рических данных в информационном контексте. Научное исследование должно быть глубоко научным, вскрывать противоречия социально-культурной сферы, содержать оригинальные научные мысли автора и открывать новые научные перспективы.
Литература
1) Бессонова Ю.А., Степанченко О.В., Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / СПб.: Изд-во «Лань», 2017 - 160 с.
2) ВАК - Высшая Аттестационная Комиссия, нормативные положения и акты [Электронный ресурс] http: //vak.ed.gov.ru/
3) Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2013. - 160 с.
4) Национальный стандарт Российской Федерации к написанию диссертации [Электронный ресурс] http://diss.rsl.ru/datadocs/doc_291ta.pdf
5) Фалко С.Г. Методология диссертационного исследования (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) [Электронный ресурс] http://www.tu-varna.bg/tu-varnaprchr/images/stories/sybitiq/materiali/prezentaciq varna.pdf
References
1. Bessonova U.A., Stepanchenko O.W., Conceptual and terminological system of socio-cultural activity / St Petersburg: Publishing house "Doe", 2017 - p. 160
2. HAC - Higher Attestation Commission, regulations and acts [Electronic resource] http: / /vak.ed.gov.ru/
3. Dombrovskaya A.U. Methods of scientific research of socio-cultural activities: Educational-methodical manual. -St. Petersburg: Publishing House "Doe", 2013. - p. 160
4. National standard of the Russian Federation for writing a thesis [Electronic resource] http://diss.rsl.ru/datadocs/doc_291ta.pdf
5. Falko S,G, Methodology of thesis research (experience of Bauman MSTU) [Electronic resource]http: / /www.tu-varna.bg/tu varnaprchr/images/stories/sybitiq/materiali/prezentaciq varna.pdf
УДК 7.071.2
Ф.Ф. Батыршин
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЗБЕКСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье предпринята попытка хронологически определить основные этапы развития народного музыкального искусства Узбекистана и выявить основные тенденции его эволюции в XIX - XX вв. Среди выявленных тенденций выделяются: сбор и изучение узбекских народных инструментовзарубежными этнографами, фольклористами и капельмейстерами А. Вамбери, К. Росъета, А. Эйхгорна А. Самойловича, Лейсека; создание школ, училищ, по изучению музыкального наследия и игры на народных инструментах; организация драматической труппы в Фергане (1918); созданиемузыкально-этнографической комиссии (1919-1923 гг., Ташкент); организация этнографической труппы(1926); организациянационального ансамбля народных инструментов (1927); организациявысшей музыкальной школы (1934, Ташкент); образование первого музыкального вуза в Средней Азии и узбекскойгосударственной филармонии (1936); формированиемузыкальных коллективов: «Этнографический унисонный ансамбль» под руководством Т. Джалилова; «Ансамбль дутаристок» под руководством Л.Х Сарымсакова; создание оркестра реконструированных узбекских народных инструментов (1938); образование экспериментальной научно-исследовательской лаборатории по реконструкции и усовершенствованию узбекских музыкальных инструментов.
Отмечается получившее широкое распространения исполнительская деятельность Х.Х. Ниязи,Ю. Раджа-би, М. Кари-Якубова, Т. Джалилова, Л.Х. Сарымсакова, А.И. Петросянцаи.т.д.
Ключевые слова: народное музыкальное искусство, исполнительская культура, народное пение, народные инструменты.
F.F. Batyrshin, PEDAGOGICAL ASPECT OF FOLK MUSIC ART OF UZBEKISTAN
This article makes an attempt to define chronological framework of the main stages of development of folk music art of Uzbekistan and to reveal the main tendencies of its evolution in the XIX-XX centuries. Among the named tendencies are: collecting and studying of the Uzbek national instruments by foreign ethnographers, folklore specialists and conductors, such as A. Vambery, K Rosjet, A. Eykhgorn's, A. Samoylovich, Lejsek; formation of schools and academies, where musical heritage and national instruments playing are taught; the organization of theatre company in Fergana (1918); creation of music and ethnography committee (1919-1923, Tashkent); organization of ethnographic company (1926); organization of national ensemble of national instruments (1927); publication of books of N.N. Mironov: «Music of Uzbeks», «The review of musical cultures of Uzbeks and other peoples of the East», «Music of Fergana, Bukhara and Khiva» in 1928-1932; organization of the higher music school (1934, Tashkent); formation of the first musical higher education institution in Central Asia and the Uzbek State Philharmonic Hall (1936); formation of mucical bands: «Ethnographic unison ensemble» under command of T. Dzhalilov; «Ensemble of dutaristka» under the leadership of L.H. Sarymsakov; creation of orchestra of the reconstructed Uzbek national instruments (1938); formation of experimental research laboratory on reconstruction and improvement of the Uzbek musical instruments.
