Марата, Абдурахмана Джами, Наджмиддина Кавкаби. Однако, вся загвоздка в том, что ко времени становления Шашмакома, как исторической формы классической музыки региона, естественный баланс теории и музыкальной практики, которое имело место в эпоху Тимуридов, был уже нарушен. Теоретическая основа, конечно же, несомнено присутствует в Шашмакоме и музыканты интуитивно осознают ее. Но она не оформлена в виде как такового научного трактата. Собственно поэтому мы осознаем Шашмаком как феномен устной традиции.
Список литературы / References
1. Мухаммедова Б. Музыковедение и музыкальная критика. Истории и перспективы // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Ташкент, 2008.
2. Фитрат. Узбекская классическая музыка и ее история. Ташкент. 1993.
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКСКОГО НАРОДА Маннопов С.1, Сулейманова Д.К.2 Em ail: [email protected]
'Маннопов Султонбек - заведующий кафедрой, Кафедра музыкального образования; 2Сулейманова Дилором Кахрамоновна - преподаватель, факультет искусствоведения, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: развитие музыкальной культуры и исполнительского искусства в Великой Туранской земле связано с древнейшими истоками. Выдающееся ученые Востока, такие как Мухаммад аль-Хоразми, Абу Наср Фараби, Ахмад аль-Фергани, Абу Али ибн Сина(Авиценна), Пахлаван Махмуд, Омар Хайям, Мирзо Улугбек, Захириддин Мухаммад Бабур, Абдурахман Жами, Алишер Наваи, Нажмиддин Кавкаби, Дарвеш Али Чанги и другие в своих трактатах оставили ценные сведения о музыкальной науке и истории исполнительского искусства, о строении музыкальных инструментов и правилах, этике поведения музыкантов. Ключевые слова: шашмаком, маком, Наво, устоз, виртуоз, инструменталист, макомовед, наука, история.
MUSICAL HERITAGE OF THE UZBEK PEOPLE Mannopov S.1, Suleymanova D.K.2
'Mannopov Sultonbek - Head of the Department,
DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION; 2Suleymanova Dilorom Kahramonovna - Teacher, FACULTY OF ART HISTORY FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the development of musical culture and performing arts in the Great Turanian land is associated with the most ancient sources. Prominent scholars of the East such as Muhammad al-Khorazmi, Abu Nasr Farabi, Ahmad al-Fergani, Abu Ali ibn Sina (Avicenna), Pakhlavan Mahmud, Omar Khayyam, Mirzo Ulugbek, Zakhiriddin Muhammad Babur, Abdurahman Zhami, Alisher Dawadi Navai Ali Changi and others in their treatises left valuable information about musical science and the history ofperforming art, the structure of musical instruments and rules, and the ethics of musicians. Keywords: shashmakom, makom, Navo, ustoz, virtuoso, performance, researcher makom, science, history.
УДК 078
Макомы, Мугамы, Дастгяхи, Навба, Рага, Кюи и другие сложно-циклические произведения как музыкальное наследие восточных народов переходили из поколений в поколения изустным путем. Исторические источники, сведения мастеров и знатоков искусства а также,научные исследования ХШ-XVII веков свидетельствуют о том, что в музыке народов Средней Азии, Хурасана и Азербайджана существовал цикл двенадцати (Дувоздах) макомов. Это «Ушшок», «Наво», «Бузалик», «Рост», «Хусайни», «Хиджаз», «Рохави», «Зангула», «Ирок», «Исфахан», «Зирафканд», «Бузург». Позже уже в XVIII веке со своими частями наср и мушкилот получили развитие
Бухарский «Шашмаком» (Шесть макомов): «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Ирок», Ферганские «Чор макомы» (Четыре макома). Постепенно сформировались семь видов исполнения «Дугох Хусайни», шесть способов исполнения «Чоргох» и «Шахнози Гулёр», а также части савт и тарона в макомах «Баёт» [1, 16].
