Научная статья на тему 'О творческом наследии Фитрата'

О творческом наследии Фитрата Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1313
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМЫ / МЕЛОДИЯ / МУЗЫКА / MUSIC / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / НАЦИОНАЛЬНАЯ / NATIONAL / ЛАД / HARMONY / РИТМ / RHYTHM / ЖАНР / GENRE / СИСТЕМАТИЧЕСКИ / SYSTEMATICALLY / НАУКА / SCIENCE / MAKOMS / TUNE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдуллаев Рустам Мамаражабович

Общеизвестно, что макомы Хорезма и Фергано-Ташкентские макомные мелодии в своей основе восходят к Бухарскому Шашмакому. В связи с систематизацией внутренней структуры Шашмакома обращает на себя внимание и деление макома на жанрово-стилистические направления: инструментальное (мушкилот), вокально-инструментальное (наср) и танцевальное (уфар). Фитрат их обобщенно называет буток (ветвь). Думается, что в этом понятии, которое, к сожалению, не прижилось в последующей научной практике, на наш взгляд имеется большой резон. В русскоязычной литературе о Шашмакоме эти жанрово стилистические направления внутри макома почему-то стали называть «разделами». Тогда как фактически инструментальные и вокально-инструментальные сферы внутри макома не находятся в отношениях ряда положенного, а представляются самостоятельными жанровыми формами одного макома как общей ладовой системы. То есть маком как целое представляет единую ладовую основу, а формы ее мелодического проявления разные: инструментальная, вокально-инструментальная и танцевальная. Каждая из жанровых сфер, в свою очередь, внутри может делиться на разделы и части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О творческом наследии Фитрата»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ФИТРАТА Абдуллаев Р.М. Email: [email protected]

Абдуллаев Рустам Мамаражабович — доцент, кафедра фольклора и этнографии,

Узбекский государственный институт культуры и искусства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: общеизвестно, что макомы Хорезма и Фергано-Ташкентские макомные мелодии в своей основе восходят к Бухарскому Шашмакому. В связи с систематизацией внутренней структуры Шашмакома обращает на себя внимание и деление макома на жанрово-стилистические направления: инструментальное (мушкилот), вокально-инструментальное (наср) и танцевальное (уфар). Фитрат их обобщенно называет буток (ветвь). Думается, что в этом понятии, которое, к сожалению, не прижилось в последующей научной практике, на наш взгляд имеется большой резон. В русскоязычной литературе о Шашмакоме эти жанрово стилистические направления внутри макома почему-то стали называть «разделами». Тогда как фактически инструментальные и вокально-инструментальные сферы внутри макома не находятся в отношениях ряда положенного, а представляются самостоятельными жанровыми формами одного макома как общей ладовой системы. То есть маком как целое представляет единую ладовую основу, а формы ее мелодического проявления разные: инструментальная, вокально-инструментальная и танцевальная. Каждая из жанровых сфер, в свою очередь, внутри может делиться на разделы и части.

Ключевые слова: макомы, мелодия, музыка, традиция, национальная, лад, ритм, жанр, систематически, наука.

ABOUT THE CREATIVE HERITAGE OF THE FITRATE Abdullaev R-М.

Abdullaev Rustam Mamarajabovich - Assistant Professor DEPARTMENT OF FOLKLORE AND ETHNOGRAPHY", UZBEK STATE INSTITUTE OF THE CULTURE AND ART, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the well-known, that makoms Horezm and Fergano-Tashkent makoms tunes in its base comes to Shashmakom. In connection with systematization of the internal structure Shashmakoma turns on itself attention and fission макома on genre-stylistic directions: instrumental (the mushkilot), voice-instrumental (nasr) and dance (ufar). Fitrat their обобщенно names butok (branch). It is thought that in this notion, which, regrettably, did not become acclimated in the following scientific practical person, there is big reason on our glance. In russian-language literature about Shashmakom, these genre stylistic directions inwardly makom, why-that started to name "sections". Then practically instrumental and вокально-instrumental spheres inwardly макома are not found in relations of the row prescribed, but introduce the independent genre forms one макома as the general modal of the system. That is to say may as integer presents united modal base, but the forms her(its) melody manifestations different: instrumental, voice-instrumental and dance. Each of genre spheres, in turn, inwardly can divide themselves into sections and part.

Keywords: makoms, tune, music, tradition, national, harmony, rhythm, genre, systematically, science.