The article also points out a widely spread performing activity of H.H. Niyazi, Yu Radzhabi, M. Kari-Yakubov, T. Dzhalilov, L.H. Sarymsakov, A.I. Petrosyants and of others.
Keywords: folk music art, performing culture, national singing, national instruments
Период становления и расцвета музыкальной культуры Узбекистана приходится на 1860 -1917 гг.Достаточно широко начали проводиться собирание и изучение узбекских народных музыкальных инструментов с XIX и начала XX вв., которые оставили заметный след в истории музыкальной культуры Узбекистана. Ташкент стал культурным центром после активизации концертно-исполнительской деятельности музыкантами Москвы, Петербурга, с участием местных музыкантов в 60-70 гг. XIX в., их деятельность способствовала развитию музыкальной культуры до высокого уровня, организации консерваторий, музыкальных школ, училищ. В 70-80-е гг. XIX в. зарубежные этнографы, фольклористы и капельмейстеры А. Вамбери, К. Росъет, А. Эйхгорн А. Самойлович, Лейсек заинтересовались узбекскими народными музыкальными инструментами и с большим интересом изучали, коллекционировали, издавали научные работы и книги по узбекским народным музыкальным инструментам [6, с. 20]. Для музыкального просвещения узбекского народа была основана военным капельмейстером А. Эйхгорном «музыкальное общество»в 1884 г. в Ташкенте. В 1896 г. был рожден первый узбекский оркестр народных инструментов. В этот же год он представил узбекскую народную музыку на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде, которая получила положительные отзывы после выступления оркестра от М. Горького,Н. Финдейзена,Т. Вы-зго и др.
Во второй половине XIX вв. области исполнительства на узбекских народных инструментах создавались новые, сложные развитые мелодии и песни на основе народных исполнительских традиций. Одним из них является вокально-инструментальное народное пение «Макомы». Маком состоит из двухосновных разделов: инструментальный (мушкилот) и вокально-инструментальный (наср), включающий в себя и танцевальный (уфар). В этот период была создана «Хорезмская табула-турная нотация» (1880 г.) известным поэтом, тамбуристом и гиджакистом из Хорезма Пехлеваном-НиязомМирзабаши, для инструментальной части хорезмских макомов, для музыкального инструмента танбура. Идея создания тамбулатурной нотации ему пришла тогда, когда он во время путешествий увидел играющих музыкантов по нотам.Тамбулатурная нотация, изобретеннаяПехлеваном-НиязомМирзабаши, вошла в историю исполнительства как первая попытка записать и сохранить музыкальное наследие узбекского народа.
Во второй половине XIX в. в Коканде создаются своеобразные школы по изучению музыкального наследия и игры на узбекских народных инструментах, которой руководил УстоХудайберди. Музыканты из Ферганы начинают осваивать бухарский шашмаком. В 80-90 гг. XIX вв. в Хорезме, Ташкенте, Бухаре, создаются ансамбли духовых и ударных инструментов, включающие народные инструменты: сурнай, карнай, дойра и нагору, которые звучали на традиционных праздниках «Нав-руз»,«Хосилбайрами»,«Ковунсайли» и в домашнем быту. Также существовали ансамбли узбекских народных инструментов,состоящие из ная, кошная, чанга, дутара, танбура, гиджака, дойры. В состав такого ансамбля обычно входил певец и танцор (бача). В эти годы сохраняются музыкантами и музыкальными мастерами цеховые объединения мастеров, которые сложились еще в средние века, руководителями тогда были аксакалы [4, с. 31,32,33,36,37].
Развитие музыкального искусства и исполнительской культуры в 1917 - 1945 гг.В первое десятилетие были достигнуты определенные успехи в области музыкального образования, фольклористики, исполнительского искусства. Обучение на узбекских народных инструментах проводилось в стенах Туркестанской народной консерватории в Ташкенте и ее филиалах в Самарканде, Фергане, Бухаре. Процессом становления и развития узбекской исполнительской школы на народных инструментах был страстный пропагандист музыкального искусства бастакор, педагог, общественный деятель Х.Х. Ниязи. Он являлся организатором узбекского духового оркестра в Фергане (1916).В 1918 г. он организовал драматическую труппу в Фергане, был первым музыкантом, который предложилу-совершенствовать узбекские музыкальные инструменты для создания многоголосного народного оркестра.
