социально-культурная самореализация
учащейся молодёжи в волонтёрской деятельности
УДК 379.8:001.12 А. К. Мурадян
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена социально-культурной самореализации учащейся молодёжи в волонтёрской деятельности. Мировой и отечественный опыт показывает, что участие в волонтёрском движении является одним из наиболее эффективных способов социально-культурной самореализации учащейся молодёжи. Многолетняя историческая практика показала, что социально-культурная деятельность обладает огромным арсеналом форм, средств и методов воспитания, способна оказать существенное влияние на воспитание учащейся молодёжи. Автор статьи обосновала вывод о том, что понятие «социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи» в волонтёрском движении, как современном гуманистическом воспитательном процессе, выступает как базовая характеристика для целей, содержания и средств на основе аксиологического подхода.
Ключевые слова: социально-культурная самореализация, учащаяся молодёжь, волонтёрская деятельность.
A. K. Muradian
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
social and cultural self-realization of students in volunteer activity
The article is devoted to the social and cultural self-realization of students in volunteer activities. World and domestic experience shows that participation in the volunteer movement is one of the most effective ways of social and cultural self-realization of young people in school. Long-term historical experience has shown that the socio-cultural activity has a huge arsenal of forms, means and methods of education, can have a significant impact on the education of young students. The author substantiated the conclusion that the concept of "social and cultural self-development of young students" in the volunteer movement as a modern humanistic educational process serves as a basic characteristic for the purpose, content and resources on the basis of axiological approach. Keywords: social and cultural self-realization, students, volunteering.
Противоречивая социально-культурная ситуация в России порождает у учащейся молодёжи пассивную позицию, то есть неумение ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Для устранения этого надо проявить волю и воспитать качества молодёжи, необходимые ценностные ориентации и досуговые предпочтения, направ-
ленные на развитие социально-культурной самореализации.
Одним из эффективнейших способов социально-культурной самореализации учащейся молодёжи в современный период является участие в волонтёрском движении.
Всемирная Декларация Добровольчества, принятая в 2001 году, подчёркивает, что
МУРАДЯН АННА КАРЕНОВНА — аспирантка кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 199
MURADIAN ANNA KARENOVNA — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: mgukidissov@mail.ru © Мурадян А. К., 2016
добровольчество — это фундамент гражданского общества, которое воспитывает потребность у человека в мире, свободе, справедливости. Это эффективный способ сохранения и общечеловеческих ценностей, личностного роста.
Мировой и отечественный опыт показывает, что участие в волонтёрском движении является одним из наиболее эффективных способов социально-культурной самореализации учащейся молодёжи.
Участие учащейся молодёжи в волонтёрском движении показало, что формы общественно полезной, созидательной и творческой деятельности необходимо соединить с социально-культурной деятельностью.
Многолетняя историческая практика показала, что социально-культурная деятельность обладает огромным арсеналом форм, средств и методов воспитания, способна оказать существенное влияние на воспитание учащейся молодёжи.
Вопросы воспитания учащейся молодёжи широко рассматривались как отечественными, так и зарубежными учёными в различных науках: педагогике, философии, психологии. В современных условиях исследователи рассматривают на основе традиции, заложенной отечественными и зарубежными психологами, ведущие характеристики личности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Рубинштейн, Э. Берн и другие). Способность молодёжи к самореализации рассматривается авторами как характеристика личности, способной организовать свою жизнь по своему замыслу и жизненному жанру.
Интерес к проблемам молодёжи в педагогической науке постоянный, но для нашего исследования особый интерес представляют труды М. О. Арапова, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, А. А. Жарковой, А. В. Мудрика, И. Т. Огородникова, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукиной и другие.
Современная теория педагогики находится в ситуации поиска. О. Газман охарактеризовал её с позиции кризисов:
«1. Мировоззренческий интерес, связанный с тем, что в общественном сознании рухнули многие стереотипы, хотя какие-то ещё остаются, например, стереотип надежды на государство, а не на самого себя как профессионала.
