Научная статья на тему 'Макомы на дутаре'

Макомы на дутаре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
268
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКОМ / ДУТАР / ТАНБУР / ТАНБУРНАЯ НОТАЦИЯ / ЗИХИЙ НАЗЗАРА / УРГАНЖИ / OХЁР / РОХАВИЙ / ТАЛКИН / УСУЛ / НАКШ / MAKOM / DUTAR / TANBUR / TANBURA NOTATION / ZIHI NAZZARA / URGANJY / OHYOR / ROHAVIY / TALKIN / USUL / NAQSH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махмудова Фарангиз Нуриддин Кизи

Узбекская классическая музыка очень древняя и появилась она несколько столетий назад. Одним из видов музыки являются макомы на дутаре, которые еще не изучены в широком масштабе и последовательно. Исполнение этих макомов также не было записано. На основе танбурной нотации восстановлено живое исполнение макома Урганжи и Зихий Наззора и доведено до сведения слушателей и специалистов. Первоначальные впечатления более яркие, чем ожидалось. Классическое очарование макомов на дутаре не оставило поклонников равнодушными. Но еще рано делать подробные выводы о макомах на дутаре. Это один из актуальных вопросов на сегодняшний день поиск новостей, научные открытия в этом направлении. В этой статье кратко рассказывается о макомах на дутаре, его составе и названиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макомы на дутаре»

МАКОМЫ НА ДУТАРЕ Махмудова Ф.Н. Email: Mahmudova17137@scientifictext.ru

Махмудова Фарангиз Нуриддин кизи - преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекская классическая музыка очень древняя и появилась она несколько столетий назад. Одним из видов музыки являются макомы на дутаре, которые еще не изучены в широком масштабе и последовательно. Исполнение этих макомов также не было записано. На основе танбурной нотации восстановлено живое исполнение макома Урганжи и Зихий Наззора и доведено до сведения слушателей и специалистов. Первоначальные впечатления более яркие, чем ожидалось. Классическое очарование макомов на дутаре не оставило поклонников равнодушными. Но еще рано делать подробные выводы о макомах на дутаре. Это один из актуальных вопросов на сегодняшний день - поиск новостей, научные открытия в этом направлении. В этой статье кратко рассказывается о макомах на дутаре, его составе и названиях.

Ключевые слова: маком, дутар, танбур, танбурная нотация, Зихий Наззара, Урганжи, Oхёр, Рохавий, талкин, усул, накш.

THE DUTAR MAQOMS Mahmudova F.N.

Mahmudova Farangiz Nuriddin kizi - Teacher, DEPARTMENT TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: uzbek classical music is very ancient and it appeared several centuries ago. One is the makoms on dutar, which have not yet been studied on a large scale and consistently. The performance of these makoms was also not recorded. Based on tanbura notation restored live performance makom Urganjy and Zihi Nazzara and brought to the attention of students and professionals. The initial impressions are very vivid than expected. The classic charm of the makoms on dutar did not leave the fans indifferent. But it is too early to draw detailed conclusions about the makoms on dutar. This is one of the most pressing issues today-search news, scientific discoveries in this direction. This article briefly describes the makoms on dutar, its composition and names.

Keywords: makom, dutar, tanbur, tanbura notation, Zihi Nazzara, Urganjy, Ohyor, Rohaviy, talkin, usul, naqsh.

УДК 78.023

В источниках, написанных в IX-м веке, говорится, что в Хорезме наряду с макомом танбура существовала и система макомов на дуторе. Макомана дутаре на самом деле представляет собой фрагмент, более широкий спектр введенных народных макомов из конкретной категории отделённый от общей системы макомов. То есть Шашмаком, Хоерзмские шесть с половиной макомы исполнялись только во дворце ханов, а произведения в системе макомов на дутаре исполнялись и среди простых людей, и в разные праздники, и на свадьбах. Именно их макомность, то есть принадлежность к определенной системе нот и усулей, отличает от других классических мелодий и песен. До формирования структуры Шашмакома к существующим в Хорезме «Дутар макомам» были присоединены «Танбур макомы». По указу Мухаммад Рахимхана, «Макомы на дутаре» были объявлены народными, а «Макомы на танбуре» -дворцовыми [1].

Макомы на дутане по своему значению и сути можно адаптировать к слою "савт" и "мугулча" макомов Бухары. В "Истории Хорезмской музыки" маком танбура и Дутора сравнивают: "в Хорезмской области, несмотря на то, что музыкальный инструмент Дутор распространено среди народа более чем инструмент танбур, он не дисциплинировано в таком же порядке, как и танбур. Несмотря на то, что звуки дутора близки танбурских, дутору не дано значение как танбуру" [2]. В этой же книге ещё: «... дутар среди хорезмского народа был очень распространённым инструментом чем танбур. Но всё таки танбур был более дисциплинированным. Хотя дутарные нагмы были такими же большими, как нагмы танбура... некоторые музыканты из-за отсутствия удобства были вынуждены переместить свои дутарные мелодии на бумагу»[3]. Кроме того приводится несколько произведений, в которых говорится о макоме на дутаре. Один из них Ирок, и он семикратный. Пять из них называются Урта Ифори, Нигорон, Оромижон, Буй Мухаммад, Саклансин. Остальные два склонения не имеют имени. Следующие произведения называют Чапандоз, Мугилча, Навои, и они имеют 6 склонений, названия склонений не известны. Садри Ирок, Рохавий и Орази Бом имеет 3 склонения. Ташниз, Маджнундали - 4 склонения, Охёр и Мискин - 2 склонения, но ни одно название не известно.

