Со времен Кавкаби постепенно на первый план начинает выходить личность мастера -устод, который является хранителем музыкальных традиций и мысли о ней. Нисба сан Мастера, такое же высокое призвание, как и Мавлана, хаджа или саиб. Однако, здесь на первом плане оказываются чувственные эмпирические знания.
Термин «устод» происходит от старого персидского «устовад», в котором первая часть слова «устод» означает книгу, а вторая половина «вад» - мудрость. Следовательно, понятие устод, означая «живую книгу», является характеристикой хранителя мудрости и знания. И в таком смысле вполне отвечает духу эпохи, в котором господствует чувственное познание мира - маърифат: путь от познания бытия творений Бога - к познанию Самого Творца - Бога. Отсюда и святое отношение к музыкальным традициям, унаследованным от мастеров предшествующих поколений. Это мир чувственного познания.
P.S. Обладателем глубоких знаний в практических науках, в том числе и в музыке, испокон веков считался устод, который является хранителем музыкальных традиций и устной мысли о ней. Сан мастера столь же высокий, как мавлоно, ходжа или соиб. В древности специалиста в области математики тоже считали мастером-учителем. Вместе с тем, он означает выдвижение практических и чувственных знаний (маърифат) и умений на первый план. Со временем в музыкальном искусстве фигуры таких значимых мастеров опять становятся приоритетными.
Список литературы / References
1. Фитрат. Узбек классик мусикаси ва унинг тарихи (Узбекская классическая музыка и её история). Ташкент, 1993.
2. Кавкаби. Рисолаи мусикий (Трактат о музыке). Центр рукописей Института Востоковедения Республики Узбекистан. Ташкент. Рукопись. Инв № 468/IV.
ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ МАКОМОВ УЗБЕКИСТАНА Азизбоев С.С. Email: Azizboyev17131@scientifictext.ru
Азизбоев Салохиддин Саъдуллаевич — и.о. профессора, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится кратко о системе нот и ладовой структуре Шашмаком. В углублённом изучении макомов можно заметить пародоксальные моменты строения нотной системы узбекских макомов. Некоторые из них приведены в данной статье. В Шашмакоме ладовые структуры построены по-разному и это отражается в некоторых названиях макомов. С одной стороны можно сказать что Шашмаком очень сложная система и полон парадоксов, но с другой стороны, каждое произведение имеет логичное строение. Схожие случаи можно встретить и в других макомах, например в Хрезмских или Фергана Ташкентских макомах или подобных классических произведениях. Но в данной статье мы выбрали именно Шашмаком, потому что эта система макомов считается самой старинной. Ключевые слова: Шашмаком, Мухаммас, Баёт, Мугулча,Савт, Бузрук, Наво.
SPECIAL LINES OF MAKOM OF UZBEKISTAN Azizboyev S.S.
Azizboyev Salohiddin Sadullayevich - Deputy Professor, TRADITIONAL PERFORMANCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in article it is told briefly about the system of notes and lad structure by Shashmakam. In profound studying of makom it is possible to notice the paradoxical moments of a structure of musical system of the Uzbek makoms. Some of them are brought in this article. In Shashmakom lad structures are constructed on a miscellaneous and it is reflected in some names of makoms. On the one hand it is possible to tell that Shashmakam very difficult system and it is full of paradoxes, but on the other hand, each work has a logical structure. Similar the case can be found also in others of makom, for
example in Khorezm or Fergana-Tashkent makoms or similar classical works. But in this article we chose Shashmakom because this system of makom are considered as the most ancient. Keywords: Shashmakom, Mukhammas, Bayot, Mugulcha, Savt, Buzruk, Navo,
УДК 781.7
Внутреннее строение каждого подразделения макомов является своеобразным и независимым с художественной стороны. В гармонии этих противоречий выявляется экстраординарное качество Шашмакома. Это основная потребность в фундаменте этого искусства: строгие правила и свобода, то есть взаимосвязь творческого выражения этих систем. Структура каждого макома может быть описана только в том случае, если она учитывает его внутренние качества.
