Научная статья на тему 'Из истории эстрадного искусства Узбекистана'

Из истории эстрадного искусства Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
600
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО / ART / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ЭСТРАДА / ПЕНИЕ / ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА / POPULAR MUSIC / ЖАНР / GENRE / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / COMPOSERS CREATIVE ACTIVITY / BANDSTAND / CHANT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тураев Юнус Шарипович

Современное композиторское творчество, деятельность традиционных музыкантов и эстрада это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкенте. Даже эти фрагменты показывают, насколько все взаимосвязано, взаимообусловлено десятками, сотнями нитей явных и скрытых отношений. Следовательно, можно полагать, что постижение хоть каких-то закономерностей одних явлений, помогает осмыслению других. Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, вбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций, а также современных достижений в области художественной культуры. Одним из наиболее популярных и востребованных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная песня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории эстрадного искусства Узбекистана»

напрашивающегося соответствия характера материала музыкального с характером звучания инструмента или группы инструментов. Безусловно, могут быть и часто бывают причины, связанные с программностью, связанные с идеей произведения и причины эти иногда побуждают автора партитуры одного какого -нибудь инструмента как бы «цитировать» музыкальную фразу часто совсем иного по своей природе инструмента.

Тембр, его выразительность, не должны рассматриваться как нечто самодовлеющее, а лишь как могучее средство, помогающее главному - т.е., выражению музыкальной сущности. Краски оркестра призваны выражать идею произведения, а не становиться украшающей самоцелью. С другой стороны, игнорировать краски оркестра и пренебрегать его богатейшими колористическими возможностями - значит обеднять выражаемую в произведении идею и нарушать взаимодействие различных элементов музыки.

Список литературы /References

1. Ахмедова Назира. Редактор Н. Янов-Яновская. Т., 2016.

2. Ташматова Азатгул. Государственный оркестр народных инструментов имени

Дани Закирова. Т., 2015.

ИЗ ИСТОРИИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА Тураев Ю.Ш. Email: [email protected]

Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессора, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: современное композиторское творчество, деятельность традиционных музыкантов и эстрада - это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкенте. Даже эти фрагменты показывают, насколько все взаимосвязано, взаимообусловлено десятками, сотнями нитей явных и скрытых отношений. Следовательно, можно полагать, что постижение хоть каких-то закономерностей одних явлений, помогает осмыслению других.

Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, вбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций, а также современных достижений в области художественной культуры. Одним из наиболее популярных и востребованных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная песня.

Ключевые слова: композиторское творчество, искусство, культура, традиция, эстрада, пение, популярная музыка, жанр, специалист.

FROM HISTORY VARIETY ART UZBEKISTAN Turaev Yu.Sh.

Turaev Yunus Sharipovich - Acting Professor, DEPARTMENT VARIETY SINGING, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: modern composers creative activity, activity traditional musician and bandstand -only separate episodes that complex process, seething in much policies Tashkent. Even, these fragments show, insofar all interconnected, all is conditioned groups of ten, a hundred

of threads evident and hidden relations. Consequently, possible suppose that understanding although some regularities of one phenomena's, helps the comprehension others. The music art Uzbekistan actively develops, absorb in itself whole wisdom of the generations, public and classical tradition, as well as modern achievements in the field of artistic culture. One of the most popular and claimed genres composers creative activity, which at our days is conducted big attention, is a variety song.

Keywords: composers creative activity, art, culture, tradition, bandstand, chant, popular music, genre, specialist.

УДК: 78.071.2

Музыкальное искусство Узбекистана активно развивается, вбирая в себя всю мудрость поколений, народных и классических традиций, а также современных достижений в области художественной культуры. Одним из наиболее популярных и востребованных жанров композиторского творчества, которому в наши дни уделяется большое внимание, является эстрадная песня.

Подготовка в этом направлении специалистов высшей квалификации получила прочную образовательную базу. Государственный масштаб этого развития в Узбекистане отвечает прогрессивным мировым требованиям такого общечеловеческого культурного достояния, каким является музыкальное искусство вообще и эстрадное искусство в частности. Всевозрастающий интерес к эстрадному музыкальному искусству предполагает всестороннее изучение его истории, теории и практики.

Эстрадное пение - это вид музыкального искусства, основой которого является вокальное, песенное творчество в его яркой, доступной и популярной форме. Разнообразие жанров, стилей, исполнительских возможностей эстрадной песни безграничны. Несмотря на простоту, лаконичность и доступность, эстрадная песня обладает колоссальными художественными возможностями, которые за небольшое время ее восприятия оказывают сильнейшее воздействие на психологическое и эмоциональное состояние человека. Эстрадная песня имеет самую большую слушательскую и зрительскую аудиторию. Ей принадлежит наибольшее количество аудиозаписей. Радио- и телепрограммы, праздники, фестивали, встречи, конкурсы, концерты - везде эстрадная песня имеет преимущество в своей популярности и жизненной необходимости [1, 5].

