Научная статья на тему 'О творчестве узбекских бастакоров прошлого столетия'

О творчестве узбекских бастакоров прошлого столетия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
974
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСТАКОР / МУЗЫКАНТ / МУЗЫКА / ЛИЧНОСТЬ / КЛАССИКА / РАЗВИТИЕ / МЕЛОДИЯ / ИСТОРИЯ / ЖАНР / BASTAKOR / MUSICIAN / MUSIC / PERSONALITY / THE CLASSICS / DEVELOPMENT / TUNE / HISTORY / GENRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамаджанов Улугбек Валиевич

В становлении и развитии узбекской музыки важной вехой является развитие в плане формирования новых исторических жанровых стилей классической музыки в первой половине ХХ века. Чтобы понять истоки этого явления, необходимо представить причины, побудившие его, и общую картину социально-политической и культурной жизни Республики конца 40 50-х годов прошлого столетия. После очередной попытки искоренения традиций национальной музыкальной классики макомов. В этом плане надо подчеркнуть, что огромную роль играют выдающиеся личности той эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CREATIVE ACTIVITY UZBEK BASTAKORS PAST OF THE CENTURY

In formation and development of the uzbek music important веха is a development in plan of the shaping the new history genre styles of the classical music in the first half XX century. To understand the headwaterses of this phenomena, necessary to present the reasons, spurred him, and the general picture social-political and cultural life of the Republic end 40-50х years past centuries. After the next attempt of the exterpation tradition national music classicists an makom. In this plan it is necessary to emphasize that enormous role play the prominent personalities of that epoch.

Текст научной работы на тему «О творчестве узбекских бастакоров прошлого столетия»

О ТВОРЧЕСТВЕ УЗБЕКСКИХ БАСТАКОРОВ ПРОШЛОГО

СТОЛЕТИЯ

Мамаджанов У.В. Email: [email protected]

Мамаджанов Улугбек Валиевич — преподаватель, факультет искусствоведения, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в становлении и развитии узбекской музыки важной вехой является развитие в плане формирования новых исторических жанровых стилей классической музыки в первой половине ХХ века. Чтобы понять истоки этого явления, необходимо представить причины, побудившие его, и общую картину социально-политической и культурной жизни Республики конца 40 - 50-х годов прошлого столетия. После очередной попытки искоренения традиций национальной музыкальной классики — макомов. В этом плане надо подчеркнуть, что огромную роль играют выдающиеся личности той эпохи.

Ключевые слова: бастакор, музыкант, музыка, личность, классика, развитие, мелодия, история, жанр.

ABOUT CREATIVE ACTIVITY UZBEK BASTAKORS PAST OF THE CENTURY Mamadjanov U.V.

Mamadjanov Ulugbek Valievich — Teacher, FACULTY OF ART STUDIES, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in formation and development of the uzbek music important веха is a development in plan of the shaping the new history genre styles of the classical music in the first half XX century. To understand the headwaterses of this phenomena, necessary to present the reasons, spurred him, and the general picture social-political and cultural life of the Republic end 40-50х years past centuries. After the next attempt of the exterpation tradition national music classicists - an makom. In this plan it is necessary to emphasize that enormous role play the prominent personalities of that epoch. Keywords: bastakor, musician, music, personality, the classics, development, tune, history, genre.

УДК 078

В независимом Узбекистане в связи с ростом самосознания нации все более возрастает интерес народа к своему историческому прошлому, когда все более усиливаются тенденции возрождения многовековых традиций, сопровождаемых одновременно процессами переоценки ценностей, духовная значимость макомов весьма высока: древнее искусство макомов продолжает свою полнокровную жизнь, составляя основу репертуара многих профессиональных коллективов, инструменталистов и певцов-хафизов. Более того, неувядаемая сила макомов вдохновляет наших современников - бастакоров, композиторов, эстрадно-профессиональные и самодеятельные коллективы на новые творческие искания [1, 6].

Академик Юнус Раджаби (1896-1976). Сама личность и его деятельность на поприще художественного руководителя ансамбля «Маком» стала историческим явлением на пути развития узбекской классической музыки во второй половине XX века. К моменту формирования коллектива Ю. Раджаби был уже известным мастером-бастакором, автором многих песен, мелодий, а также музыкально-сценических сочинений. Вместе с тем и признанным мастером-знатоком и собирателем народной музыки. В его нотной записи были опубликованы пять томов серии «узбекской народной музыки», за которую он был удостоен звания «академика».

Ко всему прочему, Ю. Раджаби был непререкаемым авторитетом среди музыкантов и удивительно целеустремленной, коммуникабельной натурой. В течение короткого времени им проделана гигантская работа по созданию инновационной формы классической музыки, получившей в последующем название «Узбекский Шашмаком». Это многомерный процесс, который параллельно шел в трех основных направлениях: творческом, научном и практическом.

Юнус Раджаби родился и большую часть жизни прожил в Ташкенте, в одном из старых очагов культуры Центральной Азии. Высокая музыка и поэзия всегда была важной составляющей его элитных традиций. Во второй половине XIX века Ташкент становится административным центром Туркестана. А с момента падения Кокандского ханства этот город начинает обретать значение форпоста культурно-экономических связей всего региона Центральной Азии.

На этом гребне в музыкальной жизни Старого Города Ташкента на первый план выдвигается фигура Хафиза Мулла Туйчи Ташмухаммедова (1856-1942). «Хафиз» в музыкальной лексике того времени - довольно высокий титул. Его основными критериями являются приверженность к суфийским традициям, а также наличие выразительного голоса, особая музыкальность и способность быть лидером в элитных музыкальных собраниях, в культовых песнопениях и в обрядах зикра.

Мулла Туйчи - ученик Хофиза Худайберди из Исфары, родословная которого восходит к самому Худайберди Устозу, основоположнику жанрового стиля «Фергано-Ташкентских макомных мелодий». Хофиз Худайберди из Исфары в музыкальной среде был известен под прозвищем «Зебо пари» (букв. «ангел-красавец» в иносказательном смысле). Так он иронично был прозван именно из-за своей не красивой внешности. Но в пении макомов он был действительно «ангелом небесным». Посему один из самых высоких кульминационных ладовых ячеек-ауджей в системе макомата назвали его именем - «Зебо пари».

Мулла Туйчи, в отличие от своего наставника, не обладал очень высоким голосом. Но мастерство его выразительного пения и способность оказывать магическое воздействие на слушателей воспринял сполна. Именно эта черта степенного завораживающего пения стала одной из характерных особенностей стиля Мулла Туйчи. Затем эта черта легла в основу стилистических особенностей всей «ташкентской школы». Последующие поколения ташкентских певцов и музыкантов, в том числе и Юнус Раджаби стали подражать стилю Мулла Туйчи.

Так на горизонте музыкальной жизни Ташкента появляются братья-музыканты - танбурист Рихси Раджаби и исполнитель на нае Юнус Раджаби. Они не были певцами, но как музыканты стремились вписаться в ташкентский стиль. И действительно, Рихси Раджаби стал выдающимся танбуристом утонченного классического стиля. А Юнус Раджабий воспитал целую школу певцов и музыкантов нового «Узбекского Шашмакома». Таким образом, в начале пути он хорошо усвоил генетические свойства школы Мулла Туйчи, которые послужили основой для формирования собственного стиля.

В 1925 году, после упразднения администрации Туркестана, Бухарской и Хорезмской Социалистических Республик, создается Узбекская Советская Социалистическая Республика сначала со столицей в Самарканде, а с1932 года в Ташкенте. Так, древнейший город становится новым культурным и административным центром. Создается Университет и другие учебные, творческие структуры, в том числе и Научно-исследовательский институт музыки и хореографии (1928 г.). Творческие силы, связанные с музыкальным искусством, концентрируются вокруг двух очагов культуры, музыкального театра и научно-исследовательского института.

Юнус Раджаби как музыкант был больше связан с Республиканским радио, куда стекались лучшие художественные силы Республики. Творческая атмосфера этого коллектива послужила ему хорошей школой проникновения в различные локальные традиции узбекской классической музыки

- прежде всего в Фергано-Ташкентскую, Бухарскую и Хорезмскую. В то время в Самарканде жил прославленный мастер Хаджи Абдулазиз, который был несравненным исполнителем классического репертуара Фергано-Ташкентского, Бухарского и Хорезмского стилей в собственном сопровождении на дутаре.

После неоднократных открытых и скрытых дискуссий на поприще музыкального театра, к концу 30-х годов образовались жанровые расслоения, одно из которых определили как «музыкальная драма», другую - «опера». В 40-е годы в сфере «музыкальной драмы» на первый план выдвигается личность музыканта-бастакора Тухтасина Джалилова. Как уже отмечали, Тухтасин Джалилов и Юнус Раджаби ровесники, но представители разных школ, Андижанской и Ташкентской. К тому же они совершенно иные творческие натуры. Тухтасин Джалилов -экспрессивный, открытый человек, способный «невозможное» сделать возможным. Юнус Раджаби

- человек замкнутый и лирический, добивающийся своей цели трудом и терпением.

Однако судьба их свела в одну упряжку музыкального театра. Тухтасин Джалилов был музыкальным руководителем театра и творил чудеса, создавая музыку к сценическим произведениям, которые пользовались необычайной популярностью. Юнус Раджаби в этом же театре работал музыкантом и выполнял функцию «писаря», который оформлял нотные тексты песен и мелодий созданных музыкантами-бастакорами в устной традиции. Одновременно, сочинял лирические песни и мелодии, а также в соавторстве с другими композиторами писал музыку к спектаклям. Общение с Тухтасином Джалиловым сыграло очень важную роль в раскрытии у Юнуса Раджаби дара творца-бастакора.

Звездный час Юнуса Раджаби наступает в 1959 году. В возрасте шестидесяти трех лет, будучи уже зрелым мастером и известным музыкантом, Народным артистом Узбекистана, академиком, его назначают художественным руководителем ансамбля «Маком» при Государственном комитете

радио и телевидения. Эта было неведомой по форме и содержанию творческой работой в деле создания новой инновационной формы макомов.

В исконной традиции узбекской классической музыки господствовал изысканный индивидуальный стиль сольного исполнения. В жанрово-стилистическом плане, в целом это многополярный музыкально-поэтический свод, основанный на органическом сочетании музыки, поэзии и танца. Его главным художественным критерием является гармоническое соотношение канона и импровизации. Важнейшей нормой его бытия является строгое соблюдение норм лада, ритма и формы. А зона свободы зависит от творческих возможностей индивидуальностей. Бухарский, Хорезмский и Фергано-Ташкентские стили - это уникальные примеры исполнительского и творческого единства. Поэтому совершенства в них могут достигнуть лишь высокопрофессиональные и творчески одаренные личности.

Обобщая вышеизложенные, можем подчеркнуть о том, что каждый бастакор, исполнитель, певец демонстрирует свое мастерство в отдельности, вступая как бы в соревнования, показывая возможности голоса, профессионального мастерства и творческого порыва.

В новых культурно-исторических условиях Узбекистана макомат в окружении многообразия национального фольклора, а также самых различных жанров и форм современной музыки, начиная от европейской классики до низкопробной попсы, претендующей на роль контркультуры, носители и исследователи его пытаются найти наиболее оптимальные пути сохранения и развития его вековых традиций [2, 109-110].

Список литературы / References

1. Ибрагимов О.А. Фергано-Ташкентские макомы. Ташкент, 2006.

2. Ахмедов Алишер. О понятии «классическая музыка» Узбекистана // Журнал «Проблемы современной науки и образования». Москва, 2019. № 6 (139).

ПРИЗНАНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОМ ФОЛЬКЛОРНОМ ФЕСТИВАЛЕ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ», ПРОВЕДЁННОМ В ГОРОДЕ МАРГИЛАН ФЕРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Турсунова Л.Э. Email: [email protected]

Турсунова Лайло Эргашевна — преподаватель, ыакультет искусствознания, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в древности и средневековье караванская дорога, впервые объединившая Восток и Запад (на сегодняшний день эта дорога носит название «Великий шёлковый путь»), имела огромное влияние в социально-экономическом и культурном развитии народов Средней Азии. На основе развития торговых отношений между странами были проложены новые ближайшие торговые дороги, способствующие сближению этнических групп и наций. Таким образом появилась возможность повышения уровня культурной жизни народов, через знакомство с народным фольклором, культурой других наций и этнических групп, использование музыкальных инструментов в развитии различных видов искусства. Ключевые слова: культура, искусство, музыка, фольклор, фестиваль, традиция, наследие, изучение, вид.

RECOGNITION OF THE INTERNATIONAL FOLK FESTIVAL "THE GREAT SILK ROAD" IN THE CITY OF MARGILAN FERGHANA REGION Tursunova L^.

Tursunova Laylo Ergashevna - Lecturer, FACULTY OF ART STUDIES, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in ancient times and the Middle Ages, the caravan road, which first united East and West (today this road is called the "Great Silk Road"), had a huge influence on the socio-economic and cultural development of the peoples of Central Asia. On the basis of the development of trade relations between the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.