Today, it is difficult to imagine the activities of art teams, especially the international scene, without the management service. The modern manager should not only have relevant knowledge and experience in the field of economics and social relations, but must also perceive the inner qualities of the industry. Particularly, it was necessary to take into account the peculiarities of the art of performing art, which is the basis of the fine music.
References / Список литературы
1. Fitrat. Turkish classical music and its history. Tashkent, 1993.
2. Belyaev V. Руководство для обмера народных музыкальных инструментов. Moscow, 1931.
«АРУЗ» В УЗБЕКСКОЙ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКЕ Аманова Н.А. Email: Amanova17131@scientifictext.ru
Аманова Нодира Аллабергановна - старший преподаватель, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: даже самые современные направления массовой музыкальной культуры всегда в своей основе обязательно имеют исторические корни. В статье рассматривается применение в качестве эмоциональной составляющей эстрадных песен арабского стихотворного сложения «аруз» - ритмическое чередование долгих и коротких гласных.
В узбекской музыкальной культуре аруз традиционно используется в профессиональном музыкальном фольклоре - макоме, а в современной узбекской эстрадной музыке приоритетным является стихотворный ритм бармак. За романтической же формой лирики аруза скрывается возвышенное стремление к духовному, философское мировоззрение. На примере эстрадных песен композитора Д. Амануллаевой иллюстрируются подходы, которые могут служить образцом сохранения и возрождения духовных ценностей узбекской культуры. Ключевые слова: аруз, ритм, эстрадная песня, романс, музыкальный фольклор, композиторское творчество.
«ARUZ» IN UZBEK POP MUSIC Amanova N.A.
Amanova Nadira Allaberganovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: еven the most modern trends of mass musical culture are always based on historical roots. The article deals with the use ofArabic poetic addition of the Aruz - rhythmic alternation of long and short vowels as an emotional component of pop songs.
In Uzbek musical culture Aruz is traditionally used in professional musical folklore - makam, and in modern Uzbek pop music the priority is the poetic rhythm of Barmak. For the romantic form of lyricism Aruz hiding the lofty pursuit of spiritual, philosophical Outlook.
For example, pop songs composer D. Amanullaeva illustrates the approaches that can serve as a model ofpreservation and revival of spiritual values of the Uzbek culture. Keywords: аruz, rhythm, pop song, romance, musical folklore, composer's creativity.
УДК 78.01
Образная сфера вокальных произведений непосредственно связана со словом. Это относится и к узбекским эстрадным песням. Чаще всего слово является тем «диктатором», который определяет эмоционально-смысловой характер песни. Чем совершеннее поэтика песни, тем ярче и эмоциональный тип музыкального произведения. В современной популярной музыке вопрос текста песни является актуальным. Серьезность этого вопроса усиливается в связи с массовостью эстрадно-песенного жанра.
Большинство «производителей» эстрадных песен мало уделяют внимания тонкости текста, а больше увлекаются музыкальным оформлением песни (аранжировка, спецэффекты). Это чаще наблюдается среди авторов-любителей, а также молодежных направлений эстрадной музыки.
В узбекской поэзии известны два стиля изложения письма: аруз и бармак. Аруз - система метрического стихосложения, возникшая в классической арабской поэзии и распространенная в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Ритмообразующий элемент стиха в аруз -варьирующееся чередование долгих и кратких слогов [1, 81]. «Аруз есть - организация стихотворной речи по особым, свойственным только ему закономерностям» - говорит ученый филолог Г.У. Туйчиева, - Аруз является элементом, как стихотворной формы, так и стихотворной речи» [2].
«Бармак - силлабическая система стихосложения, возникновение которого обусловлено возрождением фольклорных традиций. Если раньше бармак преимущественно использовалась в народных эпосах, кошаках, бейтах, героических эпосах, в 20 веке он стал основным размером тюркской письменной литературы» [3].
