Научная статья на тему 'Инновационные формы досуга молодёжи (региональный аспект)'

Инновационные формы досуга молодёжи (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1622
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА / ДОСУГ / LEISURE / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МОЛОДЁЖНОГО ДОСУГА / INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE / ЭКСТРИМ ДОСУГ / EXTREME LEISURE / МЕДИА ДОСУГ / MEDIA LEISURE / TRANSITIONAL ERA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куличкина Галина Васильевна, Мельникова Надежда Сергеевна

Инновационные формы досуга молодёжи в переходные эпохи выполняют важные социальные функции и способствуют выработке новых качеств личности молодого человека, соответствующих потребностям времени. В данной статье анализируется опыт освоения новаций в молодёжном досуге Пермского края в период 2005-2013 годов, их социально-культурная значимость для региона и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE (REGION ASPECT)

Innovative forms of youth leisure carry out important social functions during transitional eras and promote development new qualities for young man,s identity corresponding to requirements of time. In this article experience of innovations in youth leisure of Perm Krai during the period of 2005-2013, their welfare importance for the region and Russia is analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы досуга молодёжи (региональный аспект)»

^ Социально-культурная деятельность

5. Imhanickij M. I. Istorija ispolnitelstva na russkih narodnyh instrumentah [History of playing Russian folk instruments]. Moscow, Russian Academy of Music Publ., 2002. 351 p.

6. Ovchinnikova T. S., Simkina A. A. Muzyka, dvizhenie i vospitanie [Music, movement and education]. St. Petersburg, KARO Publ., 2011. 88 p.

7. Skopinceva O. A. Razvitie muzykaVno-hudozhestvennogo tvorchestva starshih doshkoVnikov [Development of musical art of the senior preschool children]. Volgograd, Uchitel' Publ. [Teacher Publ.], 2011. 111 p.

И

ННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

УДК 379.8 — 053.6

Г. В. Куличкина, Н. С. Мельникова

Пермская государственная академия искусства и культуры

Инновационные формы досуга молодёжи в переходные эпохи выполняют важные социальные функции и способствуют выработке новых качеств личности молодого человека, соответствующих потребностям времени. В данной статье анализируется опыт освоения новаций в молодёж-^ ном досуге Пермского края в период 2005—2013 годов, их социально-культурная значимость для ^

региона и России.

Ключевые слова: переходная эпоха, досуг, инновационные формы молодёжного досуга, экстрим досуг, медиа досуг.

G. V. Kulichkina, N. S. Melnikova

Perm State Academy of Arts and Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Gazety Zvezda str., 18, Perm, Russian Federation, 614000

INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE (REGION ASPECT)

Innovative forms of youth leisure carry out important social functions during transitional eras and promote development new qualities for young man,s identity corresponding to requirements of time. In this article experience of innovations in youth leisure of Perm Krai during the period of 2005—2013, their welfare importance for the region and Russia is analyzed.

Keywords: transitional era, leisure, innovative forms of youth leisure, extreme leisure, media leisure.

КУЛИЧКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Пермской академии искусства и культуры, заслуженный работник культуры России

Kulichkina Galina Vasil'evna — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Perm State Academy of Arts and Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation

МЕЛЬНИКОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Пермской государственной академии искусства и культуры

MEL'NIKOVA NADEZHDA SERGEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Perm State Academy of Arts and Culture

e-mail: kulgv@list.ru skdperm@rambler.ru © Куличкина Г. В., Мельникова Н. С., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

Современный период развития российского общества по праву называют переходным. Характерные особенности, типологические черты этой «переходности», а также специфику её проявления обсуждают политики, экономисты, социологи, культурологи. Однако, несмотря на многогранность исследований современной переходной эпохи, остаются за пределами внимания учёных многие интересные и социально значимые проблемы, в том числе проблемы трансформации и модернизации досуговых предпочтений людей.

Вместе с тем наиболее ярко процессы, происходящие в обществе в переходный период, отражаются именно в досуговой сфере. М. М. Бахтин в своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», рассматривая карнавал как форму досуга эпохи Средневековья, отмечает: «Карнавал давал человеку возможность на определённое время забыть о суровых реалиях жизни и ощутить себя свободным...» [1, с. 98]. Данное высказывание можно отнести к досугу в целом. Эта сфера общественного развития является, по существу, самой неформализованной, наименее подверженной регламентации и свободной от официоза. В связи с этим тенденции переходного периода проявляются здесь наиболее ощутимо.

В переходную эпоху досуг играет особую роль. Он не только отражает инновационные процессы, происходящие в обществе, но становится «проводником» новаций. Через до суг ин нова ции ин тег ри ру ют ся в общество. Как отмечает Л. Г. Березовая: «Новые культурные формы быстро перерастают рамки досуга и становятся формами повседневного поведения, миросозерцания и мировоззрения, претворяются в процессах спе циа ли зи ро ван ной культурной деятельности, порож дая новые жанры и стили культуры» [2, с. 143]. Проникая через досуг в общественную жизнь, новации распростра-ня ют ся и в дру гие сфе ры. Без ус лов но, раз мы говорим о досуге, речь может идти о до-

суговых новациях (новые формы досуга, измене ния в содер жа нии до су га, его функ цио-нальном назначении и тт.д.). Однако досуго-вые новации следует понимать значительно шире, так как досуг — это не просто «свободная деятельность», исключающая всякие общественные условности (ценности, принципы, правила и т.д.). Досуг — это деятельность, обусловленная как личными потреб-ностя ми, возмож ностя ми, интересами, так и условиями общественными (традициями, обычаями, нормами и др.). Отсюда становится понятным высказывание Л. Г. Березовой о том, что «но ва ции пе ре рас та ют рам ки досуга» [2, с. 143]. Вместе с досуговыми новациями проникают и распространяются в обществе новые духовные ценности, нравственные ориентиры, мировоззренческие идеи. Таким образом, в переходную эпоху досуг берётся выполнять функцию «проводника» новаций, обуславливая переход к новой стадии развития общества.

