Научная статья на тему 'Музыкальное искусство Хорезма в период с ХVIII до начало ХХ века'

Музыкальное искусство Хорезма в период с ХVIII до начало ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
960
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МАКОМ / ШАШМАКОМ / ДУТОР / ТАНБУР / ТАНБУРНАЯ НОТАЦИЯ / ХАФИЗ / РОСТ / НАВО / ДУГОХ / СЕГОХ / БУЗРУК / ИРОК / ART / MAKOM / SHASHMAKOM / DUTOR / TANBUR / TANBUR NOTATION / HAFIZ / ROST / NAVO / DUGOH / SEGOH / BUZRUK / IROK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Ботир Матякубович

Содержание этой статьи посвящено музыкальному искусству Хорезма в период с ХVIII до начала ХХ века. В последней четверти ХIХ века самостоятельно развивающееся и являющееся составной частью узбекской государственности Хивинское ханство претерпевает наисложнейшие социально-политические процессы. Начавшая захватнический поход на Среднюю Азию и захватившая Кокандское ханство и Бухарский эмират Российская империя в 1873 году с большими военными силами начала поход на Хиву. В конце XVIII начале XX века в связи с приходом к власти династии Кунгиратов в Хорезме наблюдается культурно-просветительский прогресс, в результате которого зарождаются корни искусства маком. Последовательное развитие и высшая точка расцвета идей искусства макома, процесс создания нотных записей для него упирается в период национального подъёма в конце XVIIIначале XIX века, последовавшего за случившимся в Хорезме в XVII XVIII веках политического, экономического и просветительского упадка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство Хорезма в период с ХVIII до начало ХХ века»

Концерты коллектива под руководством Анвара Хусаиновича всегда проходят с большим успехом. Коллектив выступает как с известными солистами, так и с молодыми начинающими талантами. Только в этом году в списке солистов коллектива такие известные музыканты как виолончелисты Рамон Яффе, Даниэль Вайс, скрипачи Чен Ши, Магнетизм личности Анвара Раимджанова, его неиссякаемая творческая энергия дает мощный импульс для развития нового поколения талантливых музыкантов, ученики его класса не однократно становились победителями престижных международных конкурсов и фестивалей. В ноябре 2018 года студенческий струнный квартет Государственной консерватории Узбекистана под руководством Анвара Раимджанова был удостоен первой премии на 21 международном конкурсе-фестивале творческой молодёжи «Шабыт». Эта победа еще раз подтвердила высокое педагогическое мастерство и стремление передать свой творческий опыт новому поколению узбекских музыкантов.

О творчестве Анвара Раимджанова можно говорить очень много, тем более что его биография постоянно пополняется все новыми творческими достижениями, но думаю что это уже тема для следующей статьи.

Список литературы /References

1. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь, М.: «Советская Энциклопедия», 1990.

2. Гофурбеков Т. Мусина лугати, <^афур Fулом нашриёти». Т., 1987.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХОРЕЗМА В ПЕРИОД С ХVШ

ДО НАЧАЛО ХХ ВЕКА Рахимов Б.М. Email: [email protected]

Рахимов Ботир Матякубович - заведуюший кафедрой, кафедра музыкального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: содержание этой статьи посвящено музыкальному искусству Хорезма в период с ХУШ до начала ХХ века.

В последней четверти Х1Х века самостоятельно развивающееся и являющееся составной частью узбекской государственности Хивинское ханство претерпевает наисложнейшие социально-политические процессы. Начавшая захватнический поход на Среднюю Азию и захватившая Кокандское ханство и Бухарский эмират Российская империя в 1873 году с большими военными силами начала поход на Хиву. В конце XVIII - начале XX века в связи с приходом к власти династии Кунгиратов в Хорезме наблюдается культурно-просветительский прогресс, в результате которого зарождаются корни искусства маком. Последовательное развитие и высшая точка расцвета идей искусства макома, процесс создания нотных записей для него упирается в период национального подъёма в конце XVIII- начале XIX века, последовавшего за случившимся в Хорезме в XVII - XVIII веках политического, экономического и просветительского упадка.

Ключевые слова: искусство, маком, шашмаком, дутор, танбур, танбурная нотация, хафиз, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Бузрук, Ирок.

MUSICAL ART OF KHOREZM IN THE PERIOD FROM THE 18TH CENTURY TO THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

Rakhimov B.M.

Rakhimov Botir Matyakubovich - Head of the Department, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION, URGENCH STATE UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the content of this article is devoted to the musical art of Khorezm in the period from the 18th century to the beginning of the 20th century.

