будущих специалистов электронной музыки и звукорежиссеров не только создателей оригинальной аранжировки, но и специалистов, владеющих всей цепочкой музыкального творчества - от написания музыки и заканчивая ее интерпретацией.
Список литературы /References
1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учеб. пособие. СПб., 2011.
2. Дворко Н.И. Основы звукорежиссуры. СПб.: СПбГУП, 2005.
3. Петелин Р., Петелин Ю. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере. БХВ-Петербург, 2009.
ЭПОХА И ЕЕ ТАЛАНТЫ. В.А.УСПЕНСКИЙ (1879 - 1949) Баширова А.А. Email: Bashirova17135@scientifictext.ru
Баширова Альфия Аскаровна - и.о. доцента, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: ХХ век - эпоха развития композиторского, исполнительского, музыковедческого, творчества в Узбекистане. В этот период появилась целая плеяда профессиональных инициативных и просвещенных деятелей культуры, чей вклад в искусство, образование страны бесценен. Одним из таких был В.А. Успенский. Имя Виктора Александровича Успенского неразрывно связано с развитием узбекского искусства. В течение 30 с лишним лет он вел непрерывную работу в области сбора и изучения музыкального творчества народов Средней Азии. Труды его являются ценным вкладом в узбекскую музыкальную культуру.
Ключевые слова: народная музыка, жанр, этнограф, исследователь, музыкальное образование, пропагандист, творчество, музыкант, культура, фольклор.
THE EPOCH AND HER TALENTS. V.A.USPENSKIY (1879 - 1949)
Bashirova AA.
Bashirova Alfiya Askarovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT GENERAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: XX age - an epoch of the development композиторского, исполнительского, музыковедческого, creative activity in Uzbekistan. In this period appeared aiming pleiades professional initiative and enlightened figures of the culture, whose contribution to art, forming the country priceless. One of such were V.A. Uspenskiy.
The name Viktor Aleksandrovich Uspenskiy indissoluble is connected with development uzbek art. During 30 since spare years he unceasing work in the field of collection and studies music creative activity folk to CENTRAL ASIA. The Works his are a valuable contribution to uzbek music culture.
Keywords: public music, genre, ethnographer, researcher, music formation, propagandist, creative activity, musician, culture, folklore.
УДК 7.035.1
Искусство Узбекистана многогранно и многопланово. Оно прошло огромный путь развития: от одноголосный народной музыки, до современных жанров - симфонии и
оперы. В процессе этого творческого роста определенную роль сыграла русская музыкальная культура и Виктор Александрович Успенский являлся одним из тех русских музыкальных деятелей, которые все свои знания и опыт принесли в помощь культурному строительству национальной республики.
Композитор, исследователь, этнограф, один из первых в Узбекистане организаторов музыкального образования, неутомимый пропагандист и исследователь в области музыкального искусства - таково многообразное проявление многолетней деятельностей В.А.Успенского.
С юношеских лет, каждый год все каникулы он проводит в Ташкенте, куда к тому времени переселяют его родителей. Постоянное общение с искусством узбекского народа оказало заметное влияние на развитие его вкусов и интересов. Первоначальное, бессознательное впитывание им народно-песенных интонаций сравнительно рано уступает место вполне осознанному интересу к узбекскому музыкальному фольклору. Так, в один из своих каникулярных приездов, на весеннем национальном празднике в Шейхантауре, он записывает несколько народных мелодий. Ранние опыты Успенского представляют собой первые в истории узбекской музыки образцы нотной записи народной песни. Влечение к музыке было в нем так сильно, что он оставил военную службу в кадетском корпусе и поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1913 году Успенский окончил консерваторию по классу композиции у
A.К. Лядова.
В 1919 году правительством молодой Туркестанской Республики был организован специальный кабинет при открытой на год раньше Народной Консерватории, в задачу которого входило собирание и изучение узбекской музыки. Кабинету удалось собрать довольно большое количество народных инструментов и под руководством
B.А. Успенского начать работу по изучению национального инструментария.
Это работа, давшая В.А. Успенскому совершеннейшие знания о характерных особенностях каждого национального инструмента, послужило основой для того значительного вклада, которой внес В.А. Успенский в дело реконструкции узбекских народных инструментов [1, 45].
В 1923 году Успенский направляется в Бухару с целью сбора материалов по монументальному циклу шесть классических «Шашмакомов», представляющих собой большую художественную и историческую ценность. В этой работе приняли участие крупнейшие знатоки и исполнители Бухарской музыки: Ата Гиёс Абдугани и Ата Джалалиддин Назиров, и были записаны вокальные части «Шашмакома».
Начиная с 1925 года, следуют одна за другой музыкальные этнографические экспедиции. Собирается богатейший и ценнейший фольклорный материал. В.А. Успенский проникает в самые отдаленные уголки Средней Азии. Там он собирает песни, бережно хранимые народом в течение столетий.
В этой работе Виктор Александрович опирался на поддержку широких народных масс. Во время поездок завязывались тесные дружественные связи с певцами и сказителями, переводчиками, с пастухами и коневодами, с искусными мастерами-ремесленниками. Узбекский народ видел в В.А.Успенском не только ученого -фольклориста, но и единомышленника.
Фольклороведческая деятельность Успенского очень разносторонняя, главное его внимание было направлено на изучение музыкального творчество узбекского народа. Но его интересует фольклор и других народов Средний Азии. Совместно с известным исследователем узбекской народной музыки В.М. Беляевым собранный материал был обработан и издан.
В 1928 году в Самарканде был создан научно-исследовательский институт искусствознания. С этого времени фольклороведческая работа в Узбекистане принимает более планомерный характер. Под руководством директора института Н.Н.Миронова, и при участии молодых сотрудников (Ашрафи, Рамазанова, Садыкова), а также
крупнейших мастеров искусства был сделан ряд записей узбекский классической музыки. В 1932 году институт переводится в Ташкент и с этого времени деятельность В.А. Успенского неразрывно связано с работой этого учреждения.
Институт организует ряд экспедиций в Хорезм, Фергану, Бухару, проводит запись фольклора и в самом Ташкенте. Совместно с неутомимым исследователем узбекской музыки Е.Е.Романовской, В.А. Успенский записывает узбекскую классическую музыку от выдающихся ташкентских музыкантов Шорахима Шоумарова и Абдусоата Вахабова. В составе бригады (Успенский, Романовская, Акбаров, Мухаммедов) он работает над записями ташкентских песен.
Фольклороведческая деятельность Успенского нашло активную поддержку среди передовых узбекских музыкантов. Одним из тех, кто сумел не только понять значение этого важного и нужного дела, но и принять в нем горячее участие, был ташкентский хафиз (певец) Шорахим Шоумаров, с которым В.А. Успенский работал в течение ряда лет, и от которого он записал Ташкентские макомы («Дугох-Хусейн», «Чоргох», «Шахноз-Гулёр», «Баят») и большое количество народных песен [2, 35].
Непосредственным результатом большой работы как экспедиционной, так и проводимой в самом институте, явились нотные сборники: «Шесть музыкальных поэм», «Туркменская музыка», «Ферганские песни», «Катта ашула», «Ташкентские макомы».
Музыкальное творчество - деятельность, которой В.А. Успенский посвятил много сил. Богатейший фольклорный материал собранный и изученный им, послужил той основой, на которой создавались его произведения. Любовное, бережное отношение В.А. Успенского к народному искусству проявилось здесь не менее ярко.
Одной из наиболее ранних работ В.А. Успенского явились «Четыре мелодии народов Средней Азии» в обработке для симфонического оркестра.
Драма «Фархад и Ширин», по одноименной поэме Алишера Навои, появилась на сцене узбекского театра в начале 20-х годов ХХ века.
«Фархад и Ширин» Успенского, на ряду с музыкальной драмой Глиэра «Гюлсарой», явилась прямой предшественницей узбекской оперы. Обе эти пьесы были с большим успехом продемонстрированы в Москве, на декаде узбекского искусства в мае 1937 года. В последующие годы они продолжали оставаться самыми популярными постановками узбекского музыкального театра. В 1940 году была осуществлена новая переработка «Фархад и Ширин». Тематический материал в основном сохранился. Некоторые мелодии заменились новыми. Были введены речитативы, ансамбли, ряд оркестровых номеров. В результате большой работы, проделанной Успенским совместно с Мушелем, музыкальная драма «Фархад и Ширин» в этой третьей редакции была превращена в оперу.
