ЖАНРЫ УЗБЕКСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ ХОРЕЗМСКОГО
РЕГИОНА
Болтаев Р.К. Email: Boltaev17136@scientifictext.ru
Болтаев Рустам Курбонбаевич - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, Ургенчский государственный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: содержание этой статьи посвящено музыкальному искусству Хорезма. Искусство халфы, сохранившееся в Хорезме, жанр узбекской народной музыки, передаваемый от учителя учителю. «Халфами» именуются в Хорезме женщины, отличающиеся своей грамотностью, острословием и талантом исполнения музыки. В древности халфами называли также и женщин, пропагандирующих священную книгу зороастрийцев «Авеста». Грамотные женщины не ограничивались только пропагандой религиозных книг. Они изучали народные дастаны, переписанные в книги, а также распространяли произведения Навои, Фузули во время свадебных обрядов и других ритуальных мероприятий.
Ключевые слова: искусство, халфа, дастон, Шервоний и Эроний, Норим-норим, Лазги, Оразибон, маком, шашмаком, дутор, танбур, танбурная нотация.
GENRES OF UZBEK FOLK MUSIC OF THE KHOREZM REGION
Boltaev R.K.
Boltaev Rustam Kurbonbaevich - Senior Teacher, DEPARTMENT MUSIC EDUCATION URGENCH STATE UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the content of this article is devoted to the musical art of Khorezm. The art of Halfa, preserved in Khorezm, a genre of Uzbek folk music transmitted from the teacher to the teacher. "Khalfas" in Khorezm are women who are distinguished by their literacy, wit and talent for performing music. In ancient times, women promoting the sacred book of the Zoroastrians "Avesto" were also called halfs. Literate women were not limited to the promotion of religious books. They studied folk dastans, copied into books, and also distributed works of Navoi, Fuzuli during wedding ceremonies and other ritual events. Keywords: art, halfa, daston, Shervoniy and Erony, Norim-Norim, Lazgi, Orazibon, makom, shashmakom, dutor, tanbur, tanbur notation.
УДК 078
По своей сущности Хорезмские традиции халфы делятся на 3 группы:
- творческие, халфы-поэтессы;
- халфы - исполнительницы музыки;
- халфы - читающие дастаны без музыки.
Творческие халфы-поэтессы наизусть знали все тексты народных дастанов и в совершенстве исполняли эти дастаны под музыку. Кроме этого, они занимались художественным творчеством, писали прекрасные стихи.
Исполнительницы музыки - халфы не занимались заучиванием полных текстов дастанов или чтением из книг. Они слагали в песню некоторые отрывки дастанов и исполняли народные песни. Халфы объединялись в группы из гармониста, музыканта играющего на бубне (иногда кайрокчи-исполнительница на ударном инструменте в виде двух продолговатых камней, который играют держа на ладонях) и танцовщицы. Этот ансамбль выступал на свадьбах и других мероприятиях. Иногда халфы не пользовались музыкальными инструментами. При помощи исходящих при
прикосновении (ударе) друг к другу пиалушек или наперстником об тарелку издавался звук, под аккомпанемент которого халфы пели песни.
Изучение искусства халфы по традиции стало своеобразной школой. Девочки, интересующиеся этим искусством, в течение 4-5 лет сопровождали своих наставниц и учились у них. Ученицы выучивали дастаны, песни, газели и выступали вместе с учителями-халфами на свадьбах и других мероприятиях. После таких испытаний признанные коллективом ученицы становились самостоятельными халфами.
Такие творческие люди халфы-поэтессы, как Ханум сувчи Саидамат кизи, Онабиби Отаджанова - Ожиза, Онажон Собирова - Анаш халфа, халфы -исполнительницы (певцы), Сора Оллаберганова, Сорабиби Ахмедова, Сорабиби Жуманиязова, Уллибиби Байжанова, халфы, читающие дастаны без сопровождения музыки - Ниязжан Мусаева, Суна Эшметова являются известными халфами, сохранившими традиции халфы до наших дней.
В настоящее время во всех музыкальных школах и колледжах обучают искусству халфы. Выпускники этих заведений (колледжей) представляют своё искусство на различных культурных мероприятиях, народных гуляньях, свадьбах и тем самым традиция передаётся из поколения в поколение.
Испокон веков в Хорезме развивается искусство бахши. Дастаны передаются из уст в уста бахши и таким образом становятся все более совершенными. Дастаны Хорезма по своему объему отличаются о других узбекских народных дастанов тем, что они более мелодичные.
