Научная статья на тему 'Понятие «Рефлексивное сознание» молодого человека'

Понятие «Рефлексивное сознание» молодого человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2053
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ / CONCEPT / РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ / REFLEXIVE CONSCIOUSNESS / МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК / YOUNG MAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Топольская Евгения Анатольевна

В статье рассматривается понятие «рефлексивное сознание» молодого человека. Автор считает, что рефлексия это предельно обобщённое осмысление жизни, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых живёт молодой человек: родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социальных реалий. В учреждениях культуры природа рефлексии несёт педагогическую функцию механизма саморазвития как во внутреннем, так и во внешнем его пространствах. Понятие «рефлексивное сознание» молодого человека базируется на содержании сознания естественной и вплетённой в реальный процесс жизни. На объективном уровне содержания социальной структуры этот процесс будет устойчивым. Наличие в сознании молодёжи готовности принять предлагаемые обстоятельства бытия в качестве разумных есть одно из объективных и необходимых условий развития рефлексивного сознания молодёжи, а тем самым и всей социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "REFLEXIVE CONSCIOUSNESS" YOUNG MAN

The article discusses the concept of «reflexive consciousness» young man. The author believes that reflection is extremely generalized life, do not go beyond the immediate relationships in which lives a young man: kinship relations, the closest circle of friends, a finite set of social realities. In cultural institutions nature reflection bears a lesson of self-development mechanism both internally and externally its spaces. The concept of «reflexive consciousness» of a young man based on the contents of consciousness and natural woven into real life process. On an objective level, the content of social structure, this process will be stable. The presence in the minds of young people ready to adopt the proposed circumstances being as reasonable is one of the objective and the necessary conditions for the development of reflexive consciousness of young people, and thus the whole social system.

Текст научной работы на тему «Понятие «Рефлексивное сознание» молодого человека»

ОНЯТИЕ «РЕФЛЕКСИВНОЕ СОЗНАНИЕ» МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

УДК 159.955.4

Е. А. Топольская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается понятие «рефлексивное сознание» молодого человека. Автор считает, что рефлексия — это предельно обобщённое осмысление жизни, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых живёт молодой человек: родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социальных реалий. В учреждениях культуры природа рефлексии несёт педагогическую функцию механизма саморазвития как во внутреннем, так и во внешнем его пространствах.

Понятие «рефлексивное сознание» молодого человека базируется на содержании сознания естественной и вплетённой в реальный процесс жизни. На объективном уровне содержания социальной структуры этот процесс будет устойчивым. Наличие в сознании молодёжи готовности принять предлагаемые обстоятельства бытия в качестве разумных есть одно из объективных и необходимых условий развития рефлексивного сознания молодёжи, а тем самым и всей социальной системы.

Ключевые слова: понятие, рефлексивное сознание, молодой человек.

E. A. Topol'skaia

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

The article discusses the concept of «reflexive consciousness» young man. The author believes that reflection — is extremely generalized life, do not go beyond the immediate relationships in which lives a young man: kinship relations, the closest circle of friends, a finite set of social realities. In cultural institutions nature reflection bears a lesson of self-development mechanism both internally and externally its spaces.

The concept of «reflexive consciousness» of a young man based on the contents of consciousness and natural woven into real life process. On an objective level, the content of social structure, this process will be stable. The presence in the minds of young people ready to adopt the proposed circumstances being as reasonable is one of the objective and the necessary conditions for the development of reflexive consciousness of young people, and thus the whole social system.

Keywords: concept, reflexive consciousness, young man.

ТОПОЛЬСКАЯ ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА — докторантка кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

TOPOL'SKAIA EVGENIIA ANATOL'EVNA — doctoral candidate of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

THE CONCEPT OF "REFLEXIVE CONSCIOUSNESS" YOUNG MAN

e-mail:pr@jenya-topol.ru © Топольская Е. А., 2014

В наше время смена одной парадигмы мышления другой, причём более совершенной, возможна на основе рефлексивного сознания. Это инновационный процесс переосмысления и преобразования устаревших структур мыслительной деятельности в новые структуры.

Изучение понятия «рефлексивное сознание» молодёжи может основываться на традиционном рассмотрении понятия «рефлексия», которое понимается как «переосмысление стереотипов опыта молодого человека, являющегося, с одной стороны, основой и условием интеллектуальных новообразований, а с другой — препятствием для них» [4, с. 16—38].