2. Технологический кризис: прежние, до предела формализованные,"показные" формы воспитания попусту утрачивают смысл, так как некому, вероятно, рапортовать об успехах. Модель "привития правильного поведения" постепенно вытесняется представлением о саморазвитии личности и педагогической поддержке этого процесса.
3. Управленческий кризис» [1, с. 4].
О. Газман считает, что в воспитательной деятельности не решены многие организационные проблемы.
Вместе с тем на всех уровнях общественной организации волонтёрского движения существует потребность в свободной и ответственной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, мотивированной на самореализацию и творчество.
Здесь особенно актуально то, как участники волонтёрского движения проявляют своё мировоззрение к стереотипам мышления, как проявляют эмпатию.
В связи с этим особую актуальность приобретает задача усиления педагогического влияния на процессы социализации и куль-турализации учащейся молодёжи. Наличие у учащейся молодёжи социального и культурного опыта является залогом развития волонтёрского движения.
Социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи в условиях волонтёрского движения является важнейшей педагогической проблемой. Г. Б. Корнетов считает, что: «И история педагогики, и теория педагогики свидетельствует о том, что целенаправленно организованный процесс воспитания человека может базироваться на различных педагогических основаниях. Это находит своё выражение и в многообразии форм конкретных педагогических действий и отношений, и в практически необозримом множе-
стве воспитательных систем, концепций, теорий, технологий и методик»[16, с. 90].
Е. Б. Лисовский и Б. Д. Парыгин рассматривали социально-психологический аспект самореализации личности. Кроме того, Б. Д. Парыгин рассматривает «климат» как одно из социально-психологических условий самореализации личности.
Г. Г. Дилигенский находит в отражении психики личности наиболее общие противоречия её социального бытия. Он рассматривает потребность, или «особый вид психической напряжённости», вытекающий из столкновения двух противоположных тенденций. Это слияние личности с социумом и выделение её из социума в качестве «Я» — как базовой потребности самореализации.
В отечественной педагогике саморазвитие личности рассматривается как совокупность методов самопознания, самосовершенствования, самооценивания, саморегуляции, продуктивной деятельности личности.
Социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи — широкое понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации и культуризации и инкультурации, развёрнутых в коллективной деятельности высокого нравственного уровня, в бескорыстной помощи другим людям, в эмпатии в конкретном воспитательном пространстве.
Социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи основывается на гуманизации воспитания, необходимости педагогического обеспечения этого процесса. Л. П. Буева, А. Г. Брушлинский, Л. С. Выготский, О. Г. Дробницкий, В. В. Давыдов, Л. Н. Коган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, П. Л. Смирнов, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Рувинский и другие глубоко разработали теоретико-методологические основы проблем саморазвития личности.
Автор статьи обосновал вывод о том, что понятие «социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи» в волонтёрском движении, как современном гуманистическом воспитательном процессе, выступает как
базовая характеристика для целей, содержания и средств на основе аксиологического подхода.
Прав профессор А. Д. Жарков в том, что «совпадение целей социально-культурной деятельности и выбора личностных жизненных целей уже в самой постановке вопроса содержит смысловое противоречие: с одной стороны, общечеловеческие ценности, понятия, представления и законы, имеющие всеобщий и абсолютный характер, а с другой, ценности — отечественные, где социально-культурную деятельность можно представить как совокупность конкретных, разделяемых большинством её представителей ценностей, находящихся в определённой иерархии» [5, с. 109].
Основу понятия «социально-культурное саморазвитие учащейся молодёжи» можно рассматривать с позиций структурных элементов, входящих в состав этого феномена. Здесь индивидуализация теснейшим образом связана с самоактуализацией (А. Маслоу), а идентификация становится одним из механизмов саморазвития учащегося молодого человека (Э. Эриксон).
Рассматривать социально-культурную самореализацию учащейся молодёжи надо как процесс развития её потребностей, интересов, духовных запросов, мотивов, психологических установок, целью которого становится поиск смысла жизни.
Профессор А. Д. Жарков считает, что «в поисках смысла жизни необходимо прежде всего воспитать в себе гражданина мира. Это понятие базируется на четырёх органически связанных источниках: идеях, духовных ценностях; тенденциях общественного развития, предъявляющих определённые требования к личности; реальных возможностях в удовлетворении духовных и физических потребностей, достижении целей в жизни, понятии смысла жизни, освоении смысло-жизненных ценностей. Смысложизненные ценности: жизнь, достоинство человека, его нравственные качества, нравственные характеристики деятельности и поступков чело-
века, его представление о справедливом и несправедливом, добре и зле» [5, с. 110].
В психологическую структуру условий самореализации личности учащегося молодого человека входят социально-культурные отношения: межличностные, внутриличност-ные и волонтёрская деятельность.
В социально-культурную структуру условий входят действия, оказывающиеся в разной степени «приближения», проникновения личности в сущность «другого-иного» — человека, предмета, социума, мира. Выявленные на конкретных видах социально-культурной деятельности взаимодействия участников волонтёрского движения с кем-то другим, ориентированным на форму и содержание, функционально становятся равномощ-ными социально-культурными.
Операциональные условия, как способы более полного вхождения личности в собственное «Я» и «Мир» посредством самореализации, становятся специфическими для данного типа, согласно его внутренним свойствам, которые он приобретает в процессе волонтёрской деятельности, что можно выявить в результате диагностирования или тестирования. Также можно выявить и неспецифические свойства, наличествующие у участников волонтёрского движения, в качестве промежуточных и общих, сравнить с более успешными для данной деятельности.
Разработка системы форм, средств и методов вовлечения учащейся молодёжи в волонтёрскую деятельность реализуется в конкретных действиях.
И, наконец, условия-связи, интегрирующие
самодвижение личности, социально-культурную деятельность и волонтёрское движение, отождествляются с положительным реальным или художественным образом.
Влияние социально-культурной деятельности на личность проявляется в противоречиях: с одной стороны, оно осуществляется как социализация, а с другой — как индивидуализация. Индивидуализация личности обеспечивается тем фактом, что освоение личностью всех накопленных обществом ценностей в контексте современных цивили-зационных процессов носит избирательный характер, так как выбор ценностных ориен-таций ограничен.
Проходя через сознание личности, цели социально-культурной деятельности переходят в потребности, побуждающие её волю, мотивы, и становятся сознательной деятельностью. Разумные, здоровые потребности воспитываются всем образом жизни, выковываются в процессе труда, учёбы, в семье, коллективе.
Таким образом, на наш взгляд, происходит создание совокупности внутренних и внешних условий реальности, тождественных социально-культурной самореализации учащейся молодёжи, позволяющих «впитывать» положительные и отрицательные импульсы реальной жизни. Интегрирующие условия позволяют целенаправленно систематизировать оснащение учащейся молодёжи в волонтёрском движении положительными и отрицательными референтами в соответствующих формах деятельности на всех этапах и уровнях самореализации.
Примечания
1. Газман О. Потери и приобретения воспитания после 10 лет перестройки // Воспитание и психологическая поддержка детей в образовании. Москва : УВЦ «Иноватор», 1996. 20 с.
2. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.
3. Жарков А. Д. Государственная культурная политика — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146—152.
4. Жарков А. Д. Социально-культурная политика государства — важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 65—72.
5. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012. 456 с.
6. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2013. 456 с.
7. Жаркова А. А. Культурно-досуговая программа как существенный результат культурно-досуговой деятельности (рецензия на учебное пособие Г.С. Тихоновской «Сценарно-режиссёрские основы технологии куль-турно-досуговых программ») // Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств. 2014. № 2 (13). С. 49—51.
8. Жаркова А. А. Парадигмальный подход — эффективный метод развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 109—114.
9. Жаркова А. А. Парадигмальный подход к социально-культурной деятельности молодёжи в современной ситуации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (59). С. 106—112.
10. Жаркова А. А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадиг-мального подхода: теоретические аспекты : монография. Москва : МГУКИ, 2010. 177 с.