Нотная запись Шашмакома в европейской тактовой системе в начале 1920-х годов является важнейшим историческим событием сыгравшем существенную роль в процессе эволюции узбекской классической музыки, как таковой, но и развития всей культурной жизни региона. Она заслуживает внимание по целому ряду обстоятельств. Во-первых, нотная запись Шашмакома, в поворотный, причем, весьма крутой, момент истории. Во время ломки вековых устоев традиционной культуры, в том числе сакральных, в том числе и классических музыкальных ценностей.
Особая значимость текущего момента была в том, что в это время еще были живы великие мэтры Шашмакома, носители и хранители его вековых традиций, Ота Джалол и Ота Гияс. И только они могли быть самыми надежными информаторами в перенесении действующей звуковой модели Шашмакома в нотный текст и таким образом в сохранении ее устоев для будущих поколений.
Во-вторых, в целях осуществления этой исторической миссии, то есть для создания добротной и квалифицированной нотной записи устоявшегося свода классической музыки, а также его публикации, были созданы все необходимые условия. Ибо во главе вновь образовавшегося государства Бухарской Народной Социалистической Республики стал покровитель национальных духовных ценностей и поклонник искусства Шашмакома Файзулла Хаджаев (1896-1938), а пост Министра Просвещения занимал Абдурауф Фитрат (1886-1938) - великий просветитель и ученый гуманист своего времени.
Фитрат глубоко осознавал роль и значение классической музыки в лице Шашмакома для дальнейшего развития музыкального искусства и национальной культуры вообще. Вместе с тем, он как чуткий мыслитель, трезво ощущал историческую значимость записи для текущего момента: метры Шашмакома Ота Джалол и Ота Гияс были в весьма преклонном возрасте, а последующее более молодые исполнители еще не могли представить такое уникальное и изысканное явление, как Шашмаком, перед лицом истории в должной мере.
Поэтому, как патриот и государственный деятель, он торопился документально зафиксировать Шашмаком именно из этих самых надежных первоисточников. Именно он, как один из самых влиятельных государственных деятелей своего времени, способствовал созданию всех необходимых условий для проведения самой нотной записи и лично контролировал осуществление ее публикации. Начатая в Бухаре работа по нотной записи Шашмакома в летние сезоны 1922-1923 годов, была завершена его публикацией в Москве в 1924 году [2], под занавес упразднением Бухарской Народной Социалистической Республики.
Конечно же, с позиций современного макомоведения, в сборнике В. Успенского можно было бы усматривать и отдельные упущения. Например, сетовать на то, что отсутствуют вербальные тексты в вокальных частях. Или же на то, что общий свод Шашмакома не представлен в полном объеме, а зафиксирован только так называемое его «основное каноническое ядро». Эти доводы уместны, но опять-таки только с позиции нынешнего дня.
Однако, гораздо важнее то, что сам нотный текст, в представленном виде, по своим научно-аналитическим качествам настолько добротный и убедительный, что вызывает только восторг.
В Хорезмских макомах прослеживается своеобразное и стилистически особенное исполнение вышеизложенных шести макомов. В последующем был введен седьмой инструментальный маком «Панжгох». Поэтому сегодня высоко ценится как великое наследие перешедшее из поколений в поколения бесценное музыкальное богатство - Бухарские, Хорезмские и Фергана-Ташкентские макомы, неповторимые жанры песен ашула и катта ашула.
По причине отсутствия нотной записи классические народные мелодии и песни переходили из поколения в поколение изустным путем. В XX веке стараниями таких маститых приверженцев своего дела как В.А. Успенский, Е.Е. Романовская, И.А. Акбаров, М. Юсупов, Ю. Ражабий стало возможным нотная запись многочисленных образцов народного узбекского песенного наследия. Особенно неоспоримы заслуги академика Юнуса Ражабий. В результате многолетних трудов этих ученых появились шесть томов «Узбек халк мусикаси», «Шашмаком», «Хоразм макомлари», «Гулёри Шахноз» и многие другие музыкальные пособия, которые стали настоящим духовным богатством узбекского народа.
В этой связи неоспоримы труды заслуженных музыковедов страны как Файзуллы Кароматли, Илёса Акбарова, Исхака Раджабова, Тухтасина Гафурбекова, Рустамбека Абдуллаева, Абдуманнона Назарова, Окилхона Иброхимова, Отаназара Матёкубова, Равшана Юнусова, Батыра Матёкубова, Соибжона Бегматова.