В данном случае это значит, что рефлексивное сознание есть содержание познавательного процесса, в котором синтезированы интеллектуальный опыт (в виде предметных или общих знаний) и личностные переживания молодого человека, что может являться как препятствием, так и динамикой для его личностного развития.

Существуют различные типы рефлексии: личностная коммуникативная, кооперативная. Рефлексивное сознание использует тот тип, который оказывается более нужным, если интеллектуально-рефлексивный процесс становится неэффективным в предметно-операциональном преобразовании мышления.

Процессы преодоления противоречий составляют суть рефлексивного сознания молодого человека, которое связано с обеспечением, обслуживанием необходимости дальнейшего интеллектуального движения мысли молодого человека. Во многом этому процессу соответствуют различные учреждения культуры.

При этом рефлексивный характер переживаний сознания молодого человека обусловлен внутренней логикой развития самого сознания, что излагается в ряде теорий. В одних просматривается взаимосвязь между сознанием и его историей, в других преобладает идея повторяемости в процес-

сах развития личности.

Были попытки объяснить общность логики развития человека и истории развития сознания человечества (Э. Клапаред и т.д.). Из отечественных психологов этой проблемой занялся А. Н. Леонтьев, характеризуя процесс психического развития ребёнка через присвоение им человеческого опыта, писал: «Это процесс, который имеет своим результатом воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения» [5, с. 535].

В соответствии с данными представлениями логическим выражением исторических процессов развития людей являются формы культуры.

Возрастные критерии играют огромную роль в развитии рефлексивного сознания молодёжи, которая уже самостоятельно будет искать пути осознания действительности, чем является в данном случае «рефлексивное сознание». Правильным направлением и критерием рефлексивного осознания могут служить в современных условиях учреждения культуры, которые передают человеческий опыт для его осмысления.

Человеческий мир включает в себя не только знания о мире, но и совокупность отношений и взаимодействий, а это интегрирование хранится и передаётся из поколения в поколение в учреждениях культуры.

Поэтому Л. С. Выготский разработал теорию воспитания так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам [3, с. 15]. И по сей день в мире воспитание успешнее, если оно тесным образом связано с обучением и культурой.

Анализ практики показывает, что эффективным способом педагогического воздействия в воспитании рефлексивного сознания молодёжи служит моделирование этого процесса.

«Рефлексивные модели внесли в научное представление о человеке новое измерение, связанное с такими категориями, как мораль, совесть и чувство справедливости.

Они позволяют отражать ситуации, в которых люди не только стремятся получить материальный доход, но и имеют неутилитарные цели, совершают жертвенные поступки, стремятся выглядеть достойно в своих собственных глазах, и в глазах других людей» [6, с. 455].

Следовательно, редукция исследования объекта может осуществляться исключительно при условии ноэтических актов сознания — духовных актов, ориентированных на порождение смыслов.

Поэтому рефлексия есть определение молодым человеком своего способа жизни. Значит, рефлексия — это предельно обобщённое осмысление жизни, не выходящее за пределы непосредственных связей, в которых живёт молодой человек: родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социальных реалий. Здесь молодой человек находится внутри самой жизни; всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Такая жизнь протекает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность молодого человека, живущего такой жизнью; очевидна также растворённость сознания в наличном бытии.

Рефлексия, функционируя, формирует феноменальный слой сознания молодого человека, заполненный многочисленными ритуализированными структурами, продуктами коллективного сознания, осознаваемыми как содержание своего Я. Внутренняя рефлексия молодого человека прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит молодого человека за его пределы. С появлением этого типа рефлексии связано ценностное осмысление жизни.

Непосредственные связи и восстановление их на новой основе начинается с разрыва, и в этом заключается второй способ существования молодого человека. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встаёт проблема «уяснения самому себе своего собственного сознания» как проблема ново-

го сознательного опыта.

Гегель выделял, по крайней мере, три формы рефлексии: полагающую, сравнивающую и определяющую. Кроме того, есть ещё более высокие формы рефлексии: синтезирующая и трансцендирующая рефлексия.

Рефлексия, именуемая полагающей, производит самое первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре её возможных содержаний. Полагающая рефлексия впервые разграничивает тотальное, ощущаемое, разделяя Я и не-Я, но при этом оставляя их во взаимообусловленном виде.

При этом не-Я есть некоторый позитивный конгломерат событий, определяемых номинативно: это есть А; это есть В; это есть ... (область полагающей рефлексии — это магия поименований), и всё это не-Я. То есть Я здесь получает лишь негативные определения, как чистая отрицательность, как всеобщее не-Я.

