Научная статья на тему 'Взаимоотношения композитора и исполнителя'

Взаимоотношения композитора и исполнителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1164
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / COMPOSER / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАНТ / MUSICIAN / ПРОФЕССИОНАЛ / PROFESSIONAL / ИСПОЛНИТЕЛЬ / PERFORMER / ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / ART / ИНСТРУМЕНТ / INSTRUMENT / ОРКЕСТР / ORCHESTRA / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Назаров Хушнуд Иркинович

До начала XX века композиторы, как правило, были исполнителями своих произведений, потому что сочетали в себе навыки профессиональных музыкантов-исполнителей и композиторов. В качестве примера можно привести имена таких великих композиторов как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди, Ф. Шопен, Ф. Лист и других. В XX веке эта традиция продолжила своё существование и здесь в качестве примера можно привести композиторов С. Рахманинова, Б. Бартока, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ф. Пуленка, Р. Щедрина и других. Вместе с тем, в связи с интенсивным развитием музыкального профессионализма происходит разделение функций композитора и исполнителя. Это связано с повышением уровня исполнительского искусства, а также расширением круга творческих проблем и усложнением технологии сочинения музыки композитором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения композитора и исполнителя»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОМПОЗИТОРА И ИСПОЛНИТЕЛЯ Назаров Х.И. Email: Nazarov17121@scientifictext.ru

Назаров Хушнуд Иркинович - заведующий кафедрой, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: до начала XX века композиторы, как правило, были исполнителями своих произведений, потому что сочетали в себе навыки профессиональных музыкантов-исполнителей и композиторов. В качестве примера можно привести имена таких великих композиторов как И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, А. Вивальди, Ф. Шопен, Ф. Лист и других. В XX веке эта традиция продолжила своё существование и здесь в качестве примера можно привести композиторов С. Рахманинова, Б. Бартока, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Ф. Пуленка, Р. Щедрина и других. Вместе с тем, в связи с интенсивным развитием музыкального профессионализма происходит разделение функций композитора и исполнителя. Это связано с повышением уровня исполнительского искусства, а также - расширением круга творческих проблем и усложнением технологии сочинения музыки композитором.

Ключевые слова: композитор, музыка, музыкант, профессионал, исполнитель, искусство, творчество, инструмент, оркестр.

RELATIONS OF THE COMPOSER AND PERFORMER

Nazarov H.I.

Nazarov Hushnud Irkinovich - Head of Department, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: before begin XX age composers, as a rule, were a performer of their own product since combined in itself skills professional musician-performers and composer. As example possible to bring the name such great composer as I.S. Bah, G.F. Gendel, A. Vivaldi, F. Shopen, F. List and others. In XX age this tradition has having continued its existence and here as example possible to bring the composer S. Rahmaninov, B. Bartok, S. Prokofyev, D. Shostakovich, F. Pulenk, R. Shedrin and others. Together with that, in connection with intensive development of the music professionalism occurs division a function composer and performer. This is connected with increasing level performance art, as well as - an expansion of the circle of the creative problems and complication to technologies of the composition of the music by composer.

Keywords: composer, music, musician, professional, performer, art, creative activity, instrument, orchestra.

УДК 78.071.1

В 1930-1940 годы в качестве первоочередных задач в истории узбекской музыки выходит создание «многоголосной музыки» и композиторского творчества. На развитие этого направления ориентируется созданная в 1934 году в Ташкенте Высшая музыкальная школа (в 1936 году переименованная в Ташкентскую государственную консерваторию).

Свой богатый творческий опыт в области узбекского композиторского и исполнительского искусства Виктор Успенский претворил в «Лирической поэме» (1947), посвященной памяти великого узбекского поэта Алишера Навои в связи с 500-летием со дня его рождения. В состав симфонического оркестра композитор ввел

чанг, дойру, нагору и сафаиль. Первыми исполнителями были также музыканты из оркестра узбекских народных инструментов. Тембровые особенности народных инструментов нашли свое претворение и в симфоническом творчестве А. Козловского. Наиболее ярким примером воплощения тембровых свойств узбекских народных инструментов в симфонической музыке может служить поэма «Тановор» (1937). В ее основе - известная песня, записанная А. Козловским от известной певицы Халимы Насировой, ставшей первой исполнительницей сольной партии поэмы. Своеобразие инструментовки подчеркивают тембры узбекских народных инструментов, дополняющие основной состав симфонического оркестра.

Многим искусствоведам по изучению узбекской музыки известно, что Фахриддин Садыков за время работы музыкальным руководителем ансамбля «Маком» под предводительством Юнуса Раджаби, он получил великолепную школу. К тому времени он был уже зрелым мастером, признанным музыкантом-виртуозом. Техника и мастерство были ему равно подвластны. Он имел широкое признание как бастакор, автор оригинальных инструментальных и вокальных сочинений. К тому же своим острейшим слухом он улавливал дух современного композиторского письма, многоголосной музыки, которая звучала вокруг него. Многие композиторы были его друзьями, и в соавторстве с некоторыми из них он писал музыку для оркестра узбекских народных инструментов. Словом, музыка многоголосного мышления ему не была чужда [1, 206-207].