УДК: 78.071.1

В ХХ веке Шашмаком пережил периоды подъёма и трудные времена противостояния с официальной властью. Так, в 20-е годы ХХ века, вскоре после падения государственности Бухары и Хорезма, где это искусство традиционно культивировалось, начался крутой поворот по преобразованию его вековых устоев. Прежде всего, это коснулось традиционных текстов макомов, пронизанных духом суфийской поэзии. Наряду с аутентичными текстами была свёрнута сопряженная с ними определенная часть практической теории Шашмакома со своей терминологией.

Вместе с тем в это противоречивое и суровое время были деятели, которые заботились о сохранении и передаче последующим поколениям истинных ценностей Шашмакома. В этом отношении - подлинно научного унаследования вековых традиций классической музыки региона - следует, прежде всего, назвать имена двух личностей: ученого Абдурауфа Фитрата и

музыканта-этнографа Виктора Александровича Успенского (1879 - 1949), которые вложили много сил и энергии в дело изучения Бухарского Шашмакома.

В ХХ веке, в связи с изменением социальной базы функционирования, разделительная грань между строго канонизированной ладовой системой коренного Шашмакома и свободной зоной ладообразования шуъбача стала стираться. В следствии этого, Шашмаком стали рассматривать как единую структуру, без дифференциации на пласты. Однако с точки зрения научной классификации и систематического изучения внутренних связей различных форм макомата, двухжанровое (двух пластовое) рассмотрение Шашмакома, с традицией их ладовой основы на систематические и не систематические, представляется более целесообразной.

Абдурауф Фитрат (1886 - 1938) выдающийся узбекский ученый, в сферу научных интересов которого входила и музыка. Кипучая деятельность этого великого патриота нации, по возрождению истинных ценностей ее классической литературы и музыки, к сожалению, была усеяна догмами обскурантизма и невежеством недоученных приспешников молодого советского чиновничества, а также мракобесием отживших свой век старых грамотеев.

Фитрат, широко образованный просветитель эпохи, получивший блестящее традиционное (медресе Мир Араб в Бухаре) и европейское (Стамбульский университет) образование, которому по масштабу и глубине мышления трудно найти аналогов не только в регионе, но и во всем мусульманском мире в целом, всей этой рутине противопоставлял знания, разум и убеждение. Имя его можно поставить в ряд великих просветителей Востока, таких как Фараби, который открыл для Европы Аристотеля, соединяя в своем творчестве идеи перипатетизма и неоплатонизма. Или же, Ибн Сина, утверждавшего торжество разума как великой силы и могущества Творца.

Впервые полномасштабное научное осмысление Шашмакома, по счастливому стечению обстоятельств, приходится на долю Абдурауфа Фитрата. И осуществляется это в контексте разработки научных основ национальной музыкальной классики в его книге «Узбекская классическая музыка и ее история» [1, 56]. Масштаб научной деятельности Фитрата напоминает великих мыслителей Востока прошлых эпох просвещения, Фараби, Ибн Сина и других. Будучи высокообразованным человеком своего времени, он как мыслитель и государственный деятель, выступает за обновление мировоззрения и освоения передовых достижений мировой науки и культуры на национальной почве.

Фитрат рассматривает музыку, выражаясь современным языком, с широких культурологических позиций. Он глубоко затрагивает вопросы философии, научно-теоретических и практических основ узбекской классической музыки на примере Шашмакома, близкому ему по реальной практике бытия и более изученному в научном плане благодаря нотным записям В.А.Успенского. В этом, пожалуй, главная историческая роль Фитрата на ниве музыкознания. Он как бы подводит итог великим традициям музыкальной мысли прошлого и намечает пути дальнейшего развития [2, 28].

Фитрат - видный государственный деятель и один из самых образованных людей своего времени - отчётливо понимал значение высоких музыкальных традиций для выработки и внедрения в жизнь новой национальной идеи. Он осознал, что Шашмаком - это великое достояние, которое ещё долго будет сохранять своё художественно-эстетическое значение. Находясь на ответственном государственном посту, он предпринял невероятную для своего времени инициативу - записать в нотах полный музыкальный текст Шашмакома «из уст и с рук» великих мастеров Бухары - Ота Джалола Насыр углы (1845-1928) и Ота Гияса Абдугани (1859 - 1927).

