кКультурологические представления
об эстрадно-джазовой музыке
УДК 78.01
В. А. Волобуев1, К. В. Политковская2
Московский государственный институт культуры 'Российская академия музыки имени Гнесиных
Данная публикация представляет собой культурно-исторические интерпретации таких понятий, как эстрада, её генезис, формы эстрады, эстрадно-джазовая музыка как «подкатегория» эстетики, эстрадно-джазовая музыка как феномен искусства, место эстрадно-джазовой музыки в современной музыкальной культуре, современное искусство эстрады и других. Именно в рамках осмысления этих понятий - как предпосылок исследуемого нами феномена - возможно развитие искусствоведческих, культурологических и других представлений таких конкретных компонентов эстрадно-джазовой музыки, как спиричу-элс, суинг, джаз, рок, джаз-рок, блюз, музыкальная эстрада, вокально-инструментальный ансамбль, эстрадно-джазовая музыка в целом.
Ключевые слова-, эстрада, генезис эстрады, формы эстрады, эстрадно-джазовая музыка как феномен искусства, место эстрадно-джазовой музыки в современной музыкальной культуре, современное искусство эстрады.
V. A. Volobuev1, K. V. Politkovskaya2
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
2Gnessin Russian Academy of Music, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Povarskaya, str., 30/36, 121069, Moscow, Russian Federation
CULTUROLOGICAL IDEAS ABOUT "VARIETY-JAZZ MUSIC"
This publication is a cultural-historical interpretation of such concepts as the term variety, its genesis, forms of variety, pop-jazz music as a "subcategory" of aesthetics, pop and jazz music as
'ВОЛОБУЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры социально-философских наук факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств (МАИС) Московского государственного института культуры
VOLOBUEV VIKTOR ALEKSEEVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor of the Department of social and philosophical sciences, Faculty of Media and Audiovisual Arts (MAIS), Moscow State Institute of Culture
2ПОЛИТКОВСКАЯ КСЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - профессор, заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения факультета музыкального искусства эстрады Российской академии музыки имени Гнесиных
POLITKOVSKAYA KSENIYA VALERYEVNA - Professor, Head of the Department of pop-jazz singing, Faculty of Musical Arts Stage, Gnessin Russian Academy of Music
e-mail: [email protected], [email protected] © Волобуев В. А., Политковская К. В., 2017
a phenomenon of art, modern variety art, etc. It is within the framework of understanding these concepts you can even more successfully develop art criticism, cultural studies and other representations of such components of pop-jazz music as spirituals, swing, jazz, rock, jazz-rock, blues, musical variety, vocal and others. but the instrumental ensemble, pop and jazz music in general.
Keywords: variety art, variety genesis, variety art forms, pop and jazz music (EDM) as a "subcategory" of aesthetics, EDM as a phenomenon of art, modern variety art.
Для цитирования: Волобуев В. А., Политковская К. В. Культурологические представления об «эстрадно-джазовой музыке» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 114-120.
В современном российском музыкально-исследовательском пространстве, особенно в последние два-три десятилетия, не ослабевает интерес к словосочетанию эстрадно-джазовая музыка1. В связи с этим появляется ряд публикаций, посвященных многим аспектам осмысления этого феномена, выполняются и защищаются диссертации, связанные с данной тематикой. Но в исследованиях представлен главным образом музыковедческий анализ данной проблемы, которая практически не рассматривается в культурологическом аспекте. Целью данной статьи является анализ становления и развития культурологических представлений о ряде эстрадных дефиниций, оказывающих влияние на осмысление феномена «эстрадно-джазовая музыка».
Культурологические корни и основания современной эстрадно-джазовой музыки берут начало в культурах Запада, с их эволюционированием и опорой на национально-культурную составляющую. Эстрадное искусство, зародившись
1 Научно-исследовательский интерес к данной дефиниции в отечественной теории и истории культуры усилился с конца 90-х годов прошлого столетия в связи с началом деятельности сектора теории искусств Государственного института искусствознания, направившего исследователей на культурологическое рассмотрение искусства, музыки в том числе [см.: 1, с. 101; 8, с. 11].
