Научная статья на тему 'Краткая история и некоторые проблемы исполнительства на народных инструментах'

Краткая история и некоторые проблемы исполнительства на народных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
FOLK PERFORMANCE / FOLK INSTRUMENTS / CONSERVATORY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN / FACULTY / DEPARTMENT / STUDENT / НАРОДНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КОНСЕРВАТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН / ФАКУЛЬТЕТ / КАФЕДРА / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмова Замира

Правительство Республики Узбекистан постоянно проявляют заботу о творческой интеллигенции, создают благоприятные условия для плодотворной деятельности музыкальных учебных заведений, уделяют пристальное внимание совершенствованию высшего и среднего специального образования, в том числе в области культуры и искусства. Волнующим и впечатляющим событием в культурной жизни Узбекистана явилась организация в 1936 году впервые в Средней Азии Ташкентской государственной консерватории. Это было весьма большое и радостное событие для музыкальной общественности, ставшее дальнейшим расцветом музыкального искусства в республике. Сейчас, даже трудно представить себе, что это значило, какие сложные проблемы надо было решить и какие преграды преодолеть, чтобы сегодня иметь право называться очагом высокоразвитой современной музыкальной культуры не только нашего солнечного Узбекистана и за ее пределами. В статье кратко приведено история возникновения в Узбекистане исполнительства узбекских народных инструментов, и о проблемах в данной сфере и её решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BRIEF HISTORY AND SOME PROBLEMS OF PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS

The government of the Republic of Uzbekistan constantly takes care of the creative intelligentsia, creates favorable conditions for the fruitful activity of music schools, pays close attention to the improvement of higher and secondary special education, including in the field of culture and art. An exciting and impressive event in the cultural life of Uzbekistan was the organization of the Tashkent state Conservatory in 1936 for the first time in Central Asia. It was a very big and joyful event for the musical community, which became a further flowering of musical art in the country. Now, it is even difficult to imagine what this meant, what complex problems had to be solved and what obstacles to overcome in order to be entitled today to be called the center of highly developed modern musical culture not only of our Sunny Uzbekistan and beyond. The article briefly presents the history of Uzbek folk instruments performance in Uzbekistan, and the problems in this area and its solutions.

Текст научной работы на тему «Краткая история и некоторые проблемы исполнительства на народных инструментах»

ART

A BRIEF HISTORY AND SOME PROBLEMS OF PERFORMANCE

ON FOLK INSTRUMENTS Kayumova Z. (Republic of Uzbekistan) Email: Kayumova446@scientifictext.ru

Kayumova Zamira - Student, DEPARTMENT OF FOLK INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the government of the Republic of Uzbekistan constantly takes care of the creative intelligentsia, creates favorable conditions for the fruitful activity of music schools, pays close attention to the improvement of higher and secondary special education, including in the field of culture and art. An exciting and impressive event in the cultural life of Uzbekistan was the organization of the Tashkent state Conservatory in 1936 for the first time in Central Asia. It was a very big and joyful event for the musical community, which became a further flowering of musical art in the country. Now, it is even difficult to imagine what this meant, what complex problems had to be solved and what obstacles to overcome in order to be entitled today to be called the center of highly developed modern musical culture not only of our Sunny Uzbekistan and beyond. The article briefly presents the history of Uzbek folk instruments performance in Uzbekistan, and the problems in this area and its solutions.

Keywords: folk performance, folk instruments, Conservatory of the Republic of Uzbekistan, faculty, department, student.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Каюмова З. (Республика Узбекистан)

Каюмова Замира - студент, кафедра народного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: правительство Республики Узбекистан постоянно проявляют заботу о творческой интеллигенции, создают благоприятные условия для плодотворной деятельности музыкальных учебных заведений, уделяют пристальное внимание совершенствованию высшего и среднего специального образования, в том числе в области культуры и искусства. Волнующим и впечатляющим событием в культурной жизни Узбекистана явилась организация в 1936 году впервые в Средней Азии Ташкентской государственной консерватории. Это было весьма большое и радостное событие для музыкальной общественности, ставшее дальнейшим расцветом музыкального искусства в республике. Сейчас, даже трудно представить себе, что это значило, какие сложные проблемы надо было решить и какие преграды преодолеть, чтобы сегодня иметь право называться очагом высокоразвитой современной музыкальной культуры не только нашего солнечного Узбекистана и за ее пределами. В статье кратко приведено история возникновения в Узбекистане исполнительства узбекских народных инструментов, и о проблемах в данной сфере и её решения.

Ключевые слова: народное исполнительство, народные инструменты, консерватория республики Узбекистан, факультет, кафедра, студент.

