Научная статья на тему 'Из истории исполнительства на народных инструментах'

Из истории исполнительства на народных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
398
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PERFORMANCE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE ACTIVITY / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СОЧИНЕНИЕ / COMPOSITION / ЖАНР / GENRE / НАПРАВЛЕНИЕ / DIRECTION / КОНЦЕРТ / CONCERTO / ФОЛЬКЛОР / FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Шавкат Норматович

Современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, узбекское исполнительское искусство является одним из путей сообщения с мировым культурным пространством и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль. Обретение Узбекистаном независимости отразилось не только в политической и экономической жизни республики, но и в немалой степени в культуре и, в частности, в тенденциях развития исполнительства на узбекских народных инструментах. Преобладающая из них бурное возрождение национальных традиций, всего комплекса традиционной культуры узбекского народа, уклада жизни, культурных, художественных и духовных ценностей [1, 3]. Оно происходит на основе народных истоков, активизации этно-национального, художественного и мифопоэтического сознания. В музыкальном искусстве возрождаются яркие локальные традиции, в частности, огромный интерес к национальной, классической музыке Шашмакому, Хорезмским макомам, Фергано-Ташкентским макомам. Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории исполнительства на народных инструментах»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Рахимов Ш.Н. Email: Rahimov17111@scientifictext.ru

Рахимов Шавкат Норматович - и.о. профессора, кафедра музыкального образования, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современное музыкальное исполнительское искусство на народных инструментах живет полнокровной жизнью. Оно развивается, обретает новые формы, отвечает на духовные запросы времени. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, узбекское исполнительское искусство является одним из путей сообщения с мировым культурным пространством и народные инструменты играют в этом процессе основополагающую роль.

Обретение Узбекистаном независимости отразилось не только в политической и экономической жизни республики, но и в немалой степени в культуре и, в частности, в тенденциях развития исполнительства на узбекских народных инструментах. Преобладающая из них - бурное возрождение национальных традиций, всего комплекса традиционной культуры узбекского народа, уклада жизни, культурных, художественных и духовных ценностей [1, 3]. Оно происходит на основе народных истоков, активизации этно-национального, художественного и мифопоэтического сознания. В музыкальном искусстве возрождаются яркие локальные традиции, в частности, огромный интерес к национальной, классической музыке - Шашмакому, Хорезмским макомам, Фергано-Ташкентским макомам.

Одной из значимых позитивных тенденций периода независимости, несомненно, является вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. Благодаря исчезновению информационных границ республика начала участвовать в культурном обмене со всем международным сообществом, включилась в мировой культурный процесс. Открылись большие перспективы для раскрытия творческого потенциала музыкальной молодежи: появилась возможность участия в международных конкурсах. В новых исторических условиях возрождаются традиции Великого Шелкового пути как уникального явления взаимосвязи цивилизаций Востока и Запада.

Ключевые слова: культура, исполнительство, творчество, традиция, сочинение, жанр, направление, концерт, фольклор.

FROM HISTORY PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT

Rahimov Sh.N.

Rahimov Shavkat Normatovich - Acting Professor, Department of Music formation, Tashkent State Pedagogical university of the name Nizami, Tashkent, Republic of Uzbekistan

Abstract: the modern music исполнительское art on public instrument lives the full-blooded life. It develops, finds the new forms, answers the spiritual requests of time. Being integral part of the national culture uzbek performance art is one of the ways of the message with world cultural space and public instruments game of this process background role. With independence Uzbekistan independence was reflected in political not only and economic life of the republic, but also in considerable degree in culture and, in particular, in trend of the development performance on uzbek public instrument. Dominating of them -

a tempestuous rebirth national tradition, the whole complex of the traditional culture of uzbek folk, mode to lifes, cultural, artistic and spiritual valuables. It occurs on base public headwaters, activations этно-national, artistic and mythpoetics of the consciousness. In music art are revived bright local traditions, in particular, enormous interest national, classical music - Shashmakom, Khorezmian makoms, Fergano-Tashkent makom melodies. One of the significant positive trend of the period to independence, certainly, is an entering Uzbekistan in world information space. Due to disappearance of the information borders republic beginning to participate in cultural exchange with all international community, was comprised of world cultural process. The greater outlook were Opened for opening the creative potential music youth: appeared the possibility of the participation in international contest. Traditions of the Great Silk way are revived In new history condition as unique phenomena intercoupling civilization of the Orient and West.

Keywords: the culture, performance, creative activity, tradition, composition, genre, direction, concerto, folklore.

УДК: 78.071.5

В годы независимости активизировался интерес композиторов Узбекистана к народным инструментам, для которых пишется много произведений различных жанров - пьесы, сюиты, концерты, поэмы, симфонии. Весьма интересны попытки композиторов соединить народные инструменты с инструментами симфонического оркестра, найти новые тембровые краски звучания народных инструментов в необычных сочетаниях. Особенно плодотворно работает в данном направлении М. Бафоев, глубокий знаток народного инструментария. Богатейший материал для исполнителей представляют такие его сочинения как: Поэма для уда с оркестром памяти А. Джами и А. Навои (1991), Хорезмское каприччио для фортепиано и оркестра узбекских народных инструментов (1999), Концерт для танбура и оркестра (1999), Восемь музыкальных картин по прочтении «Алпамыша» (1999), Бухарский концерт для солирующей виолончели и национальных музыкальных инструментов - ная, кошная, чанг-кобуза, дутара, дойры и нагоры (2001).

