УДК 13.21.11
А.Р. Зайнутдинова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В данной статье автор представляет разработку эффективной модели формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства, направленной на развитие музыкального кругозора, духовно-нравственной и эстетической культуры личности, обогащение ее культурно-досуговой сферы.
Ключевые слова: педагогическая модель, досуговые интересы, социально-культурная деятельность, национальная музыкальная культура, музыкально-творческая деятельность
Zaynutdinova Alsu Rustamovna the pedagogical model of youth’s leisure interests formation by means OF FOLK MUSICAL ART
In the article the author represents a sketch of the effective model of youth’s leisure interests’ formation by means offolk musical art that is aimed at the development of a personality’s musical worldview, spiritual, moral and aesthetical culture; as well as at the enrichment of the personality’s cultural and leisure spheres.
Key words: pedagogical model, recreational interests, socio-cultural activity, folk musical culture, musical creativity.
Ценности национального музыкального искусства все более становятся важным стимулом творческой и профессиональной деятельности молодежи.
«Национальная доктрина образования», принятая в 2000 году, определяет основные идеи и задачи образования, среди которых развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддер-жка национально-культурной самобытности наро-дов России и гуманистических традиций российской культуры. В связи с этим сегодня особое значение приобретает:
1)изучение социокультурных традиций Татарстана и возможность их применения в формировании досуговых интересов молодежи;
2) организация формирования досугового интереса с точки зрения этнокультурной направленности.
Под этнокультурной направленностью образования в педагогических исследованиях понимается характеристика образования, показывающая, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации средствами на-циональной культуры.
Мы считаем, что в процессе формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства необходимо опираться на следующие образовательные доктрины:
- в центре национального музыкального искусства выступает человек, производящий и осваивающий ее ценности для своего народа;
- явлениями национального музыкального
искусства следует считать познавательную, художес-твенную, нравственную ценности
человека - носителя этой культуры;
- в национальной культуре необходимо выделять преобразующую, созидательную стороны деятельности человека, направленные на саморазвитие собственной личности.
Национальная культура в рамках нашего исследования рассматривается как
целенаправленное, органичное приобщение к ценностям всех поколений людей. Одно из наиболее важных звеньев целостной системы реализации этой идеи - образование.
Для улучшения эффективности
формирования досуговых интересов молодежи мировоззренческая функция национальной культуры реализуется в постановке целей следующего характера: формирование у
участников знаний о сущности на-ционального музыкального искусства, ее основных элементах; развитие умения вычленять этнические аспекты; характеристика национальных черт в музыкальном искусстве; развитие навыков овладения практической деятельностью.
Национальный характер музыкального искусства следует рассматривать в двух аспектах: национальный характер культурных ценностей и национальный характер создателя - творца этих ценностей. Самобытность национальной музыкальной культуры с этих позиций реализуется:
- в формировании у участников знаний об элементах национального музыкального искусства, которое является этническим компонентом национальной культуры, знания специфических черт и особенностей тех или иных ее элементов, знания социальных, культурных, религиозных и
экономических аспектов национальной культуры;
- в воспитании у молодежи эмоциональноцелостных отношений личности к национальным традициям, национальному своеобразию и самобытности своей культуры;
- в развитии у молодежи самооценки своих этнических черт, формирование положительных установок на этническую самоидентификацию, опыта народных традиций, а также воспитание толерантной культуры.
Для повышения эффективности социальнокультурной деятельности была разработана модель формирования досуговых интересов молодёжи средствами национального искусства.
Разрабатываемая нами модель направлена на создание условий, обеспечивающих вовлечение молодежи в музыкально-творческую деятельность и способствующих развитию их музыкальных интересов и способностей, развитию музыкальной культуры молодежи, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия личности, приобщению участников к музыкальным
общенациональным ценностям.
Ведущие цели модели связаны с формированием досугового интереса. Знакомство
молодежи с национальными музыкальными
произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от суррогатов, способности самостоятельно
разбираться в истинных и мнимых достоинствах культурной жизни; развивает и расширяет их музыкально-художественные представле-ния,
духовные потребности.
Обучающие задачи:
1.Формирование знаний, умений и навыков -знаний о культурных традициях и музыкальном наследии татарского народа, опыта восприятия, сохранения и передачи музыкального наследия татарского народа из поколения в поколение, умений и навыков применения национальных традиций в своей повседневной жизни.
2.Развитие познавательного интереса к национальному музыкальному искусству.
3.Включение в музыкально-творческую Деятельность и вокальное творчество, в музыкальнопросветительскую, исполнительскую и творческую деятельность, обеспечивающую усвоение национальных музыкальных традиций в социуме, формирование творческого подхода при восприятии национальных музыкальных традиций, выразительное исполнение национальной музыки -пение, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, игра на народных
музыкальных инструментах и т.д.
4.Формирование национально-эстетического сознания - развитие эстетической потребности в общении с национальным музыкальным искусством, внутренняя постановка на ее познание, постоянный интерес к национальным музыкальным традициям, положительные эмоции и переживания, чувства и эстетические оценки при ее восприятии, сложившиеся этномузыкальные вкусы, идеалы, взгляды и теории.
5.Развитие мотивации к изучению национального музыкального искусства.
Воспитательные задачи:
1.Формирование духовно-нравственной личности, уважающей и почитающей традиции своего народа, интересующейся культурой и ценностями татарского музыкального искусства.
2.Развитие чувства патриотизма, гордости за свой народ, социальной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие задачи:
1.Создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в систему национальной культуры.
2.Развитие личностных качеств -
толерантности, активности, национального
достоинства, ответственности; формирование потребности в самопознании и саморазвитии.
Разработанная нами модель представлена совокупностью следующих блоков - целевого (выше описанного), содержательного, деятельностноориентированного, организационно-методического и оценочного. Данные блоки, в свою очередь, представлены теоретико-практическим и
методическим обоснованием входящих в них компонентов.
Содержательный блок модели предполагает обоснование трех компонентов:
- досугово-ориентированного компонента,
- освоения еспецифики татарского вокального исполнительства,
- социально-образовательного компонента.
Досугово-ориентированный компонент
предполагает учет такого теоретического фактора, как основание того, что самой большой ценностью яв-ляется обретение молодежью пространства для самореализации, социальным полем которого является свободное время, время досуга. Однако само по себе свободное время является лишь условием развития личности. Необходимо педагогическое руководство управлением
ценностными ориентациями, музыкальным
развитием, духовными потребностями и творческой самореализацией.
Необходимо констатировать, что современная ситуация осложняет социальную напряженность в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференциации молодежи. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей. Государство позволяет удовлетворять определенные досуговые интересы молодежи в рамках досуговых центров работы с молодежью, наряду с коммерциализацией сферы досуга и отдыха. Эффективность формирования досуговых интересов молодежи зависит от того, какие условия для самореализации внутренних потенций молодого поколения в свободное время может создать педагогическое сопровождение.
Уровень развития молодежи является важнейшим фактором выбора того или иного поведения, проведения свободного времени, что не может не влиять на тип и качество досуга. Важно отметить, что мировоззрение социально активной части молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечающей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. Это означает, что молодые люди, нацеленные на насыщенно-богатый досуг, чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: нравственная
свобода, яркая индивидуальность, духовный интерес. У таких ребят, по нашим наблюдениям, более четко выражены музыкально-творческие интересы, национальное достоинство,
ответственность за свой народ, национальный менталитет, гордость за национальную культуру в целом, толерантность.
Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшим индикатором социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие, формируют ощущения происходящих в стране реформ.
В качестве структурных элементов досуговоориентированного компонента разрабатываемой нами модели могут быть:
- содержательная направленность рекреационно-досугового процесса формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства и качественное взаимодействие его участников;
- свойства участников и характер
педагогического воздействия на музыкальнотворческую деятельность и их «обратное» влияние;
- виды и формы досуговой деятельности, характер и уровень руководства ею;
- система критериев, показателей и
индикаторов эффективности процесса
формирования досуговых интересов молодежи (совпадение результатов музыкального творчества участников с предварительно намеченной целью, что является интегральным критерием эффективности педагогического воздействия).
Второй компонент - освоение специфики татарского вокального исполнительства.
Особенности национального певческого искусства каждого народа вносят в решение этих задач свою специфику.
У татарского народа в течение многих столетий складывалась своя манера пения, свои художественные традиции, которые передавались народными певцами из поколения в поколение. Манера народного пения присуща многим современным профессиональным татарским певцам, исполняющим народные песни или же композиторские сочинения, написанные в народном стиле.
Этот компонент содержательного блока включает:
- все элементы состава художественно-музыкального социального опыта: музыкальные
знания, способы музыкального исполнительства, опыт творчества музыкально-художественной деятельности: творчество, воспроизведение,
исполнение, восприятие, импровизация;
- музыкальную культуру личности как социально-художественный опыт и как процесс приобретения этого опыта;
- развитие музыкального мышления на основе музыкальных оценок, суждений, личной обусловленности музыкальных вкусов, потребностей и идеалов;
- становление национального,
интернационального и общечеловеческого компонентов внутренней духовной культуры, развитие в эстетическом сознании молодежи позитивных черт национального менталитета;
- приобщение к общечеловеческим и национальным музыкальным ценностям;
- реализацию возможности выбора личностно значимых для молодежи видов музыкально-творческой деятельности.
В процессе работы с молодежью происходит реконструкция произведения, постигается его форма и содержание, усваиваются культурно-исторические традиции, отличающие одно произведение от другого. Все это определяет высокий уровень
понимания музыки, к которому личность подходит, исходя из знания в данном виде, жанре, стиле произведения, сочетая его структурные и культурно-исторические закономерности. В этом случае важно направить воображение участника в верное русло и ориентировать на раскрытие смысла музыкального произведения.
Социально-образовательный компонент содержательного блока модели предполагает реализацию задачи формирования досуговых интересов молодежи, прежде всего с позиции умножения их духовного потенциала, формирования интеллектуальной, нравственноэстетической культуры, осознания национальной принадлежности через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего народа, к духовным ценностям национального музыкального искусства.
Особое место в формировании досуговых интересов молодежи занимает национальная музыка как язык чувств народа, как своеобразное выражение его национального характера, традиций, обычаев.
Исследователь татарского народного музыкального творчества М.Нигметзянов так пишет о жанре «озын кой»: «Мы не встретили здесь сентиментальности и чувственности или, тем более, душевного надлома: протяжной песне присуща удивительная сдержанность выражений. Именно в протяжной песне в наиболее глубоко эмоциональной, но сдержанной форме преломляются исторические су-дьбы, художественно выражена его психология» [с. 115]. Татарская народная песня помогает молодежи пройти сложный процесс этнической социализации. Этническая социализация - это содержательный процесс приобщения молодежи к социально-генетическому опыту нации, к системе умений, навыков, способов мышления, норм, ценностных представлений, стереотипов поведения,
передающихся через язык, обычаи, традиции музыкальных обрядов и позволяющих осуществить межпоколенную трансляцию этнородового социального опыта. Мы искренне убеждены, что осуществление межпоколенной тран-сляции возможно только через этнохудожественное музыкальное образование, через традицию татарской вокальной культуры, в частности.
Ф.Ш.Салитова в «Очерках по истории татарской музыкальной культуры» использует тезис Г. Тукая о необходимости бережного отношения к эт-нохудожественному наследию и ориентированию фольклористов на его всестороннее изучение. Он сделал вывод о ценности народной песни как источника культуры прошлого, от которого так мало сохранилось
материальных памятников (нотных записей). Г.Тукай считал необходимым изучение истории происхождения напевов и оставил ряд интересных версий о возникновении некоторых народных песен. Он проявлял большой интерес к привычным элементам фольклора, сознавая полезность знания старинных напевов: книжного пения, баитов (от арабского бейт — двустишье), мунаджатов (от арабского - мунафаит - мольба к Аллаху), восходящих к временам язычества Х-Х1 вв. Еще более актуально, чем в начале века, звучит сейчас призыв Г.Тукая к сохранению народных песен для последующих поколений.
Социально-образовательное направление модели также учитывает следующие закономерности:
1. Кризис национальной самоидентификации молодежи, отказ от своей национальности, незнание родного языка, истории народа, традиций национальной культуры.
2. Использование социокультурного пласта Республики Татарстан.
3. Неизменный рост национального
самосознания молодежи и ее участие в культуросозидающей творческой деятельности, поиск человеческой неординарности,
привлекательности.
Деятельностно-ориентированный блок модели состоит из двух компонентов, способствующих, на наш взгляд, эффективному формированию досуговых интересов -музыкально-просвети-тельского и музыкальноисполнительского.
Музыкально-просветительский компонент в рамках деятельностно-ориентированного блока модели позволил выделить следующие важные мероприятия, направленные на формирование досуговых интересов молодежи:
1. Беседы, циклы лекций о видных татарских деятелях национального музыкального искусства.
2. Музыкальные встречи, вечера с представителями татарской эстрады.
3. Посещение концертов ГБКЗ им. С. Сайдашева, Татарской государственной филармонии.
4. Посещение Музыкальных салонов, музыкальных вечеров, посвященных развитию татарской музыкальной культуры.
5. Концерты с участием звезд татарской музыки.
6. Конкурсы татарской песни «Татар жыры», конкурсы вокалистов и исполнителей на народных инструментах имени С.Сайдашева, конкурсы гармонистов имени Файзуллы Туишева, фестивали народного творчества «Уйнагаз, гармуннар!».
7. Дни татарской культуры под эгидой Министерства культуры Республики Татарстан с участием мастеров татарской эстрады; комплектование литературой татарских библиотек, оформление выставок экспонатами национальной одежды, изделиями татарского прикладного искусства.
8. Дни Республики Татарстан с участием Казанского камерного оркестра «Ля Примавера», Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, солистов Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая Г.Ибушева, К.Сатиева, Р.Галимова и др.
9. Посещение выступлений
профессиональных и самодеятельных коллективов Министерства культуры РТ; участие в татарских национальных праздниках.
Музыкально-исполнительский компонент разрабатываемой нами модели предполагает реализацию следующих направлений работы с участниками.
1.Знакомство и изучение национального музыкального искусства, сценического воплощения песенной культуры воплощает решение следующих задач:
- изучение национальной татарской песни во всех проявлениях народной жизни, находящей самое яркое воплощение в народных праздниках, игрищах и обрядах;
- изучение различных жанров песенного татарского искусства;
- изучение традиционных костюмов разных этнических групп татар;
- обучение участников самостоятельной работе при составлении сценариев народных обрядов и праздников;
- овладение ребятами методикой сценической постановки песенных обрядовых и вокально-поэтических композиций.
2. Второе направление. Развитие исполнительских и практических навыков работы с вокальным ансамблем.
Основные цели данного направления:
а) развитие у ребят глубокого понимания художественных возможностей вокального ансамбля и тем самым - развитие творческих и исполнительских качеств;
б) подготовка к будущей музыкально-творческой деятельности участников нашего исследования, выступающих в коллективах малых форм.
В результате реализации данного компонента решались следующие задачи:
а) воспитать навыки ансамблевого исполнения;
б) познакомить с методикой работы с вокальным ансамблем;
в) изучить ансамблевую литературу разных стилей и направлений.
Организационно-методический компонент модели связан с организацией деятельности участников по вокальной подготовке:
- вокально-хоровое интонирование и ритмические упражнения;
- сольфеджирование - пение по нотам;
- чтение с листа;
- музыкальный диктант;
- слуховой анализ.
Традиционной формой в классе сольного пения являются индивидуальные занятия, где происходит творческое взаимодействие
руководителя и участников. Такие занятия обладают специфическими возможностями:
- индивидуально подходить к каждому участнику;
- интенсивно использовать упражнения в работе над певческим дыханием, дикцией, выработкой кантилены, сглаживанием регистров, развитием подвижности голоса;
- использовать приемы стимулирования образного мышления участников;
- воспитывать навыки, позволяющие поддерживать правильный режим голосовой нагрузки;
- проводить мини-беседы с использованием наглядных пособий, схем и т.д.
Надо отметить, что развивать и совершенствовать голос следует, руководствуясь общепедагогическим принципом постепенности и последовательности в освоении мастерством пения. Упражнения и художественный репертуар необходимо усложнять по мере «овладения материалом, выработки естественности и свободы звукоизвлечения, развития певческого дыхания, выразительной дикции».
Решению этих задач способствовало включение в репертуар народных песен, в том числе использование их в качестве вокализов -специальных упражнений для развития голоса. По своей напевности и обычно неширокому диапазону народные песни являются особенно ценным фактором для развития кантилены, свободной и непринуждённой манеры исполнения. Тезис о том, что народные напевы отвечают характерным особенностям голоса и удобны в пении, основывают в своих исследованиях такие педагоги-вокалисты, как Бахуташвили Н.Ш, Вербова Н.А., Далецкий О.В., Зданович А.П., Устинов Н. и другие.
В процессе разработки оценочного
компонента модели были выделены следующие уровни формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства:
Ценностно-смысловой (высокий). Участник обладает широким спектром досуговых интересов и осознает их ценность для своей жизнедеятельности; понимает высокое значение национального музыкального искусства; обладает знаниями о социальных, культурных, религиозных аспектах национальной музыкальной культуры; обладает национальным достоинством; стремится изучать социокультурные традиции региона; стремится реализоваться в активной художественной музыкальной деятельности.