Каждый маком в Шашмакоме обогащен как произведение искусства. И эти аспекты отражены в его ладовой системе и содержании. Например, в макомах Рост, Наво, Дугох и Сегох есть три ладовых структур. В Бузруке два и в Ироке один. Но есть факты о том, что, когда-то и они имели три ладовые структур [1]. В Мушкулоте макома Наво имеется в основе Наво и вспомогательные Баёт, Хусейни и Ораз, которые назваются по типу усуля и начальной ноты как Мухаммаси Наво, Мухаммаси Баёт, Мухаммаси Хусайни и Мухаммаси Ораз [2]. Есть также четыре Мухаммаса в макоме Дугох, но только два из них упоминаются именами начальных нот Мухаммаси Дугох и Мухаммаси Чоргох. Третий - Мухаммаси Хожи Хужа, может быть именем древнего музыканта, и четвертый - Мухаммаси Чорсархона, является неизвестного автора и здесь в наименовании намекается на форму произведения. В вокальной части макомов кроме основной начальной ноты имеется необычные системы начальных нот. Например, одним из этих разновидностей является Мустахзод [2]. Фактически, это один из элементов, которые существуют в значении макомов. В частности, Абдулкодир Мароги, в дополнение к четырехчастному «Навбати махаттаб», изображенному в свое время, объявляет пятую главу «Мустахзод».
Ещё одна необычная часть Шашмакама является Сарахбори Оромижон в макоме Дугох. Здесь «Оромижон» - старинное название обобщенной ноты произведения, происходит от слова «оромижон», которое часто повторяется в песне. Поскольку Сарахбор является ключевым элементом в системе Шашмаком, несколько удивительно, что Сарахбори Оромижон попал в среду независимых произведений [1]. Но надо иметь в виду, что вначале понятие «Сарахбор» сходно с терминами «маком» и «даромад», и это термин, используется для обозначения первичного корня. Затем мы увидим, что Сарахбор и Даромад - это значения с точки зрения системы начальной ноты, и мы можем понять, что в начале макомов Сарахбори Оромижон и Даромади Ушшок исполняемые ноты относятся одной и той же категории.
Другой из необычных особенностей Шашмакама является Ушшок в макоме Рост и дополнительные Ирок в макоме Ирок. В макоме Рост кроме Кукон Ушшоги есть еще отдельные части так называемые как Даромади Ушшок, Катта Ушшок, Самарканд Ушшоги, Ушшок 1 и Ушшок 2. Все эти части по существу разработаны по начальной ноты Насри Ушшок. Из них только Кукон Ушшоги разработана по традиции савтов и мугулча. А остальные произведения обогащены своеобразными «украшениями». Аналогичным образом, маком Ирок кроме Сарахбори Ирок и Мухайяри Ирок включает в себя пять Бухоро Ироки. Четыре из них одночастные и обозначаются последовательными числами. Другой Бухоро Ироки образует подразделение из семи частей, состоящее из мугулча и савт.
Что касается музыкальной логики, каждая отдельная серия макомов основана на стабильной системе начальных нот. Чтобы описать систему нот и ее принципы на современном языке, что понятно сегодняшним слушателям, прежде всего, необходимо прояснить некоторые аспекты многослойной системы ноты Шашмаком. Давние времена, традиционные музыканты, мастера искусства на протяжении столетий систему нот макомов настраивали под струны танбура. В связи с этим существует сочетание понятий и терминов, используемых для описания системы нот макомов. Например, нотная система макома Бузрук «зул арба» то есть кварта или на музыкальном языке с «двумя руками» и начинается с четвертой ноты и возвращается к тому же месту. С научной точки зрения, эта нота соответствует первой октавной «ре» [1]. А музыканты просто называют это «бузрук сози» или «бузрук пардаси».
