2. Досимбетов Б.Х. «Роль современной музыки в развитии мировоззрения молодёжи / The role of modern music in the development of youth worldview». «Проблемы современной науки и образования». № 8 (141), 2019.
3. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.
К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРОВ И СТИЛЕЙ УЗБЕКСКОЙ
ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ Аманова Н.А. Email: [email protected]
Аманова Нодира Аллабергановна - старший преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: период активного формирования узбекской эстрадной музыки начался со второй половины ХХ века. На ее развитие большое влияние оказывали как тенденции мировой эстрадной музыки, так и творчество мастеров искусства узбекского музыкального фольклора. Эстрадная музыка, будучи самой массовой формой музыкального творчества, конечно же не может не отражать процессы, происходящие в обществе. Исторические этапы развития жанрово-стилевых особенностей узбекской эстрадной музыки неразрывно связаны с культурными, социальными и экономическими изменениями, происходившими в стране. К началу 90-х годов узбекская эстрада смогла приобрести свои специфические, особенные и многогранные черты, которые заложили основу для дальнейшего и плодотворного ее развития на современном этапе.
Традиционные описательно-исторические методы не в состоянии полноценно и объективно отразить современные тенденции популярной музыки, что требует дальнейшего теоретического обоснования и разработки новых методологических подходов к изучению и систематизации современной эстрадной музыки.
Ключевые слова: эстрадная песня, музыкальный фольклор, композиторское творчество, жанры и стили эстрадной музыки, джаз, диско, рок-музыка.
ON THE FORMATION OF GENRES AND STYLES OF UZBEK
POP MUSIC Amanova NA.
Amanova Nadira Allaberganovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the period of active formation of Uzbek variety music began with the second half of the 20th century. Its development was greatly influenced both by the trends of world variety music and by the creativity of art masters of Uzbek musical folklore.
Variety music, being the most massive form of musical creativity, certainly cannot but reflect the processes taking place in society. The historical stages of the development of genre-style features of Uzbek variety music are inextricably linked to the cultural, social and economic changes that have taken place in the country.
By the early 1990s, Uzbek variety music was able to acquire its specific, special and multifaceted features, which laid the foundation for its further and fruitful development at the present stage. Traditional descriptive-historical methods are unable to fully and objectively reflect modern trends in popular music, which requires further theoretical justification and the development of new methodological approaches to the study and systematization of modern variety music. Keywords: variety song, musical folklore, composer creativity, genres and styles of variety music, jazz, disco, rock music.
УДК 078
Узбекская эстрадная музыка складывалась и развивалась под воздействием мировой эстрадной музыки. Предметом подражания были и джаз, и рок 60-х, и диско 70-х годов ХХ века, и искусство знаменитых французских шансонье, и мастерство русского эстрадного вокала, и, конечно же, бесценный пласт талантливых мастеров искусства узбекского фольклора. «В историю узбекского и
мирового музыкального искусства вошли имена многих замечательных артистов старшего поколения, среди которых Тамара Ханум, Мухиддин Кари Якубов, Халима Носирова, Батыр Закиров» [1, 164-169].
60-е годы ХХ столетия являются ключевым и для узбекской эстрадной музыки. В этот период мы наблюдаем как «эстрада прочно обосновалась в Узбекистане, представляя собой некий сплав восточноевропейской и среднеазиатской культуры, с перевесом в ней современной обобщенной тематики, современной композиторской музыки и не без подражания опытным мастерам эстрады -певцам, инструменталистам, танцорам, артистам речевого и оригинального жанров» [2, 107-128].
Исследуя процессы становления узбекской эстрадной музыки, Л. Юсупов (1996) указывает на три основных периода развития, связанных с зарождением в республике новых форм и стилей эстрадной музыки. Также, автор приводит названия коллективов и годы их образования, которые стали ключевыми в становлении узбекской эстрадной музыки, имена композиторов, творчество которых определило стилистическое направление узбекской эстрадной песни, деятельность мюзик-холла, отмечает влияние жанров советской и западной массовой музыки на различных этапах развития. Автор выделяет три стадии формировании оркестрового стиля узбекской эстрадной музыки: первая - «связана с обработками фольклорных образцов и лирических песен композиторов республики, где признаки эстрадности заложены в интонационно-ритмической и жанровой природе обрабатываемого материала, в общении со зрителями»; вторая - активизация «творчества композиторов Узбекистана, воспитанных на современной эстрадной песне и джазе»; третья -«создание оригинальных оркестровых композиций, где национальная специфика, синтезируясь с джазом, роком, другими современными стилевыми направлениями» [3, 25].
