В классической музыке устной традиции имеется важное фундаментальное свойство, которую можно сформулировать как «цепкость образа и зыбкость деталей. Если с этих позиций смотреть на преемственные связи «навбати мураттаб» и «шашмакома», то нетрудно заметить ряд общих черт данных явлений. Например, и тут, и там имеет место классический круг основных функций - начало, середины и конца.
Вышеназванные функции в этих системах, обозначаются различно. Но суть их сводится к общему знаменателю. В навбати мураттаб: кавл, газель, тарона, фуруъдошт. В Шашмакоме: маком (сарахбор, даромад), наср, тарона, уфар. От изменения названия и место слагаемых, суть не меняется. Это и есть яркий пример «цепкости образа и зыбкости деталей».
В настоящем сообщении не вдаваясь в семантические подробности терминов и их значений, позвольте коротко остановиться на двух ключевых моментах. А именно, функциональную и эстетическую прочность понятий «маком» и «тарона». В навбати мураттаб и шашмакоме «маком» исходная база, основополагающая точка отсчета явлений, альфа и омега, основа основ. Тарона - момент разветвления, узел перехода в зону свободного варьирования, как сфера импровизация в джазе. Каждый основной лад - маком и его побочные ветви насры имели от двух-трех - до нескольких десятков тарона. Сегодня эта зона заметно сужается. В любом случае количество тарона зависит от вдохновения музыканта и потребностей слушателей. В этом проявляется еще одна жизненная сила, питающая живительные корни традиций.
С 1990-х годов прошлого века традиционная музыка Узбекисана получает более широкий доступ к музыкальной аудитории Запада и как следтсвие - её признание, что, в свою очередь, побуждает национальное общество по-новому взглянуть на собственное наследие и осознать себя обладателем традиций высокой художественной ценности [2, 15].
Список литературы / References
1. Матякубов О. Макомат. Т., 2004.
2. Абдуллаев Р. Узбекская традиционная музыка как часть современности // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
О МУЗЫКЕ БАЛЕТА «ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН» ИКРАМА АКБАРОВА Миршохидзода Г.М. Email: Mirshokhidzoda17131@scientifictext.ru
Миршохидзода Гулрух Миршохид кизи — преподаватель, Академический лицей одарённых детей Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается музыка балета Икрама Акбарова в аспекте композиторской интерпретации знаменитой легенды о «Лейли и Меджнуне». Особое внимание уделяется характеристикам главных героев, созданных на основе претворения исторически сложившихся национальных танцевальных традиций, органически сочетаемых с такими формами классического европейского балета, как: Адажио, Дуэт, Вариации. Анализируется конфликтная музыкальная драматургия, развивающаяся в острейших столкновениях сильных личностей и полярных взглядов на жизнь. Выявляются особенности музыкального языка балета, интонационные и ритмические структуры, тембровая колористика.
На основе изучения музыки делается вывод о значимости данного произведения в развитии современного узбекского балета.
Ключевые слова: музыка, балет, композитор, творчество, танец, образ, драматургия, легенда, сюжет, развитие.
ABOUT IKRAM AKBAROV'S BALLET "LEYLI AND MAJNUN"
Mirshokhidzoda G-М.
Mirshokhidzoda Gulrukh Mirshokhid qizi — Teacher, ACADEMIC LYCEUM OF TALENTED CHILDREN STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: music of the ballet Ikrama Akbarova is considered In article in aspect composers to interpreting the famous legend about "Leyli and Medzhnune". Emphases is spared feature main heroes, created on base of the materialization historically established national dance traditions, organic combined with such forms of the classical european ballet as: Adagio, Duo, Variacii. It is analysed conflict music dramaturgy developing in the most sharp collisions of the strong personalities and arctic look at life. They are revealled particularities of the music language of the ballet, intonation and rhythmic structures, tembr coloristics.
Conclusion is done on base of the study of the music about value given product in development of the modern uzbek ballet.
Keywords: music, ballet, composer, creation, dance, character, dramaturgy, legend, plot, development.
УДК 78.04
Легенда о любви чудесной Лейли и одержимого Меджнуна - одна из самых вновь и вновь интерпретируемых вдохновенных историй, из века в век получающих новые оригинальные воплощения в поэтическом, драматическом, художественном, музыкальном творчестве, в научной мысли Востока. Например, в поэзии к этой теме обращались такие выдающиеся мыслители как: Низами Гянджеви, Алишер Навои, Физули, Абу Бакр аль -Валиби, Максуд Шейх-заде, в композиторском творчестве Узеир Гаджибеков, Кара Караев, Рейнольд Глиэр и Толибжон Садыков, Сергей Баласанян, Икрам Акбаров. Весомый вклад в интерпретацию сюжета внес композитор Икрам Акбаров, по-своему его осмысливший в одноактном балете «Лейли и Меджнун» (1968) Либретто было написано Галией Измайловой по одноименной поэме Алишера Навои. Адаптируя принципы европейского классического балета, Акбаров творчески использовал такие форма классического балета, как Адажио, Вариации, задействован кордебалет.
