Список литературы / References
1. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1980.
2. Туйчиева Г. Система аруз: Между традицией и модернизмом, 2015. С. 1653-1667. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ayk.gov.tr/ (дата обращения: 27.09.2018).
3. Нурахунова Г. О функциональной дискретности рифмы в тюркском свободном стихе (на материале уйгурской поэзии). Журнал «Современные проблемы науки и образования». № 2, 2014.
4. Ражабов И. Мак;омлар (нашрга тайёрловчи ва махсус му^аррир О. Иброхдмов). Тошкент: Санъат, 2006. 211-212 б.
УЗБЕКСКОЕ МАКОМНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ Абдуллаев Ф.Р. Email: Abdullayev17131@scientifictext.ru
Абдуллаев Фарход Рустамович - старший преподаватель, кафедра оркестровых инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: сегодня в независимом Узбекистане, в связи с ростом национального самосознания, возрастает интерес народа к своему историческому прошлому, все более усиливаются тенденции возрождения многовековых традиций, сопровождаемые одновременно процессами переоценки художественных ценностей. Духовная значимость узбекских макомов весьма высока: древнее искусство макомов продолжает свою полнокровную жизнь, составляя основу репертуара многих профессиональных и самодеятельных макомных ансамблей и исполнителей. Приоритеты - научное изучение, популяризация и освоение (образование). Ключевые слова: маком, макомат, традиция, охрана, развитие, система, Шашмаком, наследие, освоение, образование.
UZBEK MAKOM ART AND EDUCATION Abdullayev F.R.
Abdullayev Farkhod Rustamovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ORCHESTRAL INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: today in independent Uzbekistan, due to the growth of national identity, the interest of the people to their historical past is growing, the tendency of revival of centuries-old traditions, accompanied by processes of artistic values reappraisal, is becoming increasingly stronger. The spiritual significance of Uzbek maqom is very high: the ancient art of maqom continues its full-blooded life, forming the basis of the repertoire of many professional and amateur maqom ensembles andperformers. Priorities - scientific study, popularization and development (education). Keywords: poppy seeds, makomat, tradition, protection, development, system, Shashmak, heritage, development, education.
УДК 78.01
Макомное искусство уникальное явление художественной культуры народов Ближнего и Среднего Востока, имеющий древние доисламские корни происхождения, формирование и процесс развития которой связан с эпохой «восточного ренессанса». Именно в период средневековья (IX-XVI века) в изустно-профессиональном пласте музыкального искусства система макомата занимает ведущее положение (макомная система 12 макомов «Дувоздах маком»), свидетельством тому теоретическое обоснование макомов в «Трактатах о музыке» ученых, мыслителей, бастакоров и поэтов, начиная от Фараби до Дервиш Али Чанги, от Борбада до Алишера Навои, где разработанная ими теория макомата, тесно связанная с музыкальной практикой, на протяжении веков имела неоспоримое господство в музыкальной науке и творчестве. В эпоху позднего средневековья (XVIII-XIX вв.) происходят процессы, надолго определившие пути дальнейшего развития макомного искусства - усилилась тенденция к локализации, что привело к образованию специфических черт системы восточного макомата (макам, мугам, маком, мукам, дастгях, нуъба).
Макомное искусство - формирование (бухарский «Шашмаком»), становление и развитие (циклы «Хорезмские макомы» и «Фергано-Ташкентские макомы», макомные разновидности для дутара и сурная, инструментальные и вокальные произведения). Новое отношение к макомному искусству - нотная фиксация и публикации сборников макома; освоение традиций новой системой музыкального образования (от начального до высшего звена), при сохранении традиционной методики обучения «устоз-шогирд» (мастер-ученик); научно-исследовательская разработка и практическая деятельность; использование в бастакоровском (бастакор - творец образцов музыки в устной традиции) и композиторском творчестве [1, 56].
Узбекское макомное искусство - приоритетное направление в музыкальной культуре; сохранение и охрана его как объекта нематериального культурного наследия; «Шашмаком» -шедевр НКН человечества (2003, 2008); возрождение и развитие под статусом «национальный» (миллий). XXI век - новый этап дальнейшего развития узбекского макомного искусства: Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева (ноябрь, 2017), где предусмотрены главные направления - организационная, научно-исследовательская и практическая. Основные тенденции - сохранение и охрана, развитие и популяризация узбекского национального макомного искусства. Организационная -создание и функционирование республиканского центра макомного искусства, которое будет заниматься научно-исследовательской (вопросы истории, теории и исполнительства макомов) и практической направленностью (деятельность макомного ансамбля, фестивали, конкурсы, издания, образовательный процесс и др.). С января 2018 года вся направленность координируется республиканским и зональными центрами макомного искусства. При центре создается лаборатория по совершенствованию народного музыкального инструментария с учетом их специфики исполнительских традиций. И главное - популяризация узбекского макомного искусства и его место в мировой музыкальной культуре. Значительным событием стало проведение впервые в городе Шахрисябзе (родина Амира Темура, 6-10 сентября 2018 года) Международного фестиваля макомного искусства (участвовали представители более 70 стран), в рамках которого прошла Международная конференция «Макомное искусства и его значимость в мировой цивилизации» с участием ученых-музыковедов зарубежных стран и СНГ, а также конкурс макомного исполнительства - макомных ансамблей и исполнителей (инструменталистов и певцов из 29 стран), открытие музея макома, ярмарка художественных ремесел и демонстрация музыкального наследия всех регионов Узбекистана при участии фольклорных и макомных ансамблей [2, 25].
Образовательный процесс - живая традиция узбекского макома осваивалась традиционной методикой «устоз-шогирд» (мастер-ученик), этом в музыкальной практике Хорезма использовалась своеобразная нотная запись «танбурная нотопись», созданная в последней четверти XIX века в Хиве. XX век - новое отношение к традиционной музыке; в истории музыкальных культур народов Центральной Азии эпоха перелома вековых традиций и поиска путей её обновления, внедрения универсальной нотной системы, создание новой системы музыкального образования. В этом плане в 20-е годы XX века открытие в Бухаре Восточной музыкальной школы (освоение «Шашмакома») и первые записи «Шашмакома» русским композитором В.А.Успенский, также их издание в Москве («Шасть музыкальных поэм (макомов)», 1924), инициатором которого был известный общественный деятель Бухары, драматург и ученый Абдурауф Фитрат (автор книги «Узбекская классическая музыка», 1927). При наличии крупных мастеров макомного искусства способствовало освоению традиций исполнительства узбекского макома (циклов «Шашмаком», Xорезмских и Фергано-Ташкентских макомов)учащимися и студентами, функционирующих в этот период Туркестанской народной консерватории (Ташкент, 1919) и Научно-исследовательским институтом по изучению народной и классической музыки узбеков, первоначально также выполняющий функции учебного заведения (Инмузхоруз, Самарканд, 1928; с 1932 года-НИИ искусствознания в Ташкенте). 30-60-е годы - кризис, традиционная музыка объявляется отжившим свой век наследием, хотя работы по записи макомов продолжаются (записи «Шашмакома» Б. Файзуллаева, Ш. Сахибова и Ф. Шахобова, 1950-1961; Юнуса Раджаби, 1959, 1966-1975; записи Xорезмских макомов М. Юсупова, 1958, 1980-1988). Открытие в 1972 году при Ташкентской консерватории кафедры «Восточная музыка» дала возможность освоения и развития музыкальных традиций узбекского макомата молодыми исполнителями, организации профессиональных и самодеятельных макомных ансамблей; проведения республиканских конкурсов исполнителей макома, а также широкомасштабного научного изучения макомного искусства Государственной консерватории (свидетельством тому Международные и Республиканские научные конференции по макомам в Ташкенте, Самарканде, Душанбе, Алматы и др.).
XXI век - возрождение и дальнейшее развитие узбекского национального макомного искусства, в частности, в сфере образования - это и организация факультета макома и кафедры «Истории и теории узбекского макома», введения в учебный процесс системы музыкального образования (от начального до высшего) новых учебных предметов по истории, теории и исполнительства узбекского макома, соответственно подготовка и издания учебников и учебных пособий, а также подготовка молодых кадров музыковедов-макомоведов и исполнителей на основе научно-теоретических изысканий и практического опыта. Все это доказательства того, что ныне стоим на пороге «ренессанса» научного изучения и практического освоения фундаментальных основ узбекского макомата.
Макомы были и будут своеобразным феноменом духовной культуры Узбекистана, и залогом этого их сохранность, развитие и популяризации. Самобытность узбекского макомата определяется степенью освоения универсалий макомного искусства сквозь призму музыкально-художественных ценностей культуры, что обусловило и импульсы их функционирования. Узбекские макомы представляют собой живую традицию, благодаря носителям старшего и среднего поколения музыкантов-певцов, которые сохраняют и продолжают развивать это бесценное достояние народа.
Список литературы / References
1. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. 1 том. Ташкент, 2015.
2. Абдуллаев Р., Хакимов А. и др. Нематериальное культурное наследие Узбекистана (на узб. и анг. яз.). Ташкент, 2017.
МАКОМ - МЫСЛЬ О НЁМ Игамбердиева Г.А. Email: Igamberdieva17131@scientifictext.ru
Игамбердиева Гуллола Абдувохидовна - старший преподаватель, кафедра подготовки педагогов по вокалу и инструментальному исполнительству, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: маком - универсальное понятие, выражающее одно из высших проявлений музыкального мышления Востока, в том числе и узбекской классической музыки. В различных музыкальных традициях термины «маком» и «макомат» в отдельности используются во многих значениях и с тонкими смысловыми оттенками. Наиболее обиходными из них, например, являются: музыка, музыкальная мысль, музыкальная логика, музыкальный язык, лад, жанр, жанровая система, музыкальный свод, музыкальный цикл, одночастное вокальное, инструментальное или вокально-инструментальное произведение. Ключевые слова: маком, макомат, инструментарий, произведение, вокал, жанр, теория, практика, трактат.
MAQOM - THE THOUGHT OF HIM Igamberdieva G.A.
Igamberdieva Gullola Abduvokhidovna - Senior Teacher, DEPARTMENT TRAINING OF TEACHERS IN VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: maqom is a universal concept expressing one of the highest manifestations of Oriental musical thinking, including Uzbek classical music.
In various musical traditions, the terms poppy and makomat separately are used in many meanings and with subtle semantic nuances. The most common of them, for example, are: music, musical thought, musical logic, musical language, mood, genre, genre system, musical code, musical cycle, one-part vocal, instrumental or vocal-instrumental work.
Keywords: maqom, makomat, instrument, work, vocal, genre, theory, practice, treatise.
УДК 78.01
В осмыслении узбекской классической музыки и, в частности, в реальной практике макомата, можно наметить три аспекта: философско-эстетический, музыкально-теоретический и практический. В философском и научном планах основы классической музыки, в том числе и