УДК 780.6

Наряду с другими специальностями целой плеяде молодежи посчастливилось получить воспитание и знания и по специальности народные инструменты в Ташкентской государственной консерватории, благодаря открытию факультета и кафедры узбекских народных инструментов, являющегося частицей неиссякаемого родника, в котором проучились многие поколения, чтобы утолить жажду знаний, приобщиться к источнику вечного искусства.

Как известно в 1948 - 49 годы в консерватории была организована кафедра и факультет узбекских народных инструментов. [1] Впервые в истории музыкальной культуры по настоящему была организована планомерная подготовка высококвалифицированных кадров в области узбекского народного инструментализма.

Важнейшей проблемой с первого же дня занялась группа педагогов - энтузиастов во главе с замечательным музыкантом - дирижером Ашотом Ивановичем Петросянцем - первым заведующим кафедрой народных инструментов. Ашот Иванович Петросянц был человеком, обладающим незаурядным организаторским талантом. [2] Широко образованный ученый - инструментовед, знаток истории и теории исполнительства, эрудированный музыкант, личность исключительно принципиальная, за короткое время своего заведования много сделал для молодого факультета, ратуя за укрепление его профессиональных основ.

Ашот Иванович Петросянц будучи крупным музыкально - общественным деятелем, внесшим значительный вклад в организацию профессионального музыкального образования по узбекским народным инструментам видел могучее приобщение народных музыкальных инструментов к достижениям мировой музыкальной культуры. [2]

За 70 лет своего существования факультет и кафедры внесли заметный вклад, в частности, в развитие и совершенствование исполнительского искусства на узбекских народных инструментах. Выпушено свыше 1900 специалистов широкого профиля, которые работают во всех музыкальных колледжах и колледжах искусств, специализированных академических лицеях, в Ташкентском государственном институте культуры, на музыкально - педагогических факультетах педагогических университетов, более 300 детских музыкальных школах республики и, наконец, профессорско - преподавательский коллектив факультета народных инструментов в основном, укомплектован из числа выпускников Ташкентской государственной консерватории.

В результате открывшихся позже отделов узбекских народных инструментов в средних и высших учебных заведениях искусства и музыкальных школах были созданы весьма благоприятные условия для решения наиболее актуальных задач в вопросах учебно - воспитательного, научно - методического характера, направленных на создание учебно - методических пособий по степени трудности, с учетом возрастной дифференциации учащихся и специфики разнообразных по тембру звучания музыкальных инструментов.

Одновременно с подготовкой высококвалифицированных кадров ведущие педагоги кафедр народных инструментов активно включились в создание научно -методических и учебно - методических пособий.

Целенаправленно ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по 14 специализациям, новой смены деятелей музыкального искусства -преподавателей, солистов, ансамблистов и оркестрантов, которым дается широкий художественно - эстетический кругозор.Факультету узбекских народных инструментов есть чем гордиться, но мы не могли бы достичь таких успехов, если бы одной из лучших традиций не была бы трезвая оценка своих достижений, также как и своих несовершенств.

Сейчас особенно важно помнить об этой традиции, потому что факультет стоит перед большими задачами, перед новым разворотом своей деятельности. Творчески изучить, освоить величайшее наследие узбекской и мировой исполнительской школы,

Еигореап вЫепсе № 4 (46) ■ 74

возвысить роль исполнителя на народных инструментах до уровня пламенного пропагандиста лучших творений узбекских, русских и зарубежных композиторов до уровня воспитателя высокохудожественного вкуса широких масс слушателей, день ото дня совершенствовать свое профессиональное и исполнительское мастерство, наконец, совершенствовать новый стиль исполнения, отражающий кипучую энергию, действительность и волю человека таков круг первоочередных задач, стоящих перед исполнителями на народных инструментах на современном этапе.

В процессе подготовки и воспитания специалистов как с высшим образованием, так и со средним музыкальным образованием все еще имеют место недостатки, возникает целый ряд проблемных вопросов, без устранения которых не можем отвечать тем высоким требованиям современности.

Одна из важнейших задач - это качество, только высокое качество подготовки кадров широкого профиля может решить много проблем. Выпускники факультета прежде всего должны быть проводниками в области исполнительство на узбекских народных инструментах, художественного воспитания, воспитывать кадры

патриотами своего дела, интернационалистами. Студенты факультета должны овладеть высокой культурой исполнительства, навыками дирижирования оркестром, навыками записи и обработки узбекской народной музыки, самостоятельной работы по написанию методических трудов по истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах, способные развивать современную методику и научные мысли в области народного инструментария.

Список литературы /References

1. Ташкентское музыкальное училище им. Хамзы (К 70-летию со дня основания).

Исторический очерк. Ташкент: Гармония. 1995.

2. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. Ташкент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.