Мы перечислили составленный по книге "История Хорезмской музыки" данный список музыкальных произведений макомов на дутаре. А песенные категории приведены по "Танбурной нотации". Хорезмская танбурная нотация - это научно обоснованная, узбекская национальная нота. С ее помощью, в мировой истории музыки, великолепный узбекский маком был впервые написан в нотах. Благодаря танбурной нотации существует естественная связь между тысячелетними научными и теоретическими взглядами восточного макомота и музыкальным наследием, которое дошло до нас благодаря живым исполнениям. Поэтому трудно достойно выразить значение открытия этой системы [4]. Согласно списку, Макомы на дутаре состоит из 6 категорий. А в этой категории есть 27 наименований песен. Первая категория - это Зихий Наззара, в ней вошли песни, называемые Зихий Наззара, Талкини Зихий Наззара, Таржиъбанди Зихий Наззора, Кадим хамлики, Талкини Урганжий, Накши Талкини Урганжий и Ийфори Талкини Урганжий. Следующая категория называется Мискин, и она включает в себя песни под названием Мискин, Талкини Мискин, Накши Мискин и Ийфори Мискин. Третья категория - Раховий. Эта категория включает в себя Раховий, Талкини Раховий Оромижон, Накши Аввали Раховий, Иккиланжи Накши Раховий, Сокийномаи Раховий и Ийфори Раховий. А категория Садри Ирок состоит из произведений под названием Садри Ирок, Талкини Садри Ирок, Накши Садри Ирок, Ийфори Садри Ирок. В категории Охёр есть макомы как Охёр, Аввали Талкини Охёр, Иккиламжи Талкини Охёр ва Ийфори Охёр. Последняя, шестая категория состоит из Чоки гирибон и Таронаи Чоки Гирибон.

Макомы на дутаре отмечены символическими, образно-значимыми почетными именами, такими как Бухарский Шашмаком и Хорезмские шесть с половиной макомов. Слово Зихий означает похвала. Мискин означает слабость, или является символом веры. Рахови это название древних макомов. Садр - высшая точка всего, Садри Ирок - возвышенный вид знаменитого макома Ирок. Охёр - символ добра, благородства. Чоки Гирибон - исповедь, воплощение милосердия, послушания.

В структуре категорий макомов на дутаре наблюдаются четыре опорные точки. Главный раздел, который они носят в названии этого макома, - это Зихий Наззора, Урганжий, Мискин, Раховий и другие. Главная часть является центральной и первобытной частью каждого макома. В макомах на дутаре такая базовая точка одна. Только в единственном Зихий Наззора находится маком Урганжи. В Шашмаком и Хорезмской шесть с половиной макомах их много, и они находятся внутри макома. В макомах на дутаре также звучат стихи в духе похвалы, напоминающие в главных частях Хорезмских шесть с половиной макомов и Шашмаком.

В макомах на дутаре, как и в категориях макомах на танбуре, исполняется "талкин" после главной части. Только не будет "тарона", как в сарахбаре и танимакомах. Еще одно существенное различие заключается в том, что "талкин"ы, которые приходят после сарахбора и танимаком, обычно основаны на независимого ноты макома. То есть это можно продолжать в макомах Рост, Ушшок, Бузрук, Уззол, Наво и Баёт. А в макомах на дутаре все части категории, в том числе и "талкин", гармонично сочетаются на основе единой ноты и лада. Третья точка оопоры макомов на дутаре и танбуре также выполняет аналогичные функции, то есть следуют независимые части основанные на определенного лада. В Шашмакоме их называют "тарона" и в основном поют на народные стихи и рубои. ВХорезмских шесть с половиной макомах, наряду с таронами, есть и мукаддима, сувора и накш. А в макомах на дутаре исполняется таржиъбанд, сокийнома и накш. Макомы на дутаре также заканчивается частью уфор, то есть ийфор, как и все категории макома. Согласно общему принципу, что категории макома стремятся с малого к большому, с легкого к тяжелому последние части уфор образуют самый приподнятый и радостный конец. Во всех макомах на дутаре, перечисленных на танбурной нотации, кроме Чоки Гирибана, есть часть уфор. Таким образом, в макомах на дутаре, с одной стороны, отражаются все принципы нот, усул и категорий, присущих общему макомоту. С другой стороны, заметны и особенности, характерные для разных аспектов макомов на дутаре. Так что есть основание называть их самостоятельным типом макома.

Список литературы /References

1. Болтаев Р.К. «Жанры узбекской народной музыки Хорезмского региона», "Проблемы современной науки и образования». № 3 (136). Март, 2019.

2. Мулла Бекжон Рахмон угли, Мухаммад Юсуф Девонзода. "Хоразм мусща тарихчаси". Тошкент, 1998.

3. Курамбоев Ф. «О книге "История Хорезмской музыки"». «Проблемы современной науки и образования». № 3 (136). Март, 2019.

4. Матякубов М.Ж. «Танбурная нотация». «Вестник науки и образования». № 14 (50). Октябрь, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.