2. Bergman. Yu. V poiskakh priklyucheniy. Obshchestvennye aspekty razvitiya industrii dosuga v Evrope [In search of adventures. Public aspects of development of the industry of leisure in Europe]. Amusement rides and Entertainment. 2014, No. 17, pp. 48-50.
3. Evropu ozhidaet total'naya bezrabotitsa [Europe is expected by total unemployment]. Mir novostey. 2014. November 18. P. 5.
4. Kalinichev V. K Billu Geytsu — v zamochnuyu skvazhinu. Chudo-dom osnovatelya "Microsoft" [To Bill Gates — in a keyhole. Wonderful house of the founder of "Microsoft"]. Kultura [culture]. 2006. December 7.
5. Kiseleva T. G. Teoriya dosuga za rubezhom [Theory leisure abroad]. Moscow, 1992. 50 p.
6. Klyusko E. M. Dosug v kontekste tendentsiy mirovogo razvitiya; Formy sotsial'noy organizatsii dosuga postindustrial'nogo obshchestva [Leisure in the context of tendencies of world development; Forms of the social organization of leisure of post-industrial society]. tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatelnosti v sovremennoi Rossii [the valuable and semantic content of social and cultural activity in modern Russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 117—123, 136—146.
7. Krotova Yu. N. Pedagogika dosuga v angloyazychnyh stranah [Pedagogy of leisure in the english-speaking countries]. Saint Petersburg, 1994. 164 p.
8. Matsukevich O. Yu. Social'no-kul'turnaya resocializaciya bezdomnyh: tehnologicheskiy podhod [Socio-cultural resocializatsiya homeless: technological approach]. streltsovskie chteniya — 2011 [streltsovsky readings — 2011]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 189—195.
9. Rodzhers A. Providtsev.net. Pochemu tekhnicheskiy progress ne privodit k progressu nravstvennomu? Kultura [culture]. 2014. July 4. P. 11.
10. Stebbins R. A. Svobodnoe vremya: k optimal'nomu stilyu dosuga (vzglyad iz Kanady) [Free time: to optimum style of leisure (a look from Canada)]. sociological studies. 2000, No. 7, pp. 64—72.
11. Flier A. Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov [cultural science for culturologists]. Moscow, Soglasie Publ., 2010. 671 c.
12. Yaroshenko N. N. Tsennosti dosuga i "zhiznennaia politika" [Values of leisure and "vital policy"]. tsennostno-smyslovoe soderzhanie sotsial'no-kul'turnoy deyatelnosti v sovremennoi RossH [the valuable and semantic content of social and cultural activity in modern russia]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. Pp. 123—136.
Эстетическое воспитание молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа
УДК 379.831:37.036 С. С. Семенов
Московский государственный институт культуры
В статье раскрываются структура и содержание эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа. обращается внимание на такие важные организационно-педагогические слагаемые, как сопереживание, соучастие, сотворчество, а также получил осмысление эстетико-воспитательный процесс, развивающийся по формуле: личность — коллектив — общество — коллектив — личность.
Автор определяет конкретные задачи эстетического воспитания молодёжи в культурно-досуго-вой сфере, направленные на формирование эстетического сознания (интересов, вкусов, потребностей, способностей, ценностных ориентиров, мировоззрения) и эстетической деятельности. указывается, что положительным фактором эстетического воспитания молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа является опора на развивающую функцию педагогики культуры, педагогики художественного творчества, педагогики социально-культурной деятельности. ключевые слова: эстетическое воспитание молодёжи.
СЕМЕНОВ СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности факульте-160 та СКД Московского государственного института культуры
SEMENOV SERGEY STEPANOVICH — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Семенов С. С., 2015
S. S. Semenov
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
AESTHETIC EDUCATION OF YOUTH IN INSTITUTIONS CULTURAL-RECREATIONAL TYPE
The article describes the main components of the structure and content of the aesthetic education of youth in institutions of culture and leisure. Draws attention to important organizational and pedagogical terms, empathy, participation, co-creation. Got understanding aesthetic and educational process that develops the formula: personality — group — society — collective — personality. The author defines the specific tasks of the aesthetic education of youth in cultural and leisure sector, aimed at creating aesthetic consciousness (interests, tastes, needs, abilities, values, worldview) and aesthetic activity. Indicated that the positive factor of aesthetic education of youth in institutions of culture and leisure are national traditions. The article says that the immersion of aesthetic education of young people in developing function portal institutions cultural and leisure is a kind of pedagogy Thesaurus culture, art pedagogy, pedagogy, social and cultural activities. Keywords: aesthetic education of youth.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения как направление культурно-образовательной политики государства в современных условиях культурного строительства российского общества приобретает всё большую значимость.
Эстетическое как художественно наполненное, творчески направленное, индивидуально и коллективно развивающее, социально значимое начало в достаточной степени актуализируется, занимает достойное место в научно-исследовательской практике. Не случайно А. Д. Жарков подчёркивает: «Преемственность культурных традиций, качественное практическое воспитание новых поколений требует соответствующих политических, социальных и экономических условий, а целенаправленная поддержка со стороны государственных структур, финансовое, организационно-методическое обеспечение гарантируют развитие творчества, обеспечение возможностей выбора форм досуга для наиболее полного эстетического и художественного самовыражения каждого индивида, а также доступности культурного продукта для широких слоёв населения» [3, с. 108].
Сегодня в аналитический спектр научных исследований следует включать не только векторно-содержательный контекст эстети-
ко-воспитательного процесса, но и работать над созданием оптимальной модели, позволяющей эффективно формировать как эс-тетико-воспитательную среду в культурном пространстве, так и эстетически направленную социально-культурную деятельность молодёжи, каждого конкретного индивидуума. Н. Н. Ярошенко обращает внимание на то, что «проектировать нужно не только культурную среду, но и культурную деятельность. Речь идёт о том, что создавая развивающую социально-культурную среду, мы обязаны учитывать особенности того отношения к этой среде, которое каждый человек формирует самостоятельно. Следовательно, среда — без личностного освоения человеком — не является фактором социального развития и культурной динамики — среда должна вызвать либо реакцию неприятия, либо должна быть воспринята и, естественно, принята и интериоризирована личностью» [8, с. 130].
Эстетическое воспитание молодёжи должно опираться на личностно-ориентирован-ный, ценностно-ориентированный подходы. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей молодого поколения может помочь не только в создании мотивационной среды, определяющей глубину художественно-эстетического освоения культурной среды.
подобный подход призван через личностно-ориентированное, мотивационно направленное воздействие открыть путь к созданию коллективной общности, формированию коллективного эстетического сознания молодёжи в культурной среде.
Детерминантность коллективно направленного и личностно-ориентированного подходов не случайно подчёркивал А. С. Макаренко: «Педагогика должна иметь совершенно новую логику: от коллектива к личности и от личности к новому качеству коллектива. Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдём такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинирована, и наиболее свободна» [6, с. 424].
Подъём уровня эстетического воспитания отдельно взятой личности и коллективной общности — важная стратегическая задача педагогики культуры, педагогики художественного творчества.
Эстетическое воспитание молодёжи является процессом, заключающим в себе (в идеальном выражении) преемственность возрастных групп, самостоятельную ценностно-ориентированную позицию, установку на самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование. Подтверждая данную мысль, В. В. Бычков указывает: «В юности при правильном детском воспитании человек сам начинает тянуться (испытывать потребность) к настоящим эстетическим (художественным) ценностям, к их восприятию и далее созданию. Здесь целенаправленное воспитание со стороны педагогов начинает дополняться самовоспитанием. И если на ранних этапах жизни воспитателям удалось поднять вкус и творческие интенции ребёнка до достаточно высокого уровня, эстетический опыт становится его естественной потребностью, и у него возникает стабильное желание к постоянному эстетическому самосовершенствованию. На этом этапе эстетическое воспитание перерастает в эстетическое самовоспитание, которое продолжается у эстетически развитого человека практически на протя-
жении всей его жизни, ибо не имеет верхнего предела» [1, с. 132].
Итак, самовоспитание, эстетическое самосовершенствование — важные слагаемые эстетико-воспитательного процесса молодёжи, на качество которого большое влияние оказывает сфера досуга, представленная учреждениями культурно-досугового типа (центрами культуры, культурно-развлекательными комплексами, культурно-досуго-выми объединениями) и др.
Не случайно в вузах культуры и искусства, призванных обеспечить высококвалифицированными кадрами систему культурно-досуговых учреждений, сегодня возрастает значимость процессов самовоспитания, самообразования, самосовершенствования как студентов, так и профессорско-преподавательского состава.
В учреждениях культурно-досугового типа во главу угла важно ставить следующие задачи эстетического воспитания молодёжи:
1) формирование высоких эстетических вкусов, потребностей, интересов;
2) формирование глубокой эмоционально-чувственной природы;
3) формирование ценностных ориентиров, способностей, мировоззрения;
4) развитие деятельно-творческой природы в контексте лучших национальных традиций.
«В современных, принципиально новых условиях наше общество не может довольствоваться старыми представлениями о формировании личности, замкнутыми в узких рамках педагогических учреждений. Сегодня необходимо развитие социокультурных центров, охватывающих своим вниманием буквально все возрастные категории населения, все общественные структуры, включая семью, соседские общности, двор, улицу, разнообразные досуговые объединения» [7, с. 47].
Природа мероприятий, проводимых в учреждениях культурно-досугового типа, позволяет применить мощный комплекс педа-
гогического воздействия. Ещё в 70-х годах XX века Д. М. Генкин обращал внимание на то, что «организация массового праздника имеет в своей основе выработанные педагогикой методы убеждения, приучения, стимулирования» [2, с. 77].
Продолжая этот ряд, можно добавить в эстетико-воспитательный арсенал педагогические подходы, базирующиеся на активизации восприятия художественного образа, эмпатии (сопереживания), соучастия, сотворчества.
«Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс этот далеко не спонтанный. В какой бы мере человек, осенённый талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, то есть овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество» [5, с. 326].
Проведение культурно-массовых мероприятий предполагает решение следующих организационно-педагогических задач, которые коррелируются с конкретными этапами деятельности учреждений культурно-до-сугового типа:
Поисково-аналитический:
• анализ положительного опыта проведения культурно-досуговых мероприятий (собственного, других центров);
• разработка собственной концепции проведения культурно-досуговых мероприятий;
• нахождение действенных форм учебно-творческой и культурно-просветительной работы на уровнях: внутреннем (например, внутри коллектива культурно-досугового центра) и внешнем (коллектив — публика);
• выявление факторов, определяющих создание мотивационной среды, зоны стимулирования, которые способны обеспечить эффективное эстетическое воспитание.
Моделирующий:
• выбор места и времени проведения культурно-досуговых мероприятий;
• определение плана выступлений творческих коллективов (например, порядок про-
ведения шествии, театрализованных представлений, концертов, конкурсов и др.);
• определение структуры каждого публичного выступления;
• формирование содержательной основы, например театрального, хореографического, музыкального репертуара.
Валено понимать, что учреждения культурно-досугового типа обязаны обеспечить выполнение развивающей функции, которая позволяет двигаться отдельно взятой личности и всему коллективу по пути к совершенству, к новым рубежам эстетической культуры. «Акт культурного развития происходит только тогда, когда возникает категория (драматическое столкновение, коллизия, напряжённое социальное взаимодействие) между ребёнком и другим человеком. и вот это столкновение (по Выготскому — драма развития) рождает новую функцию в сознании ребёнка, приводит к качественному его изменению. Роль педагога, взрослого, как создателя такой категории, является исключительно важной, во многих случаях — решающей.
социально-культурная среда здесь также представляется как интерсубъективная реальность, то есть среда оценивается людьми, раскрывается ими через собственное отношение. и справедливо это не только к детскому возрасту, а распространяется на все возрастные этапы развития личности» [8, с. 131].
Эстетическое воспитание молодёжи в учреждениях культурно-досугового типа должно представлять целостный процесс, предусматривающий следующую направленность: личность — коллектив — общество — коллектив — личность. Л. с. Жаркова подчёркивает, что «культурно-досуговая деятельность — это один из путей укрепления отношений личность — коллектив — общество. совершенствование этого процесса происходит на пути создания наибольшего числа разнообразных культурно-досуговых форм, состоит в потребности переключения из одного вида деятельности в другой, ко-
гда человек получает возможность времен- вивающая функция» [4, с. 34].
но возвратиться в естественное состояние, Опора эстетического воспитания молодёжи
восстановить силы. Поэтому универсальная на развивающую функцию учреждений куль-
функция культурно-досуговой деятельности турно-досугового типа — залог успеха педа-
состоит в поддержании такого состояния гогики культуры, педагогики художествен-
личности, которая обеспечивает ей возмож- ного творчества, педагогики социально-куль-
ности её дальнейшего развития, то есть раз- турной деятельности.
Примечания
1. Бычков В. В. Эстетика : учебник для вузов : для гуманитарных направлений и специальностей вузов России. Москва : Фонд «Мир» : Академический Проект, 2011. 451, [1] с. (Gaudeamus).
2. Генкин Д. М. Массовые праздники : [учебное пособие для ин-тов культуры]. Москва : Просвещение, 1975. 140 с., 4 л. ил.
3. Жарков А. Д. Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 108—112.
4. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2010.
5. Кривцун О. А. Эстетика : [учебник для вузов по специальностям «Культурология», «Философия», «Искусствознание», «Музыковедение», «Филология», «Музеология»]. Москва : Аспект-пресс, 1998. 429, [1] с. ил.
6. Макаренко А. С. Собрание сочинений : в 7 томах. Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 1950— 1952. Т. 1.
7. Стрельцов Ю. А, Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2008.
8. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50).
References
1. Bychkov V. V. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Akademicheskiy proekt Pul. [Academic Project Publ.], 2011. 452 p.
2. Genkin D. M. Massovyeprazdniki [Mass festival]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1975. 144 p.
3. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v vospitanii sovremennoy molodezhi [Social and cultural activity in education of modern youth]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. (52), pp. 108—112.
4. Zharkova L. S. Organizatsiya deiatelnosti uchrezhdeniy kultury [Organization of activity of cultural institutions]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010.
5. Krivtsun O. A. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Aspect Press Publ., 1998. 430 p.
6. Makarenko A. S. Sobranie sochineniy, v 7 tomakh, tom 1 [Collected works, in 7 vol., vol. 1]. Moscow, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1950—1952.
7. Strel'cov Yu. A., Strel'cova E. Yu. Pedagogika dosuga [Pedagogy of leisure]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2008.
8. Yaroshenko N. N. Razvivayushchaya sreda i sotsial'no-kul'turnaya deiatel'nost' v kontekste pedagogiki kul'tury [The developing environment and welfare activity in the context of culture pedagogics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2012, No. 6 (50).