В 1919-1923 гг. в Ташкенте была создана музыкально-этнографическая комиссия. В состав ее вошли фольклористы и творческие интеллигенты:В.А Успенский, Г. Зафари, Э. Менлгайлис, Н.Н. Миронов [2, с. 16]. Членами музыкальной этнографической комиссии были записаны и опубликованы ценностные материалы по узбекской традиционной музыке. Среди них был записан и опубликован бухарский «Шашмаком» В.А. Успенским в 1924 г.В 1926 г. впервые в Узбекистане организовывается этнографическая труппа из 21 исполнителя М. Кари-Якубовым, в состав которой входили известные исполнители: Ю. Шакарджанов (руководитель), А. Камилов, Т. Джалилов, А. Умурзаков, А. Исмаилов, Х. Сайдазимов - дутар, Х. Ахун, М. Ходжи, Маматбобо, Худайберды, М. Исхаков. В 1928-1932 гг. в Самарканде на свет выходят книги Н.Н. Миронова, директора научно-исследовательского института
музыки и хореографии:«Музыка узбеков», «Обзор музыкальных культур узбеков и других народов Востока», «Музыка Ферганы, Бухары и Хивы».
Широкую известность получила в этот период исполнительская деятельность выдающегося народного музыканта, исполнителя на узбекских народных инструментах ЮнусаРаджаби.В 1927 г. при Узбекском Радиокомитете ЮнусРаджаби организовывает национальный ансамбль народных инструментов, состоящий из 12исполнителей (инструменталистов и певцов) [1, с. 31-32]. В 1934 г. в Ташкенте организовывается высшая музыкальная школа. На базе Ташкентской государственной консерватории в 1936 г. организовывается первый музыкальный вуз в Средней Азии. Первым директором консерватории являлся А.И. Бочкарев. В 1936 г. в Узбекистане создана государственная филармония, ее первым директором был назначен М. Кари-Якубов, художественным руководителем являлся Т. Джалилов. В узбекской филармонии были сформированы музыкальные коллективы: «Этнографический унисонный ансамбль» из 98 исполнителей под руководством Т. Джалило-ва;«Ансамбль дутаристок» из 30 исполнительниц под руководством Л.Х. Сарымсакова.В 1937 г. оркестр-ансамбль участвовал в Декаде узбекского искусства в Москве. В этом же году Н.Н. Миронов в Узбекской государственной филармонии создал «Нотный оркестр», который состоял из 24 музыкантов. Руководителем оркестра был Т. Джалилов [3]. Оркестр в 1938 г. совершил большую гастрольную поездкупо городам Белоруссии. В 1938 г. был создан самостоятельный нотный оркестр реконструированных узбекских народных инструментов А.И. Петросянцем. Из большого ансамбля-оркестра были отобраны А.И. Петросянцем 24 музыканта-исполнителя.К концу 1939 г. В.В. Андреев, А.И. Петро-сянц определили главную задачу реконструкции узбекских народных инструментов для перехода от музыкальных инструментов с диатоническими не темперированными звукорядами к инструментам хроматическим, реконструированным на основе 12-ступенной равномерной темперации» [7, с. 6]. В 1943 г. была организована экспериментальная научно-исследовательская лаборатория по реконструкции и усовершенствованию узбекских музыкальных инструментов при Институте искусствознания [5, с. 121]. Было принято решение создать при ней музей музыкальных инструментов. Руководителями лаборатории являлись В.М. Беляев,В.А Успенский. В 1944 г. руководителем лаборатории стал А.И. Петросянц. В музыкальную мастерскую были приглашены мастера музыкальных инструменто-вУ.3уфаров, И. Махмудов, З. Садыков.
Развитие узбекского музыкального искусства в период с 1945 по 1955 гг. В 1948 г. в Ташкентской государственной консерватории при факультете оркестровых инструментов открывается отделение народных инструментов. Кафедрой узбекских народных инструментов заведовал А.И. Петросянц. Большую роль в становлении профессионального обучения игре на узбекских народных инструментах сыграли В.А Успенский, М.А Ашрафи, А.И. Петросянц, И.П. Благовещенский, Б.Ф. Гиен-ко.Г.Г. Сабитов.
На первый курс (1948 / 1949 уч. гг.) в консерваторию было принято 13 талантливых музыкантов, из них были зачислены 10. На второй курс - выпускники ташкентского музыкального училища имени Хамзы - Ахмад Адылов (чанг), Валентина Борисенко (рубаб-прима), Феоктист Васильев (кашгарскийрубаб). Из-за нехватки преподавателей со специальным высшим образованием в факультете приходилось приглашать их из кафедркомпозиции, оперно-симфонического дирижирования, струнных инструментов и.т.д. Преподавательской деятельностью на кафедре занимались В.А. Успенский, А.И. Петросянц, Г.Л. Иванов, И.В. Ашкинази, С.Б. Бабаев, Г.Г. Сабитов и др.
