Свою работу В.Успенский завершает оптимистично - «Надо надеяться, что отношение культурных сил Узбекистана к исследованиям эпохи среднеазиатской классической музыки окажется в будущем значительнее и интенсивнее, чем было до сих пор, ибо нельзя отмести от истории народа его духовные достижения, выявленные в музыки в период его былого рассвета» [1, с. 38]. Эти слова, написанные, в далеком 1927 году, свидетельствуют, о глубине научной мысли ученого, его научной интуиции и прозорливости. Сегодня взгляд из XXI века на труды В. Успенского позволил сделать вывод об историзме мышления их автора. Национальное высвечивается в трудах В. Успенского как неотъемлемая часть общечеловеческого.

Столь же актуальна сегодня и другая работа В. Успенского - «Речитатив в узбекской опере», в которой ставится проблема национального в оперном искусстве. «Значение речитатива в музыке узбекской оперы как средства воплощения музыкально-сценических образов - огромно» - подчеркивал В. Успенский [1, с. 53]. В данном исследовании, написанном в 1948 году, композитор обобщил опыт творческой практики в области музыкально-сценических жанров, в частности, поделился процессом работы над речитативом оперы «Фархад и Ширин». «Работа над речитативом для композитора - узбека трудна, писал В. Успенский - тем более она трудна для европейца, не владеющего языком» [1, с. 59]. Следует отметить актуальность вывода и рекомендацию, которой завершается этот интересный труд: -«В заключение нам хотелось бы обратить внимание узбекских композиторов на то, что одна из их задач - большая и почетная - состоит в том, чтобы углубить и облагородить народный говор в речитативах, и тем самым выработать особенности музыкальной декламации в узбекской опере» [1, 384]. Таким образом, в этом

исследовании пересекаются линии национального и общечеловеческого, намеченные композитором и ученым в период зарождения узбекской оперы, как важнейшего жанра национальной культуры, имеющих общечеловеческие духовные ценности.

Алексей Козловский (1905-1977), окончивший Московскую консерваторию, приехал в 1930 году, когда В. Успенский увлеченно работал над созданием второй редакции музыкальной драмы «Фархад и Ширин» по поэме Алишера Навои. А. Козловский активно включился в процесс создания узбекской музыкальной драмы. Совместно с Талибджаном Садыковым он написал музыкальную драму «Даврон-ота» по пьесе С. Абдуллы и К. Яшена. В содружестве с М. Ашрафи и С. Василенко он создал музыкальную драму «Шерали» по пьесе X. Гуляма. Эти работы стали подготовительным этапом к созданию оперы «Улугбек», написанной в 1942 году.

Если деятельность В. Успенского была связана с Народной консерваторией, то А. Козловский стал одним из первых педагогов вновь открывшейся в 1936 году Ташкентской консерватории - первого музыкального высшего образовательного учреждения в Средней Азии. В процессе творческой практики, композиторской и педагогической, А. Козловский обращался к созданию научных исследований, являющихся отражением его музыкальных идей, мыслей касательно инструментоведения и оркестровки. Показательно в ракурсе нашей работы исследование А. Козловского «Отражение тембров узбекских народных инструментов в симфоническом оркестре», опубликованное в сборнике статей «Вопросы музыкальной культуры Узбекистана», вышедшем в свет в 1961 году в Ташкенте [2, 143]. В этом интереснейшем исследовании также пересекаются линии национального и общечеловеческого. А. Козловский подходит к рассмотрению проблемы с широких историко-культурных позиций, опираясь на капитальные труды мировой музыкальной практики и приходит к конкретному выводу: «Перед композиторами Узбекистана, как перед всеми композиторами, работающими в условиях самобытных национальных культур, предстаёт музыка, обладающая неповторимыми особенностями, яркой характерностью» [2, 145]. Подчеркивая, что Узбекистан обладает высокоразвитой культурой, А. Козловский выдвигает задачу обогащения композиторского знания ресурсов народной музыки посредством «подлинного слышания» [2, 146]. Иными словами, только глубокое проникновение композитора в богатство народного творчества дает ему возможность создать сочинение общечеловеческой значимости, высокой художественной ценности. Сегодня в XXI веке трудно переоценить значимость данной работы А. Козловского, многие помыслы которого оправдались в процессе развития инструментальной культуры в Узбекистане.

Талантливый композитор-писатель, обладающий литературным дарованием, А. Козловский облекал свои научные труды в увлекательное повествование о своей жизни в Узбекистане. Так, в русле нашего исследования весьма интересны страницы в статье «О некоторых особенностях узбекских ритмов», в которой А. Козловский вспоминает о весне 1936 года, когда он впервые очутился в Узбекистане, о встречах и беседах с Виктором Успенским, непосредственно связанным с узбекскими ритмами. Рассматривая запись напева из «Фархада и Ширин» В. Успенского, А. Козловский приводит любопытные аналогии с примерами из мировой классики из «Щелкунчика» П. Чайковского, Концерты для скрипки с оркестром И. Брамса, «Вакханалии» из оперы «Самсон и Далила» К. Сен-Санса и другие. «Виктор Александрович согласился со мной не сразу, а затем сказал: «А вот я Вам покажу такой случай, какого в Европе не знают, а здесь в Средней Азии - это один из наиболее часто встречающихся усулей»» [3, 150]. Диалог двух композиторов-ученых. Олицетворяющих собой личностей на пересечении линий национального и общечеловеческого, открывает нам новый взгляд на проблемы взаимосвязи этих эстетических категорий. Несомненно, что такие уникальные личности как В. Успенский и А. Козловский своей творческой деятельностью способствовали вхождению национальной культуры в круг

общечеловеческих ценностей. Естественно, что это не единичные случаи. Во многих молодых национальных музыкальных школах можно обнаружить аналогичные явления. В качестве одного из примеров следует назвать имя Петра Аравина, посвятившего свою деятельность развитию казахского музыкального искусства, исследовательская практика которого имеет значение в изучении творчества узбекских бастакоров [4, 24].

Несомненно, что изучение литературных трудов композиторов-писателей, ученых и музыкальных критиков, журналистов открывает исследователям новые перспективы изучения взаимосвязи национального и общечеловеческого, что очень важно для развития современной культуры.

Список литературы /References

1. Успенский В.А. Статьи, воспоминания, письма. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1980.

2. Козловский А.Ф. Отражение тембров узбекских народных инструментов в симфоническом оркестре // Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Ташкент, 1961.

3. Козловский А.Ф. Воспоминания. Статьи. Документы. Ташкент. «Musiqa», 2015.

4. Абрарова М.Ф. Значение исследовательской деятельности П. Аравина в изучении творчества узбекских бастакоров // Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 100-летию со дня рождения П.В. Аравина. Алматы, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.