На формирование жанров и стилей большое влияние может оказывать и личность исполнителя. Г. Турсунова (2006) рассматривает творческие традиции семейства К. Закирова, чье творчество занимает центральное место в деятельности династии. Говоря о К. Закирове, автор уделяет особое внимание его фольклорному и оперному творчеству. Не менее важной фигурой в творческой династии является Б. Закиров. Автор подробно останавливается на многогранном творчестве артиста и освещает творческие особенности каждого члена династии [4, 25].
Ключевым в деятельности мастеров эстрадного искусства Узбекистана было то, что они смогли создать неподражаемый облик узбекской эстрады в виде синтеза мировых тенденций с исконно узбекским фольклором. Те деятели искусства явились носителями не только национальной культуры Узбекистана, но и пропагандистами всей мировой культуры.
По определению Д. Муллажнова (2004) в узбекской музыкальной эстраде существует два типа мелодической интонации - интонации «Ёр-ёр» и интонации «^оришма» или «Дил ёзди». Эти мелодические интонации являются основой для большого количества современных узбекских эстрадных песен, являясь их жанровыми или стилевыми компонентами. При этом, автор классифицирует интонацию эстрадных песен на три категории: традиционные интонации; интонации, подражающие зарубежным шлягерам; скопированные интонации с зарубежных хитов.
Рассматривая эстрадный пласт узбекской музыкальной культуры нельзя не отметить деятельность Эстрадно-симфонического оркестра Узтелерадио, работу Ташкентского мюзик-холла, джазовых биг-бэндов, ВИА групп и отдельных солистов данного жанра. Если 60-е годы рассматривать как период формирования узбекской эстрадной музыки, то 70-е и 80-е годы были периодом ее развития и расцвета. Легендарные группы и исполнители в условиях строгой цензуры создавали шедевры эстрадного искусства, формируя неповторимый облик узбекской эстрадной музыки.
Большой вклад в становление и развитие узбекской эстрады внесли композиторы: М. Бурханов, И. Акбаров, Э. Салихов, Э. Каландаров, Е. Живаев, Д. Ильясов и многие другие.
Основу эстрадного вокального исполнительства заложили Б. Закиров, Ф. Закиров, Л. Закирова, Ю. Тураев, Р. Шарипова, М. Шамаева, Ш. Низамутдинов, Н. Нурмухаммедова и многие другие талантливые исполнители. В их творчестве отразились стили и направления мировой поп и рок-музыки. Особую значимость имела деятельность таких композиторов и аранжировщиков как, Э. Каландаров, А. Михайлов, А. Кролл, Е. Живаев, Д. Ильясов и др.
70-80 годы были весьма плодотворными для эстрадной деятельности. В этот период появились такие популярные узбекские группы как «Садо», «Оригинал», «Наво», солисты-исполнители: Н. Нурмухаммедова, Н. Бойхонова, М. Ташматов, К. Каюмов, Л. Кандалова, Л. Макеев, М. Алимова, М. Курбанова, позднее Н. Абдуллаева, К. Раззокова и др.; композиторы-аранжировщики: А. Назаров, Д. Ильясов, А. Икрамов. Особо следует отметить творчество лидера группы «Ялла», народного артиста Республики Ф. Закирова, деятельность которого выходит за рамки исполнительства, написанные им мюзиклы и хиты популярны и сегодня.
В эти годы доминирующими жанрами были диско (этот период совпадает с периодом популярности таких западных групп, как «Бони М», «АББА») - группа «Садо», рок-музыка -творчество группы «Ялла» и джаз - песни из репертуара М. Ташматова, Н. Нурмухаммедовой. Народные песни и мелодии, аранжированные под западные стили, звучали ярко и свежо, сохраняя национальный колорит.
В новаторских композициях группы «Ялла» - «Бойчечак», «Рамазон», «Навнихол» ярко выделяется «роковый» тембр. Стоит отметить, что большинство композиций из репертуаров этих групп отличались высокой художественной ценностью, что, безусловно, подтверждало их лидерство.