Новые пути в трактовке жанров и форм открывает Концерт-рапсодия для кануна, уда и ударных (2005) М. Бафоева. Композитором была поставлена цель - максимально раскрыть потенциальные возможности, заложенные в природе солирующих инструментов, переосмыслить традиционно сопровождающую функцию уда, показать его концертную трактовку. Используя в произведении песню «Бути Нозенинам» А. Лахути, композитор поручил ее уду, а в партии кануна применил в качестве усуля ритм каравана, который в процессе развития варьируется, выполняя формообразующую и динамизирующую развитие роль. Произведение М. Бафоева интересно с точки зрения жанрового синтеза, стремления соединить стройность классического концерта с импровизационной свободой рапсодии.

Узбекские народные инструменты всегда были в центре внимания Тулкуна Курбанова (1936 - 2002) и в годы независимости этот мастер инструментального письма создал ряд интереснейших сочинений, ставших его духовным завещанием музыкантам будущих поколений. Это «Рапсодия» (1994), «Афганская поэма» (1999), увертюра «Ёшлик» («Молодость») (1999), Восемь накшей (1990 - 1997), написанные для оркестра узбекских народных инструментов с совершенным мастерством и вдохновением.

Огромное внимание уделяет в своем творчестве узбекским народным инструментам Хабибулло Рахимов. Среди его сочинений для солирующих инструментов с оркестром, созданных в годы независимости, выделяются Сюита для рубаба-примы с оркестром (1991), «Армугон» для ная с оркестром (1990), «Накш ва тарона» для рубаба-примы с оркестром (1990), «Тарона ва уфар» для кануна с оркестром (1992). Эти сочинения ярко национальные, глубоко содержательные стали репертуарными как в концертной, так и в педагогической практике.

Показателен интерес Х. Рахимова к фольклору народов зарубежного Востока. Стремление композитора к обновлению музыкального языка узбекской музыки находит воплощение в органичном синтезе национального мелоса других народов мира. Этот поиск путей соприкосновения с музыкальными культурами народов Востока проявился в обращении к китайским, японским, корейским, турецким музыкальным фольклорным источникам дал поразительные художественные результаты. Он свидетельствует о стремлении художника приблизить национальное к общечеловеческому. Очень оригинальны «Арабская поэма» для кашгарского рубаба и камерного оркестра, «Арабская фантазия» для уда и камерного оркестра. Несомненно, интересны Фантазия для фортепиано с оркестром узбекских народных инструментов (1993) Х. Рахимова, развивающая традицию Шестого фортепианного концерта Г. Мушеля, и Концерт для оркестра узбекских народных инструментов (1990), развивающий традицию Б. Бартока.

Оригинальными жанровыми решениями характеризуется творчество для узбекских народных инструментов А. Мансурова, композитора, современно мыслящего и неустанно ищущего новых путей в искусстве. Его сочинения для оркестра народных инструментов - увертюра «Янгра дойра, жарангла!» (1993), оды «Мустакилликка багишлов» (1992), «Шодиёна» (1994) проникнуты светлым жизнеутверждающим пафосом, ощущением радости бытия, чувством счастья. Очень интересна музыкальная сказка «Илон шох» для чтеца и оркестра народных инструментов (1992), имеющая важное воспитательное значение в приобщении к миру музыки подрастающего поколения.

Поэма-фантазия «Мозийдан садо» («Отзвуки прошлого») (2003) для камерного оркестра узбекских народных инструментов А. Мансурова предназначенная для «Согдианы», погружает в атмосферу некоего эпического повествования. Произведение проникнуто глубоким философским подходом к раскрытию образного содержания. Для воплощения своих идей А. Мансуров использует современные композиторские техники письма - сонористику, алеаторику, минимализм, соединяя их с классической национальной музыкой. Цитируя известные народные мелодии «Самарканд ушшоги» и «Чули Ирок», композитор углубляет их смысловое значение с помощью современных техник композиторского письма - сонористики и минимализма. Используя оригинальный прием наложения ритмов и тембров ударных инструментов - дойры, кайрака, сафаиля, нагоры, А. Мансуров мастерски воссоздал образ древнего восточного вечернего базара с его шумами, выкриками [2, 96].

Сочинение «Мозийдан садо» прозвучало с огромным успехом в исполнении оркестра «Согдиана» в Узбекистане, Индии, Японии, Южной Кореи, США и других странах мира и явилось примером того, как средствами народных инструментов можно выразить чувства и впечатления от картин исторического прошлого, воссоздать его события в художественно совершенной форме, глубоко волнуя современного слушателя.

Глубоким содержанием, красочностью звуковой палитры характеризуются сочинения Д. Сайдаминовой - «Сароб» («Мираж») для камерного оркестра узбекских народных инструментов (2005). Созданное в расчете на исполнительские возможности «Согдианы», сочинение «Сароб» открывает совершенно новый мир, поражает слуховое восприятие необычными тембрами, сочетаниями народных инструментов. Символический мир этого произведения вызывает широкий круг ассоциаций: образы вечности и бескрайней песчаной пустыни, карты Великого Шёлкового пути, картины древней цивилизации и космического пространства будущего.

Список литературы /Refe^nces

1. Tursunov R. Jamoa boshqaruvi va uslubiyoti. T., 2010.

2. Согдиана: измерения мастерства. Редактор-составитель Ш. Ганиханова. T., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.