ВОПРОСЫ ИНСТРУМЕНТОВКИ В УЗБЕКСКОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ А. КОЗЛОВСКОГО И М. БУРХАНОВА) Эркаев Н.И. Email: Erkaev17137@scientifictext.ru
Эркаев Нурали Икрамджан угли - преподаватель, кафедра композиции и инструментовки, самостоятельный соискатель PhD, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в узбекском композиторском творчестве ХХ века вопросы инструментовки занимают огромное место. Инструментовка, как одна из ведущих областей музыкального творчества, является неотъемлемой частью создания образа, стиля и драматургии.
В данной статье в центре внимания находятся вопросы инструментовки, рассматриваемые в творчестве узбекских композиторов ХХ века, на примере сочинений А.Ф. Козловского и М. Бурханова. В работе предполагается попытка осмысления проблем инструментовки, решённых каждым композитором индивидуально. Инструментовка избранных опусов исследуется как одна из важнейших составляюших стиля композитора.
Ключевые слова: композитор, композиция, творчество, инструментовка, оркестровка, стиль, образ, опус.
QUESTIONS ORCHESTRATION IN UZBEK COMPOSERS CREATIVE ACTIVITY ХХ AGE (ON EXAMPLE OF THE COMPOSITIONS A. KOZLOVSKY AND M. BURHANOV)
Erkaev N.I.
Erkaev Nurali Ikramjan ugli - Teacher, DEPARTMENT OF COMPOSITION AND INSTRUMENTATION, INDEPENDENT COMPETITOR PHD, STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in the Uzbek composer's work of the twentieth century, the questions of instrumentation occupy a huge place. Instrumentation, as one of the leading areas of musical creativity, is an integral part of creating image, style and drama. In given article are in the highlight found questions orchestration, considered in creative activity uzbek composer XX age, on example of the compositions A.F. Kozlovsky and M. Burhanov. In work is expected attempt of the comprehension of the problems orchestration, solved by each composer individually. Orchestration elected opus is researched as one of the most important forms stiletto composer. Keywords: composer, composition, creative activity, orchestration, style, image, opus.
УДК 078
В истории инструментовки сушествовали произведения, которые были созданы для фортепиано, но в последствии были инструментованы для различных оркестров и ансамблей. Такими примерами могут служить сочинения К.Дебюсси, Ф.Листа, М.Балакирева, С.Рахманинова, П.Чайковского, С.Прокофьева. Этот список можно продолжать бесконечно, так как каждый композитор при создании своих сочинений, уделяет огромное значение инструментовке как одной из фундаментальных основ создания композитороского почерка и мастерства.
Проблемам инструментовки в музыковедении отводится ведущее положение. Достаточно назвать базовые труды А. Карса, У. Пистона, М. Штейнберга, Д. Рогаль-Левицкого, Г. Берлиоза, Н. Римского-Корсакого, С.Василенко. Если говорить об узбекских композиторах ХХ века, то вопросами инструментовки занимались такие известные авторы как А. Козловский, М. Бурханов, М. Таджиев, Ф. Алимов, Ф. Янов-Яновский, А. Мансуров, Х. Рахимов.
В узбекском композиторском творчестве большая заслуга в области инструментовки принадлежит А.Ф.Козловскому, который стремился создать национальную школу оркестровки. В таких его известных сочинениях как "Лола" и "Тановор" степень и качество инструментовки достигло наивысшего совершенства, служащее образно-выразительной сфере.
Рассмотрим особенности инструментовки на примере сочинения А.Ф.Козловского "Тановор" для симфонического оркестра. Опус открывается темой гобоя, к которому постепенно добавляются кларнет ш В, кларнет ш А, трубы с сурдинами, создаюшие гармонический фон. Образное содержание произведения также обогащается с помошью мягких пассажей арфы. Струнные инструменты, исполняюшие в верхних регистрах флажолеты, создают выразительный эффект. В этом случае музыкальная ткань охватывает все три регистра - нижний, средний и верхний.
Во вступителной части "Тановара" такой тип инструментовки создаёт ощущение лирико-созерцательного начала, атмосферы спокойствия и медитативности. Подобный вид инструментовки свойственен эпохе импрессионизма, которая характеризуется яркой красочностью.
В творчестве А. Козловского, влияние эпохи импрессионизма отразилось на все средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, фактура и инструметовка.
Далее остановимся на рассмотрении сочинения М. Бурханова - "Касыда к Алишеру Навои". Здесь стоит обратить внимание на то, что М. Бурханов является одним из ведуших узбекских композиторов по созданию монолитных вокально -симфонических опусов, в которых проявилось мастерское владение инструментовкой. Это безусловно влияние его наставника - профессора Московской консерватории С.Н. Василенко, который в свою очередь, также относится к выдаюшимся композиторам и знатокам инструментовки. Об этом свидетельствует его учебник "Инструментовка для симфонического оркестра" [1, 10].
Вокально-симфоническая поэма "Касыда к Алишеру Навои" вводит слушателся в атмосферу лирико-повествовательного образа. Инструментовка в данном сочинении представляет собой вариантный тип изложения музыки для оркестра. Здесь важно обратить внимание на то, что Бурханов мастерски синтезирует различные тембры инструментов, совершенно комбинируя их друг с другом, благодаря чему создаётся выразительная оркестровая ткань. Уместным будет привести мысль Адама Карса: "Новое звучание было достигнуто, но не посредством новых инструментов, а при помощи новых партий для тех же инструментов, благодаря новым сочетаниям тембрового колорита и дальнейшему развитию исполнительской техники, благодаря новому музыкальному изложению свободному применению сурдин у духовых инструментов, а также путем одновременного звучания одного звука у разных инструментов, чего не допустили бы 50 лет назад" [2, 284]. Эти установки были характерны и для творчества М. Бурханова.
Тема Навои, основанная на макомной мелодии "Сара^бори Наво", исполняется английским рожком, далее флейтой, затем фаготом, кларнетом ш В, альтом и первыми скрипками во второй октаве.
В процессе развития музыкального изложения тема проходит в различных регистрах - малой, первой и во второй октавах, сливаясь в унисон:
Группа струнных инструментов создаёт аккомпанемент для всей оркестровой ткани. Данный тип инструментовки свидетельствует о восточной манере изложения музыкального материала, соответствуюшей образу Навои.
Партитура представляет собой современное музыкальное полотно, характеризуюшееся диагональным типом фактуры, который можно назвать квазитембром. На фоне унисонной ткани также звучат тромбон, челеста и 2 арфы:
В заключении целесообразным будет привести мысль Н. Конрдорфа: " Большая заслуга Карса состоит в том, что он справедливо и видимо, впервые в музыкознании говорит о национальных школах в оркестровке". Откликаясь на данную мысль, мы можем сделать вывод о том, что в узбекском композиторском творчестве ХХ века сложилась своя национальная школа оркестровки, которая сегодня оборела современные черты.
Список литературы /References
1. Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. Т. 1. Москва, 1952.
2. Каре А. История оркестровки. Москва, 1990.