ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В.А. УСПЕНСКИЙ - РУССКИЙ КОМПОЗИТОР, ПРЕТВОРИВШИЙ В СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ ВОСТОЧНУЮ МУЗЫКУ Сайдалиев Ю.А.
Сайдалиев Юсуфхон Аслонович - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: В. Успенский был одержим идеей научного освоения музыкальной культуры различных народов Средней Азии, в частности узбекской музыки. Он жил в трудных бытовых условиях, терпел всяческие неудобства. Серьезное заболевание часто его подводило. Но несмотря на это он увлеченно собирал нужный музыкальный материал и основательно изучал его. Он от души любил узбекскую музыку и за такое честное благородное служение его имя сохранилось в истории. Ключевые слова: композитор, узбекская музыка, наука, этнография, инструментальная музыка, классическая музыка.
УДК: 78.071.1
В.А. Успенский (1879-1949) выдающийся композитор, этнограф, общественный деятель, внесший большой вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. В принципе значение его деятельности выходит за пределы узбекской музыки, можно сказать, что это первый русский композитор, который серьёзно, целенаправленно занимался разносторонним, научным и творческим освоением, изучением, систематизацией и проникновением в суть в узбекской традиционной музыки. Это был высоко-одарённый музыкант. Он обладал феноменальной музыкальной памятью, очень утонченно чувствовал музыку. Это был высоко профессиональный и типичный русский интеллигентный человек.
Были композиторы, музыканты, деятели, которые и до В. Успенского увлекались узбекской музыкой, другие европейские композиторы: Лейсек, Эйхгорн, которые жили в Ташкенте до В. Успенского. Но мы В. Успенского называем первым, настоящим музыкантом -этнографом. Почему? Потому что он в своей деятельности как музыкант, этнограф и композитор достиг небывалых, научных и художественных высот [1, 48].
О творчестве В. Успенского можно говорить очень много, так же, как и о каждом роде его деятельности. Он окончил Петербургскую консерваторию. Его родители были военными и жили в Туркестане, в городе Ош. Для нас и для истории наиболее значимо его музыкально этнографическая деятельность. Что такое этнография? Этнография - это изучение народа. Этнос - человеческая категория этнических групп. В начале ХХ века, особенно в традиционных культурах узбеков, таджиков, казахов, туркменов, киргизов - этнография очень важная наука.
В.А. Успенский после окончания консерватории (1917) приехал в Туркестан и работал на телеграфе. В. Успенский обладал действительно абсолютным слухом и феноменальной памятью. В 1918 году открылась Туркестанская народная консерватория. Эта консерватория имела два направления: старо -городская (обучение на узбекских инструментах), а вторая западноевропейская (она называлась «Привокзальная») [2, 64].
В национальной старо-городской консерватории преподавали Виктор Успенский и Шорахим Шоумаров. В числе первых студентов консерватории был Юнус Ражабий. Консерватория просуществовала до 1925 года. До этого были
созданы консерватории и в Бухаре, и в Хорезме. В Бухаре она называлась «Восточная музыкальная школа», а также консерватория была и в Хиве, называли её просто музыкальная школа.
Первой большой музыкальной этнографической работой В. Успенского является нотная запись «Шашмакома». Сегодня мы знаем, что «Шашмаком» - это выдающийся музыкальный памятник. Последнее издание «Шашмакома» Ари Бабахонова насчитывает 350 частей. Это - огромной музыкально -инструментальный и поэтический свод.
«Шашмаком» представляет собой шесть многочастных вокально -инструментальных произведений, это выдающийся памятник наследия музыкальной культуры узбекского и таджикского народов. Своими истоками эта культура уходит в очень отдаленное прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней старинные трактаты среднеазиатских ученых, писавших о музыке.
Практическое изучение макома в системе Государственного музыкального образования начинается с 1921 -года. В то время Абдурауф Фитрат был министром просвещения в Бухаре. Он обратил своё внимание на самого грамотного музыканта своего времени В. Успенского и они заключили договор о нотной записи Шашмакома. 1922-23 годах в летнее время В.А. Успенский в здании Бухарской восточной музыкальной школы занимался нотной записью «Шашмакома». Он записал «Шашмаком» весьма профессионально и по законам данной науки. Относясь с чуством величайшей ответственности к записи этого музыкального памятника.
В.А. Успенский, к сожалению, не смог избежать некоторых досадных упущений. Так, например, все макомы он записывал не с голоса, а с инструментального исполнения их на танбуре. Благодаря этому не воспроизведенными при записи оказались так называемые кочиримы -межполутоновые мелизматические украшения звуков, весьма характерные для узбекской вокальной мелодики. Помимо этого, из -за «репетиционного» приема извлечения звука на танбуре посредством нахунака (плектора), возникла известная ритмическая схематизация, выразившаяся в фиксации мелодии нотами равной длительности, то есть восьмыми и шестнадцатыми.
Пользуясь некоторыми историческими свидетельствами, можно предположить, что «Шашмаком» как вокально-инструментальное произведение циклической формы сложился в XVI веке. Эти шесть макомов имеют следующие наименования: «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох» и «Ирок». Эти записи в 1924 году были опубликованы в Москве.
8 мая 1923 года В.М. Беляев сделал доклад в Москве о работе В.А. Успенского в Бухаре по записи «Шашмакома». Этот доклад состоялся на заседании Этнографической ассоциации Государственной Академии художественных наук. Ассоциация вынесла по докладу Беляева особое постановление, подписанное В. Пасхаловым: «...1) считать деятельность Успенского в области музыкальной этнографии большой научной заслугой; 2) избрать Успенского членом -корреспондентом Этнографической ассоциации; 3) обратиться в МУЗО Главнауки с просьбой принятия меры к расширению музыкально-этнографической деятельности в Бухаре».
После окончания нотации Шашмакома, Успенский занимался записью туркменской музыки. В 1928 году вышел первый том туркменской музыки. В начале 1930 года ему заказывают написать оперу - «Фарход и Ширин». В работе над оперой он пользовался оригинальными мелодиями из макомов, которые он записывал в Ташкенте, Бухаре и Фергане. А также он писал разные произведении: «Лирическая поэма памяти Навои» (1947), «Узбекская рапсодия» (1946), музыкально-сценические
произведения «Муканна» (1944), «Ерилтош» (1943), а также множество музыкально -драматических, вокальных, хоровых, фортепьянных произведений.
Делая заключение, хочу отметить, что труды и научные работы В. Успенского являются очень значительной и важной стороной наследия узбекского народа. Его творческие работы будут изучаться еще многие годы.
Список литературы
1. Вызго Т.С. В.А.Успенский. Т., 1950.
2. Пеккер Я.Б. В.А.Успенский. Музыкально-этнографическая и композиторская деятельность в Узбекистане и Туркмении. Т., 1959.