Научная статья на тему 'Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее'

Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1828
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ТРАДИЦИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ПРОШЛОЕ / НАСТОЯЩЕЕ / ЭПОХА / MUSIC / TRADITION / CONTEMPORANEITY / ART / CULTURE / PRODUCT / PAST / PRESENT / EPOCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ан Анжелла Александровна

На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так всегда будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу. Вероятно, если мы обратимся к изучению определённой части традиции например, темы или жанра, нам удастся установить время её происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несёт в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный теоретический анализ, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовётся тайной искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ Ан А.А. Email: An17135@scientifictext.ru

Ан Анжелла Александровна - преподаватель, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: на свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён. Это непреложный закон: так всегда было и так всегда будет. И вот что удивительно: только тогда, когда музыкальное произведение связано с прошлым, с памятью культуры, с традицией, оно обретает свою подлинную силу.

Вероятно, если мы обратимся к изучению определённой части традиции - например, темы или жанра, - нам удастся установить время её происхождения. Однако едва ли удастся прояснить все таинственные глубины, которые несёт в себе великое музыкальное произведение. Очевидно, даже самый тщательный теоретический анализ, раскрывающий все мелочи, все подробности, все даты, не в силах справиться с задачей объяснения того смысла, что зовётся тайной искусства. Ключевые слова: музыка, традиция, современность, искусство, культура, произведение, прошлое, настоящее, эпоха.

TRADITIONS AND CONTEMPORANEITY IN MUSIC ART: PAST,

PRESENT, FUTURE An А.А.

An Anjella Aleksandrovna - Teacher, GENERAL PIANOFORTE, DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: оп light of no things, which r from nowhere. As person have a limit, as river has a headwaters, so and music, what new and modern she nor seemed, вырастает from music former timeses. This is an immutable law: so always was and so always will. And here is that strangely: only then, when music product is connected with past, with memory of the culture, with tradition, it finds its authentic power.

Probably if we address to study certain portion traditions - for instance, subject or genre, -we shall manage to install time of her(its) origin. However hardly it will manage to make clear all mysterious depths, which carries great music product in itself. Obviously, even the most careful theoretical analysis, revealling all VWVsplit hairs, all details, all date, not in power to cope with problem of the explanation of that sense that to call the secret an art. Keywords: music, tradition, contemporaneity, art, culture, product, past, present, epoch.

УДК 078

Обращение к живому наследию, практике и знаниям музыкантов - устозов, длительное непосредственное общение с ними позволили ученому собрать значительный, во многом новый и уникальный фактический материал. Это и аудиозаписи образцов исполнительского искусства представителей различных школ макомата, беседы с ними, и редкие нотные записи и расшифровки, различные документальные материалы из государственных и частных собраний (дневники, баязы, фотографии и т.п.), старые поэтические тексты и многое другое.

С одной стороны, национальная музыка представляет культурное и художественное явление Центрально-азиатского региона, а с другой - как

динамичное явление, развитие которого было обусловлено глобальными политическими и социальными потрясениями и изменениями, охватившими этот регион в ХХ веке.

В словаре ХУШ века «Гиясу=л=лугат» слово устод-мастер имеет следующее толкование: устод происходит от древнеперсидского слова «уставад», что значит основа, книга. И книга эта не написанная, а «живая». Следовательно, Мастер - это носитель традиций, «живая книга». Именно в такой устной форме дошли традиции классической музыки до нашей обозримой живой памяти. И сегодня она функционирует как незыблемая традиция, несущая в себе вековые потоки музыкальной науки и практики в неразрывном единстве.