Стихотворное изложение бармак достаточно распространено в узбекской музыкальной фольклористике: в бытовых, трудовых и обрядовых песнях. Тогда как профессиональная народная музыка неразрывно связана со стихотворным изложением аруз (ашула, катта-ашула, макомы). При сравнении музыкального языка двух систем стихосложения становится ясно, что степень развития музыкальной формы и эмоциональная красочность произведения определяется текстом.
Эстрадные песни, сложенные на стихи аруз, сложны для восприятия широких масс тем, что большинство используемых слов, фраз относятся к классической поэзии и почти не используются в бытовых, повседневных оборотах. В этом заключается и сложность восприятия композиции в целом, особенно среди молодежной аудитории. Редкий композитор-эстрадник обращается к аруз для выражения музыкальных взглядов.
Отбирая песни в ритме аруз мы остановились на некоторых вокальных произведениях узбекского композитора, автора более 300 эстрадных песен Д. Амануллаевой.
Эстрадные песни Д. Амануллаевой популярны в Узбекистане. Песенное творчество композитора связано с эстрадной музыкой, среди них и произведения, написанные на ритмику стихотворного сложения аруз. Мы остановились на четырех: «Болича» (Сладость, наслаждение) на газели Улмаса Жамола; «Ёр керак ошикка» (Без возлюбленной нельзя) и «Жахондин кеч» (Отрекись от всего) на газели Нодиры; «Узгача» (Все иное) на газели А. Навои.
Композиция «Болича» - это поэтическое восхваление возлюбленной. «Булмагай дунёда лаззат, ёр дудогинг болича...» (Нет в мире наслаждения более, чем сладость твоих губ). Романтический характер строк определяет и тональный план композиции.
Хотя произведение написано в до миноре, через все произведение проходит соль минор с ув.2. Данный лад дает особый восточный колорит в мелодической линии романса, она развивается в нисходящем направлении. Развитие вокальной партии композиции опирается на принципы развития профессиональной традиционной музыки: каждая новая фраза начинается с более высокой ступени, чем предыдущая. Это характерно «макомному» развитию, поэтапному развитию вокальных формообразующих частей макома (даромад, миёнхат, дунаср, авж, тушурим [4, 211]).
Д. Амануллаева «Болича»
Два следующих произведения написаны на газели классика узбекской поэзии - поэтессы Надиры. Романсы «Ёр керак ошикка» и «Жахондин кеч» лирико-драматического характера.
Д. Амануллева «Ёр керак ошикда»
Первоначальное изложение материала основано на «опевании» терции. Волнообразное развитие мелодической линии приводит к большому скачку (большая нона) в припеве композиции, что увеличивает динамику и напряжение музыкального материала. Этот момент совпадает и с кульминацией стихов.
Стоит отметить, что в творчестве композитора гармонично сочетается фольклор и современность. Здесь так же используется техника «женского фольклора» - нисходящие мелодические фразы-причитания (определение О. Ибрагимова). Хотя в песнях нет прямых цитат, тем не менее ощущается глубокая жанрово-стилевая связь с фольклорной музыкой.
Композиция «Жахондин кеч» - это эстрадный романс. Интересно наблюдать фактурное решение композиции.
Д. Амануллаева «Жа^ондин кеч».
Постепенное «дробление» длительностей «накаливает» внутреннее напряжение и приводит к взрывной кульминации.
Д. Амануллаева «Жа^ондин кеч».
Эмоциональная и технически сложная композиция требует от исполнителя полной отдачи, максимального артистизма.
Еще одна композиция на газели основоположника тюркской классической поэзии А. Навои «Узгача» танцевального, лирико-романтического характера. Песня написана в стиле джаз-рок, что, казалось бы, во временном и географическом смысле не соответствует тексту. Но легкость фактуры и гармонии, игривый характер музыкального материала удачно гармонируют с поэзией великого мастера.
Широкий диапазон произведения - две октавы (от ля малой до ля второй) требует от вокалиста сформировавшихся вокальных данных, высокого исполнительского мастерства.
Д. Амануллаева «Узгача».