Вместе с тем, параллельно с западными жанрово-стилевыми тенденциями развивается и традиционное песенное исполнение, которое стало неотъемлемой частью узбекского эстрадного искусства. Такие исполнители как Ш. Жураев, Г. Ёкубов, Г. Бойтоев, О. Мамдалиев, М. Холиков и др. укрепили позицию народного песенного жанра в эстрадной музыке, исполняя поистине «народные» песни в народном стиле. Последующее прогрессивные идеи этих исполнителей стали основой для главенствующего на сегодняшний день жанра узбекской эстрадной музыки - узбекская национальная эстрада.
90-е годы явились переломными в жизни страны. Республика обретает новый статус Независимого государства, выбирает новый путь экономического развития, определяет новую идеологию. Пожалуй, именно этот период можно выделить как начало трансформации эстрадной музыки в поп-культуру. «К началу 90-х годов в узбекской музыкальной эстраде появляются образцы с различным интонационно-ритмическим, жанрово-стилевым источником, чья художественная ценность резко отличалась от предыдущего периода. Видные направления нового периода были сформулированы путем внедрения запрещенных прежде жанров, стилей и их синтеза с традиционными музыкальными формами» [5].
С 1990-х годов эстрадная музыка начинает коммерциализироваться. Изменились форматы радио и телевидения. Увеличивается и число поп вокалистов и музыкантов, при этом, большинство из них зачастую не имеют элементарного музыкального образования.
Очень бурно развивается эстрада этого периода. Под напором разнообразных западных поп течений узбекские артисты пытаются найти свое лицо, свой стиль. Новички в шоу системе пытались выразить себя путем копирования и пародирования. Таковыми были в начале 90-х группы «Болалар», «Шофайз», «Шум бола» и др., выступавшие в манере российской группы «Ласковый май», которая в свою очередь, тоже копировала западные группы. Это обстоятельство дало как положительные, так и отрицательные результаты. Со временем большинство таких исполнителей отсеялись, многие имена забыты. Но были и такие, кто начинал с подражания, но со временем нашел свое место в рынке шоу-бизнеса. Например, группа «Болалар». Сейчас это группа работает в стиле поп-рок и имеет свой неповторимый имидж в узбекской эстрадной музыке.
«Стилистическое направление в эстрадном искусстве - это своего рода «мода», которую диктует эпоха и слушатель» [6]. Модные тенденции и имена, занимающие «топы» западных хит-парадов приводят к появлению огромного количества подражателей по всему миру. Появляются песни-двойники, зачастую очень низкого качества, это касается вокала, аранжировки, саунда и пр. Но есть и истинные профессионалы в области художественного воплощения идеи, которые находятся в постоянном поиске, беспрерывно работающие над собой. К ним можно отнести метров узбекской эстрадной музыки, таких как Н. Абдуллаева, Ф. Закиров, М. Ташматов, К. Раззакова и др.
Одним из удачных проектов 1990-х годов является группа «Карс». Выбранный ими стиль фолк-поп-рок хорошо разработан на примере сурхандарьинско-кашкадарьинской, бухаро-самаркандской, ферганской, наманганской, хорезмской фольклорной музыки. В 1991 году группа стала обладателем Гран-При Международного конкурса «Азия даусы», но к началу 2000 годов репертуар группы перестал ротироваться, и сейчас о группе и его лидере Р. Намазове информация почти отсутствует.
Наряду с группой «Карс» можно выделить еще множество групп, сумевших синтезировать поп музыку с пластами фольклора. Аранжированные в стиле фолк-поп произведения составляли репертуар таких групп как, «Тошкент», «Нола», «Байрам», «Хужа» и др. Эти исполнители сумели преобразить фольклорную музыку, придав ей еще больше красок и выразительности. Композиции «Ковушим» группы «Карс» (фолк-поп-рок), «Сенсан севарим» группы «Нола» (фолк-поп-баллада), «Ёввойи кцз» группы «Байрам» (латино), «Бедана» группы «Ташкент» (фолк-поп) ставшие хитами, свидетельство тому.