С древних времен в этих краях считалось святым неотьемлимая часть музыкального наследия искусство хафиз(певцы классических песен). Хафизы прекрасно знали художественную поэзию и исламские каноны. Поэтому исполняемые ими песни завораживая слушателей имели большую силу воздействия. Символическое название Хафиз данное певцам исполняющих только песни на газели классических поэтов имеет огромное значение.
Именно с творчеством хафизов и народных бастакоров можно связать появление, исполнение макомов и традиционных классических песен узбеков, которые были созвучны со временем.
Особую роль занимало музыкальное искусство и в творчестве великого поэта Алишера Наваи. Возможно лишь отчасти размышлять о деятельности мыслителя связанного с музыкальным искусством как отдельную грань его всестороннего творчества. Сам псевдоним Наваи имеет прямое отношение к музыке т.к. слово «Наво» означает мелодия, звук. Таким образом, жизнь и творчество поэта непосредственно было связано с этим прекрасным искусством.
Исполнителей песен на основе разнообразных жанров узбекской народной музыки в разные времена называли по-разному: хонанда, хафиз, ашулачи, кушикчи, яллачи, катта ашулачи, лапарчи, макомхон, савтхон, бахши, шоир, зокир, муганний, мутриб, йировчи, гуянда.
Вхождение в музыку для публики - будь то собрание избранных слушателей или аудитория более широкого круга, традиционно предваряется исполнением инструментальных мелодий. Этот порядок сохранился и до настоящего времени. Специальное же слушание чисто инструментальных форм в кругу изысканных ценителей и знатоков, есть некая музыкальная медитация, погружение во внутренний мир и постижение смысла музыкальных образов.
Если взглянуть на историю традиционного песенного исполнительства узбеков, то начиная со второй половины XIX века и в начале XX века сформировалась целая плеяда хафизов: Ота Жалол Носиров, Ота Гияс Абдулгани, Хожи Абдулазиз Абдурасулов, Домла Халим Ибодов, Леви Бабаханов, Мадали Хафиз, Мулла Туйчи Ташмухаммедов, Матякуб Харратов и многие другие.
В наше время появилось следующее поколение музыкантов, которые также своим талантом и своеобразным творчеством приумножили богатство классических произведений следуя принцыпам преемственности. В этом ряду песни и мелодии созданные сотнями бастакоров превратились в народное музыкальное достояние.
Традиционное песенное искусство Узбекистана получило свое интенсивное развитие уже в годы независимости. Ежегодное проведение смотров-конкурсов молодых исполнителей названы в честь великих певцов нашего времени: Журахана Султанова, Мамуржана Узакова, Хожи Абдулазиза Абдурасулова, Комилжана Отаниязова, Фаттоххана Мамадалиева, Одилжана Юсупова, Таваккала Кадирова, Отажана Худайшукурова, которые вносят весомый вклад в развитие песенного искусства Узбекистана.
Список литературы / References
1. РажабовИ. "Маком асослари". Т., 1992.
2. Успенский В. Шашмаком / Шесть музыкальных поэм. Москва, 1924.
СТИЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ГОЛОСОВ В ИСКУССТВЕ БАХШИ Дустмуродов Б. Email: [email protected]
ДустмуродовБекназар - и.о. профессора, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекское искусство разнообразно и богато, имеет несколько жанров. Одним из таких жанров является искусство бахши, и это искусство имеет свое особое место в сердце узбекского народа. Очень важно, чтобы исполнитель, владеющий искусством бахши, имел свой стиль, отличающийся от других бахши. В то время как искусство бахши имеет свой собственный стиль голособразования, он полностью отличается от других певческих искусств. В этой статье рассказывается о том, как исполнители бахши и жиров образуют голос. Также она затрагивает различные аспекты стилей голособразования жиров и бахши. Ключевые слова: бахши, жиров, голос, голособразования, южная школа бахши, северная школа бахши, эпос, суллиги.