Научная статья на тему 'Маком - мысль о нём'

Маком - мысль о нём Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
698
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / МАКОМАТ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ВОКАЛ / ЖАНР / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / ТРАКТАТ / MAQOM / MAKOMAT / INSTRUMENT / WORK / VOCAL / GENRE / THEORY / PRACTICE / TREATISE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игамбердиева Гуллола Абдувохидовна

Маком универсальное понятие, выражающее одно из высших проявлений музыкального мышления Востока, в том числе и узбекской классической музыки. В различных музыкальных традициях термины «маком» и «макомат» в отдельности используются во многих значениях и с тонкими смысловыми оттенками. Наиболее обиходными из них, например, являются: музыка, музыкальная мысль, музыкальная логика, музыкальный язык, лад, жанр, жанровая система, музыкальный свод, музыкальный цикл, одночастное вокальное, инструментальное или вокально-инструментальное произведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маком - мысль о нём»

XXI век - возрождение и дальнейшее развитие узбекского национального макомного искусства, в частности, в сфере образования - это и организация факультета макома и кафедры «Истории и теории узбекского макома», введения в учебный процесс системы музыкального образования (от начального до высшего) новых учебных предметов по истории, теории и исполнительства узбекского макома, соответственно подготовка и издания учебников и учебных пособий, а также подготовка молодых кадров музыковедов-макомоведов и исполнителей на основе научно-теоретических изысканий и практического опыта. Все это доказательства того, что ныне стоим на пороге «ренессанса» научного изучения и практического освоения фундаментальных основ узбекского макомата.

Макомы были и будут своеобразным феноменом духовной культуры Узбекистана, и залогом этого их сохранность, развитие и популяризации. Самобытность узбекского макомата определяется степенью освоения универсалий макомного искусства сквозь призму музыкально-художественных ценностей культуры, что обусловило и импульсы их функционирования. Узбекские макомы представляют собой живую традицию, благодаря носителям старшего и среднего поколения музыкантов-певцов, которые сохраняют и продолжают развивать это бесценное достояние народа.

Список литературы / References

1. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. 1 том. Ташкент, 2015.

2. Абдуллаев Р., Хакимов А. и др. Нематериальное культурное наследие Узбекистана (на узб. и анг. яз.). Ташкент, 2017.

МАКОМ - МЫСЛЬ О НЁМ Игамбердиева Г.А. Email: Igamberdieva17131@scientifictext.ru

Игамбердиева Гуллола Абдувохидовна - старший преподаватель, кафедра подготовки педагогов по вокалу и инструментальному исполнительству, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: маком - универсальное понятие, выражающее одно из высших проявлений музыкального мышления Востока, в том числе и узбекской классической музыки. В различных музыкальных традициях термины «маком» и «макомат» в отдельности используются во многих значениях и с тонкими смысловыми оттенками. Наиболее обиходными из них, например, являются: музыка, музыкальная мысль, музыкальная логика, музыкальный язык, лад, жанр, жанровая система, музыкальный свод, музыкальный цикл, одночастное вокальное, инструментальное или вокально-инструментальное произведение. Ключевые слова: маком, макомат, инструментарий, произведение, вокал, жанр, теория, практика, трактат.

MAQOM - THE THOUGHT OF HIM Igamberdieva G.A.

Igamberdieva Gullola Abduvokhidovna - Senior Teacher, DEPARTMENT TRAINING OF TEACHERS IN VOCAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: maqom is a universal concept expressing one of the highest manifestations of Oriental musical thinking, including Uzbek classical music.

In various musical traditions, the terms poppy and makomat separately are used in many meanings and with subtle semantic nuances. The most common of them, for example, are: music, musical thought, musical logic, musical language, mood, genre, genre system, musical code, musical cycle, one-part vocal, instrumental or vocal-instrumental work.

Keywords: maqom, makomat, instrument, work, vocal, genre, theory, practice, treatise.

