ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА ДЛЯ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Акмалжанова М.В. Email: Akmaljanova17132@scientifictext.ru
Акмалжанова Манзура Васикджановна — доцент, кафедра оркестрового дирижирования, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: из истории узбекской музыки, узбекской композиторской школы всем известно, что ХХ век вошел в историю музыки региона как время перелома вековых традиций и поиска путей ее обновления, творческого подъема, смелых решений и непреодолимых противоречий, создания государственных музыкальных школ и консерваторий, научно-исследовательских центров и институтов, внедрения европейской нотной системы, проведения изыскательских работ и составления больших многотомных сборников народной музыки. В этом водовороте музыкальных взлетов и падений, в центре внимания и осью противостояния парадоксальным образом оказывается именно традиционная и многоголосная музыка.
В статье рассматриваются сочинения различных жанров для оркестра народных инструментов молодых композиторов Узбекистана в контексте социальной динамики XXI века. На основе анализа сочинений К. Азимова, Ш. Собирова, Н. Назарова, М. Мухтарова выявляются особенности узбекской композиторской школы.
Ключевые слова: оркестр народных инструментов, композитор, элитарность духа, музыкальный жанр, форма, драматургия, выразительные средства, концерт.
WORKS OF YOUNG COMPOSERS OF UZBEKISTAN FOR FOLK INSTRUMENTS ORCHESTRA Akmaljanova M.V.
Akmaljanova Manzura Vasikdjanovna — Docent, DEPARTMENT ORCHESTRAL CONDUCTING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: from the history of Uzbek music, the Uzbek composer's school, we all know that the twentieth century entered the history of the region's music as a time of breaking the centuries-old traditions and finding ways to renew it, creative growth, bold solutions and insurmountable contradictions, the creation of state music schools and conservatories, research centers and institutions, the introduction of the European music system, exploration and compilation of large multi-volume collections of folk music. In this maelstrom of musical ups and downs, in the center of attention and the axis of opposition, in a paradoxical way, it is traditional and polyphonic music. The article deals with compositions of various genres for the orchestra offolk instruments of young composers of Uzbekistan in the context of the social dynamics of the 21st century. Based on the analysis of the works of K. Azimov, Sh. Sobirov, N. Nazarova, M. Muhtaova, the features of the Uzbek composer school are being identified.
Keywords: orchestra of folk instruments, composer, spirit elitism, musical genre, shape, dramaturgy, expressive means, concert.
УДК 078
Оркестр народных инструментов привлекает молодых композиторов Узбекистана богатыми возможностями темброкрасок, выразительных средств, направленных на воплощение национально неповторимого своеобразия, обновление звукового мира узбекской музыки. Он является органичным продолжением и развитием народно -профессиональной узбекской музыкальной культуры. «В годы независимости, -подчеркивает заведующий кафедрой исполнительства на народных инструментах, профессор ГКУз Анвар Лутфуллаев, - активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров -пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии» [1, 152].
Весьма плодотворно работают в этом направлении молодые композиторы, опираясь на традиции и достижения таких мастеров народной оркестровой культуры, как Дони Закиров, Мустафо Бафоев, Хабибулла Рахимов, Кахрамон Камилов, Аваз Мансуров. Круг произведений, написанных молодыми композиторами для оркестра народных инструментов весьма широк и разнообразен. Художественное содержание их сочинений глубоко национально и в то же время современно, отражает мироощущение человека XXI века, обладающего творческими способностями и развитым интеллектом, элитарностью духа. «Народный инструмент, - рассуждает заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, академик, профессор Михаил Имханицский, - тот, который служит для выражения музыкальных эмоций и мыслей, преобладающей части общества, не входящей в его элиту. Соответственно, тот же инструмент, служащий средством воспроизведения музыки, ориентированной на элиту, будет элитарным» [2, 347]. В контексте этого интереснейшего размышления крупнейшего ведущего специалиста мира в области народной инструментальной культуры, народные инструменты Узбекистана поистине элитарны в своей социальной востребованности, высокой духовной сущности и ментальности. Это наглядно и доказательно подтверждают произведения таких молодых композиторов, как Камолиддин Азимов, Шерзод Собиров, Нодир Махаров, Мехрож Мухтаров.
Показательно обращение молодых композиторов к жанру концертной увертюры. В этом отношении в Узбекистане накоплен богатый опыт создания произведений в данном жанре. Достаточно упомянуть увертюру «Янгра дойра, жаранглар» А. Мансурова, традиции которой ощущаются в увертюре «Тасанно» («Восхищение») Камолиддина Азимова. По-юношески приподнятая, свежая и жизнерадостная, она, своим ярким, темпераментным колоритом буквально зажигает каждого слушателя, создает прздничныйэмоциональный настрой.
Громогласное, темброво насыщенное звучание карная - музыкального символа узбекского величия и жизненного оптимизма, лучезарного солнечного мира - прекрасно вписывается в оркестровую ткань партитуры, обогащает ее национальный колорит.
Пьеса для кануна и оркестра народных инструментов Шерзода Собирова привлекает красочной звуковой палитрой. Молодой композитор открыл новые выразительные возможности кануна - одного из самых изумительных по красоте звучания, народных инструментов Востока. Богатый звуковой мир этого произведения вызывает широкий круг ассоциаций: образы вечности, эпоса, картины древней цивилизации и Великого Шелковогопути, космического пространства Вселенной.
