2. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира / отв. ред. А.М. Арнольдов. М.: Наука, 1987.
3. Матякубов О. Додекаграмма. Т.: Истиклол, 2005.
4. Рахимова О.М. Бафоев: штрихи к творчеству. // Санъат, 2009. № 1.
НАСЛЕДИЯ, ИСПОЛНЯЕМЫЕ НА УЗБЕКСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ
ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ Абдуазимов Р.А. Email: Abduazimov17131@scientifictext.ru
АбдуазимовРовшан Абдуганиевич - и.о. доцента, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекская традиционная музыка богата, мелодична, а инструментальная традиционная музыка особенно важна. Есть множество узбекских музыкальных традиционных инструментов. И на каждом из них, каждое произведение звучит своеобразно. Среди них музыкальный инструмент рубаб имеет особенное значение в исполнительстве традиционной музыки. В данной статье говорится о музыкальном инструменте рубаб и о некоторых произведениях. Эти произведения сочинены композиторами на основе узбекских макомов и традиционной музыки. А также в статье говорится о макоме, в частности о его инструментальной части. Исполнительские и звуковые возможности музыкального инструмента рубаб очень велики. Об этом можно узнать в данной статье. Ключевые слова: рубаб, Ари Бабаханов, Сулаймон Тахалов, Мухаммаджон Мирзаев, Фахриддин Содиков, Шашмаком, Хорезмские макомы, Фергана, Ташкентские макомы.
THE HERITAGES EXECUTED ON THE UZBEK MUSICAL INSTRUMENT RUBAB Abduazimov R.A.
Abduazimov Rovshan Abdughanievich - Deputy the Associate Professor, DEPARTMENT OF TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the Uzbek traditional music is rich, melodious. Instrumental traditional music is special and important. There is a set of the Uzbek musical traditional instruments. And on each of them, each work sounds peculiar. Among them the musical instrument rubab has special value in performance to traditional music. In this article it is told about musical the tool rubab and about some works. These works are written by composers on the basis of the Uzbek makom and traditional music. And also, in article it is told about makoms, in particular about its tool speak rapidly. Performing and sound opportunities of a musical instrument rubab are very big. It is possible to learn about it in this article. Keywords: rubab, Arie Babakhanov, Sulaymon Takhalov, Mukhammadzhon Mirzayev, Fakhriddin Sodikov, Shashmaky, Khorezm makoma, Fergana Tashkent makoms.
УДК 787.8
Одним из драгоценных источников для истории узбекской музыки является «Трактат о музыке» Дервиша-Али. Большой интерес представляет раздел музыкальных инструментов, где Дервиш-Али рассматривает исторические музыкальные инструменты [1]. По свидетельству автора, рубаб получил распространение при Султане Мухаммаде Хорезмшахе. Дервиш-Али упоминает таких исполнителей на рубабе, как: Мавлоно Косими Раббони, Шайх Шамси Раббони и многих других. Сегодня высоко оцениваются известные исполнители инструмента рубаб. Инструмент состоит из долбленого корпуса круглой формы с натянутой сверху кожаной мембраной и длинной шейки, заканчивающейся отогнутой назад головкой. Общая длина инструмента достигает 850 см, длина выступов корпуса 8-2 см. [5]. У рубаба три струны: первые две спаренные металлические, третья одиночная жильная, строй квинто-квартовый. На шейке рубаба навязаны 9-24 жильных хроматических ладка, диапазон инструмента от квинты через две октавы до трех октав. На кашгарском рубабе исполняют инструментальные пьесы, песни, танцы, реже произведения крупной формы (например «Савти Муножот») [6].
Ари Бабаханов, Сулаймон Тахалов, Мухаммаджон Мирзаев и други исполнители известны не только своим уникальным исполнительством, а соченённые ими произведения являются очень дорогими для узбекского народа. Другие композиторы, которые учитывали возможности рубабских музыкальных инструментов, также создали несколько работ. Например "Кушчинар" является очень известным и привлекательным произведением. "Кушчинар" можно исполнять также на других инструментах, но именно на рубабе оно обогощается тембрами и становится более ярким и красивым. Усуль доиры - зарбул кадим. "Наврузи Ажам" -один из известный произведений Шашмаком [6]. Тургун Алиматов играя на танбуре "Наврузи Ажам" покорил весь народ. Блестящее исполнение, неповторимый звук инструмента и яркое произведение гармонично действует на слушателя. "Наврузи Ажам" не имеет сложностей макома но усул выбран из нот макома Сегох [2]. Но исполнение на музыкальном инструменте рубаб «Наврузи Ажам» звучит очень оригинально и своеобразно. Музыкальные произведения, написанные для других музыкальных инструментов, можно легко воспроизвести на рубабе. Потому что рубаб является удобным музыкальным инструментом для исполнителя, имеет возможность озвучить произведения на разных тембрах.
Ещё одна мелодия известна как Оромижон или Жигарпора была первоначально создана народными певцами для музыкального инструмента дутар. В этой произведении мы обнаруживаем примеры сужения малой сексты и малой терции. Наблюдаемые в исполнительной практике, они применяются скорее для своеобразной интонационной нюансировки и не сказываются на ладовой структуре пьесы, основанной на си-эолийском в крайних частях и миэолийском в средней. Также ограниченно используются они при аккомпанементе певцам, что бы те не исполняли простые, или значительно более развитые песенные жанры.
Мушкулоти Дугох и его Талкинча является одним из макамов Фергана Ташкента и широко используется в сольных и ансамблевых выступлениях. Профессор государственной Консерватории Узбекистана Рифатилла Косимов является ярким исполнителем Мушкулоти Дугох. Исполнение произведения начинается с ноты си и эта нота является самым удобным и для исполнителя и для слушателя. Размер произведения Мушукулоти Дугох считается 8/4 и усуль доиры привосходит из формы произвдения. А у Талкинчаи Мушкулоти Дугох усуль доиры талкин.