Поэтому самыми дорогими шедеврами в сокровищнице фольклора Хорезмского народа являются дастаны. Такие дастаны, как «Авазхон», «Бозиргон», «Сайидхон и Хамро», «Каракузойим», «Гулрух пари», «Шобахром», «Завриё», «Ошик Гариб и Шохсанам», «Юсуп Амад», «Киркминг» считаются жемужинами народного творчества Хорезма.
В Хорезме исполнителей дастанов называют бахши. Слово «бахши» близко к персидскому слову «бахшидан». Персидское слово «бахшидан» в переводе на узбекский язык означает «посвящать», «дать», «предоставлять». Действительно, бахши мастерски исполняли дастаны, быдто бы сами были свидетелями этих событий. Бахши исполняли тексты под аккомпанемент дутара и знали их наизусть. На свадьбах в основном пели дастаны на любовную тему, на других праздниках и гуляньях исполнялись дастаны на героическую тему.
Издревле бахши Хорезма в основном исполняли дастаны на дутаре, сидя на супе или деревянной кровати на видном месте свадебного торжества. Бахши не только пели, но и толковали тексты дастанов. Искусство бахши Хорезма подразделяется на виды Шервоний и Эроний.
Вид шервоний распространен в основном на территориях верхнего и среднего течения Амударьи (центр - Хива). Представители этого течения (вида) пели под аккомпанемент дутара, гиджака, дойры и буламана. Этот вид состоит из 72 мелодий, это: сборник Мухаммасов (5 мелодий), Илгары (4), Эшвай (5), Найларманы (5), Нолиш (7), Ширвоний (3), Зоринжи (2), «Рахмайла, «Бобохоним», «Гуландом» и др.
Стиль эроний распространен на территории нижнего течения Амударьи (центр -Мангит). Бахши этого стиля исполняли с помощью дутара, гиджака, буламана. Но в них не участвует дойра. В Хивинском ханстве были известны имена таких бахши, как Эшвой бахши, Мухаммаднияз Гуржи, Ризо бахши, Эрназар бахши, Суяв бахши, Жуманазар бахши, Ахмад бахши, Бола бахши Абдуллаев и др.
Хорезмские танцы издревле формировались и развивались в Хорезме. В Хорезме у женщин, в официальной стойке, кончики пальцев направлены вниз, локти немножко согнуты, у мужчин руки подняты, локти прямые, пальцы смотрят вверх, ладони обращены в стороны. Женщины танцуют с прикрепленными к рукам зангами (мелкими колокольчиками). Такятузы, надеваемые на голову, прикрепленные на
грудную часть одежды украшения, серьги на ушах, браслеты на руках тоже совпадают со стилем танца и служат для создания общего образа танца.
Мужчины танцуют, надевая камзулы темного цвета, а на голову - чугурма. В процессе танца щелканье пальцами, гусиная стойка, дрожательные движения тела, рук, встряхивание плечами, подпрыгивание, игра на кастаньетах, общие движения и в мужских, и в женских танцах. Хорезмские танцы богаты движениями. Дошедшие до нас танцы «Чагаллок», «Норим-норим», «Аликамбар», «Оразибон», «Мури», «Хуббимбой», «Ширинноввот» преимущественно исполнялись танцорами и клоунами, а танцы «Ашшадароз», «Маком уфори» исполняли танцовщицы. В исполнении танцевального вида «Лазги» одновременно виртуозно танцуют и танцовщицы и танцоры.
Лазги - народная музыка и танец Хорезма. Музыка состоит из маленького введения и трех частей. Танец начинается медленными и простыми движениями -сначала пальцы, руки, плечи, после движение всего тела начинает ускоряться. Затем резко переходит в сложные движения, в которых одновременно участвуют руки, ноги и все тело. С изменением характера музыки и ускорением всей картины еще более разгорается танец и в конце резко заканчивается.
Различаются мужские (в бойцовском и героическом духе) и женские (лирические, веселые) танцы. В нынешнее время в Хорезме насчитывается 9 видов лазги. Это «Дутар лазги», «Сурнай лазги», «Лазги с кастаньетами (кайрак)», кроме этого, начиная с середины 20 века созданы танцевальные лазги - ялла: «Кимни севар ёрисан» («Чья ты любимая?», К.Отаниязов), «Лойик» («Достойна», А. Атаджанов и М. Рахимов»), «Сани узинг бирёна» («Ты одна единственная», О. Хайитова, Б. Жуманиёзов), «Гал-гал», («Идем-идем», Б. Хамдамов), «Паранг румол» («Французский платок», О. Худайшукуров), «Хоразмнин глазгиси» («Хорезмское лазги», О.Отажонов), «Уйна-уйна» («Танцуй-танцуй», К. Рахмонов), «Ажойиб» («Прекрасная», Т. Шомуродов) и др.