В русле устной традиции трудно, практически невозможно определить нижнюю границу зарождения национальной музыки как феномена. Однако выясняется, что, по сути, эта такая же рациональная музыкальная идея, как «теория кругов». Творение рук такого же великого теоретика-музыканта, какими были Сафиуддин Урмави или Абдулкадыр Мараги. По всей вероятности, такой личностью был Наджмиддин Кавкаби, который стоял на стыке гератского стиля универсализма и бухарской школы традиционализма. Еще Дарвиш Али сравнивал роль Кавкаби для Бухары со значением Мараги для Герата. Эта же мысль «красной нитью» проходит во всех источниках, написанных в XIX веке в Бухаре учениками и последователями Кавкаби и Дарвиш Али. В последующем вопрос внутренних логических связей Шашмакома и аналогичной многочастной композиции Кавкаби пытался поднять А.А. Семенов (1878-1957). Но его мысль была извращена, а сам ученый был обвинен в «незрелости» своего материалистического сознания. Но оставим эти квазинаучные дебаты и вернемся к фактам.

Традиция как фонд непрерывно расширяющейся общественной памяти хранится в сознании музыкантов и слушателей. Для слушателей традиция — это, прежде всего, память о высоких возможностях искусства, память о тех мгновениях, когда музыка была понятна и проникла в самые глубины сердца. Слушатели — любители серьезной музыки — ждут от нее больших откровений, таких страниц, где обнажен нерв сегодняшнего дня, где передаются тончайшие движения человеческой души. В своих ожиданиях слушатели опираются на гуманистическую традицию искусства, зная, что музыка утверждает и защищает духовную красоту человека. Все пришедшие в концертный зал или включающие проигрыватель, чтобы услышать сочинение, созданное сегодня, помнят мгновения, когда осознали откровения искусства. С этой памятью они сообразуют новое произведение и ждут от него подобных же впечатлений.

Особенно сложные процессы в освоении опыта культуры протекают в наши дни. Обусловлены они небывалым развитием средств массовой коммуникации (телевидения, кино, магнитофонных записей и др.), связавших страны и континенты. В 60—70-х гг. возникли даже опасения, что телевидение и звукозапись сотрут тысячелетиями накапливавшееся своеобразие культур. Однако, как показывает практика, особенно опыт нашей многонациональной страны, разумное общение культур необходимо и живительно, как воздух. Оно все больше утверждает себя в качестве новой традиции [1, 9].

Все произошедшие изменения, конечно же, очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда - то этот процесс, который теперь мы называем научно - техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты. Таким образом, следует признать, что современность - это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл [2, 13].

Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера? Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.

Список литературы /References

1. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М., 1982.

2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение», 1981.

ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ УЗБЕКИСТАНА Тошева М.Р. Email: Tosheva17135@scientifictext.ru

Тошева Маржона Рустам кизи - студент, кафедра традиционное исполнительство, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: не зря говорят, что Восток - дело тонкое. Достичь совершенства в каждой области, стать мастером своей профессии, обратить внимание на самые тонкие и деликатные аспекты в пути обучения - соответствует Востоку. Традиция наставничества также отличается. Хотя наставничество появилось в прошлом, но не утратило своей актуальности сегодня. Наставник учит непосредственно ученика тому, что он знает. Он передаёт свои знания с любовью, не жалеет себя и времени. Его мастерство приносит ему славу через его учеников. В этой статье говорится именно о Восточном наставничестве, о его традициях, роли именно в традиционной узбекской музыке. Приводятся примеры, такие как: Бухарская и Хорезмская школы наставничества из истории музыкальной культуры Узбекистана. Ключевые слова: наставник, учитель, ученик, Хусейн Войз Кошифи, Абдуррахман Джоми, Алишер Навои, Шашмаком, Хорезмские макомы, танбурная нотация.

MENTORING TRADITIONS IN TRADITIONAL MUSIC OF UZBEKISTAN Tosheva M.R.

Tosheva Marjona Rustam kizi - Student, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it's not for nothing that they say that the East is a delicate matter. To achieve excellence in each field, to become a master of his profession, to pay attention to the most subtle and sensitive aspects in the way of learning corresponds to the East. The tradition of mentoring is also different. Although mentoring appeared in the past, it has not lost its relevance today. The teacher directly teaches the student what he knows. He conveys his knowledge with love, never spares himself and time. His mastery brings him fame through his students. This article speaks about Eastern Mentoring, about its traditions, its role in traditional Uzbek music. Examples are given such as the Bukhara and Khorezm mentoring schools from the history of musical culture of Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.