Невозможно представить историю узбекского национального музыкального искусства XX века без музыкальных произведений, написанных Фахриддином Содиковым в 1930-х и 1970-х годах. В настоящее время его многие прекрасные песни, ялла, мелодии и танцы исполняются многими певцами и музыкантами. В архиве радиодома Узбекистана хранится несколько редких записей Фахриддина Содикова. "Гулжамол", "Улан", "Ишк" были записаны в 1959 - 1962 годах [3]. Фахриддин Содиков конечно же сочинил эти произведения для музыкального инструмента чанг, но музыканты с любовью исполняют их на рубабе.
Талантливый композитор и музыкант Мухаммаджон Мирзаев также сочинил ряд произведений для музыкального инструмента рубаб. Один из них «Гулшан». Произведение является очень нежным и красивым, с первых же нот привлекает слушателя. Мелодия открывает все возможности музыкального инструмента рубаб.
Специально для рубаба музыкант и композитор Отавали Нуриддинов на основе ладов традиционной узбекской музыки сочинил произведение «Умид». Усуль доиры уфар. Произведение подчёркивает все орнаменты, великолепные штрихи рубаба а также тестирует навыки исполнителя. Потому что мелодия требует определенный исполнительский талант. Рубаб настраивается на тональность ля, но произведение «Умид» начинается с нотой си, то есть указательный палец аппликатуры левой руки.
Маком - это выросшая из синкретизма система искусств, в которой ключевое значение имеет именно инструментальная музыка и музыкальные инструменты. Все иные составляющие искусства макома вокальный компонент, хореография, поэтическое слово всегда идут в сопровождении инструментов и структурно взаимосвязаны с инструментальной музыкой. При этом именно инструментальный аспект макома является управляющим, структурообразующим фактором всей системы, объединяющим собою все компоненты этого искусства воедино. Указанный факт позволяет нам вывести инструментальный компонент искусства макома в отдельный статус феномена, нуждающегося в подробном научном изучении. Инструментальный компонент макома является благодатной почвой, на которой взращивается и раскрывается потенциал всего традиционного музыкального инструментария узбекского народа в целом. Инструментарий макома в своей специфике сохраняет аутентичный тип культуры, не выходит за его пределы, одновременно, являясь как элементом системы макома в узком ракурсе, так и более широко элементом системы традиционной этнической культуры узбекского народа [4].
Узбекская музыка полна жанровых структур, также имеется 3 региональных макомов которые Хорезмские макомы, Бухарский Шашмаком и Фергана Ташкентские макомы. И каждый из них имеет и инструментальную, и вокальную часть который каждый из них составляет свыше 400 произведений. На большенстве из них принимает участие музыкальный инструмент рубаб со своеобразным звуком, уникальными возможностями. На сегодняшний день, музыкальный инструмент рубаб изучается ещё больше, сочиняется ряд произведений на основе макомов и традиционных произведений.
Список литературы / References
1. Семенов А.А. «Среднеазиатский трактат по музыке Дарвиша Али (XVII века)». Таш., 1946.
2. Абдугаппоров А.А. «Роль узбекского танбура в исполнении Шашмаком», "Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.
3. Хайдарова Р. «Культурное наследие творчества Фахриддина Содикова». "Наука, образование и культура». № 4 (28), 2018.
4. Эшанкулов М.Э. «Музыкальные инструменты в системе исскуства маком» Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2016.
5. Кароматов Ф. Узбекская инструментальная музыка. Таш., 1972.
6. Фитрат «Узбек классик музикаси ва унинг тарихи». Таш., 1993.
О ВЕЛИКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕ БУХАРСКОЙ ШКОЛЫ МАКОМА Рахимов Ш.Н. Email: Rahimov17131@scientifictext.ru
Рахимов Шавкат Норматович - и.о. профессора,
кафедра музыкального образования, Ташкентский Государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: обладателем глубоких знаний в практических науках, в том числе и в музыке, испокон веков считался устод, который является хранителем музыкальных традиций и устной мысли о ней. Сан мастера столь же высокий, как мавлоно, ходжа или соиб. В древности специалиста в области математики тоже считали мастером - учителем. Вместе с тем, он означает выдвижение практических и чувственных знаний (маърифат) и умений на первый план. Со временем в музыкальном искусстве фигуры таких значимых мастеров опять становятся приоритетными.
Ключевые слова: великий мастер, музыкант, ладовая система, музыкальная композиция, ритмическая структура, маком, шуъбе.
ABOUT GREAT REPRESENTATIVE BUKHARIAN SCHOOLS MAKOM
Rahimov Sh.N.
Rahimov Shavkat Normatovich - Acting Professor, DEPARTMENT MUSIC FORMATION, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAME NIZAMI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: о-wner of the profound knowledges in practical science, including in music, from ages was considered устод, which is a keeper music tradition and spoken thought about her. San master so high, as мавлоно, khodja or soib. In antiquities of the specialist in the field of mathematicians too considered the master - a teacher. Together with that, he means practical and voluptuous knowledges and skills on the first plan. Since time in music art of the figure such significant master again become priority.
Keywords: great master, musician, ладовая system, music composition, rhythmic structure, makom, shu 'be.
УДК 78.01
По истории Узбекистана многим известно то, что начало XVI в. - переломный момент истории, достойным преемником великих культурных традиций темуридской эпохи, в частности Самарканда и Герата, становится Бухара - в столицу новой династии узбекских