In the last quarter of the 19th century, the Khiva Khanate independently developing and being an integral part of the Uzbek statehood underwent the most complex social and political processes. The Russian Empire, which began a campaign of conquest in Central Asia and seized the Kokand khanate and the Emirate of Bukhara in 1873, began a campaign against Khiva with great military forces. At the end of the 18th and the beginning of the 20th century, in connection with the rise to power of the Kungrat dynasty in Khorezm, cultural and educational progress was observed, as a result of which the roots of poppy art originated. The consistent development and highest point of the flowering of the art of maqom, the process of creating musical notes for him rests on the period of national upswing in the late 18th-early 19th century, following the political, economic and educational decline in Khorezm in the 17th-18th centuries.

Keywords: art, makom, shashmakom, dutor, tanbur, tanbur notation, hafiz, Rost, Navo, Dugoh, Segoh, Buzruk, Irok.

УДК 078

В Хивинском ханстве, наряду с другими науками,большое внимание уделялось развитию музыкальной науки.

В период правления Оллакулихана уделялось большое внимание приведению в порядок необходимых для Хорезмского оазиса ирригационных сетей, расширению посевных площадей. В своё время Хивинское ханство в отдельных отраслях экономического развития по сравнению с соседними ханствами региона завоевало приоритеты.

В XVII - XVIII веках в Хивинском ханстве в общем прогрессе превалируют история, переводческая деятельность, литература и искусство. В этих отраслях появляются выдающиеся представители. Историеведение, литературоведение, музыковедение и переводы признаны почётными и престижными занятиями. Хотя Оллакулихан сам и не писал стихов, но очень увлекался музыкой и стихами. Говоря о культурном подъёме Хорезма в данный период, необходимо отметить, что почётные собрания, торжества, празднества послужили важным фактором развития литературы и музыки.

В связи с этим следует вспомнить торжества, устроенные Оллакулиханом в честь рождения внука Мухаммада Али в месяце мухаррам 1841 года, когда к праздничному и щедро накрытому дастархану были приглашены гости из соседних стран: «Падишах, радуясь рождению внука, в конце месяца, в понедельник устраивает в Ташхаули пышное торжество, на которое были приглашены образованные, знатные люди государства, религиозные и государственные деятели, поэты, музыканты, дастархан был полон различными яствами и снедью». Этому событию Огахий посвятил победную оду, в которой описал это празднество и с почтением прочитал её хану. Ода произвела на хана большое впечатление, он был очень взволнован, выразил свою похвалу и пожаловал поэту тридцать пять золотых монет. Проявив благосклонность, попросил положить стихи на музыку и впоследствии популяризовал её» [1, 67].

Хивинский хан Мухаммад Рахим Соний обращал большое внимание на развитие различных жанров музыкального искусства. К примеру, правителем был издан ряд указаний о популяризации музыкального искусства для того, чтобы каждый мог

играть на музыкальных инструментах. Мухаммад Рахимхон Феруз не был по профессии музыкантом, но очень интересовался музыкой и игрой на музыкальных инструментах. Создавая мелодии, пытался освоить искусство макомов. Его музыкальные произведения до сего времени сохранились в качестве составной части классических макомов. В книге «История музыки Хорезма» Мулло Бекжон Рахмон угли и Мухаммад Юсуф Девонзода (Матюсуф Харрот), напечатенной в 1925 году в Москве и «Следующие мелодии, входящие в «Шашмаком» «Мухаммада Рахимхона» Ферузхан указывает следующие мелодии:

1. в маком Рост (название пятого макома из системы Шашмаком) «Мухаммасижадиди Феруз», «Мусаддасижадиди Феруз».

2. в маком Наво (название третьего маком) «Сакили Ферузшохий», «Чорусули Феруз»

3. в маком Дугох (название четвёртого макома) «Туртинчи Пешрови Феруз», «Сакили Ферузшохий»

4. в маком Сег ох (название четвертого макома) «Сакили Ферузшохий», «Се усули Ферузшохий», «Чорусули Феруз»

5. в маком Бузрук (название первого макома) «МухаммасиФеруз»

6. в маком Ирок (название шестого макома) «Биринжи Мухаммаси Ферузшохий», «Иккинжи Мухаммаси Ферузшохий».

7. в маком Панжгох (название одной из узбекских мелодий) «Сакили Ферузшохий [2, 35]»

Этот факт свидетельствует о большом музыкальном и композиторском потенциале хана Феруза. Проведение музыкальных и литературных вечеров стало для него прекрасной традицией. Устройство таких вечеров в обществе поэтов и музыкантов было свойственно для всего Хорезмского оазиса.

