Научная статья на тему 'О структуре Шашмакома'

О структуре Шашмакома Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
500
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАШМАКОМ / БАЯЗ / BAYAZ / ТРАКТАТ / ЛАД / HARMONY / САРАХБОР / НАСР / NASR / НАМУД / АУДЖ / ЗЕБО ПАРИ / ZEBO PARI / SHASHMAKOM / DISQUISITION / SARAKHBOR / NAMUD / AVJ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арабов Илёс Исматович

Бухарский Шашмаком выдающийся памятник мирового музыкального наследия, который всегда притягивал к себе ученых и музыкантов, этнографов и культурологов. Его незыблемые традиции, дошедшие до нас из глубин веков, представляют настоящий кладезь мысли и творчества в условиях устного бытования музыки. В недрах Бухарского Шашмакома спрессованы такие пласты информации, которые позволяют нам представить музыку многих отзвучавших эпох. Это по существу «живой отголосок» более чем тысячелетней истории Шашмакома. В связи с изучением Бухарского Шашмакома мы попытались активизировать давнее понятие «практическая теория». Исходя из устной природы бытования Шашмакома, стали использовать и термин «устная теория» в качестве синонима понятия «практическая теория». В истории музыки Востока никогда не было непроходимых барьеров между теоретической и практической наукой. Этой синкретической связью пропитана и «устная теория» Шашмакома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре Шашмакома»

О СТРУКТУРЕ ШАШМАКОМА Арабов И.И. Email: Arabov17107@scientifictext.ru

Арабов Илёс Исматович - преподаватель, кафедра традиционного исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Бухарский Шашмаком - выдающийся памятник мирового музыкального наследия, который всегда притягивал к себе ученых и музыкантов, этнографов и культурологов. Его незыблемые традиции, дошедшие до нас из глубин веков, представляют настоящий кладезь мысли и творчества в условиях устного бытования музыки. В недрах Бухарского Шашмакома спрессованы такие пласты информации, которые позволяют нам представить музыку многих отзвучавших эпох. Это по существу «живой отголосок» более чем тысячелетней истории Шашмакома.

В связи с изучением Бухарского Шашмакома мы попытались активизировать давнее понятие «практическая теория». Исходя из устной природы бытования Шашмакома, стали использовать и термин «устная теория» в качестве синонима понятия «практическая теория». В истории музыки Востока никогда не было непроходимых барьеров между теоретической и практической наукой. Этой синкретической связью пропитана и «устная теория» Шашмакома. Ключевые слова: Шашмаком, баяз, трактат, лад, сарахбор, наср, намуд, аудж, Зебо пари.

ABOUT STRUCTURE OF SHASHMAKOM Arabov I.I.

Arabov Ilyos Ismatovich - Teacher, DEPARTMENTPERFORMANCE PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OFUZBEKISTAN

Abstract: Buharian Shashmakom - a prominent monument of the world music heritage, which always attracted to itself scientist and musician, ethnographer and cultures. His firm traditions, дошедшие before us from depths of the ages, present the present well to thoughts and creative activity in condition spoken existence musics. In depths Buharian Shashmakom are pressed such layers to information, which allow us to present the music many отзвучавших epoches. This essentially "alive echo" more then thousand -year history Shashmakom.

In connection with study Buharian Shashmakom we tried to actuate the old notion "practical theory". Coming from spoken nature existence Shashmakom, started to use and term "spoken theory" as synonym of the notion "practical theory". In histories of the music of the Orient never was an impenetrable barrier between theoretical and practical science. This sincretik by relationship is imbrued and "spoken theory" Shashmakom. Keywords: Shashmakom, bayaz, disquisition, harmony, sarakhbor, nasr, namud, avj, Zebo pari.