в европейской культуре в эпоху Возрождения [10, с. 427] (в России, по мнению Евг. Кузнецова, данный феномен начал формироваться несколько позднее), будучи по своей природе интернациональным, сохраняет народные корни, которые придают ему национальную окраску. В различных странах оно эволюционировало по-разному, отдавая предпочтение тем или другим жанрам, или тем или другим «образам-маскам». В эстрадных программах салонов, клубов, мюзик-холлов, кабаре, театров миниатюр, садово-парковых площадках и т.п., где уже преобладали жизнерадостный юмор, пародии и шаржи, общежитейская сатира, буффонада, гротеск, игровая ирония, задушевная лирика, ансамбли балетные, добавились сценические номера с модными танцевально-музыкальными ритмами [см.: 10, с. 427], которые явились предтечей современных видов и форм эстрадно-джазовой музыки.
В то же время культурологическое осмысление данного феномена содержится и в отечественных научно-исследовательских и учебных материалах.
Прежде чем вести речь о сущностной и содержательной стороне этого явления, следует обратить внимание на роль эстрадно-джазовой музыки в современной социальной сфере.
Безусловно, социальное значение эстрадно-джазовой музыки огромно. Велика её популярность в обществе, которое, с одной стороны, стимулирует её дальнейшее развитие, а с другой - определяет эстрадно-джазовую музыку как мощнейшее просветительское средство, удовлетворяющее социальные потребности в наслаждении искусством, которое оказывает на общество и отдельного человека духовно-нравственное, эстетическое, патриотическое воздействие. Понимая это, многие исследователи стремились раскрыть социальное значение эстрадно-джазовой музыки в России. Среди них А. Н. Сохор, который, в деталях изучая массовую музыкальную культуру, отводил огромную роль массовой песне, где сочетаются традиционные мотивы, идеи и настроения народных песен, имеющих всенародное общественно-нравственное значение. В частности, в своих работах по социологии и эстетике музыки он писал, что в современных песнях о Родине, борьбе за мир и других прежде всего выражены самые передовые идеи эпохи, особенно их историко-культурные аспекты. Это характерно для таких отечественных композиторов, как Ал. Александров, В. Захаров, И. Дунаевский, В. Мурадели, А. Новиков, Дм. и Дан. Покрассы, М. Блантер, С. Туликов, А. Хачатурян, Д. Шостакович и других [11, с. 183].
Все они создавали такие произведения, которые пели повсеместно, что способствовало объединению людей и удовлетворению их интересов и потребностей. Своим высокодуховным и высокопрофессиональным содержанием эти песни, отражая и представляя массовую музыкальную культуру, не только
доставляли наслаждение, но и формировали музыкальные вкусы и предпочтения в общественном сознании. Это было характерно для первой половины ХХ века и в послевоенные годы. Но данная ситуация изменилась в процессе социального развития. Изменились формы и жанры эстрадно-джазовой музыки, из-за рубежа были заимствованы многие из них, создавалось всё больше и больше разнообразных песен, которые, к сожалению, не всегда были высокохудожественны, отвечали интересам масс, потребностям и вкусам общества. И сегодня эстрадно-джазовое искусство, представленное широким разнообразием самых разных направлений и стилей, имеет свои приоритеты, определённый круг заинтересованных в этих произведениях слушателей, специалистов её создающих, которые находятся в стадии поиска наиболее привлекательного, способного удовлетворить не только духовные, но и коммерческие интересы своих представителей. С этой целью проводятся эксперименты по использованию различных стилей и жанров, созданию и применению новых средств музыкальной выразительности, применению технических возможностей для различного рода спецэффектов, которые далеко не всегда соответствуют высокохудожественным образцам.
В связи с этим важным является проблема исследования феномена отечественная «эстрадно-джазовая музыка». Ответ на поставленный вопрос, с позиций имманентных проблем этого вида искусства, в большей степени находится в музыковедческой и учебно-педагогической литературе (В. Конен, Е. В. Овчинников, З. Б. Карташева, А. И. Коваленко,
В. Г. Кузнецов, И. В. Сахнова, А. С Зайцева, В. А Волобуев и другие). Но нас в большей степени интересует культурологическое осмысление данной проблемы, которое в той или иной степени помогает раскрыть особенности таких предпосылок, без которых формирование конкретных направлений эстрадно-джазовой музыки не было бы полным и обстоятельным1: прежде всего это - эстрада, генезис эстрады, формы эстрады, место эстрадно-джазовой музыки в современной музыкальной культуре, феномен искусства, современная эстрадно-джазовая музыка и другие.