Талантливые композиторы Узбекистана являются основоположниками в становлении и развитии национального узбекского эстрадного песенного искусства в республике. Это Муталь Бурханов, Мухтар Ашрафи, Шариф Рамазанов, Икрам Акбаров, Дони Закиров, Манас Левиев, Гафур Кадыров, Сайфи Джалил, Хамид Рахимов, Хайри Изамов, Абдурахим Мухаммедов, Совет Варелас, Энмарк Салихов, Евгений Ширяев, Гани Халиков и др. Свои эстрадные песни они создали в содружестве с такими замечательными поэтами, как Эркин Вахидов, Тураб Тула, Камтар Атабаев, Ёнгин Мирзо, Абдулла Арипов, Дмитрий Полинин, Николай Куликов, Раим Фархади, Пулат Мумин, Александр Файнберг и др.

В развитие эстрадного песенного искусства внесли существенный вклад ведущие солисты эстрадного оркестра Узбекистана Батыр Закиров, Луиза Закирова, Юнус Тураев, Клара Джалилова, Бахром Мавлянов, Мухаббат Шамаева, Рано Шарипова и мн. др., вошедшие в число тех, кто стоял у истоков развития национального эстрадного исполнительства Узбекистана. Узбекские лирические эстрадные песни, созданные ими, записаны и внесены в «золотой фонд» Узгостелерадио и исполняются по сей день.

В годы независимости Республики Узбекистан эстрадное искусство достигло яркого расцвета и высоких результатов, что отвечает велению времени, и учитывает огромное тяготение молодежи к эстрадному искусству. Современные композиторы и исполнители Фаррух Закиров, Надим Нарходжаев, Дилором

Амануллаева, Алишер Икрамов, Дани Ильясов, Казим Каюмов, Юлдуз Усманова, Насиба Абдуллаева, Мансур Ташматов, Кумуш Раззакова, Севара Назархан, Жамиля Наимова, Гулнара Азизходжаева и др. своим неутомимым творческим трудом вносят большой вклад в развитие национального эстрадного искусства Узбекистана. Наряду с ним национальную эстраду Узбекистана обогащают молодые талантливые поэты-песенники, чьи поэтические тексты звучат на праздничных концертах, конкурсах и фестивалях.

Воспитание эстрадного певца выдвигает перед педагогом сложные профессиональные, образовательные задачи, связанные с осмыслением художественного содержания исполняемого произведения, понимания поэтического текста и системы музыкальных выразительных средств, используемых композитором. Освоение эстрадной песни требует анализа поэтического и музыкального текстов, понимания стиля и возможности выразительных средств. В вокальном искусстве и педагогике необходимо выявить трудности технического и выразительного плана, найти пути их преодоления, а затем в яркой и доступной форме донести до слушательского восприятия. На это и нацелено предлагаемое пособие, в котором каждая песня снабжена методическими рекомендациями, ориентирующими педагога и студента на успешную реализацию поставленных задач.

Отобранные произведения рассчитаны на различные типы вокальных голосов, предоставляя педагогу возможность выбора той или иной тональности путем транспонирования с учетом особенностей голосового аппарата студента.

Важное значение для будущего эстрадного певца имеют такие качества, как умение держать себя на сцене, обладать высоким художественным и эстетическим вкусом, знать и умело применять современную технику эстрадного исполнительства, органично сочетая ее с национальными формами вокального искусства. Для достижения этого высокого профессионализма и необходимого уровня знаний в содержание консерваторского образования включен целый ряд необходимых общеучебных и специальных дисциплин, отвечающих уровню мировых образовательных стандартов и современным достижениям в области эстрадного искусства. В этом образовательном, учебно-воспитательном процессе большое внимание отводится знанию национальной культуры, ее истории и современности. Многовековые традиции узбекской музыки бережно сохраняются, развиваются, продолжают звучать в мыслях и чувствах наших современников.

Знание истории и теории предполагает осмысление базовых, методологических основ, что в свою очередь дает возможность верного осмысления необходимых вокальных технических приемов и углубленного понимания художественного образа музыкального произведения. Единство теоретических знаний с внутренним миром, культурой, природными задатками самого певца определяет качество и успех исполняемой песни. Голосовые данные певца, его музыкальный слух, культура, необходимые знания, трудолюбие, воля в сочетании с тонким вкусом, пониманием композиторского замысла и точным ощущением запросов слушательской аудитории -вот что является формулой успеха. В исполнительской практике автора случалось не раз, когда между концертным залом, слушателями и исполнителем возникало органичное единство высокого творчества, эстетического наслаждения от исполняемой песни. Ради этих волшебных мгновений существует и развивается музыкальное искусство. Наибольший количественный масштаб этих радостных творческих мгновений возникает при исполнении эстрадной песни, так как она является самым массовым и доступным видом музыкального искусства.

Список литературы /References 1. Тураев Юнус. Узбекские эстрадные песни ХХ века. Учебное пособие. Т., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.