Этот тип рефлексии производит самое первое высвобождение сознания из поглощённости его бытием, но в форме связанности его в некотором психическом образовании. Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом «конструкте» (образе, представлении, пристрастии, действии и др.).

Оно лишь следует (перемещается) из одной поглощающей организованности в другую, но сам переход остаётся наивным (бессознательным). Внешнее обнаружение данного перехода как раз и связано со следующей формой рефлексии.

Сравнивающая рефлексия обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним. Здесь сознание впервые поднимается над каждым конкретным психологическим образованием (ощущением, образом, состоянием и др.).

Сознание было связано во внешнем построении, следовательно, оно должно стать свободным и безразличным по отношению

к нему, подобно тому, как оно стало свободным и безразличным по отношению к бытию. Теперь определённость явлений сознания может выступить в сравнении: это есть А и в В, но также и в С и в ... N.

Сравнивающая (или рассудочная) рефлексия — наиболее распространённая в современных эмпирических науках; везде, где есть ставшая организованность, везде, где есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется фиксация наличного бытия, — там сравнивающая рефлексия является в постоянном облике — как очевидность.

При сравнивающей рефлексии происходит своеобразная инверсия сфер Я и не-Я: все позитивные определения не-Я оказываются определителями Я: «Я знаю это и это (Я знаком с этим); Я — во всём этом». В свою очередь, не-Я истончается до нуля, не-Я больше нет — есть только всепоглощающая очевидность, наличность данного (характерная черта полуобразованного сознания).

Определяющая рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объект). При определяющей рефлексии постоянно происходит отчуждение и объективирование законов субъективной деятельности, её опредмечивание; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я — как независимо от Я существующего объекта, сущность которого мне открывается, но противостоит.

Субъектно-активные формы деятельности постоянно обнаруживаются как объектная противопоставленность, как не-Я, само лее Я приобретает все большую отрицательность, «небытие».

Определяющая рефлексия осуществляется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объект-ности, и как средство его мысленного воспроизведения. Первый момент позволяет молодому человеку осознавать независимое от него существование объекта; второй есть акт его (объекта, но не себя) понима-

ния. Своеобразие такой ситуации сознания молено выразить следующим образом: «Я — знаю это; и — Я знаю, что знаю это; но! — Я не знаю, что Я в этом!». Обнаружение последнего обстоятельства есть первый шаг в работе ещё одной формы рефлексии.

Отрицание очевидности в своей непосредственной данности, обнаружение несовпадения Я со ставшим бытием, постоянное высвобождение из всякой поглощённости (из поглощённости всяким) есть особая форма рефлексии, и её можно обозначить как синтезирующая рефлексия.

Синтезирующая рефлексия собирает самоопределившуюся личность среди многого в одно. Рассекречивая многие структуры Я как не-Я, как чуждое, наведённое, синтезирующая рефлексия обнаруживает в то лее время в каждом определённом (лично мне ценном) Я свечение не-Я, где Я оказывается моей реализованной действительностью, а не-Я — ещё не ставшей, но становящейся действительностью.

Проблематизируя любое наличное состояние сознания, «синтезирующая рефлексия впервые обеспечивает выход Я за любые актуальные пределы самого себя; позволяет главное — не только преодолеть тесные границы очевидности, но и обнаружить становящуюся действительность как действительность самого Я» [7, с. 257].

Синтезирующая рефлексия есть первый шаг на пути снятия структурного противостояния субъекта и объекта, где объектная реальность теряет свою обособленность и независимость существования. Лишь ассоциированная с Я (интегрированная в нём), она получает свою подлинную жизнь и процесс осуществления.

Трансцендирующая рефлексия выявляет, что теперь синтезированное «внутреннее Я» оказывается способным принять подлинную имманентность (то есть внутреннюю присущность) себя Миру во всех его измерениях (нравственных, эстетических, научно-теоретических, а также аксиологических, то есть ценностных), обнаружить укоренён-

ность в Мире, а не только пребывание или взаимодействие с ним.

Тем самым трансцендирующая рефлексия молодого человека позволяет выйти за пределы не только самого себя, но и своих отношений с миром. В этом качестве она становится трансцендирующей рефлексией, которая, по сути, есть «расширяющееся сознание», или «рефлексивное сознание», принципиально не приуроченное к своим явлениям и не редуцируемое к ним. Верхняя граница такой рефлексии, как хорошо видно, имеет своим пределом бесконечность.