В этот период в Хиве действовало 32 музыкальные группы. Каждая из них после представления хану своей программы и мастерства, получала разрешение выступать на тоях, празднествах, торжества [3, 71]. Такое музыкальное испытание систематически раз в год проводилось для всех музыкантов. Странствующим музыкантам, исполняющим недостойные, несерьёзные песни, запрещалось выступать на престижных сценах.

В целях развития искусства макома под непосредственным контролем самого хана Феруза был создан дворцовый ансамбль из музыкантов. Были привлечены талантливые хафизы, музыканты, им была назначена специальная плата.

Ферузхан стремился собрать вокруг себя талантливых музыкантов, певцов и деятелей искусства. Быть придворным музыкантом хана было очень престижно и ответственно. Непосредственно при поддержке хана при дворце была создана систематически действующая группа макомистов.

В это же время, в начале XIX века, процесс освоения «Шашмакома», начатый Ниёзжонходжой, достиг своей высшей точки. В результате появилось понятие «Хорезм олти ярим макоми «(шесть с половиной макомов Хорезма). Благодаря стараниям Мухаммада РахимханаФеруза, макомы Хорезма через письмо «Танбур чизиги» (Танбурная нотация) были переписаны полностью и оформлены в виде книги. В трактат «Танбур чизиги» были внесены, наряду с макомами Хорезма «Танбур» и «Дутор», и макомы Бухары.

Один экземпляр трактата «Танбур чизиги», специально написанный для того, чтобы перенести «Шашмаком» на бумагу, сейчас хранится в музее Юнуса Раджаби. Отличие этого экземпляра от других в том, что в нем использованы арабские термины. В других копиях их нет. Причина в том, что этот экземпляр был преподнесён в дар великому падишаху в знак уважения.

Таким образом, продолжавшееся почти век, непрерывное творческое музыкальное движение дало большие плоды. Творческое сотрудничество Комила Хорезми и Ферузхана и их деятельность по сохранению и развитию музыкального наследия

привело к созданию трактата «Танбурной нотации» и давало духовную пищу народу. Внесшая весомый вклад в мировую цивилизацию культура Хорезма конца XVII -начала XX века достигла большого расцвета.

Во второй половине XIX века в период процветания культуры и искусства Хивинского ханства лично под контролем самого хана Феруза было создано несколько музыкальных трактатов.

В книге «История музыки Хорезма» это описывается следующим образом: «Увлечение хана макомами было до такой степени сильным, что он думал о поисках путей понимания и доступного исполнения музыкантами макомов и национальных мелодий». Одному из видных музыкантов Хорезма Комилу Хорезми, известному под псевдонимом Пахлавон Ниёзмирзо Баши, было приказано: «Любым способом должно быть выполнено приказание хана. Каждый музыкант должен научиться играть из всех музыкальных инструментов именно на танбуре» [2, 12].

Под руководством Комила Хоразми в Хорезме была создана нота в форме табулатура под названием «Танбур чизиги» и, благодаря его активным действиям, макомы полностью и в совершенстве были перенесены на эти ноты. В отдельных экземплярах хорезмского «Танбур чизиги» термины писались на арабском или персидском языках. К примеру, в экземпляре Баёний номера клеток (графы) даны при помощи письма сулс «ал-Байт ал-аввал», даже в экземпляре, хранящемся в доме-музее ЮнусаРажаби, в макоме «Рост» использованы термины на арабском и персидском языках «Макам ат-тайаамун, бафорсий рост». Комил Девоний, ученик Пахлавана Мирзо Баши и его сына Мухаммада Расула Мирзо Баши, продолжающий начатое ими дело, привел в порядок макомы «Дутар» и перенес их на «Танбур чизиги».

Во всех экземплярах «Танбур чизиги» 18 поясов танбура показаны горизонтальными линиями в ритмических точках, высота звука фиксировалась соответственно ладкам танбура.

Но в экземпляре Комила Девоний они расположены в три ряда и в переходах красиво соединены длинными вертикальными линиями. В этом экземпляре в макомах «Танбур» и «Дутар» полностью написаны газели и мухаммасы (тексты). В других экземплярах (экземпляр Матякуба Харрота) газели и мухаммасы приведены не полностью. «Танбур чизиги», как и арабское письмо, читается справа налево. Главная цель «Танбур чизиги» узаконить основы исполнения, методы и мелодии хорезмских макомов. Ибо, исполнение классических макомов во дворце, их отличие от исполнения их в народе предусматривают их совершенное исполнение в соответствии с правилами.

Список литературы /References

1. Муталов О. Хивинское ханство в период правления Оллакулихана. Т., 2005.

2. Мулла Бекжон Рахман угли. Мухаммад Юсуф Девонзода. «Хоразм мусщий

тарихчаси» («История музыки Хорезма»). Т., 1998.

3. Матякубов О. «Макомат». Т., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.