Научная статья на тему 'Значение эстрадного музыкального искусства в репертуаре студентов общего курса фортепиано'

Значение эстрадного музыкального искусства в репертуаре студентов общего курса фортепиано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРТЕПИАНО / МУЗЫКА / MUSIC / ЭСТРАДА / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / РЕПЕРТУАР / REPERTOIRE / АНСАМБЛЬ / ENSEMBLE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE ACTIVITY / ЗАКОНОМЕРНОСТИ / REGULARITIES / PIANOFORTE / BANDSTAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баширова Альфия Аскаровна

Говоря об эстрадном искусстве в Узбекистане и его роли в жизни современного общества необходимо отметить его производную основу как вида искусства, возникшего на почве музыкальной культуры народа, имеющего исторические ценности и истоки. Узбекистан, находившийся на стыке мировых временных событий, торговых экономических путей, соединяя Запад и Восток, вбирал в себя лучшие передовые идеи, опыт, достижения мировой цивилизации во всех областях человеческой деятельности. История развития наций и народов происходит по определенным объективным законам и процесс заимствования культурных ценностей происходит параллельно с развитием и просвещением общества и носит предопределенный характер. Национальные обычаи и традиции, особенности национальной культуры, ее своеобразие и самобытность, национальный язык все это накладывает отпечаток на формирование конкретного общества, приобретает национальную окрашенность и предопределенность. Можно говорить о богатой и древней традиции музыкального инструментализма в Узбекистане, так как неотъемлемой частью праздников и обрядов было сопровождение их всевозможными музыкальными инструментами. Ансамблевое музицирование: пение в сопровождении инструментов или просто игра соло на инструментах являлись основой узбекского музыкального искусства. Любовь народа к музыке стала составной частью его духовного и нравственного развития наряду с национальным самосознанием. Богатые традиции исполнительства, разнообразие народных ансамблей создали благоприятную почву для возникновения в дальнейшем различных жанров инструментальной музыки современности, в том числе и эстрадной. В формировании этого процесса музыкального творчества очень важную роль сыграли монодическая культура прошлого, фольклор и профессиональные музыкальные устные традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение эстрадного музыкального искусства в репертуаре студентов общего курса фортепиано»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТРАДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНТОВ ОБЩЕГО КУРСА ФОРТЕПИАНО Баширова А.А. Email: Bashirova17118@scientifictext.ru

Баширова Альфия Аскаровна - и.о. доцента, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: говоря об эстрадном искусстве в Узбекистане и его роли в жизни современного общества необходимо отметить его производную основу как вида искусства, возникшего на почве музыкальной культуры народа, имеющего исторические ценности и истоки.

Узбекистан, находившийся на стыке мировых временных событий, торговых экономических путей, соединяя Запад и Восток, вбирал в себя лучшие передовые идеи, опыт, достижения мировой цивилизации во всех областях человеческой деятельности. История развития наций и народов происходит по определенным объективным законам и процесс заимствования культурных ценностей происходит параллельно с развитием и просвещением общества и носит предопределенный характер. Национальные обычаи и традиции, особенности национальной культуры, ее своеобразие и самобытность, национальный язык - все это накладывает отпечаток на формирование конкретного общества, приобретает национальную окрашенность и предопределенность.

Можно говорить о богатой и древней традиции музыкального инструментализма в Узбекистане, так как неотъемлемой частью праздников и обрядов было сопровождение их всевозможными музыкальными инструментами. Ансамблевое музицирование: пение в сопровождении инструментов или просто игра соло на инструментах являлись основой узбекского музыкального искусства. Любовь народа к музыке стала составной частью его духовного и нравственного развития наряду с национальным самосознанием. Богатые традиции исполнительства, разнообразие народных ансамблей создали благоприятную почву для возникновения в дальнейшем различных жанров инструментальной музыки современности, в том числе и эстрадной. В формировании этого процесса музыкального творчества очень важную роль сыграли монодическая культура прошлого, фольклор и профессиональные музыкальные устные традиции.

Ключевые слова: фортепиано, музыка, эстрада, исполнительство, репертуар, ансамбль, традиция, творчество, закономерности.

IMPORTANCE VAUDEVILLE MUSIC ART IN REPERTOIRE STUDENTS OF THE GENERAL COURSE OF PIANOFORTE

Bashirova А.А.

Bashirova Alfiya Askarovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT GENERAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: dialect about vaudeville art in Uzbekistan and its dug in lifes modern society necessary to note its derived base, as type art, appeared on ground of the music culture of folk, having history value and headwaterses.

Uzbekistan, found on butting world temporary event, trade economic ways, connecting West and Orient, вбирал in itself best leading ideas, experience, achievements to world civilization in all area of human activity.

The history of the development nation and folk occurs on determined objective law and process of the borrowing of cultural valuables occurs parallel with development and enlightenment society and carries the predestined nature. The national custom and traditions, particularities of the national culture, her originality, national language - all this superimposes the imprint on shaping concrete society, gains national brightness. Possible speak of rich and древней to traditions music instrumentalis in Uzbekistan, since integral part holiday and rite was an accompaniment their all the manner of music instrument. Ensemble playing chant in accompaniment instrument or simply play solo on instrument were shown by base uzbek music art. The love of component partial folk became to music his(its) spiritual and moral development alongside with national consciousness. Rich traditions performance, variety of the public ensembles created favourable ground for arising hereinafter different genres of the instrumental music to contemporaneity, including vaudeville. In shaping of this process music creative activity very important role has played monogies culture past, folklore and professional music spoken traditions. Keywords: pianoforte, music, bandstand, performance, repertoire, ensemble, tradition, creative activity, regularities.

УДК 078.75

Проникновение традиций европейской, русской музыкальных культур обогатили и привнесли новые свежие струи в национальный мелос. Отсюда заимствуются элементы, которые близки национальной культуре и согласуются с чертами и закономерностями узбекской монодии: экспозиционное изложение материала, многократное повторение тематического материала.

Происходит зарождение профессионального композиторского творчества. Различные музыкальные жанры и формы музицирования, характерные средства выразительности в узбекской монодийной музыке бережно сохранив, использовали в своем творчестве современные композиторы.

Важное значение приобретает фактура изложения музыкального материала, которая зависит от содержания и характера произведения, которые приобретают цельность и завершенность. Приоритетное значение придается полифоническому изложению [1, 12].

Рост композиторского мастерства приводит к расширению тематического диапазона произведений, к обновлению музыкального языка, принципов формообразования. Широкое национальное пространство дает возможность создавать музыкальные произведения на темы хорезмских, узбекских, таджикских, каракалпакских мелодий.

Композиторы исследуют фольклорное начало, сочетание различных стилей (интонационные приемы в старинной музыке), обработки тем из классических произведений. Широко используются чередование быстрого и медленного материала (как в песенно-танцевальных сюитах), отточенность музыкальной мысли и смысла интонационных мотивов, применение широкого спектра эмоциональных красок, инструментальных тембров. Расширяется образная сфера - от простой бытовой тематики, простой формы композиторы приходят к лирическим, душевным настроениям, переживаниям.

Эстрадное музыкальное искусство, возникнув на такой благодатной почве органично соединило национальные традиции и современные тенденции и приобрело самостоятельное и профессиональное значение в ряду классических и традиционных направлений в современной музыкальной культуре Узбекистана.

Отметим, что решающую роль в этом сыграло и то обстоятельство, что оно появилось в недрах творчества композиторов, работающих в классических жанрах музыкального искусства. Это означает применение профессионального знака качества в вопросах композиторского письма, формы произведения и изложения материала.

Развитие эстрадного и джазового искусства в Узбекистане, начавшись в середине ХХ века, достигло невероятного успеха - этому свидетельствуют фестивали, конкурсы эстрадной песни, музыки, которые выявляют небывалое количество талантливой молодежи. Растет эстрадное исполнительское мастерство, которое в свою очередь стимулирует активность композиторов, пишущих в этом жанре.

Узбекская эстрадная музыка, вмещая в себя различные стили и направления музыкального искусства, необычайно популярна и привлекает к себе внимание исполнителей. Ошибочно мнение, что она доступна и проста. Скорее наоборот, важно не допустить примитивизма и упрощения в ее исполнении, тщательно отнестись к подаче авторского материала и применяя все средства музыкальной выразительности, выявить самобытность исполняемого произведения и высокий художественный вкус.

Отсюда возникает проблема профессионализма в исполнении, которая неразрывно связана с вопросом обучения. Открытие кафедры «Эстрадного исполнительства» в Государственной консерватории Узбекистана стало моментом истины в решении проблем, связанных с обучением и подготовкой профессиональных кадров в этой сфере.

Произведение эстрадного толка привлекают внимание и студентов других кафедр консерватории. На кафедре общего курса фортепиано учебный план учащихся состоит из произведений различных жанров и стилей, в том числе и современных произведений эстрадного направления. В профилирующий раздел включаются популярные произведения А. Мансурова, Н. Нарходжаева, Д. Амануллаевой и др. Они опираются в своем творчестве на традиции классической композиторской школы с ярко выраженным национальным мелосом. Песни, разные по тематике, характеру, формам изложения, глубоко проникают в душу исполнителя, создавая настроение и особое творческое наполнение. Аккомпанирующие партии некоторых песен довольно сложны, поэтому под силу студентам, обладающим базовыми исполнительскими навыками. Их фортепианные сочинения интересны, разнообразны, любимы и исполняемы на концертах и прослушиваниях.

Особую, важную роль в репертуарной политике общего курса фортепиано играет творчества композиторов-пианистов Э. Салихова, М. Атаджанова, В. Сапарова. Эстрадная тема - неотъемлемая часть их сочинительства. Продолжая традиции национальной композиторской школы, они своим мастерством, индивидуальностью, новыми откровениями внесли весомый вклад в национальное музыкальное искусство Узбекистана [1, 50].

Мухаммаджон Атаджанов, обладая незаурядным пианистическим дарованием, является очень вдумчивым, серьезным художником («рахманинского» размаха), использующим всю богатую мелодическую и техническую составляющую фортепиано. Его произведения насыщены глубоким содержанием, поэтическим слогом и вдохновением. Каждое произведение Атаджанова - это музыкальное открытие, встреча с прекрасным и для исполнителя, и для слушателя.

Валерий Сапаров, композитор широкого диапазона, владеющий всеми секретами профессионального мастерства, написал огромное количество произведений, которые востребованы слушателями. Это фортепианные и камерно-инструментальные сочинения, которые он сам часто исполняет на сцене.

Его музыка оригинальна, узнаваема, колоритна, построена на национальном материале. Разные по сложности фортепианные пьесы эстрадного характера доступны и среднему исполнителю, и начинающему постигать секреты мастерства студенту общего курса фортепиано. Многие его произведения для духовых инструментов и фортепиано (особенно много для саксофона) могут быть использованы в профилирующем разделе учебного плана студентов в классе общего фортепиано.

Творчество Энмарка Салихова, помимо серьезных классических произведений, включает в себя и музыку к кинофильмам, эстрадные песни, камерно-инструментальные произведения. Его фортепианные пьесы лиричны, эмоциональны,

очень логичны по форме и содержанию. Музыкальное и кульминационное наполнение его сочинений, как бы выходят за рамки классического формообразования, создавая свободное, импровизационное начало в исполнении.

Изучение творчества вышеперечисленных композиторов в классе общего фортепиано расширяет профессиональный и творческий кругозор студентов всех специальностей, приобщая их к культурному пространству искусства Узбекистана.

Список литературы /References

1. Узбекская музыка на стыке столетий (XX - XXI вв.): тенденции, проблемы. Ответственный редактор, доктор искусствоведения, профессор Наталья Янов-Яновская. Т., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.