Научная статья на тему 'Из истории макомного искусства'

Из истории макомного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSIC / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / МАКОМЫ / ИСТОКИ / НАУКА / SCIENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТЕОРИЯ / THEORY / УЧЕНЫЕ / SCIENTIST / МЫСЛИТЕЛИ / THINKERS / ИСКУССТВО / ART / HEADWATERSES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Собиров Наврузбек Хакимжон Угли

Культура ислама органично интегрировала в свою ценностную систему античное наследие, составившее в будущем фундамент европейской науки и культуры. Оно воспринималось почти как мусульманское, не сопровождаясь оговорками и ссылками на чужеродность происхождения. Напротив, помещалось в список имен рядом с собственными великими учеными и мыслителями. Аристотель и «Второй учитель» после него Фараби. Гален и Ибн Сина. Или дополнялось почетными среди мусульман титулами и эпитетами: хазрат (высочество, господин), авлиё (святой, чудотворец)… Этот благодатный край, воспетый великим мыслителем Востока, дает богатейший материал для изучения исторических корней и научных основ узбекской классической музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории макомного искусства»

ИЗ ИСТОРИИ МАКОМНОГО ИСКУССТВА Собиров Н.Х. Email: Sobirov17113@scientifictext.ru

Собиров Наврузбек Хакимжон угли - преподаватель, отдел традиционного исполнения, Ташкентский колледж культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: культура ислама органично интегрировала в свою ценностную систему античное наследие, составившее в будущем фундамент европейской науки и культуры. Оно воспринималось почти как мусульманское, не сопровождаясь оговорками и ссылками на чужеродность происхождения. Напротив, помещалось в список имен рядом с собственными великими учеными и мыслителями. Аристотель -и «Второй учитель» после него - Фараби. Гален - и Ибн Сина. Или дополнялось почетными среди мусульман титулами и эпитетами: хазрат (высочество, господин), авлиё (святой, чудотворец)...

Этот благодатный край, воспетый великим мыслителем Востока, дает богатейший материал для изучения исторических корней и научных основ узбекской классической музыки.

Ключевые слова: классическая музыка, традиция, макомы, истоки, наука, культура, теория, ученые, мыслители, искусство.

FROM HISTORY MAKOM ART Sobirov N.Kh.

Sobirov Navruzbek Khakimjon ugli - Teacher, DEPARTMENT OF TRADITIONAL EXECUTION, TASHKENT CULTURE COLLEGE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: mlture of the islam it is limited integrated in its valuable system antique heritage, formed in the future foundation of the european science and cultures. It was perceived nearly as muslem, not being accompanied clause and reference to someone else sort origins. Opposite, fitted in list of the names near by own great scientist and thinker. Aristoteli - and "Second teacher" after - Farabi. Galen - andIbn Sino. Or was complemented honourable amongst muslim titles and epithet: khazrat (the highness, mister), avliyo (saint, miracle worker).

This is noble edge, sings by great thinker of the Orient, gives the most rich material for study history cortex and scientific основ of the uzbek classical music.

Keywords: classical music, tradition, макомы, headwaterses, science, culture, theory, scientist, thinkers, art.

УДК: 78.071.3

В осмыслении исторической преемственности ныне действующих традиций узбекской классической музыки с древними истоками необходимо особое внимание обратить на органическое взаимодействие ладовых основ со строем музыкальных инструментов. Как инструмент выступает олицетворением той или иной музыкальной системы: смычковый кобыз - древнетюркского эпоса и горлового пения; барбат -хорасанской системы «Мелодий Барбада»; танбура - мавераннахрской (бухарской) школы макомов. Принцип этот в своей сущности исходит из традиций так называемой «практической теории», которая, затем во времена Фараби получила название «практическая наука музыки» («илми мусикий амалия»), противовес «теоретической науки музыки» («илми мусикий назария»).

Практическая теория, глубоко вросшая в самую музыкальную действительность, была очень цепкой традицией в условиях устного бытования музыки высокого стиля.

Принципы ее устойчиво переходили из одной эпохи в другую. Даже во времена утвеждения универсальной системы «теории кругов» («илми адвар»), практическая наука оставалась востребованной в различных региональных традициях. Например, школа Мухаммада Нишапури (вторая половина XII - первая половина XIII веков) в Хорасане, школа Наджмиддина Кавкаби (первая половина XV века) в Бухаре и т.д.

Второй чрезвычайно важный момент в истории развития музыкального мышления - это становление системы канонических ладов, которая послужила предтечей классической музыки, в самом высоком значении этого понятия, во всем мусульманском мире. Поэтому, музыкальная система Барбада, как первый, решающий шаг в этом направлении, заслуживает специального рассмотрения.

В свою очередь, каноны музыки (лада и ритма) - это не просто разговорная речь, а руководство к действию, правила для творческого претворения. Поэтому различные названия одних и тех же кругов и их составных частей связаны с многообразием проявления традиций. Очень важное значение в понимании этого процесса единства и многообразия имеет «Трактат о музыке» Абдурахмана Джами, который был написан специально в учебно-познавательных целях. Известно, что это сочинение Джами написал по настоятельной просьбе своего друга - видного государственного деятеля Алишера Навои (1441-1501) - для просвещения учеников.

В недрах макомного искусства имеются немало тайных символов, которые в своей основе восходят к древнейшим пластам музыкально-поэтического творчества. Например, такие как замзама и тарона. Замзама (буквально «повторение») в поэтической системе аруза означает повторение одного простейшего равномерного или кратного ритмического соотношения.

В постоянном повторении одной простейшей ритмоинтонационной формулы есть своеобразие и функциональная значимость составных частей формы «замзама» величественных по характеру частей Сарахбор. После величественного характера исходного «намуда» частей Сарахбор, основанного на подчеркнуто пунктированном ритме, появляются распевы замзама, базирующиеся на однообразном повторе равномерных длительностей, создавая очень важный и необходимый контраст для самой значимой частицы - ядра всего макомного цикла.

Примечательно и то, что в обыденной лексике замзамой называется и колыбельные песни «алла», основанные в своей сущности на повторении простейшей ритмоинтонационной формулы с одними и теми же припевами [1, 4].

Тарона (другое название «рубаи») - образцы народно-песенного творчества, органически вжившиеся в музыкально-поэтическую структуру макомов. В пластах тарона сохранились черты коллективного вопроса ответного пения, опять-таки восходящие к народно-песенным истокам.

Как мы отмечали, в недрах макомов заложено немало знаков-символов, смыслы которых еще не раскрыты до конца. Например, уфар, накш, тасниф, пешрав и другие.

Примечательно то, что оно в своей сущности восходит к архаическим понятиям ладовой теории Востока, которая в своей основе тесно связана с античными традициями. В трактате-баязе № 1466 (написанный в 1847), «даромад» (буквально «вход», «начало») по своему внутреннему смыслу соответствует понятию «тетрахорд главных» и считалась самой красивой и привлекательной для всех родов [2, 23]. Именно это и определяется термином «маком» в значении исходного лада - ладовой ячейки, из которой происходит и название ладовой системы всего макома - цикла инструментальных и вокальных произведений основанной на ней. Если слово «даромад» заменить на «маком», получится синоним искомого понятия «шашмаком» (шесть макомов) - «шаш даромад» («шесть даромадов»). В этом и в других источниках фигурирует еще один синоним понятий «шаш даромад» и «шаш маком», это - «шаш сарахбор». Понятие «шаш сарахбор» было в обиходе среди мастеров еще до середины прошлого века.

Во-вторых, примечательно и то, что в общем контексте появляются две взаимодополняющие ладовые понятия «даромад» и «наср». Если даромад - это исходный лад, первооснова, то наср (буквально «помощь», «поддержка») означает прилегающие к главному побочные ладо образования. Даромад (маком, сарахбор) один в каждом цикле, а насров может быть несколько. Это и есть ключевой принцип ладовой системы Шашмакома: наслоение на одну основу нескольких вспомогательных ладо образований. В терминологии музыкальных трактатов-баязов, исходный лад - основа называется маком (синонимы даромад и сарахбор), а все вспомогательные обозначаются как насры. Итак, образуется целостная ладовая система под общим названием Шашмаком (шесть макомов). А фактически же ладов больше, чем шесть. То есть получается шести рядовая ладовая система, выстроенная по принципу маком + наср. В связи с этими понятиями, следует сразу же оговорить, что слово наср имеющее в русской транскрипции одно написание и звучание, в арабском письме имеет двоякую форму: с буквой «сод» и с буквой «са». Первый наср (буквально «помощь», «поддержка»), как уже говорили, имеет значение побочных ладов, которые в сочетании с основными составляют общую ладовую систему макомного цикла. Вторая форма наср (буквально «смешанная», «проза») в паре с понятием «мушкилот» (буквально «форма», то есть «чистая форма») в значении «инструментальная музыка», используется как заглавие всей вокальной сферы Шашмакома. Более подробно о насре в значении «вокальной сферы» речь пойдет в соответствующем разделе.

Таким образом, принцип «маком-наср», как устойчивый канон, выдержан во всех списках бухарских музыкальных трактатов - баязов XIX века.

Список литературы /References

1. Suyunova Zamira. An'anaviy ijrochilik (Alla - mehr qo'shig'i). T., 2016.

2. Ашуров Б. Неизвестный трактат о музыке журнал "Moziydan Sado". 3 (71), 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.