УДК 78.072.2

Шашмаком - грандиозный свод классической музыки, и как целостная модель характеризуется сложной и многоуровневой конструкцией. Особенно многообразными внутренними переплетениями отличается его исконная бухарская версия, охватывающая около 350 составных частей. Существующее обиходное толкование «Шашмаком - шесть макомов» - это только объяснение

этимологического значения словосочетания и оно никак не может претендовать на значение научного термина.

Если обратиться к музыкальным трактатам и баязам, составленным в XIX веке в Бухаре, где впервые появляется выражение «Шашмаком», точнее «Музыкальный Шашмаком», то можно встретить упоминание некоторых существенных особенностей этого явления, которые необходимо учесть при выработке его оптимальной научной модели.

Ряд этих трактатов начинается с крылатой фразы, которая звучит как завет и в известном смысле является философско-эстетическим определением Шашмакома в понимании самих мастеров-носителей. Она гласит: «Это есть Музыкальный Шашмаком, унаследованный от высокочтимых и благородных мастеров предшествующих поколений» («Шашмакоми мусики аз устодони мутакаддим ва аз азизони мукаррам мондаст ин аст») [1, 5].

О музыкальных трактатах более подробно пойдёт речь в соответствующем фрагменте об источниках настоящего исследования. Для начала отметим очень важный источник, наиболее ранний по времени. Он датируется 1264/1847 годом. В отличие от остальных музыкальных баязов, трактат содержит две части: условно говоря «прозаическую» и «поэтическую». В небольшой первой части излагаются некоторые исторические сведения о музыке легендарного, мифологического характера, вторая охватывает обиходные вербальные тексты Шашмакома.

Рассматриваемый список является неполным, дефектным: в нём отсутствует начало, поэтому трудно судить о полном содержании начального исторического фрагмента (может быть, это был какой-то автономный источник?), неизвестно общее название всего документа. Однако в самом конце, в колофоне рукописи имеется запись, по которой можно понять условное обозначение трактата. Написано: «Полностью закончен трактат о шести даромадах со всеми его насрами» («Таммат тамом шуд рисолаи шаш даромад ма'а тамоми насрхояш») [2, 1].

Важность этой приписки в том, что в ней в одном контексте появляются два ключевых понятия даромад и наср, связанных со строением всей ладовой системы свода Шашмакома (Шашмакоми мусики). Даромад (вход, начало) по смыслу соответствует понятию «тетрахорд главных», который в греческой теории лада помещался в самом начале акустического звукоряда (системы). В восточных трактатах его называют джинси аслий (основной тетрахорд). В устной обиходной терминологии музыкантов Бухары «тетрахорд главных» называют намуд (букв. появление, обнаружение), который располагается вначале и тем самым представляет некий антипод кочующих ауджей другого типа: Ауджи Ушшок, Ауджи Турк, Ауджи Зебо пари и др. С ладовой точки зрения они связаны с двумя полюсами ладообразования - «низ» и «верх». Наср (букв.: помощь, поддержка) является побочным, вспомогательным по отношению к даромаду.

В музыкальных трактатах Бухары XIX века в качестве синонимов термина даромад используются еще две дефиниции - маком и сарахбор. Следовательно, если слово даромад заменить на маком, получится Шашмаком (шесть макомов), а если на сарахбор - Шаш сарахбор. Название «шесть даромад» мы видели в колофоне рукописи. Выражение «шесть сарахборов» встречалось в обиходе музыкантов до середины ХХ века. Сарахбор в этом значении вошёл как исходное понятие и в терминологический аппарат А.Бабаханова в систематизации Бухарского Шашмакома [3]. Что касается термина «шашмаком», то факт налицо -сегодня это одно из самых обиходных понятий классической музыки Средней / Центральной Азии. Следует обратить особое внимание на то, что он исходит из практики, и такого рода явления обычно принято называть «устной» или «практической теорией». Конечно, никогда не было непреодолимых барьеров между научными и практическими теориями, тем более функционирующими в одном культурно-историческом контексте.