Эмоционально-творческий (средний).
Участника привлекает эмоционально-творческая деяте-льность, умение эмоционально откликаться,
образно воспринимать мир музыки; активное влияние досуговых интересов на социальную активность; умение планировать свой досуг, использовать культурный потенциал среды; обладание эмоционально-цен-но-стным
индивидуальным потреблением музыка-льных национальных ценностей досуга.
Пассивный (низкий). Удовлетворение культурно-досуговых потребностей молодежи и их духовное обогащение на низком уровне имеет нерегулярный характер; общий уровень культуры невысокий, слабо реализован социальнокультурный потенциал; низок уровень навыков организации и проведения свободного времени; отсутствует мотивация участия в различных видах культурно-до-суговой деятельности; невысок интерес к национальной музыкальной культуре.
таблица №1
Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства
Формирование досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства посредством включения в музыкально-творческую деятельность и вокальное творчество, в музыкально-просветительскую, исполнительскую деятельность, обеспечивающую усвоение национальных музыкальных традиций в социуме
Формирование знаний, умений и навыков о культурных традициях и музыкальном наследии татарского народа, опыта восприятия, сохранения и передачи музыкального наследия татарского народа, умений и навыков применения национальных традиций в своей повседневной жизни.
Развитие познавательного интереса к национальному музыкальному искусству.
Формирование творческого подхода при восприятии национальных музыкальных традиций, выразительное исполнение национальной музыки - пение, музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, игра на народных музыкальных инструментах и т.д.
Содержательный блок Досугово-ориентированный компонент
Освоение специфики татарского вокального исполнительства
Социально-образовательный компонент
Деятельностноориентированный блок ► Музыкально-просветительское направление
Музыкально-исполнительское направление
Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального
музыкального искусства, структурные
подразделения которой объединены единой целевой установкой, определяет эффективное педагогическое и социально-куль-турное
сопровождение, координирующее музыка-льно-творческую деятельность молодежи, создает культурно-воспитательное пространство для развития ее досуговых интересов, обеспечивает эффективную социализацию молодежи в процессе удовлетворения ее социально-культурных
потребностей. Модель формирования досуговых интересов молодежи средствами национального музыкального искусства обеспечивает включение молодежи в музыкально-творческую деятельность, создает условия для реализации личностного потенциала, духовно-нравственных потребностей и реализует весь комплекс организационно-
методического и деятельностно-ориентированного обеспечения ку-льтурно-досуговой деятельности молодежи. Социальная значимость представленной модели заключается в развитии умения у молодежи строить свою жизненную позицию в соответствии с общечеловеческими и национальными нормами морали и нравственности, подходить к оценке жизненных явлений и ситуаций с точки зрения ценностей национального музыкального искусства.
Технологический аспект модели связан с
реализацией уважения к выбору участника с учетом его ориентации на совершенствование,
обогащение и наполнение новым смыслом досуговых интересов, с опорой на личностный потенциал участников, их музыкальные возможности и музыкальную подготовленность. Практико-ориентированное моделирование
связано также с ориентацией на готовность участников к социокультурной деятельности, содержательное наполнение которой определяется обогащением музыкальных интересов ребят.
Литература
1. Бакланова Т.И. Концепция этнокультурного образования в российской федерации/ Бакланова Т.И. -Восток и Запад: глобализация и культруная идентичность - Казань, 2005. - С.3-13.
2.Нигмедзянов М.Н. Татарские народные музыкальные инструменты / Нигметзянов М.Н. - Музыкальная фольклористика. - Вып.2. - М., 1978. - 115 с.
3. Погонышева ДА. Моделирование как метод реализации компетентного подхода в профессиональном образовании / Погонышева ДА. -Педагогика - №10- 2009. - С. 22-27.
4. СалитоваФ.Ш.Очерки по истории татарской музыкальной культуры: учеб. пос. для высш. и средн. уч.завед.Татарстана / Салитова Ф.Ш. -Казань: К1ПУ, 1997. -Кн. 1. - 540 с.
5. Валиахметова А.Н. Роль литературно-музыкальных вечеров в становлении татарского музыкального образования / Валиахметова А.Н. - Формы и методы воспитательной работы в вузе:сб.научн.труд. -Казань, 2001. -С. 28-30.