Чрезвычайно интересна «Поэма памяти Ахмада Яссави» Нодира Махарова, в которой современными выразительными средствами воплощен образ великого мыслителя Востока, его философские размышления о человеческом назначении в земном мире, о мечтах человека, о космическом пространстве. Для воплощения своего замысла молодой композитор удачно избрал форму философского диалога солирующих инструментов - кашгарского рубаба и ная, обогатившего лирико-эпическую драматургию поэмы. Мысль композитора, обращенная к сущности человеческого бытия, раскрывается яркими и художественно убедительными выразительными средствами.
Разнообразием выразительныхприемов письма отличается и танец «Янги кун» («Новый день») для оркестра народных инструментов Мехрожа Мухтарова. Светлый, праздничный настрой ассоциируется с весенним праздником «Навруз», отмечаемым многими народами Востока. Само слово «Навруз» означает, как известно, «Новый день» и в этом смыслепроизведение молодого композитора является выражением его юношеской жизненной философии, устремленности в будущее, в созидательную деятельность. Опора на глубинные национальные традиции свидетельствуют о стремлении Мухтарова выразить в своем сочинении характерные черты узбекского народа.
Танцевальное начало определяет зажигательный, ярко темпераментный характер музыки. Энергичная остросинкопированная ритмическая пульсация передает национальную самобытность музыки поэмы. Таким образом, современное композиторское творчество молодых авторов свидетельствует о том, что многоголосный оркестр народных инструментов живет в Узбекистане полнокровной жизнью, развивая и обретая новые формы выразительности, удовлетворяя духовно-эстетические запросы общества. Это подтвердил и запечатлел концерт оркестра народных инструментов, открывший 12 октября 2018 года «Республиканский фестиваль молодых композиторов - 2018», состоявшийся во Дворце творчества молодежи в Ташкенте. Рассмотренные в настоящей статье произведения молодых композиторов ярко и вдохновенно прозвучали в исполнении Государственного академического оркестра народных инструментов Узбекистана под управлением художественного
руководителя и дирижера Дилшода Муталова. Данный концерт являлся подтверждением тому, что в Узбекистане уделяется огромное внимание творческому развитию молодого поколения.
Список литературы / References
1. Лутфуллаев А.К. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. - Ташкент: Musiqa, 2010.
2. Имханицский М.И. Оркестр народных инструментов как новый тип тембровой организации и его место в культуре народа // Практические и методические задачи начального музыкального образования на народных инструментах. Ташкент: Musiqa, 2015.
ИЗУЧАЯ БУХАРСКИЙ ШАШМАКОМ Дадаев А.Ш. Email: Dadaev17132@scientifictext.ru
Дадаев Ахмаджон Шакаримович - и.о. доцента, кафедра национального пения, Государственный институт искусств и культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: судьба Бухарского Шашмакома - этого культурного феномена мирового значения - поистине парадоксальна. Редко можно найти в культуре какой-либо страны или региона такое явление, о котором бы знали все, при необходимости публично говорили и упоминали в печатных работах, но художественный статус которого был бы настолько не определенным, размытым и заниженным в системе современных национальных культурных ценностей. Статус этот ограничен в основном рамками исторического реликта, исчезающего или почти исчезнувшего из реального художественного процесса. Или же - памятника музыкальной культуры, многие элементы и принципы которого оказались распыленными или «органично вошедшими» в другие, бытующие и процветающие циклы и формы - Узбекский Шашмаком, Фергано-Ташкентские макомы, Хорезмские макомы. Неудивительно, что Бухарский Шашмаком нередко воспринимается только лишь памятником культуры, но не живой полнокровной музыкальной традицией.
Ключевые слова: маком, традиция, культура, музыка, книга, источник, лад, ритм.
STUDYING BUKHARA SHASHMAKOM Dadaev A.Sh.
Dadaev Ahmadjon Shakarimovich - Acting Associate Professor, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the fate of Bukhara Shashmakom - this cultural phenomenon of world significance - is truly paradoxical. It is rare to find in a culture of any country or region such a phenomenon that everyone would know about, if necessary, publicly speak and mention in print works, but whose artistic status would not be so definite, vague and underestimated in the system of contemporary national cultural values. This status is limited mainly by the historical relic, disappearing or almost disappeared from the real artistic process. Or - a monument of musical culture, many of the elements and principles of which turned out to be dispersed or "organically incorporated" into other, existing and flourishing cycles and forms - Uzbek Shashmakom, Fergano-Tashkent makoms, Khorezm makoms. Not surprisingly, Bukhara Shashmak is often perceived only as a cultural monument, but not a living full-blooded musical tradition.
Keywords: poppy, tradition, culture, music, book, source, mode, rhythm.
УДК 078.7
Обращаясь к такой тематике, можно легко соскользнуть на тропу жесткого противопоставления и противостояния в культуре, видов макомной музыки в сознательном замалчивании и игнорировании живой традиции с древними корнями. Ученые в области макомоведения из Узбекистана, выступая с позиций национальных культурных интересов, выдвигает концепцию, смысл которой заключается в том, что каждый из ныне бытующих в