Музыка балета, состоящего из шести эпизодов, представляет собой яркий образец балета-симфонии, является одним из достижений современного узбекского искусства. «Лейли и Меджнун» балет конфликтной драматургии, развиваемой в острейших столкновений сильных характеров и полярных взглядов на жизнь. В произведении многосторонне показаны образы Лейли и Меджнуна. Характеристика главных героев в музыке индивидуальна, в то же время у них своих собственных лейтмотивов; они объединены одной общей темой любви, что можно считать новым явлением в развитии узбекского балета. Особенность драматургии балета заключается в его синтетической жанровой природе. « Союз инструментальной музыки и хореографии, - по наблюдению Е. Куриленко, вызвал к жизни появление новых форм балетной музыки, например, хореографических поэм («Лейли и Меджнун» К. Караева), хореографических симфоний («Балет-симфония» Э. Тамберго), даже балетно-фортепианных концертов («Утренняя серенада» Ф. Пуленка) [1, 92]. В русле данной тенденции находится и балет Акбарова.
Важную роль играет опора на узбекские народные танцы, построение драматургии на основе исторически сложившихся национальных танцевальных традиций. Весьма показательна в этом отношении сцена «Сватовство». Композитор ориентировался в ней на узбекский народный мелос, синтезированный с современными танцевальными жанровами формами. "В «Лейли и Меджнун», - отмечает исследователь Н. Янов-Яновская,- наблюдается опора на классические образцы традиционного узбекского мелоса" [2, 98]. Это позволяет композитору более глубоко раскрыть в музыке национальную природу балетного образа. «Всякое музыкальное интонация,- по утверждению исследователя балетного искусство П. Карпа,- в известном смысле слепок с кокого-то первоэлемента, психофизиологического процесса протекающего в человеке» [3, 175].
В «Сватовстве» примечательна опора на усульную структуру, где симметричность ритма, обусловлена традиционными узбекскими ритмоформулами. Сочетание остинатной усульности с активным интонационным движением в этой вальсовой мелодии современного типа создаёт своеобразный стилистический синтез. Вальсовые номера балета характеризуется интенсивной энергетикой и активным жизненным импульсивным типом движения, которой основан прежде всего на развитии начальной интонационной формулы как темообразующего комплекса.
Оригинально трактует Акбаров классические формы. Так, Адажио представляет собой лирическую сцену. Начинается оно с органного пункта на доминантовом звуке. Синкопированный ритм воспринимается как пульс биения сердца - это тема любви. В первом разделе Адажио преобладают опевания устоев и мотивная интонационно-детализированная техника письма. Во втором разделе обнаруживается совсем иной тип тематизма: поступенное
движение, широкое развёртывание. Все Адажио построено как единая сквозная эмоциональная волна, постепенно обрастающая многозвучием, и достигающая ярчайшей кульминации где тема любви звучит в оркестровом и многоголосном проявлении. Драматургическая волна начинается в среднем регистре и достигает высокой тесситуры, обогащается новыми элементами. Композитор использует полифонические приёмы письма: имитации, сочетания различных мотивов, подголоски. Унисонное движение создаёт яркую напряжённую фазу лирико-драматического развития.
Вариации Меджнуна представляют собой сольный номер, где композитор характеризует героя как натуру трагическую, это подчёркивается фригийским лада. Преобладает остинатность, подчёркивающая неотвязанность мысли героя, играющая важную роль, в характеристике трагической сущности образа Меджнуна. Тема героя отличается объёмной нисходящей попевкой, присущей узбекскими народными лирическими песнями, и колоритной регистровкой. В кульминации данная тема уже представлена как многозвучный комплекс. В процессе развития она превращается в мелодический тематизм. Здесь также можно говорить об элементах варьирования музыкального материала, что достигается благодаря симфоническому методу мышления композитора, и симфонизации развития этих мотивов.
Вариации Лейли создают яркий колоритный образ. Лейли - это одна из самых удивительных героин, неисчерпаемый источник художественных идей и замыслов. Её вдохновенный восточный образ получил воплощение в мировой художественной культуре, в самых различных жанрах. Притягательность этого загадочного женского образа, её магнетизм определяется понятием красоты. Именно красота внешняя, визуальная и внутренняя, духовная всегда были предметом вдохновления художников, композиторов, поэтов всех эпох и народов. В образе Лейли в балете Акбарова гармонично сочетаются эти два начала. Лейли охарактеризована композитором как натура многогранная. В её Вариациях раскрываются различные эмоциональные состояния героини: игривое и шаловливое, лирическое и задумчивое, тревожное и взволнованное.
Обобщая аналитические наблюдения над музыкой балета «Лейли и Меджнун» Икрама Акбарова, необходимо отметить, что это произведение стало существенной вехой в освоение темы, связанные с вечными образами восточной поэтической классики, а также в утверждение высоких духовных идеалов, как характерные черты современного узбекского балета, что отвечает активной гражданской позиции композитора.
Список литературы / References
1. Куриленко Е. Понятие жанра современного балета // Музыка и хореография современного
балета // Выпуск 4. М., 1982.
2. Янов-Яновская Н. Композитор Икрам Акбаров. Т., 2011.
3. Карп П. Балет и драма. Л., 1980.