Фитрат, помимо активного участия в акции нотной записи Шашмакома, является автором небольшой, но весьма серьёзной книги «Узбекская классическая музыка и её история». Хотя слово «шашмаком» в этой книге встречается очень редко, но её базовым материалом служит именно он как устоявшийся на практике свод классической музыки. Использование вместо лексемы «шашмаком», идущей из устного обихода, более универсального термина «классическая музыка» свидетельствует о широте научных взглядов ученого. По мнению автора, критерием классичности (образцовости и совершенства) музыки является наличие прочной научно-теоретической базы. Исходя из этого, ученый рассматривает в одном ряду музыку Запада и музыку Востока. Для наглядности он проводит параллель между классической поэзией и музыкой Востока. Если поэзия Востока (имеется в виду мусульманского мира) во времена Фитрата для Европы была уже общепризнанным феноменом, то на музыку Востока смотрели ещё как на экзотическое явление. Фитрат одним из первых среди учёных мусульманского мира во весь голос заявляет о классической музыке Востока и на примере узбекской музыки берётся доказать наличие глубоких научно-теоретических корней этого явления.

Тем не менее, в связи с проблематикой Шашмакома необходимо хотя бы коротко сказать о тех рациональных сторонах концепции Фитрата в плане перспектив изучения основ узбекской классической музыки - макомата. Во-первых, следует отметить, что Фитрат впервые

предлагает научно-аргументированный подход, который можно считать началом нового этапа макомоведения. При этом особую ценность воззрениям Фитрата придаёт то, что в своих суждениях он абстрагируется от живого материала, а также то, что информаторами и консультантами его являются самые известные мастера Шашмакома того времени. Во-вторых, Фитрат - высокообразованный человек эпохи, окончивший сначала Бухарское медресе, а затем получивший обучение в Турции (1908 - 1913). В-третьих, он талантливый учёный, поэт, писатель, драматург, который хорошо разбирался в самых различных областях знания, о чём свидетельствуют его научные и литературные произведения

На пути формирования нового музыкознания как научной дисциплины, Фитрат вводит ряд нетрадиционных методов. На самом высоком универсальном уровне, музыку западную и восточную он рассматривает как равнозначную, с точки зрения их художественной ценности. На следующем уровне, сама музыка восточная (по контексту - имеется в виду Мусульманского мира), делится на стилевые разновидности - арабская, персидская и тюркская. В свою очередь, тюркская музыка распадается на османскую, азербайджанскую и узбекскую. И, наконец, сама узбекская музыка распадается на два основных вида: классическая, просвещенная (то есть макомы) и обиходная, популярная (в терминологии Фитрата «эл куйлари - мелодии страны» и «эл ашулалари - песни страны»). Примечательно, что по восточной и европейской научной традиции, народные песни и наигрыши в значении «фольклора», у Фитрата выносятся за черту понятия «музыка» в собственном смысле слова.

В связи с этим ученый в узбекскую музыкальную лексику вводит ряд новых понятий, таких как «узбек мусикаси» (узбекская музыка), «классик мусика» (классическая музыка), «оханг» (интонация), «оханг усули» (интонационная основа), «куй» (мелодия), «асос куй» (основа мелодии или мелодическая основа). Итак, исходным понятием в музыкальных воззрениях Фитрата становится «узбекская классическая музыка», которое правомерно выносится в заголовок книги. Что касается слова «шашмаком», он употребляется значительно реже и то, главным образом, когда речь идет о непосредственной практике и описания структуры этого свода. Статья В.А. Успенского и книга Фитрата, опубликованы в один год, по-видимому, безотносительно друг друга. Во всяком случае, В.А. Успенский употребляет понятие «классическая музыка узбеков» больше в этнографическом значении. Фитрат же исходит, прежде всего, из логических целей, и дает научно-аргументированное обоснование этих дефиниций: классическая и узбекская.

К категории «классическая», ученый относит музыку, имеющую под собой прочную научно-теоретическую базу, И в этом плане, на наш взгляд, введение дефиниции «классическая», является оправданной. Ибо по контексту, ее синоним «шашмаком», имеет в своей сущности прочную теоретическую базу. Учитывая устность и традиционность, с одной стороны, приходится постоянно оговаривать рационализм и научность, заложенные в его основе. Поэтому классическая музыка, имеющая незыблемую теоретическую базу, как бы говорит сама за себя.

Теоретические основы узбекской классической музыки Фитрат рассматривает в двух главных измерениях: ладоинтонационном и метроритмическом. Следует отметить, что оба эти начала (лад и ритм), отмечаются им одним базовым понятием усуль (корень, основа). Только с той разницей, что ритмическая основа называется просто усуль (ритмическая формула), а мелодическая как «оханг усуллари» (интонационные основы).

