руководителя и дирижера Дилшода Муталова. Данный концерт являлся подтверждением тому, что в Узбекистане уделяется огромное внимание творческому развитию молодого поколения.
Список литературы / References
1. Лутфуллаев А.К. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. - Ташкент: Musiqa, 2010.
2. Имханицский М.И. Оркестр народных инструментов как новый тип тембровой организации и его место в культуре народа // Практические и методические задачи начального музыкального образования на народных инструментах. Ташкент: Musiqa, 2015.
ИЗУЧАЯ БУХАРСКИЙ ШАШМАКОМ Дадаев А.Ш. Email: [email protected]
Дадаев Ахмаджон Шакаримович - и.о. доцента, кафедра национального пения, Государственный институт искусств и культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: судьба Бухарского Шашмакома - этого культурного феномена мирового значения - поистине парадоксальна. Редко можно найти в культуре какой-либо страны или региона такое явление, о котором бы знали все, при необходимости публично говорили и упоминали в печатных работах, но художественный статус которого был бы настолько не определенным, размытым и заниженным в системе современных национальных культурных ценностей. Статус этот ограничен в основном рамками исторического реликта, исчезающего или почти исчезнувшего из реального художественного процесса. Или же - памятника музыкальной культуры, многие элементы и принципы которого оказались распыленными или «органично вошедшими» в другие, бытующие и процветающие циклы и формы - Узбекский Шашмаком, Фергано-Ташкентские макомы, Хорезмские макомы. Неудивительно, что Бухарский Шашмаком нередко воспринимается только лишь памятником культуры, но не живой полнокровной музыкальной традицией.
Ключевые слова: маком, традиция, культура, музыка, книга, источник, лад, ритм.
STUDYING BUKHARA SHASHMAKOM Dadaev A.Sh.
Dadaev Ahmadjon Shakarimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the fate of Bukhara Shashmakom - this cultural phenomenon of world significance - is truly paradoxical. It is rare to find in a culture of any country or region such a phenomenon that everyone would know about, if necessary, publicly speak and mention in print works, but whose artistic status would not be so definite, vague and underestimated in the system of contemporary national cultural values. This status is limited mainly by the historical relic, disappearing or almost disappeared from the real artistic process. Or - a monument of musical culture, many of the elements and principles of which turned out to be dispersed or "organically incorporated" into other, existing and flourishing cycles and forms - Uzbek Shashmakom, Fergano-Tashkent makoms, Khorezm makoms. Not surprisingly, Bukhara Shashmak is often perceived only as a cultural monument, but not a living full-blooded musical tradition.
Keywords: poppy, tradition, culture, music, book, source, mode, rhythm.
УДК 078.7
Обращаясь к такой тематике, можно легко соскользнуть на тропу жесткого противопоставления и противостояния в культуре, видов макомной музыки в сознательном замалчивании и игнорировании живой традиции с древними корнями. Ученые в области макомоведения из Узбекистана, выступая с позиций национальных культурных интересов, выдвигает концепцию, смысл которой заключается в том, что каждый из ныне бытующих в
стране циклов - Узбекский Шашмаком, Хорезмские макомы, Фергано-Ташкентские макомы и Бухарский Шашмаком равноценны, имеют равные права на развитие и всестороннюю поддержку, они «не конкурируют» и «не мешают» друг другу, а напротив - взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга, и вместе образуют многосложную и многоцветную панораму традиционной классической музыки Узбекистана. Сложившаяся в ХХ веке ситуация с Бухарским Шашмакомом и вокруг него - это результат сложных культурно-политических процессов, которые, однако, не привели к исчезновению данного феномена. Макомы смогли «выдержать натиск времени». Современный исторический этап открывает возможности для возрождения этой самобытной традиции.
Без детального раскрытия этой системы все разговоры о самобытности и уникальности Бухарской макомной традиции останутся пустым звуком, обычной декларацией. Именно для этого поставлена задачу раскрыть наиболее важные узловые пункты системы Бухарского Шашмакома, логику его строения и, тем самым, обосновать его художественную самобытность и самодостаточность [1, 145].
Импульсом для написания работы послужило одно очень важное событие, которое еще не попало в полной мере в поле зрения специалистов и музыкальной общественности нашей страны и за рубежом, и не получило должной оценки. Это - публикация в Германии огромного фолианта в факсимильном воспроизведении - Бухарского Шашмакома в нотной и текстовой записи Ари Бабаханова, изданного при содействии немецкого музыковеда доктора Ангелики Юнг. Ари Бабаханов - потомственный музыкант и хранитель традиций Бухарского Шашмакома. На протяжении более двадцати лет он работал над воссозданием и реконструкцией Бухарского Шашмакома в том виде, который он сохранил в памяти в своей семейной музыкантской традиции и в традициях исполнителей Бухары. Именно это издание и предоставило в распоряжение О. Матякубова ценный фактический материал для глубокого теоретического анализа различных сторон Бухарского Шашмакома [2].
Два других источника - нотная запись Бухарского Шашмакома В.А. Успенского (1924 г.) под реакцией А. Фитрата и Н.Н. Миронова и книга Фитрата - «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи» (1927 г.). Эти три основных источника, дополненные материалами из старых трактатов о музыке на персидско-таджикском языке, сборников поэтических текстов (баязов) для исполнения макомов XIX - начала XX веков, Хорезмской танбурной нотацией и, главное, -самой бытующей ныне живой традицией, - ряда принципов в организации и функционировании художественной системы Шашмакома.
