Научная статья на тему 'Воспитание эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры: аксиологический подход'

Воспитание эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры: аксиологический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ / МОЛОДЁЖЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EMPATHY TRAINING / YOUTH / CULTURAL INSTITUTIONS / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Дарья Борисовна

Статья посвящена воспитанию эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода. В настоящее время непосредственное влияние на содержание процесса воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода оказывают как внешние детерминанты массовая культура, так и внутренние системные изменения в российском обществе. Постоянные изменения в жизнь молодёжи вносит и пространство-время. Молодёжь всегда представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займёт место основной производственной силы, поэтому в учреждениях культуры она может предстать в совершенно ином, событийном свете, значимом и ценностным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION EMPATHY AMONG YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS: AXIOLOGICAL APPROACH

Article is devoted to education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of axiological approach. Now direct impact on the content of process of education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of axiological approach is exerted both by external determinants mass culture, and internal system changes in the Russian society. Continuous changes in the settled views, the points of view, estimates and the relations of youth are brought also by space time. The youth is always of interest as generation which will take in the near future the place of the main production force therefore in cultural institutions she can appear in absolutely other, event light, significant and valuable.

Текст научной работы на тему «Воспитание эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры: аксиологический подход»

programm") [Cultural and leisure program as essential result of cultural and leisure activity (review of the manual of G. S. Tikhonovskaya "Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs")]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 49—51.

8. Zharkova A. A. Paradigmal'nyi podkhod — effektivnyi metod razvitiia lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Paradigmalny approach — an effective method of development of the personality in the conditions of welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 109—114.

9. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106—112. (In Russian)

10. Zharkova A. A. Razvitie lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti na osnove paradigmal'nogo podkhoda: teoreticheskie aspekty [Development of the personality in the conditions of welfare activity on the basis of paradigmalny approach: theoretical aspects]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 177 p.

11. Zharkova A. A. Creativity in socio-cultural activities — source build system life relationships personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 115—119. (In Russian)

12. Zharkova L. S. Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury — faktor razvitiia traditsionnykh narodnykh kul'tur [Activity of cultural institutions — a factor of development of traditional national cultures]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 79—84.

13. Zharkova L. S. Kompetentnostnyi podkhod k deiatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv [Competence-based approach to activity of the teacher of higher education institution of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 176—180.

14. Zharkova L. S. Motivatsionnoe razvitie lichnosti v sotsial'no-kul'turnom izmerenii [Motivational development of the personality in welfare measurement]. Moscow, 2015. 400 p.

15. Zharkova L. S. The problem of meaning in socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 110—114. (In Russian)

ОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ У МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

УДК 379.8:001.12 Д. Б. Андреева

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена воспитанию эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода. В настоящее время непосредственное влияние на содержание процесса воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода оказывают как внешние детерминанты — массовая культура, так и внутренние — системные изменения в российском обществе. Постоянные изменения в жизнь молодёжи вносит и пространство-время. Молодёжь всегда представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займёт место основной производственной силы, поэтому в учреждениях культуры она может предстать в совершенно ином, событийном свете, значимом и ценностным. Ключевые слова: воспитание эмпатии, молодёжь, учреждения культуры, аксиологический подход.

АНДРЕЕВА ДАРЬЯ БОРИСОВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

ANDREEVA DARIA BORISOVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of 193

social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: [email protected] © Андреева Д. Б., 2016

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 1 (69) январь-февраль ^

D. B. Andreeva

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

EDUCATION EMPATHY AMONG YOUNG PEOPLE IN CULTURAL INSTITUTIONS: AXIOLOGICAL APPROACH

Article is devoted to education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of axiological approach. Now direct impact on the content of process of education of empathy at youth in cultural institutions on the basis of axiological approach is exerted both by external determinants — mass culture, and internal — system changes in the Russian society. Continuous changes in the settled views, the points of view, estimates and the relations of youth are brought also by space time. The youth is always of interest as generation which will take in the near future the place of the main production force therefore in cultural institutions she can appear in absolutely other, event light, significant and valuable.