В отношении ритмики Шашмакома Фитрат также совершенно чётко ориентирует на то, что метроритмические формулы-усули, исполняемые на дойре, представляют основу музыкального ритма. И самое главное, несмотря на некоторое сходство исходных соотношений коротких и долгих единиц, а также отдельных названий, усули дойры существенно отличаются от метрических формул аруза. Фитрат однозначно заявляет о том, что при изучении усулей классической музыки нельзя механически отождествлять их с парадигмами аруза.

Самое главное, что в отношении ладовой (основополагающих мелодий) и ритмической основ Шашмакома он не ограничивается только теоретическими суждениями. В качестве подтверждения своих теоретических постулатов, Фитрат приводит отдельные таблицы усулей дойры и основополагающих мелодий, составляющих базовую модель Шашмакома. Таблицы эти, благодаря своей научно-практической достоверности, представляют собой ценнейший материал для сравнительного изучения форм Шашмакома. Как в сопоставлении с предшествующими (доступными нам по материалам бухарских трактатов и Хорезмской танбурной нотации XIX века), так и последующими (воссозданными в Таджикистане и Узбекистане в середине ХХ века) историческими моделями Шашмакома.

Числовые методы измерения тонов Фитрат считает наиболее точными и, следовательно, наиболее достоверными. Он ясно дает понять, что в прошлом существовала математическая теория музыки, которая путем числовых отношений объясняла интервальные величины, из которых слагались звукоряды, служившие музыкально-логической основой макомов. Самое главное во все времена были профессиональные музыканты, которые в одинаковой мере владели музыкальным искусством (теорией и практикой) этого ремесла.

В связи с развитием сталинской национальной политики, в начале 30-х годов прошлого столетия, ход событий меняется. Понятия «национальное», «традиционное» превращаются в символы «старое», «отжившее». Идеи В.А. Успенского, Фитрата и других просветителей о централизующей функции Шашмакома и узбекской классической музыки в национальной культуре входят в противоречие с политикой социалистического строительства. Нотный сборник «Шашмаком» и книга «Узбекская классическая музыка и её история» изымаются из обихода. Фитрат объявляется «врагом народа» и в 1938 году попадает под гильотину сталинской диктатуры. Не минует ареста и В.А. Успенский, и только хлопоты видных деятелей искусства в центре и на местах спасают его от гибели. Отмеченные труды двух великих учёных своего времени получают полную реабилитацию в годы независимости.

Список литературы / References

1. Фитрат А. Узбекская классическая музыка и её история. Ташкент, 1993.

2. МальмбергИ. Узбекская музыкальная культура / Макомы. Рукопись. Т., 31.03.1954.

THEORETICAL BASE PERFORM BUHARIAN SHASHMAKOM Turapov Z.Z. Email: [email protected]

Turapov Zulkhorbek Zaynabidinovich - Assistant Professor, DEPARTMENT OF PERFOR ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the rhythmical basis of the Shashmaqom is built in exactly the same systematic and rational way. The rhythmic modi of this collection are not simply spontaneous metro-rhythmical formulas. All of them are coordinated in conformity with the laws of symmetry and harmony of the whole. But this a special subject and its consideration goes beyond this communication.

To this date, the degree of research of the primary sources does not allow us to trace the exact chronology of the Shashmaqom formation as an integral musical corpus. Our common teacher, I.R. Radjabov, hypothetically determined the time of the Shashmaqom origin as the end of the 18th century. Though there were other opinions on that score. Specifically, his teacher, A.A. Semyonov, supposed that threads of the Shashmaqom genesis extended to the early 16th century. Keywords: Shashmaqom, maqom, musical culture, tradition, daromad, nasr.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА БУХАРСКОГО

ШАШМАКОМА Турапов З.З.

Турапов Зулхорбек Зайнабидинович — доцент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: систематично и рационально обустроена ритмическая основа Шашмакома. Ритмические модусы этого свода - это не просто спонтанное окончание метроритмических формул. Все они согласованы по законам симметрии и гармонии целого. Специальное рассмотрение этого вопроса - отдельная тема, выходящая за пределы настоящей статьи. На эту дату, степень исследования первичных источников не позволяет нам прослеживать точную хронологию формирования Шашмакома как целого музыкального произведения. Учитель И. Раджабов, гипотетически определивший время становления Шашмакома как конец XVIII столетия. Все же были другие мнения в этой оценке. Особо его учитель, А.А. Семенов, предполагал, что зарождение Шашмакома относится к XVI столетию. Ключевые слова: Шашмаком, маком, музыкальная культура, традиция, даромад, наср.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.