Научная статья на тему 'Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана'

Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / ХУСЕЙН ВОЙЗ КОШИФИ / АБДУРРАХМАН ДЖОМИ / АЛИШЕР НАВОИ / ШАШМАКОМ / ХОРЕЗМСКИЕ МАКОМЫ / ТАНБУРНАЯ НОТАЦИЯ / MENTOR / TEACHER / STUDENT / HUSSEIN VOYZ KOSHIFI / ABDURRAHMAN JOMI / ALISHER NAVOI / SHASHMAKOM / KHOREZM MAKOMS / TANBUR NOTATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тошева Маржона Рустам Кизи

Не зря говорят, что Восток дело тонкое. Достичь совершенства в каждой области, стать мастером своей профессии, обратить внимание на самые тонкие и деликатные аспекты в пути обучения соответствует Востоку. Традиция наставничества также отличается. Хотя наставничество появилось в прошлом, но не утратило своей актуальности сегодня. Наставник учит непосредственно ученика тому, что он знает. Он передаёт свои знания с любовью, не жалеет себя и времени. Его мастерство приносит ему славу через его учеников. В этой статье говорится именно о Восточном наставничестве, о его традициях, роли именно в традиционной узбекской музыке. Приводятся примеры, такие как: Бухарская и Хорезмская школы наставничества из истории музыкальной культуры Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана»

Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера? Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.

Список литературы /References

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М., 1982.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение», 1981.

ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ УЗБЕКИСТАНА Тошева М.Р. Email: Tosheva17135@scientifictext.ru

Тошева Маржона Рустам кизи - студент, кафедра традиционное исполнительство, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: не зря говорят, что Восток - дело тонкое. Достичь совершенства в каждой области, стать мастером своей профессии, обратить внимание на самые тонкие и деликатные аспекты в пути обучения - соответствует Востоку. Традиция наставничества также отличается. Хотя наставничество появилось в прошлом, но не утратило своей актуальности сегодня. Наставник учит непосредственно ученика тому, что он знает. Он передаёт свои знания с любовью, не жалеет себя и времени. Его мастерство приносит ему славу через его учеников. В этой статье говорится именно о Восточном наставничестве, о его традициях, роли именно в традиционной узбекской музыке. Приводятся примеры, такие как: Бухарская и Хорезмская школы наставничества из истории музыкальной культуры Узбекистана. Ключевые слова: наставник, учитель, ученик, Хусейн Войз Кошифи, Абдуррахман Джоми, Алишер Навои, Шашмаком, Хорезмские макомы, танбурная нотация.

MENTORING TRADITIONS IN TRADITIONAL MUSIC OF UZBEKISTAN Tosheva M.R.

Tosheva Marjona Rustam kizi - Student, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it's not for nothing that they say that the East is a delicate matter. To achieve excellence in each field, to become a master of his profession, to pay attention to the most subtle and sensitive aspects in the way of learning corresponds to the East. The tradition of mentoring is also different. Although mentoring appeared in the past, it has not lost its relevance today. The teacher directly teaches the student what he knows. He conveys his knowledge with love, never spares himself and time. His mastery brings him fame through his students. This article speaks about Eastern Mentoring, about its traditions, its role in traditional Uzbek music. Examples are given such as the Bukhara and Khorezm mentoring schools from the history of musical culture of Uzbekistan.

Keywords: mentor, teacher, student, Hussein Voyz Koshifi, Abdurrahman Jomi, Alisher Navoi, Shashmakom, Khorezm makoms, tanbur notation.

УДК 372.878

В древности искусство музыки и исполнительства передавалась только через учителя ученику, который был способным, сильным, трудолюбивым. Искусство наставничества в традиционной музыке основаны на долгой истории и в соответствии с процессом развития, индивидуального пения и исполнения. Нет нации в мире, которая не имеет своих традиций, национальных традиций. Традиции создаются каждой нацией, и они гордятся своими национальными обычаями. Концепция «наставничество» является одной из наших высших национальных ценностей и соответствует правилам, которые формировались веками. Когда отец отдаёт своего сына учителю, он говорит: «Плоть ваша, кость наша» [1]. Это значит, что отец судьбу своего сына доверяет наставнику. Тем временем учитель несет ответственность за судьбу ученика, и обучает его всему искусству своего мастерства.

Хусейн Войз Кошифи в своём книге «Футувватномаи султоний» пишет о правилах наставничества, какими качествами должны быть вооружены учитель и ученик. Он пишет: «Если вас спросят, каким должен быть хороший учитель, скажите, что он добродушный, умеет видеть свои ошибки и он умный человек. Он не умеет ревновать, негодовать и не знает что такое невежество. Если вас спросят, какими качествами должен обладать ученик, скажите, что он намеренный человек. Это значит, что бы ни просил учитель, он должен услышать его, принять с искренней убежденностью и сделать это. Если вас спросят, что лучше для ученика, скажите, что это чистая вера, потому что только она поможет одолеть цель». Затем обсуждается тема ученичества. Их восемь, говорит автор. Первое это первым поприветствовать учителя, мягко говорить перед учителем, наклонить голову, выпрямить глаза, попросить разрешения прежде чем говорить, не возражать против ответа учителя, не сплетничать перед учителем и уважать других [5].

Надо вспомнить отношения ученика и мастера между Абдуррахманом Джоми и Алишером Навои: Алишер Навои - ученик Абдуррахмона Джоми, как в жизни, так и в творчестве. В «Хамса» он продолжает традицию учителя. Он также обогатил «Нафахотуль унс» своего учителя и создал новую работу под названием «Насумимул Мухаббат». В своих дастанах и во многих других работах он выражает свое уважение и почтение к имени своего учителя. В то же время примечательно, что эти два ученых проявляют большой интерес к Ходжа Ахрор Валию, который жил в Самарканде. Из истории хорошо известно, что эти родственные отношения между учителем и учеником послужили созданию благоприятных условий как в политике, так и в культурной и духовной сфере, а также для мира, стабильности и гражданских прав. На протяжении сотен лет педагогическая деятельность Алишера Навои, которая смогла передать свою лояльность своему учителю как в творчестве, так и в жизни, была моделью на протяжении многих веков.

В исполнении узбекских классических произведений присутствуют специфические аспекты наставничества. Кроме того, отношения учителя и ученика в направлениях Бухара, Хорезм и Фергана Ташкент являются более заметными. Каждый ученик считается ценным для своего учителя с детства [5]. Так же ученики уважают учителя как отца. Ученика, пришедшему изучать традиции пения или исполнения, учитель обучал уникальным образом и по-своему методу. Студент, который хотел научиться выполнять сложную работу, не сразу выполнял эту работу. Прежде всего, он подготовил ученика к нескольким урокам. Ученик начал учить только тогда, когда он был готов к этой сложной работе и духовно.

Ари Бабаханов, Сулаймон Тахалов, Мухаммаджон Мирзаев и другие исполнители известны не только своим уникальным исполнительством, а соченённые ими произведения являются очень дорогими для узбекского народа [2]. Именно они

считались самыми опытными наставниками, имеющими свою школу преподавания своего времени. Их ученики и на сегодняшний день являются профессиональными исполнителями и композиторами узбекской традиционной музыки. Они в основном изучали Бухарский Шашмаком и Фергана Ташкентские макомы.

Хорезмская танбурная нотация - это совершенно, научно обоснованная, узбекская национальная нота [4]. С его помощью, в мировой истории музыки, великолепный узбекский маком был впервые написан в ноте. Благодаря танбурной нотации существует естественная связь между тысячелетними научными и теоретическими взглядами восточного макомота и музыкальным наследием, которое дошло до нас благодаря живым исполнениям [3]. Но до танбурной нотации музыканты и исполнители изучали маком только по наставничеству. Стать учеником наставника не было просто. Чтобы стать учеником надо было пройти через строгий экзамен наставника. И каждый наставник проверял талант ученика по своему методу. Проверяли не только талант, а ещё и сильная память была обязательна. Потому что произведения Хорезмского макомов очень сложны и своеобразны, а нарушитель был строго наказан. А уникальные исполнители всегда щедро награждались ханом. На сегодняшний день традиции наставничества ценятся и постепенно внедряются в учебный процесс традиционной музыки.

Список литературы / References

1. Фитрат «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи». Таш., 1993.

2. Абдуазимов Р.А. «Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте рубаб». «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

3. Матякубов М.Ж. «Танбурная нотация». // Вестник науки и образования. № 14 (50), 2018.

4. Матёцубов О., Болтаев Р., АминовX "Узбек нотаси". Тошкент, 2009.

5. Матёцубов О. "Макомот". Тошкент, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.