Научная статья на тему 'О Великом представителе Бухарской школы макома'

О Великом представителе Бухарской школы макома Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
202
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР / МУЗЫКАНТ / ЛАДОВАЯ СИСТЕМА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / МАКОМ / ШУЪБЕ / GREAT MASTER / MUSICIAN / ЛАДОВАЯ SYSTEM / MUSIC COMPOSITION / RHYTHMIC STRUCTURE / MAKOM / SHU'BE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Шавкат Норматович

Обладателем глубоких знаний в практических науках, в том числе и в музыке, испокон веков считался устод, который является хранителем музыкальных традиций и устной мысли о ней. Сан мастера столь же высокий, как мавлоно, ходжа или соиб. В древности специалиста в области математики тоже считали мастером учителем. Вместе с тем, он означает выдвижение практических и чувственных знаний (маърифат) и умений на первый план. Со временем в музыкальном искусстве фигуры таких значимых мастеров опять становятся приоритетными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Великом представителе Бухарской школы макома»

Узбекская музыка полна жанровых структур, также имеется 3 региональных макомов которые Хорезмские макомы, Бухарский Шашмаком и Фергана Ташкентские макомы. И каждый из них имеет и инструментальную, и вокальную часть который каждый из них составляет свыше 400 произведений. На большенстве из них принимает участие музыкальный инструмент рубаб со своеобразным звуком, уникальными возможностями. На сегодняшний день, музыкальный инструмент рубаб изучается ещё больше, сочиняется ряд произведений на основе макомов и традиционных произведений.

Список литературы / References

1. Семенов А.А. «Среднеазиатский трактат по музыке Дарвиша Али (XVII века)». Таш., 1946.

2. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», "Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.

3. Хайдарова Р. «Культурное наследие творчества Фахриддина Содикова». "Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.

4. Эшанкулов М.Э. «Музыкальные инструменты в системе исскуства маком» Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.

5. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. Таш., 1972.

6. Фитрат «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи». Таш., 1993.

О ВЕЛИКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ БУХАРСКОЙ ШКОЛЫ МАКОМА Рахимов Ш.Н. Email: Rahimov17131@scientifictext.ru

Рахимов Шавкат Норматович - и.о. профессора,

кафедра музыкального образования, Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: обладателем глубоких знаний в практических науках, в том числе и в музыке, испокон веков считался устод, который является хранителем музыкальных традиций и устной мысли о ней. Сан мастера столь же высокий, как мавлоно, ходжа или соиб. В древности специалиста в области математики тоже считали мастером - учителем. Вместе с тем, он означает выдвижение практических и чувственных знаний (маърифат) и умений на первый план. Со временем в музыкальном искусстве фигуры таких значимых мастеров опять становятся приоритетными.

Ключевые слова: великий мастер, музыкант, ладовая система, музыкальная композиция, ритмическая структура, маком, шуъбе.

ABOUT GREAT REPRESENTATIVE BUKHARIAN SCHOOLS MAKOM

Rahimov Sh.N.

Rahimov Shavkat Normatovich - Acting Professor, DEPARTMENT MUSIC FORMATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAME NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: о-wner of the profound knowledges in practical science, including in music, from ages was considered устод, which is a keeper music tradition and spoken thought about her. San master so high, as мавлоно, khodja or soib. In antiquities of the specialist in the field of mathematicians too considered the master - a teacher. Together with that, he means practical and voluptuous knowledges and skills on the first plan. Since time in music art of the figure such significant master again become priority.

Keywords: great master, musician, ладовая system, music composition, rhythmic structure, makom, shu 'be.