Можно определенно говорить о создании собственной теоретической концепции Бухарского Шашмакома. Многое в ней, несомненно, представляет собой новое слово в истории изучения макомов. Это касается каждой из больших тем, отраженных в оглавлении книги: вопросов лада, ритма, поэтической основы, форм и практического бытования Шашмакома. Исследователь связывает пласт предшествующего научно-практического знания.
Многие доводы и наблюдения выглядят достаточно убедительными, заглубленными в почву традиции. В исследовании совмещаются культурологическая широта и национальная почвенность. Шашмаком представлен и как национальное явление, и как культурный и художественный феномен Центрально-азиатского региона.
В той связи нельзя не видеть еще один очень важный аспект. Публично не декларируя исходные концептуальные принципы, ученые на протяжении уже многих лет своими научными трудами, а теперь и этой фундаментальной работой, отстаивая идеей плодотворного взаимодействия двух научно-языковых культур в национальной культуре Узбекистана -узбекской и русскоязычной. Понимая значение русскоязычного музыкознания в становлении лучших традиций музыкознания в Узбекистане, в сохранении и упрочение этих связей на новом историческом этапе развития. Естественно дополненные в период независимости освоением и других, новых в языковом отношении культур, могут помочь нашей науке и культуре преодолеть самоизоляцию и самолюбование; они дают возможность сохранить и нарастить потенциал для нового прорыва в мировое культурное и информационное пространство. Преодолеть возникающее время от времени параллельное, не соприкасающееся движение научной мысли на различных языках и в «формах» мышления - один из методологических принципов, и насущная потребность современной научной деятельности. Так продвигается в жизнь очень важная парадигма современного культурного развития, значение которой далеко выходит за пределы собственно музыковедения.
Исследования Бухарского Шашмакома идеальная и оставляет пространство для дискуссии, провоцируя возможность иного видения и дальнейшего поиска. Проблемой остается, например, статус Бухарского Шашмакома в нотной записи Ари Бабаханова. Проделанная Устодом Арии
Бабахановым гигантская работа по восстановлению Бухарского Шашмакома будет неизбежно восприниматься современниками как новая целостная концепция этого феномена. Эта концепция нуждается в детальном объяснении, описании и интерпретации. В первую очередь было бы интересно выявить соотношение, идущего от самого Ари Бабаханова и его художественных предпочтений, и исконного, воспринятого в традиции. Такое соотношение составляет суть творческого подхода крупного мастера, и оно проявляет себя на разных уровнях строения Шашмакома. Это и предложенная Ари Бабахановым структура цикла, и введение отдельных новых частей (не только принадлежавших к собственно бухарскому наследию), новых ритмов-усулей, новых поэтических текстов (в том числе и на узбекском языке), не зафиксированных в баязах и в традиции самого Бухарского Шашмакома. Все эти новшества подтверждают вывод о том, что Шашмаком - это не мертвый памятник истории музыкальной культуры Бухары, а живая развивающаяся традиция. И Устод, следуя принципу поиска глубинного художественно-эстетического соответствия традиции, дает и свое собственное видение этой традиции.
Список литературы / References
1. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. Т., 2015.
2. Jung Angelika. Der Shashmakom aus Bukhara. Berlin, 2010.
АСПЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЦИКЛА «СТАРЫЕ ВЕНСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ» ДЛЯ СКРИПКИ И ФОРТЕПИАНО Ф. КРЕЙСЛЕРА Магай В.В. Email: [email protected]
Магай Валерий Владимирович - старший преподаватель, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: широко востребованный в скрипичной концертно-исполнительской и учебно-педагогической практике цикл «Старинные венские танцевальные мелодии» Фрица Крейслера (1875-1962) сохраняют свою актуальность и жизнеспособность в XXI веке, привлекают внимание музыкантов-исполнителей и слушателей своим неповторимым обаянием, изумительной красотой звуковых образов, богатым эмоциональным миром. Цикл содержит три вальса: «Радость любви», «Муки любви» и «Прекрасный розмарин». Он отличается удивительной стилистической цельностью, жанровой основой серии пьес является венский вальс. Своеобразие данного цикла заключается в том, что в нем органично взаимодействуют камерно-виртуозное и камерно-интимное начало.
Ключевые слова: исполнитель, интерпретация, звук, традиция, темперамент, жанр, скрипка, жанр.
ASPECTS OF PERFOMANS TO INTERPRETING THE CYCLE «OLD VIENNESE DANCE TUNES» FOR VIOLIN AND PIANOFORTE F.KREYSLERA Magay V.V.
Magay Valeriy Vladimirovich - Senior Teacher, DEPARTMENT ORCHESTRAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: widely sought after in violin concert and performing and scholastic-pedagogical practical person cycle "Old-time Viennese dance tunes" Fric Kreysler (1875-1962) save its urgency and viability in XXI age, attract attention a musician-performers and listeners by its inimitable charm, astonishing beauty sound image, rich by emotional world. The Cycle contains three waltzs: «Joy love», «Flour love» and «Beautiful rosemary». He differs the amazing stylistic unity, genre base to