Узбекская эстрадная музыка активно перенимает не только западные жанры и стили поп-музыки, но нередко обращается к творчеству коллег восточных стран. В 1980-х годах в творчестве известной исполнительницы Н. Абдуллаевой можно найти множество песен из иранской,
азербайджанской, турецкой поп-музыки. Эти песни были заново аранжированы с использованием и учетом узбекских народных инструментов, и, пожалуй, заново переосмыслены.
В 90-е годы ХХ века интерес к восточной поп-музыке возобновился с новой силой и жанр ориент-поп вновь обретает популярность. Множество индийских, арабских, турецких, азербайджанских композиций выдавались исполнителями как собственные оригинальные идеи. Сегодня же нарушение авторских прав, и плагиат наблюдаются гораздо в меньшей степени, возможно, это положительное влияние развития информационного пространства, и в первую очередь интернета.
Жанр ориент-поп прижился на узбекской эстраде и широко используется нашими исполнителями. Сегодня песни в жанре ориент-поп встречается почти у каждого исполнителя узбекских эстрадных песен. Западная поп-музыка, обращаясь к этому стилю, пользуется не только мелодической линией музыкального наследия восточного народа, но и мастерски комбинирует ритм, мелодию, инструменты различных восточных и африканских национальных культур (чаще это арабские, турецкие, иранские и индийские). Известные примеры таких композиций можно найти у «Битлз», Стинга, Янни, Майкла и Дженет Джексон, Шакиры и многих других.
Узбекские исполнители наиболее часто обращаются к диско, техно, хип-хопу. Музыканты, ориентирующиеся на молодежную аудиторию, работают главным образом в стилях техно и хип-хоп. Так, группа «Ал-Вакил», функционировавшая в конце 90-х, позиционировалась, как хип-хоп группа. На сцене сегодняшней узбекской эстрады выступают яркие представители стиля хип-хоп. Это солисты Шохрух, Шахриер и др. в композициях которых используются традиционные узбекские речевые и музыкальные интонации, используются народные узбекские инструменты.
В конце 90-х годов вновь активируется творческая деятельность эстрадно-симфонических оркестров. Национальный эстрадно-симфонический оркестр под управлением Заслуженного деятеля искусств РУз А. Икрамова, Эстрадно-симфонический оркестр имени Б. Закирова под управлением Народного артиста РУз М. Ташматова исполняют эстрадно-джазовые произведения, которые стали хитами. Наряду с классиками узбекской и мировой эстрадно-джазовой музыки оркестры исполняют произведения ведущих композиторов республики - А. Икрамова, Д. Амануллаевой, Н. Нарходжаева, А. Расулова, А. Назарова, Д. Илёсова, Р. Абдуллаева и др.
Современные тенденции тяготеют к возрождению традиционных национальных стилей с использованием достижений в области цифровой электроники. С ее помощью перерабатываются «старые» ритмы, звуки, и появляются обновленные стили. Например, стиль современной поп-музыки R&B - это электронный вариант ритм-энд-блюза, обновленный соул - нью-соул, обновленный диско - нью-диско и пр. Цифровые технологии, применяемые в музыкальной сфере, позволяют раскрывать новые возможности для композиторов и аранжировщиков. Достаточно свежо и интересно звучат сочетания электронных звуков в сочетании с народными инструментами. Оригинальные, смелые идеи такого синтеза можно наблюдать в репертуарах групп Пилигрим» («Он и она»), «Радиус - 21» («Шекспир»), «Болалар» («Сен мени эркала»), исполнителей С. Назархан («]^оралар»), И. Дилроз («Жонажон элим») и пр.
Новые тенденция наблюдаются в области синтеза жанров и стилей. В этот период остро стоит вопрос репертуара эстрадных исполнителей. Молодым исполнителям удается создать сплав различных жанрово-стилевых проявлений, которые безусловно, обогащает и развивает эстрадной пласт узбекского музыкального искусства. Результаты таких экспериментов позволяет экспортировать эстрадное искусство Узбекистана в близкое и дальнее зарубежье. Участие и победа узбекских эстрадных исполнителей на различных Международных конкурсах («Новая волна»), церемонии наград («Золотой граммофон»), в различных телепроектах («Голос», «Главная сцена» и др.) подтверждают эти тенденции.