Следует заметить, что первые три формы рефлексии (полагающая, сравнивающая, определяющая) основное противоречие сознания разрешают частичным образом. Каждая из них формирует свой феноменалистский слой сознания, рационализируемый нами с большим или меньшим успехом. Более того, хотя становление каждой новой формы приводит к эффекту расширения сознания, но её «энергии» как бы не хватает для превращения акта расширения в непрерывный процесс.

С течением времени рефлексия молодого человека оказывается «на службе» соответствующего поверхностного слоя сознания, который поглощает сознание как целое, делает его уплощённым, некритичным к собственным образованиям.

При нулевой рефлексии у молодого человека наивное сознание, поглощённое бытием, а при полагающей происходит поглощение чувственно-практическими образованиями: психологические установки, мотивы, привычки.

Синтезирующая и трансцендирующая формы рефлексии разрешают исходное противоречие между абстрактным образом и собственно личностным развитием. Это и является рефлексивным сознанием молодого человека.

Следовательно, рефлексивное сознание молодого человека воспитывается в течение жизни путём изучения, обучения, передачи знаний, размышлений над действительно-

стью, поведением в предполагаемых обстоятельствах. Культурный уровень рефлексивного сознания молодого человека достигается в обществе отдельными единицами.

Здесь проблема заключается в том, что молодой человек и общество в целом могут иметь определённый уровень рефлексивного сознания, усвоить некоторые ценности на уровне рефлексии, обсуждать их, декларировать и приветствовать, но при этом сохранять прежнее традиционное бытийное сознание.

Поэтому «переход к рефлексивному сознанию связан с ростом рефлексии, с самоотношением и познающим самоотношением, то есть самосозерцанием. Тогда сознание — есть знание о себе, поскольку для познания дух отошёл от предмета познания — прежнего себя, освободился от него» [1, с. 531—622].

Развитие молодого человека невозможно без знания не только целей и средств его развития, в чём могут помочь разобраться учреждения культуры, но и механизмов взаимодействия сознания и бытия, процессов перестройки сознания на рефлексивное сознание.

Отсюда важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни через учреждения культуры может выступать молодёжь, сущностной социально-культурной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить культурные образцы, трансформировать их с учётом изменившегося социального опыта на основе рефлексивного сознания и передавать его будущим поколениям, внося свой вклад в развитие общества.

На этом этапе появляется возможность педагогического воздействия на процесс развития рефлексивного сознания у молодого человека в современных условиях — это новая система координат социально-культурного мира, без которой молодой человек может утратить способность действовать целенаправленно и последовательно в интересах себя и общества.

Здесь чрезвычайно важным является умение субъектов учреждений культуры определить содержание духовных потребностей, мотивов, интересов и т.д. молодых людей. Характер и направленность их ценностных ориентаций определяет специфику деятельности и поведения молодёжи, проживающей в социуме учреждения культуры, а частота посещения — есть степень её активности в реализации и удовлетворении собственных духовных потребностей и интересов.

Тогда деятельность учреждений культуры молено охарактеризовать как «культурное поле», или «пространство-время» для интеллектуально-духовного поиска, как комплекс смыслов, ценностей, имеющих холсде-ние в том или ином обществе. В связи с этим А. Швейцер писал, что культура есть прогресс, который слулсит «духовному совершенствованию индивида как прогресса про-грессов» [2, с. 90].

Учитывая хрупкое содерлсание внутреннего мира молодых людей, в изменяющихся современных условиях учрелсдения культуры могут обеспечивать психологическую защиту молодёлси в условиях неопределённости и сохранять валеное чувство общей судьбы, которое может поддерживаться также в сознании молодого поколения россиян тенденцией к росту патриотизма.

Задача учреждений культуры — в развитии духовного в молодых людях и в том, чтобы заставить заговорить те духовные

стихии, с которыми родился молодой человек, которые даже в грудном возрасте проявляются в виде бессознательных побуждений, бессвязных мыслей и из которых впоследствии образуется то, что довольно неточно называют врождёнными понятиями.

В учреждения культуры природа рефлексии несёт педагогическую функцию механизма саморазвития как во внутреннем, так и во внешнем его пространствах. Ракурс рассмотрения закономерностей в таком культурном пространстве будет связан с такими понятиями и категориями, которые в познании не являлись ключевыми, системообразующими: свобода восприятия; рефлексия; смысл; личностный опыт; переживание; уникальность молодого человека.