По общему содержанию письменных источников проясняется, что в строении Музыкального Шашмакома главенствуют два музыкальных фактора: маком (лад) и усуль (метроритмическая формула). В связи с этим использование дефиниций маком и наср в качестве ключевых понятий ладовой системы имеет принципиальное значение в осмыслении музыкальной логики Шашмакома.

Ладовая основа Шашмакома обустроена так, что основная, базовая ячейка -«тетрахорд главных» (в терминологии трактатов - маком, даромад, сарахбор, а в обиходе мастеров - намуд), расположен в самом низу, у основания звукоряда. И примыкающие к нему побочные ладообразования (насры) - составляют единую систему, определяющую границы того или иного макомного целого. Следовательно, лад выступает объединяющим началом. Исходя из этого, маком -исходная ладовая ячейка, ядро всего лада как такового и насры - побочные лады (ладообразования), макомный цикл - ладовая система (включающая эти ладообразования), а Шашмаком - более обширная сводная ладовая система. По этим материалам вырисовывается устоявшаяся незыблемая ладовая основа, которая и в настоящее время выступает в качестве канонической ладовой системы, определяющей все целое. На всех уровнях лад (ладообразование) и ладовая система предстают объединяющим началом.

Усуль, наоборот, выступает фактором членения целого на части. Для обозначения данного аспекта в источниках используется общее понятие шуъба. Деление целого (асль) на части (шуъба) - традиция, идущая еще со времен Фараби. В одном из трактатов XIX века по поводу внутреннего деления макомного целого на части шуъба, в частности, отмечается: «Мастера и мудрецы, проявляя свои превосходные качества и высокое умение в каждом данном макоме, создали составные части, придали им красивые формы восторженных и чудесных тарона. Для каждой части определили отдельный усуль. Не оставили без внимания и части, которые выходили за пределы определенного усуля» («Устоду хакимлар зехни комила ва фикри болига юзасидан мазкур макомга шуъбалар бериб, ажибу гарийиб тароналарни чиройли кийинтириб куйдилар. Хар бир шуъбани бир зарб мукобиласида килдилар. Агар бирон зарбдан утиб кетса, уни хам беэътибор колдирмаганлар»).

Из сказанного следует, что Шашмаком в качестве музыкального свода, Шашмакоми мусики, является замкнутой традицией, освящённой практикой, «унаследованной от высокочтимых и благородных мастеров предшествующих поколений». Его пределы обозначены определенным количеством ладов и усулей, устоявшихся на практике. Судя по данным письменных и устных источников, исконная ладовая система Шашмакома охватывает двадцать два наименования ладов (ладообразований), состоящих из шести основных - макомов и шестнадцати побочных ладообразований - насров.

Кроме этих двадцати двух ладов, в общую номенклатуру Шашмакома включаются еще два названия - Панджгох и Зебо пари. О первом из них нами не обнаружены упоминания в источниках, посвященных вокальной сфере. Причина этого в том, что Панджгох появляется в каноническом ядре Шашмакома как ладовая основа только инструментальной части. Что касается Зебо пари, то в практике Шашмакома нет части под таким названием, а появляется она только как образно-метафорическое название одного из популярных своего рода кочующих ауджей. В ладах канонического круга название Зебо пари не встречается. В сущности же аудж Зебо пари прилегает к ладовой системе макома Ирок. В таком случае, это как раз та недостающая единица в полном комплекте ладовой системы всего Шашмакома, образованного по принципу -четыре ладообразования в каждом макоме.

Делая заключение, можем сказать, что Шашмаком представляет по своей сущности основу основ - корень макомата Средней/Центральной Азии.

Список литературы /References

1. Музыкальный баяз. Рукопись ИВАН РУз № 8827.

2. ИВАН РУз. Рукопись. № 1466/I-II.

3. Jung Angelika. Der Shashmaqam aus Buchara uberliefert von den alten Meistern notiert von Ari Babakhanov. На немецком языке. Berlin, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.