Однако прежде чем перейти к характеристике вышеуказанных предпосылок эстрадно-джазовой музыки, уточним вопрос о месте исследуемого феномена в структуре современной музыкальной культуры в целом. На наш взгляд, ответ на этот вопрос мы находим в научной литературе авторитетного музыковеда Валентины Конен. В частности, в одной из своих работ она конкретно указывает на то обстоятельство, что эстрадно-джазовая музыка является третьим пластом музыкальной культуры в целом [3]. Первый пласт, согласно её мнению, это народная музыка (в основном фольклор). Второй - профессиональное композиторское творчество, классика. Третий пласт - эстрадно-джазовая музыка -музыкальная эстрада («поп», «рок», песенное творчество), спиричуэлс, блюзы, джаз-банд, суинг, современный джаз, хард-рок, джаз-рок, ритм-энд-блюз,
1 Освещению культурологических проблем, связанных с анализом конкретных направлений эстрадно-джазовой музыки, посвящена статья авторов данного материала в журнале «Музыка и время» [см.: 6, с. 33-37].
модерн-джаз (бибоп), кул (холодный джаз) и другие [3, с 10-11].
Все эти жанры эстрадно-джазовой музыки имеют свои особенности и специфику и являются объектом специального изучения и анализа.
Мы в данной статье начнём с осмысления культурологической направленности одной из предпосылок эстрадно-джазовой музыки - термина «эстрада».
Термин «эстрада» (от франц. еstradа), по мнению отечественного культуролога А. И. Кравченко, означает место, то есть сценическую площадку (временную или постоянную), предназначенную для концертных выступлений. И второе - эстрада предполагает выход на сцену артистов, то есть исполнителей [9, с. 910].
Иными словами, эстрада, с одной стороны, это место, отведённое для выступлений, а с другой - содержательная сторона художественных выступлений, «показов» на ней, которая зависит от исполнителей (артистов), выступающих на той или иной эстрадной площадке. При этом вторая компонента осмысления эстрады как площадки, где выступают исполнители, содержит художественно-антропологическую составляющую, которая может нести не только абстрактную (обобщённую информацию), но и эмпирическую (то есть практическую) функцию, например, некоторые конкретные данные об артисте или коллективе: поёт И. Кобзон, Л. Долина, Л. Ле-щенко, джаз-оркестр под управлением А. О. Кролла, С. С. Жилина и т.п.
По мнению Евг. Кузнецова, термин эстрада начал формироваться в сценической культуре восемнадцатого столетия и утвердился в его второй половине,
«в связи с формированием эстрадных жанров и обособлением их в самостоятельную отрасль сценического искусства [4, с. 18]», и до настоящего времени выполняет функции, связанные с творческими показами артистов и любителей различных жанров сценических выступлений.
Кроме того, понимание эстрады как типа (вида) синтетического искусства, включает различные направления сценических форм, таких как театр, кино, балет1, и, конечно, эстрадно-джазовый жанр и другие. Так, театр, например, включает в своё действо и слово, и сценическое движение, и костюмы, и декорации, и музыку и т.п., а эстрадно-джазовый жанр - джазовый вокал (соло, дуэт и т.п.), бэк-вокал (подпевки), набор инструментов: ритм-секцию — рояль, электрогитары (бас, ритм и соло), ударные инструменты, и так называемую духовую секцию — труба, тромбон, кларнет, саксофон и т.п. [2, с. 5]. Безусловно, эстрадно-джазовая музыка нуждается и в философском рассмотрении.
Так, освещая феномен «эстрадно-джазовая музыка» с философско-куль-турологической точки зрения, следует отметить, что современное искусство эстрады — это место художественного действия, где в эмпирической интерпретации осуществляется один из важнейших способов эстетического освоения мира, это «вид формотворческой деятельности человека, создающий образные и символические структуры, которые обладают эстетическими познавательными и коммуникативными функциями [7, с. 264]». При этом важным аспектом осмысления эстрадно-джазовой
1 В основном фрагментов из них.
музыки является её идентификация с понятием «искусство». А поскольку искусство является категорией эстетики, как и красота, прекрасное, эстетическое, возвышенное, безобразное, низменное, ужасное, идеал, игра, трагическое, комическое, гротеск, ирония [5, с. 21-25], постольку и эстрадно-джазовая музыка как искусство является тоже категорией, а точнее, «подкатегорией» эстетики. Хотя одновременно с этим эстрадно-джазовая музыка по своей природе является -искусством эстрады (разрядка наша. - В. В., К. П.).
Итак, можно заметить, что на осмысление в музыкальной культуре конкретных эстрадно-джазовых видов (жанров) современной музыки - спиричуэлс, суинг, джаз, рок, джаз-рок, блюз, музыкальная эстрада, вокально-инструментальный ансамбль (группа) и т.д., оказывают влияние такие их культурологические интерпретации, как эстрада, генезис эстрады, формы эстрады, эстрадно-джазовая музыка как феномен искусства, место эстрадно-джазовой музыки в современной музыкальной культуре, современное искусство эстрады и другие.
Таким образом, культурологические предпосылки рассмотрения эстрадно-джазовой музыки дают нам представления об её истоках, которые коренятся в культурах Запада и отечественных традициях; уточняют место эстрадно-джазовой музыки как третьего пласта в музыкальной культуре (первый и второй пласты - это фольклор и классическая музыка); представляют исследуемый элемент как «подкатегорию» эстетики (наряду с красотой, прекрасным, возвышенным, безобразным, искусством в целом); уточняют термин «эстрада»
(от франц. еstradа) как «место», то есть сценическая площадка, где предполагается действие и выход на сцену артистов, то есть исполнителей; представляют эстраду как тип синтетического искусства, включающего фрагменты таких видов искусства, как театр, кино, балет, хореография и других, а также эстрадно-джазовый жанр. В процессе рассмотрения предпосылок эстрадно-
джазового жанра определяется механизм и имманентная специфика осмысления данного вида музыки, которая включает в себя: эстрадно-джазовый вокал (соло, дуэт и другие), бэк-вокал (подпевки), набор музыкальных инструментов: ритм-секцию - рояль, электрогитары (бас, ритм и соло), ударные инструменты, и так называемую духовую секцию - труба, тромбон, кларнет, саксофон и т.п.
Примечания
1. Астафьева О. Н. Культурная политика: динамика теоретических подходов и фундаментальных концептуализаций // Исторические повороты культуры : сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова) / Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления РАНХиГС, Научно-образовательное культурологическое общество (Московское отделение НОКО) ; общая редакция и составление О. Н. Астафьевой. Москва : Согласие, 2017.
2. Волобуев В. А. Эстетика как средство познания современного искусства // Искусство в системе эстетического познания и художественной практики : сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции / Департамент образования города Москвы, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МПГУ), Институт гуманитарных наук, Общеуниверситетская кафедра философии и религиоведения ; [редакционная коллегия: Б. Н. Бессонов и др.]. Москва : МГПУ, 2015.
3. Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / [Рос. ин-т искусствознания]. Москва : Музыка, 1994. 160 с.
4. Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады : исторические очерки / предисл. Н. П. Смирнова-Сокольского. Москва : Искусство, 1958. 367 с.
5. Сиднева Т. Б. Эстетика : учебник для студентов творческих вузов, обучающихся по специальностям: «Музыкально-инструментальное искусство», «Вокальное искусство», «Дирижирование», «Композиция», «Музыковедение», «Музыкальная звукорежиссура» / М-во культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки, Кафедра философии и эстетики. Изд. 2-е, перераб. и доп. Нижний Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. 200 с.
6. Политковская К. В., Волобуев В. А. Культурологические особенности становления эстрадно-джазовой музыки // Музыка и время. 2017. № 11. С. 33-37.
7. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова и др. 8-е издание. Москва : Республика ; Современник, 2009. 846 с.