Здесь главная зависимость устанавливается между двумя сферами: феноменальной природой субъективного познания и педагогическими условиями, принимающими и поддерживающими её как самоценность.

Таким образом, понятие «рефлексивное сознание» молодого человека базируется на содержании сознания естественной и вплетённой в реальный процесс жизни. На объективном уровне содержания социальной структуры этот процесс будет устойчивым. Наличие в сознании молодёжи готовности принять предлагаемые обстоятельства бытия в качестве разумных есть одно из объективных и необходимых условий развития рефлексивного сознания молодёжи, а тем самым и всей социальной системы.

Примечания

1. Анисимов О. С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). Москва, 2000.

2. Звенигородская Г. П. Методологические и общетеоретические основы рефлексивного образования учащихся как процесса саморазвития : монография. Хабаровск, 2000.

3. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) : учебное пособие. Москва, 2002.

4. Ладенко И. С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. Новосибирск, 1990.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. Москва, 1972.

6. Лефевр В. А. Рефлексия. Москва, 2003.

7. Развитие и саморазвитие личности. (К 100-летнему юбилею А. Н. Леонтьева) : сборник науч. ст. / под ред. А. А. Деркача. Москва, 2004.

References

1. Anisimov O. S. GegeV: myshlenie i razvitie (put' k kul'ture myshlenija) [Hegel: thinking and development (the path to the culture of thinking)]. Moscow, 2000.

2. Zvenigorodskaja G. P. Metodologicheskie i obshheteoreticheskie osnovy refleksivnogo obrazovanija uchashhihsja kak processa samorazvitija [Methodological and Theoretical foundations of reflective education students as a process of self-development]. Khabarovsk, 2000.

3. Zinchenko V. P. Psihologicheskie osnovy pedagogiki (Psihologo-pedagogicheskie osnovy postroenija sistemy razvivajushhego obuchenija D. B. Jelkonina — V. V. Davydova) [Psychological foundations of pedagogy (Psycho-pedagogical bases of constructing a system of developing training EVkonin — davydov)]. Moscow, 2002.

4. Ladenko I. S., Stepanov S. Ju. Refleksivnoe razvitie poznavateVno-tvorcheskoj aktivnosti [Reflexive cognitive development and creative activity]. Novosibirsk, 1990.

5. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki [Problems of development of the mind]. Moscow, 1972.

6. Lefevr V. A. refleksija [reflection]. Moscow, 2003.

7. Derkach A. A., ed. razvitie i samorazvitie lichnosti (K 100-letnemu jubileju a. N. Leonteva) [development and personal self-development (the 100th anniversary ofleontiev)]. Moscow, 2004.

^У/ и УЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ АККУМУЛЯЦИИ И ПЕРЕДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

УДК 78.07+378.978 М. В. Анисимов

Московский государственный университет культуры и искусств

Настоящая статья посвящена анализу явления исполнительской традиции и творческой преемственности в сфере искусства игры на оркестровых музыкальных инструментах. Как и всякая культура, исполнительская культура воспроизводится в виде ценностей, идеалов, традиций, целей. Эта культура, как духовная преемственность, формируется в общественном сознании, живёт в нём, представляя собой результат сложного диалектического процесса, имеющего историческую музыкально-культурную основу. Если все объекты данной культуры находятся вовне и никем не присвоены, не приняты — значит, они не работают в сфере исполнительского творчества.

Современное отечественное исполнительское творчество неразрывно связано с традициями российской инструментальной культуры и с музыкально-педагогической деятельностью лучших представителей музыкального искусства. Жизнь заставляет инструменталистов активизировать поиск новых путей организации, активизации своей музыкально-художественной и просветительской деятельности, а также её интеграции в мировое музыкально-исполнительское пространство. Этот поиск может быть успешным лишь с опорой на накопленные творческие традиции, на научную составляющую, которая призвана разрабатывать современную теорию исполнительства. Основная задача настоящей статьи — выявить суть явления с точки зрения его содержания, дефиниции понятий, а также требований, предъявляемых к процессу формирования и развития исполнительского мастерства инструменталиста.

Ключевые слова: традиция, преемственность, мастерство, исполнительский процесс, культура игры, приобретённый опыт, музыкант.

АНИСИМОВ МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры духовых оркестров и ансамблей 174 Московского государственного университета культуры и искусств

ANISIMOV MAKSIM VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of brass orchestras and ensembles, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: anisklarnet@rambler.ru © Анисимов М. В., 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.