ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
РОЛЬ ДУТАРА В ИСПОЛНЕНИИ УЗБЕКСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ И ШКОЛЫ ИСПОЛНЕНИЯ Зияева М. Email: Ziyayeva665@scientifictext.ru
ЗияеваМаликахон — заслуженный артист Узбекистана, доцент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная Консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: один из древнейших инструментов, дошедший до нас, — это дутар. Дутар является одним из любимых музыкальных инструментов узбекского народа. Его история возникновения и восходит к столетию до нашей эры. Среди наших музыкальных инструментов дутар отличается от других инструментов не только старинностью, но и характеризуется предрасположенностью к духовности человека, и близкой к сердцу мелодичностью. Роль инструмента дутар в исполнении узбекской традиционной музыки является особенной. На нем можно исполнять любые произведения узбекской традиционной музыки. Сочинен ряд произведений именно для исполнения на дутаре. Кроме того, в Узбекистане существуют несколько школ исполнения на дутаре и каждая из них отличается своей красотой и особенной чертой. В данной статье приведены как пример стили великих исполнителей - Нурмухаммада Болтаева и Фахриддина Садикова.
Ключевые слова: дутар, шрих, усуль, школа исполнительства, маком, Нурмухаммад Болтаев, Фахриддин Садиков, Хорезмская школа исполнительства, Фергана — Ташкентская школа исполнительства.
THE ROLE OF DUTAR IN THE PERFORMANCE OF UZBEK TRADITIONAL MUSIC AND PERFORMANCE SCHOOL
Ziyayeva M.
Ziyayeva Malikakhon — Honored Artist of Uzbekistan, Associate Professor, DEPARTMENT TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: one of the oldest tools that has come down to us is dutar. Dutar is one of the favorite musical instruments of the Uzbek people. Its history dates back to the century BC. Among our musical instruments dutar differs from other instruments not only antiquity, but also characterized by a predisposition to the spirituality of man, and close to the heart melody. The role of the dutar instrument in the performance of Uzbek traditional music is special. It is possible to perform any works of Uzbek traditional music. A number of works for performance on dutar are very much. In addition, in Uzbekistan there are several schools of performance on dutar and each of them is distinguished by its beauty and special feature. This article says not only the above, but also given as an example of the styles of great artists as Nurmukhammad Boltaev and Fakhriddin Sadikov. Keywords: dutar, the science of usul, school performance, makom, Nurmuhammad Boltaev, Fahriddin Sadikov, perfomance school of Khorezm, perfomance school of Fergana — Tashkent.
УДК 787.8
Народы, жившие в Средней Азии, - один из очагов древней культуры, внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. У них также очень богатое древнее наследие в области музыкальной культуры. Если остановиться на распространенных на территории Узбекистана инструментах, то одним из них является дутар.
Найденные на территории Тупроккала (IV-III века до н. э.) два струнных инструмента были усовершенствованы в виде дутар, домбры и кубыз, а это означает что они имеют древне происхождение. Этот инструмент изготавливается из тутового или абрикосового дерева. А крышка тонкая из тутового дерева. Дуторы настраиваются от малой октавы "ре", большой октавы "соль" или "ля", иногда даже настраиваются в качестве куштар [1]. Этот инструмент играет огромную роль в исполнении узбекской традиционной музыки. Известно, что он занимает свое место как в соло, так и в ансамблях. Когда исполняются тяжелые музыкальные произведения то дутар в одиночку обладает таким магическим и волшебным голосом, что
успокаивает и духовно питает душу человека. А в исполнении веселую и быструю мелодию, дутар радеут душу слушателя. Инструмент дутар имеет широкие возможности, чем другие традиционные струнные инструменты. Именно поэтому народные мелодии, макомы как кашкарча, сокинома, уфар находят необычное звучание с помощью этого инструмента.
Совместное исполнение "дутара" и "танбура" гармонично сочетаются друг с другом. В частности, мы можем чувствовать это на примере мелодий и песен, которые исполняются на этих инструментах. Они настолько дополняют друг друга, что получается красивый новый тон. Еще один важный аспект дутара заключается в том, что выполнение функции "исполняющего ритма" правой рукой приводит исполнению произведения без дойры в одиночку [1].
Широко распространенная практика исполнения узбекской традиционной музыки включает в себя усовершенствованные музыкальные инструменты, такие как танбур, рубаб, дутор, гижжак, чанг, най, сурнай, канун, дойра. Усовершенствование этих инструментов сказалось на их звучании, звуковом диапазоне, формах. Как написано в научных источниках инструмент дутар практически не изменился. В древности дутар был широко популярен в исполнительской практике и исполнялся в основном женщинами. Поэтому, если бы это было так, то минное и безударное звучание дутора дошло до нас неизменно. Позже среди исполнителей дутора стали появляться и мужчины, и дутар стал всеми любимым инструментом. На сегодняшний день исполнительная школа дутар широко сформировалась в основном среди мужских исполнителей.
К ХХ-ХХ1 векам исполнительство на дутаре стало развиваться на профессиональном уровне. Сформировался ряд умелых исполнителей. Появились разные стили и виды исполнения на дутаре. Когда мы говорим о стилях исполнения на дутаре, надо особо подчеркнуть Хорезмскую школу и исполнительские школы, находящиеся в Фергана-Ташкентском оазисе, особенно Кокандскую школу исполнения на дутаре. Они особо отличаются от других исполнительских школ на дутаре [2].
В традиционном стиле исполнения дутара созданы специальные макомные произведения. В Хорезмском оазисе исполнение на дутаре своеобразна и также характерна непрерывное исполнение усуля рез правой рукой. Выделять каждую сильную долю, ударить по крышке четырьмя пальцами правой руки, исполнять щелкая струны, являются основными функциями Хорезмской школы исполнения на дутаре. В Хорезме штрихи правой руки на дутаре называется "даст". Они сочетают в себе сложные и привлекательные стороны мелодий и отделов усулей.
Хотелось бы особо отметить, что в древнем Хорезме специально для дутара сочиняли макомы и, объединив, все макомные произведения для дутара назвали «Макомы на дутаре» («Дутор макомлари»). Согласно списку, Макомы на дутаре состоит из 6 категорий. А в этой категории есть 27 наименований песен [3].
По словам старшего поколения музыкантов, дойра который аккомпонирует произведениям дастанов (эпосов), также изучал усули от штрихов дутара. Музыкальное строение номы дастанов позволяет бахши (исполнителью) воспользоваться возможностями исполнения дутара в полной мере. В совершенствование Хорезмского исполнительства на дутаре вносит большой вклад ряд мастера-исполнители. Среди них надо особо отметить Нурмухаммада Болтаева. В народных мелодиях как "Оразибон", "Каринаво", "Аликамбар", "Корадали", "Ровий", "Дилхирож" он мастерски использовал Хорезмский стиль исполнительства на дутаре, то есть во время исполнения мы можем ясно видеть, что четыре пальца, ударяясь на крышку, работают вместе [2].
В Фергана-Ташкентской школе исполнения на дутаре сыграли важную роль личные методы исполнителя. В музыкальном искусстве образцовыми стилями обладают такие мастера -исполнители, как Фахриддин Садыков, Махмуд Юнусов, Ориф Касимов, Зокиржон Обидов, Комилжон Жаббаров, Тургун Алиматов и другие, внесшие весомый вклад в музыкальное исполнительство.
Великий наставник, бесценный исполнитель и композитор, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фахриддин Садиков открыл новую страницу в исполнении узбекской музыки. Он сыграл важную роль в полном раскрытии возможностей дутара и исполнении классических произведений. Этот уровень исполнительских стилей Фахриддина Садыкова-воплощает в себе все существующие исполнения и необычные от них действия. Это, в первую очередь, очень тонкое и изящное звучание в исполнении. То есть по его стилю исполнитель в движении правой руки должен озвучить струны дутара не касаясь его крышки. Здесь очень важна нежность правой руки. Значит, следует избегать лишних шрихов.
Существует метод, который считается наиболее важным в движениях левой руки. Это так называемый "миянг", то есть выражение "кашиша" на дутаре, которое достигается на танбуре. Умение выражать это на инструменте, демонстрировать, в свою очередь, требует от музыканта высокого мастерства и квалификации. Этот метод обеспечивает привлекательность и совершенство исполняемого произведения.
Список литературы / References
1. Фитрат «Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи». Т., 1993.
2. Тошпулатова И. «Анъанавий чолгу ижрочилиги». Т., 2017.
3. Махмудова Ф.Н. «Макомы на дутаре», «Проблемы современной науки и образования». № 4 (137). Апрель, 2019.