Многократно повторяющаяся фраза в заключении стилистически подтверждает джаз-роковую концепцию произведения.
В заключении хотелось бы отметить, что стихотворная система аруз диктует свои условия в образно-эмоциональной сфере композиции и требует от композиторов знания не только в сфере музыки, но и широкого кругозора в области литературы, в частности, поэзии. Возможно, большинство молодых создателей эстрадных песен интуитивно избегают «осквернения» поэзии газелей «дешевыми» музыкальными иллюстрациями. Но это не дает повода относиться к эстрадной песне пренебрежительно. Полагая, что эстрадная музыка, это развлекательный жанр, нельзя упускать столь важную сферу, как тексты песен. Ведь именно текст фиксирует образ композиции, выбор имиджа исполнителя. А это в свою очередь закладывает в сознании слушателя те идеалы, к которым тянется молодежь.
Список литературы / References
1. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1980.
2. Туйчиева Г. Система аруз: Между традицией и модернизмом, 2015. С. 1653-1667. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ayk.gov.tr/ (дата обращения: 27.09.2018).
3. Нурахунова Г. О функциональной дискретности рифмы в тюркском свободном стихе (на материале уйгурской поэзии). Журнал «Современные проблемы науки и образования». № 2, 2014.
4. Ражабов И. Ма^омлар (нашрга тайёрловчи ва махсус му^аррир О. Иброхдмов). Тошкент: Санъат, 2006. 211-212 б.
УЗБЕКСКОЕ МАКОМНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Абдуллаев Ф.Р. Email: Abdullayev17131@scientifictext.ru
Абдуллаев Фарход Рустамович - старший преподаватель, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сегодня в независимом Узбекистане, в связи с ростом национального самосознания, возрастает интерес народа к своему историческому прошлому, все более усиливаются тенденции возрождения многовековых традиций, сопровождаемые одновременно процессами переоценки художественных ценностей. Духовная значимость узбекских макомов весьма высока: древнее искусство макомов продолжает свою полнокровную жизнь, составляя основу репертуара многих профессиональных и самодеятельных макомных ансамблей и исполнителей. Приоритеты - научное изучение, популяризация и освоение (образование). Ключевые слова: маком, макомат, традиция, охрана, развитие, система, Шашмаком, наследие, освоение, образование.
UZBEK MAKOM ART AND EDUCATION Abdullayev F.R.
Abdullayev Farkhod Rustamovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ORCHESTRAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: today in independent Uzbekistan, due to the growth of national identity, the interest of the people to their historical past is growing, the tendency of revival of centuries-old traditions, accompanied by processes of artistic values reappraisal, is becoming increasingly stronger. The spiritual significance of Uzbek maqom is very high: the ancient art of maqom continues its full-blooded life, forming the basis of the repertoire of many professional and amateur maqom ensembles andperformers. Priorities - scientific study, popularization and development (education). Keywords: poppy seeds, makomat, tradition, protection, development, system, Shashmak, heritage, development, education.
УДК 78.01
Макомное искусство уникальное явление художественной культуры народов Ближнего и Среднего Востока, имеющий древние доисламские корни происхождения, формирование и процесс развития которой связан с эпохой «восточного ренессанса». Именно в период средневековья (IX-XVI века) в изустно-профессиональном пласте музыкального искусства система макомата занимает ведущее положение (макомная система 12 макомов «Дувоздах маком»), свидетельством тому теоретическое обоснование макомов в «Трактатах о музыке» ученых, мыслителей, бастакоров и поэтов, начиная от Фараби до Дервиш Али Чанги, от Борбада до Алишера Навои, где разработанная ими теория макомата, тесно связанная с музыкальной практикой, на протяжении веков имела неоспоримое господство в музыкальной науке и творчестве. В эпоху позднего средневековья (XVIII-XIX вв.) происходят процессы, надолго определившие пути дальнейшего развития макомного искусства - усилилась тенденция к локализации, что привело к образованию специфических черт системы восточного макомата (макам, мугам, маком, мукам, дастгях, нуъба).