УДК 78.01

По истории Узбекистана многим известно то, что начало XVI в. - переломный момент истории, достойным преемником великих культурных традиций темуридской эпохи, в частности Самарканда и Герата, становится Бухара - в столицу новой династии узбекских

ханов шейбанидов устремляются многие видные представители науки, литературы, искусства и религии. Здесь на ином этапе развиваются традиции изящных искусств - поэзии, музыки и миниатюры, получившие название бухарской школы. В числе эмигрировавших из Герата в Бухару был и выдающийся ученый, музыкант, поэт Наджмиддин Кавкаби (1473-1533). Фитрат отмечает, что место и значение Кавкаби в культурной жизни узбекских ханов сравнимы с ролью Абдулкадыра Мараги при Темуридах [1, 45].

Кавкаби служил при дворе Убайдуллахана, который слыл большим знатоком и покровителем музыки, поэзии, при этом сам был незаурядным поэтом и музыкантом.

Кавкаби написано два музыкального трактата. Один научно-теоретического плана и полностью подчинен дискурсивной логике. Другой тоже научный трактат, но изложенный в стихотворной форме. Вместе они прекрасно дополняют друг друга.

В связи с проблематикой Шашмакома, из научных воззрений Кавкаби необходимо выделить два момента. Первый - связанный с категорией ладообразования, - мураккабот. Второй - вопрос куллията, связанный с теорией композиции.

Макомат - символ классической музыки Средней/Центральной Азии - несёт в себе вековые потоки музыкальных традиций региона и научных знаний как его неотъемлемой части. Следовательно, традиции науки о кругах и музыкальные основы Шашмакома также связаны многими нитями. При сравнительном изучении этих двух значительных исторических явлений музыкальной культуры возникают свои сложности. Так, звукоряды ладовых структур, обозначенные в трактатах Урмави, Мараги и других, предстают как результат сугубо теоретических (математических) выкладок. Ладообразования музыкального свода Шашмаком, обозначаемые терминами близкими средневековым трактатам, предстают в другом качестве. О структуре ладов Шашмакома мы можем судить, в первую очередь, по нотным текстам, в которых интервалика ладообразований выражена в относительных величинах современного нотно-графического письма. Именно поэтому звукоряды ладообразований, выстроенные на основе анализа нотных текстов, невозможно безоговорочно соотносить с математическими величинами звуковых шкал ладовых кругов, представленных в музыкальных трактатах школы систематиков XIII - XV веков.

Исходя из вышесказанного, в соотнесении данных музыкальных трактатов с материалами и сведениями, содержащимися в различных нотных сборниках, следует обратить особое внимание на два существенных обстоятельства. Во-первых, на условность соотношений точных цифровых выражений интервалов математической теории с относительной природой их интонирования на практике и отражения их в нотном письме. Во-вторых, необходимо иметь в виду изменение названий ладов и наполнение их новым содержанием в процессе эволюции традиций классической музыки региона в условиях ее устного бытования.

Первая проблема связана с интерпретацией интервалики, внутренней структуры и принципов ладообразования, представленных в учении о кругах. Как уже отмечалось, музыкальные воззрения ученых-систематиков базируются на принципах математической теории музыки, то есть определение коэффициентов интервальных величин основано на абсолютизации математических пропорций. Однако сами теоретики прекрасно осознавали при этом и относительную природу живого музыкального интонирования.

Равновесие математической точности и относительной природы самой музыкальной практики необходимо считать золотым правилом внутреннего соотношения этих начал. По этому поводу завет классиков таков: главным критерием в согласовании точных числовых выражений, которые являются продуктом чистого разума, с относительной природой музыкального интонирования и восприятия музыки является праведный разум и здоровый вкус.

Именно такими «избранными в этом искусстве» были два выдающихся столпа музыки Востока, которые стояли у истоков учения о кругах: Урмави, основатель систематической теории, и Мараги, кто усовершенствовал ее и блестяще внедрил в практику. Оба были превосходными теоретиками и музыкантами-виртуозами и доказали на практике, что разработанное ими учение о кругах не является суммой застывших канонов, а служит некой научной предпосылкой - сводом объективных закономерностей и норм, в рамках которых осуществляется творческая свобода.

По масштабу и характеру усуля и поэтического текста музыкальные композиции (тасониф) делятся на одночастные (цельные - муфрад) и многочастные (навбат). В разряду первых относятся композиции (тасниф, пешрав, сарбанд, накш, савт, амал, рехта. В числе вторых называются навба, миййатайн и куллият. По поводу последней, Кавкаби отмечает: «Куллият является такой композицией, которая включает совокупность в их мелодических кругов - двенадцати макомов, двадцати четырех шуъбе и шести авазе и всех ритмических кругов» [2, 40-А лист].

Со времен Кавкаби постепенно на первый план начинает выходить личность мастера -устод, который является хранителем музыкальных традиций и мысли о ней. Нисба сан Мастера, такое же высокое призвание, как и Мавлана, хаджа или саиб. Однако, здесь на первом плане оказываются чувственные эмпирические знания.

Термин «устод» происходит от старого персидского «устовад», в котором первая часть слова «устод» означает книгу, а вторая половина «вад» - мудрость. Следовательно, понятие устод, означая «живую книгу», является характеристикой хранителя мудрости и знания. И в таком смысле вполне отвечает духу эпохи, в котором господствует чувственное познание мира - маърифат: путь от познания бытия творений Бога - к познанию Самого Творца - Бога. Отсюда и святое отношение к музыкальным традициям, унаследованным от мастеров предшествующих поколений. Это мир чувственного познания.

P.S. Обладателем глубоких знаний в практических науках, в том числе и в музыке, испокон веков считался устод, который является хранителем музыкальных традиций и устной мысли о ней. Сан мастера столь же высокий, как мавлоно, ходжа или соиб. В древности специалиста в области математики тоже считали мастером-учителем. Вместе с тем, он означает выдвижение практических и чувственных знаний (маърифат) и умений на первый план. Со временем в музыкальном искусстве фигуры таких значимых мастеров опять становятся приоритетными.

Список литературы / References

1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи (Узбекская классическая музыка и её история). Ташкент, 1993.

2. Кавкаби. Рисолаи мусикий (Трактат о музыке). Центр рукописей Института Востоковедения Республики Узбекистан. Ташкент. Рукопись. Инв № 468/IV.

ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ МАКОМОВ УЗБЕКИСТАНА Азизбоев С.С. Email: Azizboyev17131@scientifictext.ru

Азизбоев Салохиддин Саъдуллаевич — и.о. профессора, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится кратко о системе нот и ладовой структуре Шашмаком. В углублённом изучении макомов можно заметить пародоксальные моменты строения нотной системы узбекских макомов. Некоторые из них приведены в данной статье. В Шашмакоме ладовые структуры построены по-разному и это отражается в некоторых названиях макомов. С одной стороны можно сказать что Шашмаком очень сложная система и полон парадоксов, но с другой стороны, каждое произведение имеет логичное строение. Схожие случаи можно встретить и в других макомах, например в Хрезмских или Фергана Ташкентских макомах или подобных классических произведениях. Но в данной статье мы выбрали именно Шашмаком, потому что эта система макомов считается самой старинной. Ключевые слова: Шашмаком, Мухаммас, Баёт, Мугулча,Савт, Бузрук, Наво.

SPECIAL LINES OF MAKOM OF UZBEKISTAN Azizboyev S.S.

Azizboyev Salohiddin Sadullayevich - Deputy Professor, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in article it is told briefly about the system of notes and lad structure by Shashmakam. In profound studying of makom it is possible to notice the paradoxical moments of a structure of musical system of the Uzbek makoms. Some of them are brought in this article. In Shashmakom lad structures are constructed on a miscellaneous and it is reflected in some names of makoms. On the one hand it is possible to tell that Shashmakam very difficult system and it is full of paradoxes, but on the other hand, each work has a logical structure. Similar the case can be found also in others of makom, for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.