11. Жаркова А. А. Творчество в социально-культурной деятельности — источник выстраивания системы жизненных отношений личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 115—119.
12. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры — фактор развития традиционных народных культур // Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 79—84.
13. Жаркова Л. С. Компетентностный подход к деятельности педагога вуза культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 176—180.
14. Жаркова Л. С. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении : монография. Москва, 2015. 400 с.
15. Жаркова Л. С. Проблема смысла в социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 110—114.
16. Корнетов Г. Б. Парадигмально-педагогические основания разработки стратегии воспитания (историческая ретроспектива) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е доп. и перераб. Москва : Агентство «Издательский сервис», 2004. 20 с.
References
1. Gazman O. Poteri i priobreteniia vospitaniia posle 10 let perestroiki [Losses and acquisitions of education after 10 years of reorganization]. Vospitanie i psikhologicheskaia podderzhka detei v obrazovanii [Education and psychological support of children in education]. Moscow, 1996. 20 p.
2. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106—110. (In Russian)
3. Zharkov A. D. State cultural policy — a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 2 (58), pp. 146—152. (In Russian)
4. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia politika gosudarstva — vazhneishee uslovie funktsionirovaniia sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Welfare policy of the state — the most important condition of functioning of welfare activity]. Kul'tura iobrazovanie [Culture and Education]. 2013, No. 1 (10), pp. 65—72.
5. Zharkov A. D. Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Theory, technique and organization of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012. 456 p.
6. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of welfare activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2013. 456 p.
7. Zharkova A. A. Kul'turno-dosugovaia programma kak sushchestvennyi rezul'tat kul'turno-dosugovoi deiatel'nosti (retsenziia na uchebnoe posobie G. S. Tikhonovskoi "Stsenarno-rezhisserskie osnovy tekhnologii kul'turno-dosugovykh programm") [Cultural and leisure program as essential result of cultural and leisure activity (review of the manual of G. S. Tikhonovskaya "Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs")]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education]. 2014, No. 2 (13), pp. 49—51.
8. Zharkova A. A. Paradigmal'nyi podkhod — effektivnyi metod razvitiia lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi
deiatel'nosti [Paradigmalny approach — an effective method of development of the personality in the conditions of welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 109—114.
9. Zharkova A. A. The paradigmatic approach to social and cultural activities of youth in the contemporary situation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (59), pp. 106—112. (In Russian)
10. Zharkova A. A. Razvitie lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti na osnove paradigmal'nogo podkhoda: teoreticheskie aspekty [Development of the personality in the conditions of welfare activity on the basis of paradigmalny approach: theoretical aspects]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 177 p.
11. Zharkova A. A. Creativity in socio-cultural activities — source build system life relationships personality. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2014, No. 6 (62), pp. 115—119. (In Russian)
12. Zharkova L. S. Deiatel'nost' uchrezhdenii kul'tury — faktor razvitiia traditsionnykh narodnykh kul'tur [Activity of cultural institutions — a factor of development of traditional national cultures]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 2013, No. 1 (10), pp. 79—84.
13. Zharkova L. S. Kompetentnostnyi podkhod k deiatel'nosti pedagoga vuza kul'tury i iskusstv [Competence-based approach to activity of the teacher of higher education institution of culture and arts]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 176—180.
14. Zharkova L. S. Motivatsionnoe razvitie lichnosti v sotsial'no-kul'turnom izmerenii [Motivational development of the personality in welfare measurement]. Moscow, 2015. 400 p.
15. Zharkova L. S. The problem of meaning in socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 110—114. (In Russian)
16. Kornetov G. B. Paradigmal'no-pedagogicheskie osnovaniia razrabotki strategii vospitaniia (istoricheskaia retrospektiva) [Paradigmalno-pedagogichesky bases of development of strategy of education (historical retrospective)]. Strategiia vospitaniia v obrazovatel'noi sisteme Rossii: podhody i problemy [Strategy of education in educational system of Russia: approaches and problems]. 2nd. Moscow, 2004. 320 p.