В наше время - эпоху глобализации, когда происходят интенсивные процессы гуманизации и гуманитаризации науки и искусства, возрастает значимость гармонично развитой творческой личности, в совершенстве владеющей информационными и коммуникационными технологиями, возрождается феномен творческой личности универсального типа. В качестве примера можно привести некоторых ярких личностей, которые сочетают в себе композитора и исполнителя. Например, в нашей стране можно назвать таких композиторов, в то же время талантливых музыкантов-исполнителей, как Рустам Абдуллаев, Дилором Амануллаева и др. Этих композиторов можно с полным основанием назвать уникальными творческими личностями, возрождающими в наше время тип композитора, в совершенстве владеющего игрой на различных инструментах, пением, искусством танца, дирижированием, а также обладающего поэтическим и литературным дарованием.

Рустам Абдуллаев направил свои поиски на более мобильные жанры, позволившие ему, с одной стороны, влиться в общую струю, а с другой - сформировать свой круг музыкальных образов и тем. Показательно, что в опусах этого периода, таких как Трио для флейты, кларнета и фортепиано (1969), симфоническая поэма «Памяти Алишера Навои» (1971), вокальный цикл «Хиросима» на стихи японских поэтов (1973) определился основной круг творческих задач, характерный и для узбекских композиторов 1960-х - 1970-х годов, а именно: создание репертуара для различных инструментальных составов, продолжение мемориальной тематики, посвящённой исторически значимым личностям узбекской национальной культуры, включение более широкого спектра образов, связанных с укреплением контактов с народами Востока. С точки зрения музыкального языка Рустам Абдуллаев в те годы тяготеет к гомофонно-гармоническому складу изложения с вкраплением полифонических приёмов. При этом его сочинения покоряют щедрым мелодизмом, поэтическим лиризмом, эмоциональной экспрессией, и, что особенно важно - крепкими связями с национальными традициями (это мог быть и фольклорный материал (цитатный), и авторский (творчески переработавший народно-песенные образцы). Словом, Рустам Абдуллаев уже с первых самостоятельных шагов демонстирует уверенное владение техническими навыками, присущими композиторскому творчеству тех лет [2, 29].

В основном же композиторы вынуждены искать исполнителей и дирижёров для звукового воплощения своих сочинений. Это во многом создаёт ряд проблем.

Во-первых, наличие новых зародившихся музыкальных произведений в электронном виде. Как известно, в настоящее время имеется огромная возможность использования композиторами современных компьютерных программ при редактировании своих произведений. Программы «Encore», «Sibelius», «Finale» входят в число таких нотных редакторов. Они помогают композитору сэкономить огромное количество его времени и умение пользоваться ими целесообразно для него. Самая эффективная сторона этих программ заключается в том, что нотные материалы, набранные с помощью них, не только удобны для исполнения, но и хранение их в электронном виде помогает быстро осуществить их дальнейшее редактирование или возможное переосмысление. Такой подход композитора более приветствуется со стороны исполнителей.

Во-вторых, необходимо возродить традицию умения композитора играть на разных музыкальных инструментах. Современный композитор постепенно отдаляется от исполнения на тех или иных инструментах. Это объяснятся нехваткой времени, которое большей частью направлено на поиски новых инновационных технологий, приёмов звукоорганизации, создания новых музыкальных форм и жанров. Вместе с тем же, происходит ухудшение качества сочинения музыки из-за незнания специфических свойств того или иного музыкального инструмента. В конечном итоге, это приводит к появлению разногласий между композитором и исполнителем, потому что нынешний композитор привык предоставить исполнителю нотный материал в готовом виде, то есть только уртекст (нотную стенограмму, своего рода шифр) без точного указания штрихов, динамики и других важных элементов, с чем может согласиться не каждый исполнитель.

Таким образом, на сегодняшний день композитору необходимо быть в постоянном контакте со многими исполнителями в процессе сочинения каждого нового произведения. Иногда композитор должен точно знать, для кого (имеется в виду определённый исполнитель) предназначено его новое произведение. Это очень важный и необходимый момент для каждого композитора. Зная возможности данного исполнителя, композитор облегчает себе задачу выбора того или иного варианта звукоизвлечения, применения новых эффектов, что очень актуально на сегодняшний день. К тому же, порой исполнитель может найти такое решение вопроса исполнения, что композитору было бы трудно прийти к этому. Исполнитель может давать ценные советы в ходе сочинения произведения.

Обобщая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что проблема взаимоотношения композитора с исполнителями, дирижёрами, звукорежиссёрами, не только профессиональная, но и психологическая. Современный композитор как творческая личность, как художник, постоянно взаимодействующий с разными людьми, должен обладать талантом коммуникативности, обеспечивающим ему успешное достижение поставленных целей.

Список литературы /References

1. Матякубова Отаназар. Узбекская классическая музыка. Том 1. Истоки. Т. "Янги аср авлоди", 2015.

2. Мурадова Д. Творчество Рустама Абдуллаева в контексте жанровых исканий композиторов Узбекистана в XX - XXI веках // Композитор Рустам Абдуллаев. Жизнь в музыке. Коллективная монография, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.