Keywords: empathy training, youth, cultural institutions, axiological approach.

На наш взгляд, основой такой методологии, как аксиологический подход, является единство социального, культурного и биологического компонентов. Воспитанию эмпатии у молодёжи были посвящены труды А. И. Субетто, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Н. С. Пряжникова, В. Д. Шадрикова и других.

Эмпатия — это искреннее активно-деятель-ностное отношение и переживание чужой боли. Если в характере молодого человека перевешивает негатив, значит он циник. Воспитание эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры осуществляется через активное включение в различные виды деятельности. Участие в предметной деятельности должно быть целенаправленным, осознанным, мотивированным.

Здесь важно выделить в качестве одной из базовых составляющих участие молодого человека в предметной деятельности, её психологическую составляющую. Сегодня в деятельности специалистов учреждений культуры психологическая составляющая особенно актуальна. Именно она способна оказывать огромное воздействие на молодёжь.

Мы согласны с В. В. Бойко в том, что эмпатия — «это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнози-

рования и адекватного воздействия на его поведение» [2].

Но этого, на наш взгляд, недостаточно. Кроме вышеперечисленных компонентов, в структуре понятия «эмпатия» необходимы цель и мотив, психологическая установка молодого человека и личностная рефлексия. Эффективность процесса воспитания эмпа-тии у молодёжи в учреждениях культуры базируется на аксиологическом подходе с мощным эмоциональным воздействием.

Эмоциональная составляющая воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры является перцептивной стороной процесса общения. Как считает С. Л. Рубинштейн, воспринимая другого человека, мы определяем его «способность эмоционально воспринимать другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова» [12, с. 234].

Большинство выдающихся отечественных врачей эмпатию определяет как особый способ понимания пациента, как способность учащихся медицинских колледжей понимать и учитывать точку зрения пациента. Так, М. Я. Мудров считал, что нужно воспитывать учащихся в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он говорил, что постижение медицинской профессии должно быть делом не случайности, а призвания.

Воспитание эмпатии у молодёжи имеет свою особенность, которая состоит в том, что она связана с воздействием на неё с целью выработки стратегии поведения в жизни. Эффективность и результативность обращения специалистов к молодёжи в учреждениях культуры зависит не только от характера обращения, но и от предыдущих взаимодействий с ним. Специалист учреждения культуры должен строить свои отношения с молодым человеком, предвидя его точку зрения, считаясь с его внутренней позицией.

В каждой из названных (и множества неназванных, включая различные виды кооперативной и конкурирующей игр) сфер деятельности эмпатия имеет свой оттенок, свою специфику. Отличие эмпатии в сложных формах деятельности учреждений культуры заключается в том, что её проявление будет зависеть от конкретной ситуации, от взаимопонимающего общения.

Межличностное общение в учреждениях культуры — это большое искусство. Этому надо учиться ещё в вузе, ибо оно требует определённого психологического настроя и вырабатывается в процессе практики.

Чтобы научиться понимать другого, специалист учреждений культуры должен сочувствовать, выслушать не просто формально, а с элементами эмоционального участия, прежде всего сочувствия. Но это достигается через длительное время. Путь к подлинному мастерству долгий и нелёгкий.

Достижение взаимопонимающего общения в учреждениях культуры может быть более действенным, чем в других условиях.

Эту ситуацию верно охарактеризовал Карл Роджерс: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения "как будто". Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок "как будто"... Если этот оттенок исчезает, возникает состояние идентификации» [14].

Проявление эмпатии у специалистов

учреждении культуры происходит в процессе проникновения в проблемы молодого человека. При этом в любом случае сохраняется возможность для молодого человека за счёт включения в любои творческии коллектив воИти в состояние идентификации с эмоциональным состоянием других участников. Профессионально деиствовать по воспитанию эмпатии у молодёжи — значит самому обладать необходимои психологическои под-готовкои. Поэтому специалистам учреждении культуры необходимы индивидуальные программы устранения эмоциональных перегрузок.

Как мы уже отмечали, воспитание эмпа-тии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода методологически расширяет этот процесс.

Аксиология (от греч. axios — 'ценность' и logos — 'слово, понятие') — учение о ценностях, с философскои точки зрения — теория общезначимых ценностей, определяющих направленность деятельности личности, смысл мотивации поступков.

В педагогической энциклопедии даётся следующее определение данного понятия. «Аксиология — 1) философское учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2) педагогическое новое понятие, заимствованное из философии, учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингвистический раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов» [13, с. 15].

Симбиоз ценностных ориентаций специалистов — субъектов деятельности и молодых людей — объектов в процессе воспитания эмпатии трансформируется в субъектно-субъектные отношения, построенные на взаимном уважении.

Л. С. Жаркова субъект трактует как «носителя активности, выполняющего определённую деятельность; человека, обладающего способностью к сознательной саморегуля-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 1 (69) январь-февраль ^

ции и саморазвитию в этой деятельности» [9, с. 39], субъект является самоутверждающейся индивидуальностью, то есть примером не только в конкретных виде или форме деятельности, но и в жизни.

Для взаимопонимающего общения характерно проявление подлинных чувств в открытой ценностно-ориентированной и смысловой нагрузке.

Приглашение к сотрудничеству, установление психологического контакта становятся условиями эффективного взаимодействия субъектов в процессе воспитания эмпатии.

Установление ценностных ориентаций в условиях психологического контакта с обеих сторон, участвующих в процессе воспитания эмпатии, приводит, как правило, к позитивным межличностным взаимоотношениям, возникновению симпатии, созданию атмосферы доверия.

Только при сочувствующем, взаимопонимающем общении специалистов учреждений культуры и молодёжи возможен позитивный контакт, который становится залогом дальнейшего взаимодействия. Чуткость, моральная поддержка, душевная теплота — всё это нужно молодому человеку.

Прав А. Д. Жарков в том, что «у молодых людей, регулярно посещающих учреждения культуры, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности личности, сферу её общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. В этом возрасте появляются возможности для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, которые могут трансформироваться в процессе воспитания» [5, с. 183].

Рассматривая субъективность в процессе воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры, можно заключить, что это — методологическое основание для процесса воспитания эмпатии как для развития личности специалиста учреждения культуры, так и для развития личностных качеств

молодого человека, входящих в понятие «эмпатия». На это указывает и А. Асмолов, утверждая, что «мы исследуем то, как личность преобразует предметную действительность, в том числе и саму себя, вступая в активное отношение со своим опытом, своими потенциальными мотивами, своим характером, способностями и продуктами деятельности» [1].

При этом, на наш взгляд, необходимо добавить, что здесь недостаёт психологической целенаправленной модели общения, в основе которой лежит схема «субъект-субъект» в специфических условиях учреждения культуры.

Б. Ф. Ломов, разъясняя понятие «отношение», пишет, что «при рассмотрении отношения "субъект — субъект(ы)" только как сопутствующего отношению "субъект — предмет" (или "субъект — объект") многие существенные характеристики общения затушевываются. А вместе с тем обедняется анализ и самой деятельности» [11, с. 242].

При этом в качестве субъектов общения в учреждении культуры могут выступать как специалисты, так и молодой человек или группа. В процессе воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры целе-полагание строится на следующих вариантах: цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям субъекта или приобщении самого субъекта к ценностям молодого человека. И здесь ценностные ориентации, мотивационно-целевые установки молодёжи в учреждениях культуры, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на воспитание эмпатии.

В настоящее время непосредственное влияние на содержание процесса воспитания эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры на основе аксиологического подхода оказывают как внешние детерминанты — массовая культура, так и внутренние — системные изменения в российском обществе. Постоянные изменения в устоявшиеся взгляды, точки зрения, оценки и отношения молодёжи вносит и пространство-время.

Молодёжь всегда представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займёт место основной производственной силы, поэтому в учреждениях культуры она может предстать в совершенно ином, событийном свете, значимом и ценностным. От того, каких ценностей придерживается современная молодёжь, во многом зависит успех или неудача воспитания эмпатии.

Именно сейчас появляется возможность движения к «вершинной психологии», которая, согласно Л. С. Выготскому, «определяет не глубины, а вершины личности через воспитание эмпатии у молодёжи в учреждениях культуры.

Именно молодёжь, чьё положение полностью детерминировано её социально-экономическим состоянием, в первую очередь будет реагировать на происходящие в обществе перемены к лучшему. Происходящие

в общественной жизни перемены в большей степени отражаются именно на воспитании эмпатии» [13,с. 230].

Конечно, вследствие глубоких общественных изменений пока не разработана теория аксиологического подхода для изучения происходящих процессов в учреждениях культуры.

Существуют теории, объясняющие выбор тех или иных стратегий, форм, методов, средств и механизмов социально-культурного воздействия, прогнозирования. Поэтому необходимо осознание актуальности изменений, способности быстрого реагирования молодёжи, с учётом специфики возраста и отношения к жизни, с тем чтобы молодёжь усваивала и принимала на вооружение новые ценности, испытывая при этом потребность в социально-культурной идентичности, в сострадании к другим.

Примечания

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва, Воронеж, 1996. 768 с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва : Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. 470 с.

3. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.

4. Жарков А. Д. Государственная культурная политика — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146—152.

5. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.

6. Жаркова А. А. Парадигмальный подход — эффективный метод развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 109—114.

7. Жаркова А. А. Творчество в социально-культурной деятельности — источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 115—119.

8. Жаркова Л. С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 176—180.

9. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : учебник. Москва : МГУКИ, 2010. 396 с.

10. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 110—114.

11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва : Наука, 1984. 320 с.

12. Основы психологии. Практикум / под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 1999. 310 с.

13. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Ранацевич. Минск, 2005. 680 с.

14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. [с. 5—33] Е. И. Исениной. Москва : Прогресс : Универс, 1994. 480 с.

«ШИН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 1 (69) январь-февраль ^

References

1. Asmolov A. G. Kul'turno-istoricheskaia psikhologiia i konstruirovanie mirov [Cultural and historical psychology and designing of the worlds]. Moscow, Voronezh, 1996. 768 p.

2. Boyko V. V. Energiia emotsii v obshchenii: vzgliad na sebia i na drugikh [Energy of emotions in communication: view of and of others]. Moscow, 1996. 470 p.

3. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106—110. (In Russian)

4. Zharkov A. D. State cultural policy — a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 146—152. (In Russian)

5. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.

6. Zharkova A. A. Paradigmal'nyi podkhod — effektivnyi metod razvitiia lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Paradigmalny approach — an effective method of development of the personality in the conditions of welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 109—114.

7. Zharkova A. A. Creativity in socio-cultural activities — source build system life relationships personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 6 (62), pp. 115—119. (In Russian)

8. Zharkova L. S. Kompetentnostnyi podkhod k deiatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv [Competence-based approach to activity of the teacher of higher education institution of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 176—180.

9. Zharkova L. S. Organizatsiia deiatel'nosti uchrezhdenii kul'tury [Organization of activity of cultural institutions]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 396 p.

10. Zharkova L. S. The problem of meaning in socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 110—114. (In Russian)

11. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Akademizdatcenter "Nauka" RAS, 1984. 320 p.

12. Stolyarenko L. D., ed. Osnovy psikhologii. Praktikum [Fundamentals of psychology. Practical work]. Rostov on Don, 1999. 310 p.

13. Ranatsevich E. S., ed. Pedagogika: Bol'shaia sovremennaia entsiklopediia [Pedagogics: Big modern encyclopedia]. Minsk, 2005. 680 p.

14. Rodzhers K. [Rogers Carl Ransom] Vzgliad na psikhoterapiiu. Stanovlenie cheloveka [View of psychotherapy. Formation of the person]. Moscow, Progress Publishers, 1994. 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.