В 1952 г. состоялся первый выпуск факультета. Экзамен принимали авторитетные музыканты: Б.А. Арапов (профессор Ленинградской консерватории), М.А Ашрафи (народный артист СССР), А.И. Петросянц (профессор, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР), И.П. Благовещенский (доцент). В 1953 г. факультет окончили еще 10 выпускников, принятых в 1948 г. В 1953-1954 гг. к кафедре и факультету были укомплектованы 20 преподавателей с высшим образованием. В 1955 г. были организованы специальные музыкальные секции преподавателями кафедры: дирижирования, специальные инструменты, инструментовка и чтение партитур. Были созданы преподавателями кафедры свыше 50 учебных программ для специальных классов консерваторий, музыкальных училищ, детских музыкальных школ; множество научно-методических и учебных пособий; первые школы игры на узбекских народных инструментах и.т.д. [4, с. 79-82, 89].
Таким образом, узбекская народная музыкальная культура начала активно развиваться после присоединения Средней Азии к России. Советские ученые и музыканты, зарубежные этнографы, фольклористы, военные капельмейстеры проделали огромную работу для развития народной музыкальной культуры Узбекистана в XIX - XX вв. Были созданы музыкальные образовательные учреждения во многих крупных городах Узбекистана, музыкальное общество, этнографическая труппа, ансамбли и оркестры узбекских народных инструментов, научно-исследовательская лаборатория по реконструкции и усовершенствованию узбекских музыкальных инструментов. Разработаны учеб-
ные программы, учебно-методические пособия для консерватории, музыкальных школ и училищ, которые до сегодняшнего дня являются актуальными и востребованными во всех музыкальных образовательных учреждениях республики Узбекистан, не смотря на новые разработки учебных программ и пособий.
Литература
1. Алимбаева К., Ахмедов М., Народные музыканты Узбекистана. - Ташкент: Художественная литература, 1959. - 128 с.
2.Бабаев С.В., Вызго Т.С., Яковлев Г.П. Музыкальная культура советского Узбекистана. - Ташкент: Госиздат УзССР, 1955. - 288 с.
3. Кароматов Р.М. Узбекская музыка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Uzbekskaja-Muzyka-7322/ (time: 13.05. 2018).
4. Лутфуллаев А. История исполнительства на узбекских народных музыкальных инструментах. - Ташкент: «Musiqa», 2010. - 154 c.
5. Ливиев А. История узбекского национального музыкального инструментария. - Ташкент: Музыка, 2005. - 296 с.
б.Одилов А. Узбек халкчолгуларидаижрочиликтарихи. - Тошкент: Укитувчи, 1995. - 128 б.
7.Петросянц А.И. Инструментоведение. - Ташкент: Укитувчи, 1980. - 127 с.
References
1. Alimbayeva K., Akhmedov M., National musicians of Uzbekistan. - Tashkent: Fiction, 1959. - 128 pages.
2. Babayev S.V., Vyzgo T.S., Yakovlev G.P. Musical culture of the Soviet Uzbekistan. - Tashkent: State publishing house of UZSSR, 1955. - 288 pages.
3. Karomatov R.M. Uzbek music. - [Electronic resource]. - Access mode: http://enc-dic.com/enc_music/Uzbekskaja-Muzyka-7322/(time: 13:05. 2018).
4. Lutfullayev A. Performance history on the Uzbek national musical instruments. - Tashkent: "Musiqa", 2010. -154 with.
5. Liviyev A. History of the Uzbek national musical tools. - Tashkent: Music, 2005. - 296 pages.
6. Odilov A. Uzbek Hulk of a cholgularidижрочилик Tarija. - Tashkent: Ukituvch, 1995. - 128 б.
7. Petrosyants A.I. Instrumentovedeniye. - Tashkent: Ukituvch, 1980. - 127 pages.
УДК 378
C.A. Варламов
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В статье рассматриваются структурные и содержательные аспекты процесса формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных организаций МВД России. Приводится описание сущности и особенностей данного процесса, определены и раскрыты его основные этапы. Даны методические рекомендации по повышению эффективности работы педагогов на каждом из этапов формирования профессиональной компетентности курсантов вузов МВД России.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, этапы развития, курсанты.
S.A.Varlamov, STRUCTURE AND CONTENT CHARACTERIZATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMING PROCESS IN STUDENTS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MIA
The article considers structural and conceptual aspects of professional competence forming process in students of institutes of Russian Ministry of Internal Affairs. It provides a vast description of its main features and value, defines and explains its main stages. The author gives some methodical recommendations on overall effectiveness among teachers for each stage of professional competence formation of students in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Keywords: professional competence, formation stages, cadets.
В наше время формирование профессиональной компетентности будущих специалистов осуществляется через содержательные элементы учебно-воспитательного процесса, а также через развитие профессиональных навыков и умений, совершенствуемых в процессе овладения различными аспектами профессии. Поэтому в условиях современных реалий, к уровню подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России предъявляются требования, сопряженные со становлением целостной системы компетенций, характеризующейся стабильностью, устойчивостью, надежностью и эффективностью [1].
Как показывают исследования, результативность деятельности выпускников вузов МВД России во многом детерминированы профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими