Научная статья на тему 'Танбурная нотация'

Танбурная нотация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
657
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНБУР / НОТА / КОМИЛ ХОРЕЗМИ / ФЕРУЗ / МАКОМ / TANBUR / NOTE / KOMIL HOREZMI / FERUZ / MAKOM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Матякубов Матрасул Жуманиязович

Изобретение танбурной нотации связано с именами Комила Хорезмия и его сына Мухаммада Расула, но многие инструменталисты участвовали в написании хорезмийских нот. По словам музыковедов, порядок получения хорезмских макомов заключается в том, что разные музыканты написали в разном стиле. Варианты, над которыми они работали, были рассмотрены видными учёными хана. После того, как письмо было одобрено, эскизы текстов были упорядочены опытными писателями. Одобренные из них суммируются и помещаются в книги. Одна такая тщательно подготовленная копия была составлена Мухаммадом Юсуфом Баёни. Эксперты считают, что это самый полный и надежный вариант. Эта коллекция состоит из 448 страниц в одной книге. Понятно, что существует три типа писем, и конкретно указаны даты каждой части. В данной статье говорится о данной танбурной нотации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танбурная нотация»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ТАНБУРНАЯ НОТАЦИЯ Матякубов М.Ж. Email: [email protected]

МатякубовМатрасул Жуманиязович - и.о. профессора, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: изобретение танбурной нотации связано с именами Комила Хорезмия и его сына Мухаммада Расула, но многие инструменталисты участвовали в написании хорезмийских нот. По словам музыковедов, порядок получения хорезмских макомов заключается в том, что разные музыканты написали в разном стиле. Варианты, над которыми они работали, были рассмотрены видными учёными хана. После того, как письмо было одобрено, эскизы текстов были упорядочены опытными писателями. Одобренные из них суммируются и помещаются в книги. Одна такая тщательно подготовленная копия была составлена Мухаммадом Юсуфом Баёни. Эксперты считают, что это самый полный и надежный вариант. Эта коллекция состоит из 448 страниц в одной книге. Понятно, что существует три типа писем, и конкретно указаны даты каждой части. В данной статье говорится о данной танбурной нотации. Ключевые слова: танбур, нота, Комил Хорезми, Феруз, маком.

TANBUR NOTATION Matyakubov M.Zh.

Matyakubov Matrasul Zhumaniyazovich - Acting Professor, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the invention of a tanburny notation is connected with names of Komil Horezmiya and his son Mahomed Rasoul, but many instrumentalists participated in writing of Khorezm notes. According to musicologists, the order of receiving the Khorezm makom is in what different musicians wrote on different style. Options on which they worked were considered by prominent scientists of the khan. After the letter was approved, sketches of texts were ordered by skilled writers. Approved from them are summarized and located in books. One such carefully prepared copy was made by Mahomed Yusuf Bayoni. Experts consider that it is the fullest and reliable option. This collection consists of 448 pages in one book. It is clear, that there are three types of letters, and dates of each part are specifically specified. In this article it is told about this tanbur notation. Keywords: tanbur, note, Komil Horezmi, Feruz, makom.

УДК 78.023

Узбекистан - страна бесценных музыкальных ценностей. В этой земле жили такие мудрые учёные как Фароби, Хорезми и Ибн Сино, внесшие значительный вклад в развитие узбекской музыки. Их научное наследие до сих пор по-прежнему сохраняет свою ценность. Как говорят древние люди, «хорошая теория - лучшая практика». Вот почему научное наследие мудрых узбекских учёных не исчерпывается. Ярким примером этого научного и практического потенциала является один из самых редких жемчужин в духовных сокровищах Востока, великолепное искусство нашего живого музыкального наследия [1]. Действительно, так называемый «Узбекский шашмакам», который базируется в Узбекистане с требованиями Бухарского Шашмакома, Хорезмского макомаи макомов Фергана-Тошкентского региона в настоящее время продолжает свое развитие как целая система маком. Это также фактическая

демонстрация жизненной силы нашего классического музыкального наследия, которая также является основой таинственных корней. Народы, которые создали уникальную ноту и описавшие в национальной ноте свою драгоценную музыку очень редки. Одно из таких работ было выполнено хорезмскими музыкантами и хафизами в последней четверти XIX века [4]. Хорезмская танбурная нотация - это совершенно, научно обоснованная, узбекская национальная нота. С его помощью, в мировой истории музыки, великолепный узбекский маком был впервые написан в ноте. Благодаря танбурной нотации существует естественная связь между тысячелетними научными и теоретическими взглядами восточного макомота и музыкальным наследием, которое дошло до нас благодаря живым исполнениям. Поэтому трудно достойно выразить значение открытия этой системы.

Первым примером музыкальных записей, используемых для описания музыкального процесса, является визуальный журнал (табулатура), предназначенный для инструмента уд, который внедрился Сафиуддином Урмави (1216-1294). Великий музыковед Самарканда и Герата один из Тимуридов Абдулкадир Мароги (1354-1435) привел несколько примеров из музыкальных и песенных песен, чтобы описать внутренние правила классической музыки через удной табулатуры [1]. Но танбурная нотация предназначена для отражения внутренней формы мелодии, которая представляет собой особенную систему заметок.

Хорезмская танбурная нотация является очень красивой и уникальной музыкальной нотой. Его значение в развитии музыкальной идеологии неоценимо.

Рис. 1. Отрывок из танбурной нотации

В 70-х годах XIX века под руководством Феруза хана было проведено большое творческое исследование по написанию макомов Хорезма. Феруз передает эту работу одному из ведущих поэтов, музыкантов и хафизов Хивы Полвонниёзу Мирзабоши (литературный псевдоним: Комил Хорезми). Запись, в которой изображены несколько мелодий из макома Рост, была полностью составлена из макомов Хорезма под руководством его сына Мухаммада Расула Мирзабаши. Это было названа среди местных музыкантов как «Танбурские линии», а в научных источниках как «Хорезмская танбурная нота » и «Хорезмская табулатура ».

"Ключ макома" - танбур является национальным инструментом узбекского народа. Форси "тан" - сердце, душа, "бур" - раздражать, щекотать. И вправду, когда играет танбур, мелодия волнует душу и раздражает сердце. Не зря среди многих музыкальных инструментов, которые унаследовали предки узбекского народа, танбур известен и славится своей магией, обаянием, дарит радость и счастье слушателю [3].

Интересно то что запись Хорезмских макомов была начата раньше, чем Комиль Хорезми в Хиве. Об этом в книге «Хоразм мусщий тарихчаси» ("История Хорезмской музыки") объясняется: «... дутар среди хорезмского народа был очень распространённым инструментом чем танбур. Но всё таки танбур был более дисциплинированным. Хотя дутарные нагмы были такими же большими, как нагмы танбура... некоторые музыканты из-за отсутствия удобства были вынуждены переместить свои дутарные мелодии на бумагу» [2].

«Табулатура» означает специальную ноту, написанную для какого-то музыкального инструмента. Например, на Востоке была надпись на основе инструмента уд или дутар. Комил Хоразми создал специальную табулатуру для танбура. В этой табулатуре 18 линий от мелодий танбура [4]. Иногда все эти строки не пишется, и в зависимости от обстоятельств обозначается цифрами. Точки, расположенные на нижней части полос, и их перекрывающиеся или боковые, распознаются как знаки танбура («якка зарб», «куш зарб»). Пауза обозначается знаком «нуля».

USIIj ¿1! ^.Ij (j

Iii yy j у, ул. у

jwV JW^ —^ ■ ^

Ijj " lijj Ua J£ j

\ У j£juj ^.l] j' ■ ^ ~~ y*. ■ ^ ''J

\jl . »' ■ — л - ■ jjj' J_i

JLJC. ¿jlaybu. JUS ^J^Äjt

Ljc- j —j'o у - i> i^jjV

МАКОМ И POCI

Г. Ж1ЖИГ) ЛЛ-КуЖуЛ ЛИКЛЛ V>M:iV КК-СЯНО Оинаи нужу лиши i iy >: жлвдри фяно.

Мшлюри yyn LHII1 ;ili ищи mucit жлмш унии (Xiy гил фано-у бацо таруилнп било.

К."Л HUM чу HIMiywpiHF У ши ГС КПП при Дурри М1И\< млрилришши сллафяно.

ЛЯляб клмо.ли хусн кт у<лмиук.|><к леи пшищарипгта [ухфя юборлиш ifurym.iit'

Рис. 2. Танбурная нотация из Хорезмского макома Рост

Усули доиры обозначены движениями длинных и коротких рифмах: «гул», «так», «та-ка», «так-ка» и т.д. Части мелодий называются «хона», «бозгуй», «^анг» и обозначаются специальными знаками. Танбурная нотация также содержит тексты поэзии. Они написаны полностью или в виде плиты отдельно от точек, обозначающих мелодию. В большинстве случаев даются только поэтические выражения. Певцам напоминают остальную газель. Танбурная нотация читается справа налево, как арабский текст.

Список литературы /References

1. Матёцубов О., Болтаев Р., АминовХ. "Узбек нотаси". Тошкент, 2009.

2. Мулла Бекжон Рахмон угли, Мухаммад Юсуф Девонзода. "Хоразм мусща тарихчаси". Тошкет, 1998.

3. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», «Наука, образование и культура». № 4(28), 2018.

4. Матёцубов О. "Маыомот". Тошкент, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.