УДК 78.01

В осмыслении узбекской классической музыки и, в частности, в реальной практике макомата, можно наметить три аспекта: философско-эстетический, музыкально-теоретический и практический. В философском и научном планах основы классической музыки, в том числе и

макомов, отражены в трудах мыслителей Востока начиная от музыкальных трактатов Фараби, Хорезми, Ибн Сины - до нотных и вербальных текстов Хорезмской танбурной нотации (вторая половина XIX века), трудов Абдурауфа Фитрата (первая половина ХХ века) изложенных на арабском, персидском и узбекском языках.

Макомат - как живая традиция, представляет собой беспрецедентный феномен современной классической музыки. В ней старые и новые формы не отрицают друг друга, а творчески взаимодействуют и выдерживают натиск новых тенденций глобализации. Поэтому исходя из жизненных реалий, мы вправе говорить о больших потенциях, заложенных в недрах макомата [1, 54].

Несколько слов о жанровом поле макомата и его исторических трансформациях. До формирования Куллията - прототипа Бухарского Шашмакома в начале XVI века, ведущие жанры классической музыки нашего региона назывались «навба» и «навбати мураттаб». Навба - простая многочастность, ряд, порядок, предшественник европейской сюиты. Количество частей в ней может быть от трех - до двух десятков и более. Навбати мураттаб функционально упорядоченный цикл. В этом смысле прототип Шашмакома.

Навбати мураттаб в описании Абдулкадыра Мараги (1354-1435), который большую часть свой жизни прожил при Тимуридах в Самарканде и Герате, имел четыре части: кавл, газель, тарона, фуруъдошт. Затем им была добавлена пятая часть мустазод. В своем трактате «Макасидул алхан» («Назначение мелодии»), написанной в Самарканде, Абдулкадыр Мараги пишет о том, что «он сочинил тридцать навбати мураттаб, соответствующие каждому дню священного месяца Рамазан.

Затем, воспитанник «Академии» Алишера Навои (1441-1501) в Герате, замечательный ученый своего времени Наджмиддин Кавкаби Бухори (умер 1533) создал другую, более сложную форму много частности под названием «Куллият», того что мы сегодня именуем «Бухарский Шашмаком». Таким образом, Бухара, как преемница великих музыкальных центров Самарканда и Герата, стала родиной новой исторической формы классической музыки региона, получившей во второй половине XVIII века название Шашмаком, точнее Музыкальный Шашмаком («Шашмакоми мусикий»).

В данном случае, термин «музыкальный» является ключевым моментом самого явления. Ибо, оно чрезвычайно важное ключевое понятие, отражающее суть явления. Символ «музыкальный» отражает принадлежность к академическим (научным) основам. Именно это качество служит неотъемлемым универсальным слагаемым классических музыкальных традиций, не зависимо от типов мышления - многоголосного, модального, полифонического или гармонического. Если мы это осознаем фундаментальную суть термина, то тогда, сегодня нам не надо придумывать дополнительные искусственные слагаемые для объяснения сути макомата, вроде того «профессиональная музыка устной традиции» или другие.

Но к моменту становления Шашмакома или же, скорее всего, в связи со становлением Шашмакома, как целостной музыкальной системы, его опорой становится Мастер (устод). Раньше властителей музыкального искусства называли «сохиб», «хаджа», «мавлоно». Например, Сохиби адвор (Сафиуддин Урмави), Хаджа Абдулкадыр, Мавлоно Кавкаби. В словаре «Гиясу-л-лугат» написано о том, что слово «устад» - «уставад» старого персидского происхождения и имеет значение «книга» («китаб»). Но эта «книга» не написанная, а устная, какой в свое время была, например Авеста. Устод - все законы и правила хранит в памяти и передает как священную тайну только своим доверенным ученикам. Шашмаком в нашей обозримой памяти живет уже более двух столетий. Но его правила не изенились ни на йоту. Шашмаком был транспортирован в Хорезм в начале XIX века, опять-таки при строгом сохранении всех основных правил ладообразования, ритмического строения и композиционных норм. Но музыканты при сохранении сути (внутренней формы) Шашмакома, создали его другое художественное выражение (внешнюю форму). В одних и тех же размерах аруза писали Хафиз, Джами и Навои. Но эти творения имеют разные художественные преломления общих канонов. Нечто аналогичное происходит и с Шашмакомом, сначало в Хорезме, потом в других центрах столицах Таджикистана и Узбекистана. Сегодня бытуют множество обновленных моделей интерпретации макомов в Узбекистане (Махмуд Таджибаев, Улмас Расулов), в Таджикистане «Академия макома» и деятельности Абдували Абдурашидова, центр традиционной музыки «Хунар» под руководством Султонали Худайбердиева, который опирается на версию Бухарского Шашмакома в записи Ари Бабаханова, в Америке (версия Ильяса Маллаева), в том числе и в Бухаре (Ари Бабаханов), при строгом соблюдении тех же незыблемых канонов.