8. Хренов Н. А. Русская культура и культурология как новая наука // Исторические повороты культуры : сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова) / Научно-образовательный центр «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления РАНХиГС, Научно-образовательное культурологическое общество (Московское отделение НОКО) ; общая редакция и составление О. Н. Астафьевой. Москва : Согласие, 2017.
9. Эстрада // Культура и культурология : словарь / ред.-сост. А. И. Кравченко. Екатеринбург :
Деловая книга ; Москва : Академический Проект, 2003.
10. Эстрадное искусство // Эстетика : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. Москва : Политиздат, 1989. 447 с.
11. Сохор А. Н. Наше оружие — наши песни // Вопросы социологии и эстетики музыки : в 3 томах. Том 3. Ленинград : Советский композитор, 1983. 303 с.
References
1. Astafyeva O. N. Kul'turnaia politika: dinamika teoreticheskikh podkhodov i fundamental'nykh kontseptualizatsii [Cultural policy: dynamics of theoretical approaches and fundamental conceptualizations]. In: Astafyeva O. N., ed. Istoricheskie povoroty kul'tury. Sbornik nauchnykh statei (k 70-letiiu professora I. V. Kondakova) [Historical turns of culture. The collection of scientific articles (to the 70 anniversary of professor I. V. Kondakov)]. Moscow, Publishing House "Soglasie", 2017.
2. Volobuev V. A. Estetika kak sredstvo poznaniia sovremennogo iskusstva [Aesthetics as learning tool of the modern art]. In: Bessonov B. N., etc., eds. Iskusstvo v sisteme esteticheskogo poznaniia i khudozhestvennoi praktiki. Sbornik nauchnykh statei po materialam mezhvuzovskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Art in the system of esthetic knowledge and art practice. The collection of scientific articles on materials of an interuniversity scientific and practical conference]. Moscow, Publishing house of Moscow City University, 2015.
3. Konen V. Dzh. Tretii plast. Novye massovye zhanry v muzyke XX veka [The third layer. New mass genres in music of the 20th century]. Moscow, Publishing House "Music", 1994. 160 p.
4. Kuznetsov E. M. Iz proshlogo russkoi estrady: istoricheskie ocherki [From the past of the Russian platform: historical sketches]. Moscow, Art Publishing House, 1958. 367 p.
5. Sidneva T. B. Estetika [Aesthetics]. Nizhny Novgorod, Publishing house of Nizhny Novgorod State Conservatory, 2016. 200 p.
6. Politkovskaya K. V., Volobuev V. A. Cultural Peculiarities of the Formation Pop-jazz Music. Music and Time. 2017, no. 11, pp. 33—37. (In Russian)
7. Frolova I. T., etc., eds. Filosofskii slovar' [Philosophical dictionary]. 8nd edition. Moscow, Publishing House "Republik", Publishing house "Sovremennik", 2009. 846 p.
8. Khrenov N. A. Russkaia kul'tura i kul'turologiia kak novaia nauka [Russian culture and cultural science as new science]. In: Astafyeva O. N., ed. Istoricheskie povoroty kul'tury. Sbornik nauchnykh statei (k 70-letiiu professora I. V. Kondakova) [Historical turns of culture. The collection of scientific articles (to the 70 anniversary of professor I. V. Kondakov)]. Moscow, Publishing House "Soglasie", 2017.
9. Estrada [Variety]. In: Kravchenko A. I., ed. Kul'tura i kul'turologiia. Slovak [Culture and cultural science. Dictionary]. Ekaterinburg, Moscow, Publishing house "Delovaya kniga", Publishing house "Academic Project", 2003.
10. Estradnoe iskusstvo [Variety art]. In: Belyaev A. A., etc., ed. Estetika. Slovak [Aesthetics. Dictionary]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1989. 447 p.
11. Sokhor A. N. Nashe oruzhie — nashi pesni [Our weapon — our songs]. Voprosy sotsiologii i estetiki muzyki, v 3 tomakh. Tom 3 [Questions of sociology and esthetics of music, in 3 volumes. Vol. 3]. Leningrad, Publishing House "Soviet composer", 1983. 303 p.