Годы Отечественной войны характеризуются оживлением во всех областях музыкальной жизни Узбекистана. Патриотический подъем, охватившийся народ, захватил и композиторов. В.А. Успенским в эти годы были созданы два крупных симфонических произведения: Сюита «Муканна» и «Поэма-рапсодия», музыка к детской пьесе «Ёрил-таш», несколько фортепианных миниатюр и ряд патриотических песен.
Творчеству Успенского характерна самая тесная связь с узбекской народной музыкой, осуществляемая чаще всего путем цитатного использования фольклорного материала. Именно в таком плане задумана «Поэма-рапсодия». Тематической основой для нее послужили народные песни «Фаргонача» и «Ойдек толибди» и классическая мелодия «Насруллои».
В годы после Отечественной войны приходится создание двух крупных симфонических произведений: «Туркменское каприччио» (1945), «Лирическая поэма памяти Навои» (1947).
«Туркменское каприччио» - оркестровая пьеса, основанная на подлинных туркменских народных напевах, отличается бодрым жизнерадостным характером и ярким своеобразным колоритом.
Особый интерес представляет «Лирическая поэма», написанная к 500-летнему юбилею великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Замысел поэмы смел и необычен. Посвящая свое симфоническое произведение памяти Навои, В.А. Успенский вводит в свою поэму песни, бытующие в народе, с текстами великого поэта. Поэтическое наследие Навои пользуется исключительной популярностью у узбекского народа. Высокие гуманистические идеи, воплощенные в прекрасную художественную форму, выражавшие передовые устремления и чаяния народа, дали бессмертную жизнь его произведениям.
Творческая деятельность В.А.Успенского самым тесным образом связана со всем развитием музыкальной культуры Узбекистана. Его произведения, сравнительно немногочисленные по количеству, привлекают высокими художественными достоинствами и любовно бережным отношением к народному искусству, и могут служить показателем тех грандиозных сдвигов, которые совершались в музыкальной культуре республики за годы ее развития. Будь то область симфонической или оперной музыки, песни или фортепианные пьесы, творческая направленность композитора неизменно отражает ведущие тенденции передового, народного, глубоко человечного искусства. Многие моменты в развитии крупнейших музыкальных жанров связаны с деятельностью Успенского, а именно: первые шаги узбекской симфонической музыки, первые опыты по созданию узбекской оперы.
До 1917 года на территории бывшего Туркестанского края не существовало ни одного музыкального учебного заведения. Уже через год в Ташкенте открывается Народная консерватория. В.А.Успенский являлся одним из ее организаторов. По его инициативе при Народной консерватории открываются так называвшиеся «восточные классы», в которых узбекская молодежь, наряду с изучением национальной музыки проходила курс музыкальной теории, изучала инструменты симфонического оркестра, и знакомилась с русской и западноевропейской музыкальной литературой.
В 1923 году, направленный в Бухару с целью записи «Шашмакома», В.А. Успенский организует там Восточную музыкальную школу. Собрав около 30 молодых музыкантов, он в течение года ведет с ними занятия, обучая их музыкальной грамоте.
В своей педагогической деятельности Успенский не ограничивался передачей ученикам суммы определенных навыков и знаний. Он стремился воспитывать молодежь в духе беззаветной преданности родному искусству, пробудить в ней горячую любовь ко всему прекрасному, созданному народом на протяжении веков, зажечь в молодых сердцах творческое горение, вызвать живую пытливую исследовательскую мысль.
Народный артист двух республик - Туркменской и Узбекской, В.А. Успенский в 1937 году был отмечен высокой правительственной наградой - орденом «Знак Почета».
Имя Виктора Александровича Успенского пользуется в Узбекистане всеобщим уважением. Его ценили не только как ученого и композитора, Виктора Александровича знали и любили, прежде всего, как человека высоких душевных качеств, нравственный облик которого поражал своей чистотой. Высокая принципиальность, страстный патриотизм, неистощимая творческая энергия, подлинная гуманность - таковы черты, определившие светлый облик Виктора Александровича Успенского, преданного сына Родины, посвятившего всю свою жизнь делу подъема музыкальной культуры Узбекистана.
Список литературы / References
1. Успенский В.А. Узбекская вокальная музыка. Т., 1950.
2. Романовская Е., Акбаров И. Узбекские народные песни. Т., 1939.