Танец «Пока-пок» исполнялся клоунами. Танец именуется так, по причине того, что клоуны в процессе выступления своими веселыми представлениями перед народом слабыми хлопками ладоней по щекам издавали звук и отсюда название «Пока-пок». Хивинский танцор Давлат Пока-пок является лицом, сохранившим этот танец до наших дней. Этот танец в Хорезме исполнялся мужчинами танцорами во время массовых гуляний, свадеб и других мероприятий.
Танец «Чугурма». В танце Чугурма демонстрируется процесс изготовления головного убора-чугурма. Так как Чугурма является национальным головным убором Хорезма, во всех крупных мероприятиях музыканты, хафизы при исполнении песен надевают чугурма и представляют свое искусство.
Маком (от арабского - место, пространство, местность) - один из основных понятий музыки мусульманского востока.Слово «маком» в узбекском и таджикском языке произносится как маком, на туркменском и уйгурском - муком, персидском, азербайджанском и армянском - мугом или дастгох, турецком и арабском - макам.
Известно, что впервые термин «маком» в источниках ХШ-ХУ веков рассматривался в значении слова «тон». Основатели науки о макомах Фаробий, Сафиуддин Урмавий (1216-1294), Абдулкадыр Марогий (1435) Дарвеш али Чангий были великими теоретиками и в то же время сильными певцами , исполнителями.
Хорезмские макомы отличаются от Бухарского Шашмакома системой стилей. «Нуфурдам» (обратный способ музыки), «Чорусул», «Се усул» [1, 14], «Мурабба», «Мусаддас», «Мусабба», «Гулуфар», «Фахтийзарб» - это названия новых стилей. Стиль «Уфар» рассматривается по-своему и имеет различия (между Хорезмским и Бухарским), хотя они имеют одинаковое значение.
До формирования структуры Шашмакома к существующим в Хорезме «Дутар макомам» были присоединены «Танбур макомы». По указу Мухаммад Рахимхана, «Макомы на дутаре» были объявлены народными, а «Макомы на танбуре» -
дворцовыми. К 80-м годам XIX века учителя-музыковеды создали «Хорезмские тамбурные линии», совмещающие в себе музыкальные и словесные тексты макомов Хорезма и выполняющие функцию научно-теоретического устава. По указу хана было поручено перенести на бумагу макомы «Дутар» и «Танбур».
Распространение в Хорезме в XVIII-XIX веках классической музыки и песен под названиями «Мискин», «Бебокча», «Бозургоний», «Калабанди» дает представление о культурных связях между Хивинским и Кокандским ханствами.
А. Одилов в книге «История игры на узбекских музыкальных инструментах» писал, что Худайберды уста собрал талантливых певцов и музыкантов, образовал ансамбль в Коканде [2, 24]. Эти данные свидетельствуют о том, что макомы «Дутар» и «Танбур», существовавшие в Хорезме, получили широкое распространение в Ташкенте и Ферганской долине.
Список литературы /References
1. Фитрат. Узбекская классическая музыки и ее история. Т., 1997.
2. Одилов А. «История игры на узбекских музыкальных инструментах». Т., 1995.
О КНИГЕ «ИСТОРИЯ ХОРЕЗМСКОЙ МУЗЫКИ» Куромбоев Ф. Email: Kuromboev17136@scientifictext.ru
Куромбоев Фаррух - студент, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: узбекская классическая музыка имеет богатую историю, и, конечно же, ее изучение является одной из важных задач, стоящих перед музыковедами. В прошлом веке интерес к изучению узбекской музыки был сильным, и об этом было написано несколько научных книг. Одной из таких книг является «История Хорезмской музыки», в создании которой неоценима заслуга Мухаммеда Камила Девони и Матюсуфа Харратова. В этой статье рассказывается об этой книге. Рассказано о роли книги «История Хорезмской музыки» в истории узбекской классической музыки, о том, что содержащаяся в ней информация ценна. Также была дана краткая информация о книге Фитрата «Узбекская классическая музыка и её история», написанной в тот период в Самарканде.
Ключевые слова: танбурная нотация, «История Хорезмской музыки», «Узбекская классическая музыка и её история», Хорезмские макомы, Мухаммед Камил Девони, Матюсуф Харратов, Фитрат.
ABOUT THE BOOK " HISTORY OF KHOREZM MUSIC"
Kurambaev F.
Kurambaev Farrukh - Student, DEPARTMENT TRADITIONAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: uzbek classical music has a rich history, and, of course, its study is one of the important tasks for musicologists. In the last century, of course, interest in the study of Uzbek music was strong, and several scientific books were written about it. One such book