Таким образом, в контексте жанрово-стилевой структуры, на ранних этапах своего развития в ХХ веке узбекская эстрадная музыка опиралась как на собственные исторические музыкальные традиции, так и активно воспринимала мировые тенденции, творчески перерабатывая и интерпретируя их. Это привело к тому, что к началу 90-х годов узбекская эстрада смогла приобрести свои специфические, особенные и многогранные черты, которые заложили основу для дальнейшего и плодотворного ее развития на современном этапе.
При этом следует подчеркнуть, что описательно-исторические методы не в состоянии полноценно и объективно отразить современные тенденции популярной музыки. В этой связи, нам представляется очень важным, вопрос теоретического обоснования и разработки новых методологических подходов к изучению и систематизации этого явления.
Список литературы / References
1. Амануллаева Д.Д. Обзор стилистических направлений вокально-эстрадного искусства Узбекистана (1991-2009 гг.) / Процессы реформирования системы музыкального образования / Материалы первой Международной научно-практической конференции. Ташкент, 2009.
2. Рашидов Т.М. Эстрада в контексте времени / Узбекистон экран ва сахца санъатлари: социодинамик аспектлар (илмий ма;олалр туплами). Тошкент, 2016.
3. Юсупов Л.А. Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады: автореф. дис. канд. искусст. М.: 1996.
4. Турсунова Г.А. Карим Зокиров ва унинг сулоласи - ХХ аср Узбекистон муси;а маданияти кесимида: сан. фан. номз. дисс. автореф. Тошкент, 2006.
ТВОРЧЕСТВО НАВОИ В УЗБЕКСКОЙ ОПЕРЕ Ахмаджонов У.М. Email: [email protected]
Ахмаджонов Убайдулло Мелибаевич — старший преподаватель, кафедра академического пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: творчество уникального поэта узбекского народа Алишера Навои во все времена было актуальным. Узбекские композиторы неоднократно обращались к его творчеству и в процессе создания опер. Потому что в творчестве Навои все темы красиво изложены, а узбекские композиторы вдохновлены этим в создании новых произведений. Сочетание оперного жанра европейского искусства с творчеством узбекского классика было непростым. В этой статье рассказывается о слиянии этих двух миров. То есть приводится информация о нескольких операх, созданных на основе произведений, относящихся к творчеству Навои, об истории их создания, об их особенностях.
Ключевые слова: узбекская опера, ария, "Навоий", "Дилором", "Лайли и Мажнун", классика.
CREATIVITY NAVOI IN THE UZBEK OPERA Ahmadjonov U.M.
Ahmadjonov Ubaydullo Melibaevich — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACADEMIC SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the work of the unique poet of the uzbek people Alisher Navoi has always been relevant. Uzbek composers have repeatedly turned to his work in the process of creating operas. Because in the works of Navoi all themes are beautifully set out, and uzbek composers are inspired by this in the creation of new works. The combination of the Opera genre of European art with the work of the Uzbek classic was not easy. This article describes the merger of these two worlds. That is, information is provided about several operas created on the basis of works related to the work of Navoi, about the history of their creation, about their features.
Keywords: uzbek opera, aria, "Navoi", "Dilorom", "Layli and Majnun", classics.
УДК 782.1
Узбекская классическая литература и оперное искусство. Объединение этих двух направлений в какой-то момент и представление созданного произведения зрителям, а также достижение успеха-это довольно сложный процесс. В мире узбекских опер много таких произведений, одна из которых-опера "Дилором", принадлежащая к творчеству композитора Мухтара Ашрафи.
Опера "Дилором" стала третьей оперой в творчестве Мухтара Ашрафи, написанной в 1958-1959 годах. Опера создана на основе эпоса Алишера Навои "Саббаи Сайёр". Либретто принадлежит перу Камилу Яшину и Музаффару Мухаммедову. Либретто, опираясь на основные аспекты произведения, заложил основу оригинальности оперного искусства и провел в себе элементы всей интересной драматургии. При составлении музыки к этому произведению Мухтар Ашрафи пользовался богатыми яркими национальными тонами. Композитор сказал: "Создание шедевра, опираясь на ту или иную национальную музыкальную культуру, повышает ее естественность и привлекательность. В музыке страдания людей должны быть скрыты и любой зритель должен ее