Как и в других макомах, Бузрук также имеет прекрасные тона. На языке традиционных музыкантов их называют «ним парда», то есть пол ноты и «миён парда», что означает середина ноты. Основное отличие этих нот заключается в том, что они не имеют определенного измерения. Поэтому они не имеют конкретной функции в общей системе занавесок. Они исполняются как дополнительные и декоративные тоны рядом со стабильными нотами. Тем не менее, тонкие мелодии служат очень важным инструментом в системе нот макомов и имеют
особое значение для представления изображения определенного макома [4]. Их невозможно описать записями. Но на практике традиционные музыканты, естественно, изучают тонкие звуки с помощью чувства музыки.
Ещё хотим обратить внимание на тенденцию развития макомов. Например, сначала исполняется введение макома, то есть "Мукаддима". В разделе "Даромад" читается первый байт газели, второй байт в следующем разделе "Миёнхат". В "Дунаср"е макома читаются 3, 4, 5 - байты, а шестой байт соответствует следующему разделу "Авж", а седьмой байт читается в последней части макома "Туширим" и произведение заканчивается [3]. Имея в виду именно эту тенденцию, Восточные поэты сочиняли газели. А хафизы, выбирая самые красивые газели, исполняли макомы.
«Парда тузилма» означает выражение [2]. Точно так же создание музыкального произведения подразумевает конкретный процесс. Состав мелодии происходит от тона первоначальной ноты, предложения и «хона».
В Шашмакоме следует обратить особое внимание на то, что некоторые выражения используются не только в двух, а даже более значениях. Определения, такие как «маком» и «сарахбор». В виде великого комплекса Шашмаком, формировался на протяжении веков, мы должны иметь в виду, что слова и фразы описывают его внешние качества, а музыкальные фразы макомов находятся во внутреннем понимании.
Список литературы / References
1. Матякубов О. «Макомот» Таш., 2004.
2. РажабовИ. "Макомлар масаласига доир". Таш., 1963.
3. Матякубов М.Ж. «Алишер Навои и узбекские макомы». «Наука, образование и культура» № 7 (31), 2018.
4. Семенов А.А. Среднеазиатский трактат Дарвеша Али Чанги (XVII век). Ташкент, 1946.
НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ ЖИЗНИ Ю.Г. КОН: ПРЕДАННЫЙ ДУШОЙ УЗБЕКСКОЙ МУЗЫКЕ Омонов Х.С. Email: Omonov17131@scientifictext.ru
ОмоновХасан Сулайманович - заведующий кафедрой, кафедра теории и методики музыкального образования, Джизакский государственный педагогический институт им. А. Кадыри, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: взгляды Ю. Кона по изучению исторических и теоретических основ узбекской музыки еще не утратили своей актуальности. На самом деле необходимо отделить теорию музыки от истории и теории истории. Поэтому в символическом смысле музыковедение можно сравнить с теорией и телом истории. Музыка основана на собственных принципах. Теория - это тот же внутренний закон. История - появление этих законов во времени и пространстве. Поэтому богатая и уникальная музыка зависит от глубокого понимания прошлого нашего наследия, беспристрастного изучения его научных и исторических основ.
Юзеф Гейманович Кон - один из великих специалистов, внесших значительный вклад в развитие музыкального образования в Узбекистане в середине ХХ века. Он родился в Лодзе, Польша, где учился в начальной школе. Он был среди беженцев в Узбекистан, во время польской трагедии и преследований в 1939 году. Те, кто был эвакуирован из Европы во время войны, получили разрешение жить в качестве беженцев в столичных городах в течение определенного периода времени. Ключевые слова: музыка, музыковед, время, образование, песня, наследие, язык, певец.
SOME PAGES FROM LIFE OF U.G. KON: DEVOTED BY THE SOUL
TO UZBEK MUSIC Omonov Kh.S.
Omonov Khasan Sulaymanovich - Head of the Department, DEPARTMENT THEORY AND METHODOLOGY OF MUSICAL FORMATION, DJIZAK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY NAME А. KADYRI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN