ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО В ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Тураев Ю.Ш.
Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессор, кафедра эстрадного пения, Государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: современное национальное узбекское эстрадное искусство в условиях независимости, приобрела новое направлению благодаря вниманию, и заботе со стороны государства оно активно развивается, составляя неотъемную часть культуры Узбекистана.
Не смотря на развитие в современных условиях музыки эстрадной песенного искусства в Республики Узбекистан. Нам, необходимо глубоко изучив свою историю прошлого поколения, народных классических традиционных исполнителей. И тем самым мы сможем совершенствовать, в современных условиях эстрадного музыкального искусства Узбекистана на боле высоки международного уровня. Ключевые слова: искусство, исполнение, композитор, культура, песня, шлягер, культура, классика.
VAUDEVILLE ART AT YEARS OF INDEPENDENCE OF THE REPUBLIC UZBEKISTAN Turayev Yu.Sh.
Turayev Yunus Sharipovich - Acting Professor, DEPARTMENT OF POP SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the modern national Uzbek vaudeville art in condition of independence, has gained the new direction due to attention, and care on the part of state it actively develops, forming неотъемную part of culture Uzbekistan.
Not review on development in modern condition of the music vaudeville песенного art in Republics Uzbekistan. We, necessary deeply studied its history past generations, public classical traditional performers. And hereunder we shall be able to improve, in modern condition vaudeville music art Uzbekistan on pain high international level. Keywords: art, performance, composer, culture, song, culture, classics.
УДК 078.71
Как бы ни была прекрасна музыка сама по себе, слово о ней необходимо для постижения ее идей и условностей. Чтобы получить настоящее, отнюдь не поверхностное наслаждение, открыть для себя новые эмоциональные горизонты, слушатель должен быть готов к ним, иметь изначальные представления об особенностях музыкальной образности и средствах выразительности. Достигается это, прежде всего, самим слушанием. Но уже первые запавшие в душу впечатления требуют обобщения, ищут сходства и находят несходства, подтверждения законов и нарушения стереотипов. И тогда слово о музыке становится опорой этих поисков. Оно не только несет информацию, объясняет и описывает, но и будоражит новый интерес, подталкивает к волнующим переживаниям. Делает цветным и рельефным то, что казалось, намечено беглым контуром.
Как и любой вид творчества, слово о музыке может надолго сохранить свою индивидуальность, стать образцом глубины и оригинальности исследования, логики и стиля. А может, осветив некоторые факты и связи, раствориться в общем информационном потоке. Здесь все зависит от убедительности автора, новизны его концепции, точности ввыборе жанра. Но, прежде всего - от ясного осознания художественной ценности описываемого феномена, и в этом не столько отреагировать на общественный интерес к нему, сколько его стимулировать.
Все это общеизвестно. И вряд ли стоило напоминаний, если находиться в рамках одного привычного музыкального стиля. Но мир стремительно меняется и расширение музыкальных интересов новой аудитории - одна из ярких примет этих изменений. Понятие мировая музыкальная культура давно уже включает не только композиторское творчество, но и богатейшее наследие национальной музыки в ее обиходных и классических образцах и традициях.
Вплоть до начала 90-х годов ХХ-го столетия расклад музыкальных видов творчества в Узбекистане представлял следующие этажи: творчество композиторов и бастакоров, традиционное исполнительство, фольклор, эстрада, художественная самодеятельность. Именно такой выглядит музыкальная панорама общества того времени. Вертикаль этажей даёт представление о существовании их в едином измерении, допуская полифонизацию уровней [1, 92].
Подготовка в этом направлении специалистов высшей квалификации получила прочную образовательную базу. Государственный масштаб этого развития в Узбекистане отвечает, профессиональным мировым стандартным требованиям такого общечеловеческого культурного наследия стал, достоянием народа, каким является музыкально эстрадное песенное искусства в частности.
Всевозрастающий интерес молодёжи к эстрадному музыкальному искусству предполагают всестороннее изучение его истории, теории, и практики кто стоял у истоков узбекской эстрады.
Соединились в одно единое две направление. Лапар национальное народное искусства песни с танцами. Эстрадное вокальное песенное искусства эти оба направления в искусстве достигли своего яркого профессионального творческого успеха. Этим высоким результатам предшествовала то, что во второй половине ХХ -столетия поэтами песенниками композиторами и балетмейстерами Узбекистана ими написаны много песен с танцами и шлягеры ретро хитов эстрадных песен.
Мы с благодарностью вспоминаем талантливых популярных композиторов Узбекистана. Кто являлся, основоположниками в развитие национального узбекского эстрадного песенного искусства в Республики Узбекистан это были, Муталь Бурханов. МухтарАшрафи, Шариф Рамазанов, Икрам Акбаров, Сайфи Джалил, Хамид Рахимов, ХайриИзамов, Абдурахим Мухамедов, Дони Закиров, Манас Левиев, Гафур Кадыров, Энмарк Салихов, ГаниХаликов, Дилором Сайдаминова, Совет Варелас, Евгений Ширяев. Поэты песенники Эркин Вахидов, Тураб Тула, Камтар Атабаев, Ёнгин Мирзо, Дмитрий Палинин, Николай Куликов, Раим Фархади, Пулат Мумин.
В конце ХХ столетия и начала ХХ1 века молодыми талантливыми композиторами как ДилоромАмануллаева, Алишер Икрамов, Фарух Закиров, Дони Ильясов, Рустам Абдулаев, Нодим Норходжаев, ОйдинАбдулаева Юнус Тураев, Юлдуз Усманова, СевараНазарханова, ЖамиляНаимова, Гулнора Азизходжаева. Машхура Раджабова. Написанные ими новые эстрадные песни шлягеры в современных стилях и направление по требование времени.
Поэты песенники У.Азим, С.Тучиева, С.Назархан, Ю.Усманова, Дж.Джабарова, С.Сайид, Ф.Камаева. Исполнивши в разное время записавшие в золотой фонд радио, телевидений. Озвучивших в фильмах популярными исполнителями метро узбекской эстрады. Тамара Ханум, Батыр Закиров, Луиза Закирова, Эльмира Уразбаева, БахрамМавлянов, Юнус Тураевым эти исполнители стали популярные среди слушателей дальние зарубежье Азии и Европы. Песни дошедший до нас в 21 век
стали классикой узбекской эстрады. Эти песни звучать на радио и телевидение и в концертных залах на международных конкурсах и фестивалей на вступительных и государственных экзаменах. Имеет преимущества своей популярности и жизненной необходимости поют, по сей, день, не потерявший свою актуальность.
В годы независимости в нашей стране особое внимание уделяется в развитии и совершенствовании эстрадно исполнительской деятельности в областях республики эстрадно-вокальное искусство составляет неотъемную часть современной музыкальной культуры Узбекистана.
Оно достигло яркого рассвета и высоких результатов, чутко откликаясь на требования и запросы общества. Отвечая велениям времени и учитывая огромное тяготение молодёжи к эстрадному искусству. Консерватория стала инициатором подготовки певцов, сольного, джазового и эстрадного профиля. Впервые в истории Узбекистана в консерватории был открыт эстрадный, факультет, что дало возможность талантливой молодёжи получить высшее музыкальное образование.
Поэты песенники, композиторы, исполнители.достигли ярких достижений мировой музыкально эстрадной культуры «Нихол». «Истеъдод», «Эътироф» и др.
В повышение педагогического мастерства кардинальный рост учебного процесса и музыкального образования в областях на качественно новый уровень соответствии решениием ученого совета Государственной консерватории Узбекистана. Союза писателей и Союза композиторов Узбекистана в оказании практической помощи на местах, повышение педагогическое мастерства в областях и кординального роста качества и уровня учебного процесса. В связи с этим предлагаем мэтра узбекской эстрады специалиста высшей квалификации - Устоза.
Заслуженного артиста Узбекистана, профессора Госурственной консерватории Узбекистана, Направит в области с показательными выступлениями мастер-класса с участием талантливыми студентами его класса, мастер-классов (устоз-шогирд).
Список литературы /References
1. Яфасова Э.У. Пространство массовых жанров / Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Т., 2008.
ТРАКТОВКА СОНАТНОЙ ФОРМЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ Г.А. МУШЕЛЯ Мякушко Т.Ю. Email: [email protected]
Мякушко Татьяна Юрьевна - и.о. доцента, кафедра камерной музыки и концертмейстерского мастерства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья освещает проблемы современного камерного исполнительства на примере камерной сонаты видного узбекского композитора XX века Г. Мушеля. Синтез классической сонатной формы и узбекского национального фольклора нашел художественное преломление в творчестве этого композитора, что дало толчок в развитии нового самобытного направления в музыкальном стиле, колорите музыкального тематизма, ритма и фактуры. Эта уникальность открывает новый взгляд на трактовку исполнительской интерпретации классического сонатного цикла.
Ключевые слова: соната, узбекская музыка, скрипка, фортепиано, камерные произведения, разработка, реприза, усуль, фактура, ритм.