В классической музыке устной традиции имеется важное фундаментальное свойство, которую можно сформулировать как «цепкость образа и зыбкость деталей. Если с этих позиций смотреть на преемственные связи «навбати мураттаб» и «шашмакома», то нетрудно заметить ряд общих черт данных явлений. Например, и тут, и там имеет место классический круг основных функций - начало, середины и конца.

Вышеназванные функции в этих системах, обозначаются различно. Но суть их сводится к общему знаменателю. В навбати мураттаб: кавл, газель, тарона, фуруъдошт. В Шашмакоме: маком (сарахбор, даромад), наср, тарона, уфар. От изменения названия и место слагаемых, суть не меняется. Это и есть яркий пример «цепкости образа и зыбкости деталей».

В настоящем сообщении не вдаваясь в семантические подробности терминов и их значений, позвольте коротко остановиться на двух ключевых моментах. А именно, функциональную и эстетическую прочность понятий «маком» и «тарона». В навбати мураттаб и шашмакоме «маком» исходная база, основополагающая точка отсчета явлений, альфа и омега, основа основ. Тарона - момент разветвления, узел перехода в зону свободного варьирования, как сфера импровизация в джазе. Каждый основной лад - маком и его побочные ветви насры имели от двух-трех - до нескольких десятков тарона. Сегодня эта зона заметно сужается. В любом случае количество тарона зависит от вдохновения музыканта и потребностей слушателей. В этом проявляется еще одна жизненная сила, питающая живительные корни традиций.

С 1990-х годов прошлого века традиционная музыка Узбекисана получает более широкий доступ к музыкальной аудитории Запада и как следтсвие - её признание, что, в свою очередь, побуждает национальное общество по-новому взглянуть на собственное наследие и осознать себя обладателем традиций высокой художественной ценности [2, 15].

Список литературы / References

1. Матякубов О. Макомат. Т., 2004.

2. Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.

О МУЗЫКЕ БАЛЕТА «ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН» ИКРАМА АКБАРОВА Миршохидзода Г.М. Email: Mirshokhidzoda17131@scientifictext.ru

Миршохидзода Гулрух Миршохид кизи — преподаватель, Академический лицей одарённых детей Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается музыка балета Икрама Акбарова в аспекте композиторской интерпретации знаменитой легенды о «Лейли и Меджнуне». Особое внимание уделяется характеристикам главных героев, созданных на основе претворения исторически сложившихся национальных танцевальных традиций, органически сочетаемых с такими формами классического европейского балета, как: Адажио, Дуэт, Вариации. Анализируется конфликтная музыкальная драматургия, развивающаяся в острейших столкновениях сильных личностей и полярных взглядов на жизнь. Выявляются особенности музыкального языка балета, интонационные и ритмические структуры, тембровая колористика.

На основе изучения музыки делается вывод о значимости данного произведения в развитии современного узбекского балета.

Ключевые слова: музыка, балет, композитор, творчество, танец, образ, драматургия, легенда, сюжет, развитие.

ABOUT IKRAM AKBAROV'S BALLET "LEYLI AND MAJNUN"

Mirshokhidzoda G-М.

Mirshokhidzoda Gulrukh Mirshokhid qizi — Teacher, ACADEMIC LYCEUM OF TALENTED CHILDREN STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.