Рас смот рим роль до су га как про вод ни ка инноваций в периоды общественных транс-фор ма ций на при мере ут вер жде ния в Перми двух популярных форм — экстремального и медиа-досуга среди молодёжи. В силу психолого-педагогических особенностей молодёжь наиболее мобильна, активна, поэтому предрасположена к новшествам. Исследование сделано на основе наблюдений и личного участия авторов в досуговых новациях в период 2005—2013 годов.

В 2005 году в Пермском крае оживляется работа местных органов власти с молодёжью, что было продиктовано рядом обстоятельств как на международном, общероссийском, так и на ре гиональ ном уровнях. Напомним, что ООН приняла ряд ре-золю ций по вы пол не нию сво ей про грам мы, нацеленные на поддержку молодёжи в экономике, гражданском обществе, на заботу о её социальном благополучии. В структуре российских орга нах власти на уровне краёв, гу бер ний и му ни ци па ли те тов поя ви лись комитеты и отделы, ответственные за работу с молодёжью.

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

По официальным данным, анализ характерных тенденций психофизического состояния, норм поведения и досуговых интересов и потребностей молодёжи Перми по ка зал, что к 2005 го ду уро вень ал ко зо-лизации подростков и молодёжи Пермского края превышал общероссийский показатель в 2,5 раза, средний показатель по Приволжскому федеральному округу, куда входит Пермский край, — в 3 раза. Более 20% школьников в возрасте от 14 до 18 лет составляли группу риска по наркопотреблению, актуальной оставалась проблема табакокурения, роста преступности. Если говорить о ведущих интересах и потребностях, то на втором месте по затратам свободного времени молодёжи Перми стояли отдых и развлечения [4]. Можно отметить, что в целом такая картина была более или менее типичной для молодёжи всей России ис сле дуе мого на ми пе риода.

В 2005 году в Перми возникли общественные инициативы, предлагающие моло-дё жи ак тив ные формы до су га, даю щие воз-мож ность про явить свой фи зи че ский, интеллектуальный, творческий потенциал, повысить социальный статус в глазах сверстников и взрослых. Это были экстремальный досуг и медиа-досуг, которые возникли как ответ на новые вызовы процессам отчуждения человека в социуме и технологиям информационной глобализации. Экстре мальный до суг в его рис ко ван ных по лё-тах на специальных досках, велосипедах, в отважных небывалых акциях, типа лазания по стене многоэтажного дома, чтобы нарисовать портрет русского поэта Сергея Есенина, компенсировал нереализованность энергии молодых людей, сильных телом и духом. В условиях экстремального досуга рождалась личность XXI века — амбициозная, инициатив ная, го товая на риск, стремящаяся к успеху. Занятия массме-диа помогали думающему молодому человеку обретать навыки массовой коммуникации, будили рефлексию, способствовали духовно-нравственному самоопределению

в многополярном социально-культурном пространстве, формировали у пользователя компьютера современную информационную культуру.

Лидерами в организации экстремального досуга стали Пермская городская общественная организация «Федерация паркура» и общественная организация «Российский союз молодёжи». Среди осуществлённых их силами проектов в 2007 году оказались: Первый Межрегиональный рэп-фестиваль «Хип-Хоп Активность» во Дворце имени Калинина, более 600 человек; фестиваль граффити «Rebel Art» на площади перед Дворцом молодёжи Пермского края, более 500 зрителей; серии фестивалей экстремальных видов спорта по дисциплинам «Mountain Bike Street freestyle» и «BMX Street freestyle», которые посетили более 700 пермяков в летний сезон в крупнейшем пермском городском парке; в 2008 году — Второй Межрегиональный рэп-фестиваль «Хип-Хоп Активность» в манеже «Спартак», в рам ках ко торого про шли краевые соревнования по рэп-музыке, граффити, брейк-дансу и экс тре мальным ви дам спор та в таких дисциплинах, как: «Roller Blading», «Mountain Bike Street freestyle», «BMX Street freestyle», и показательные выступления «Trial», «BMX Flatland» и Паркур; Всероссийский фес ти валь по парку ру в крытых помещениях; в 2009 году — Третий Межрегиональный Рэп-фестиваль «Хип-Хоп Активность».

В 2009 году в Перми под личным контролем мэра Перми И. Н. Шубина открылся экс трим-парк — первый та ко го рода парк в России. Площадь экстрим-парка составила 12 тысяч квадратных метров. За основу проекта пермского парка было взято подобное сооружение в Луисвилле (США), побратиме Перми. В отличие от американского прототипа, в пермском парке была расположена обустроенная площадка и зрительские трибуны. Еженедельно в парке проводи лись экстре мальные мероприятия, направленные на популяризацию экстре-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^

Ф

мальной уличной культуры, спортивные мероприятия: от показательных выступлений до соревнований. Одним из самых ярких событий молено считать международный форум уличной культуры «Пермь — Луисвилл — 2011». Парк ку ри рует Ко ми тет по культуре администрации Перми.

Парк вошёл в сис те му до су говых уч ре-ж де ний, а экс тре мальный мо лодёж ный отдых и спорт добавили новые черты пермской уличной культуре.

Организация медиа-досуга в Перми возникла почти одновременно при редакциях городских газет Прикамья и в школах как клубные журналистские объединения, позлее появилась любительская студенческая пресса, любительские студен ческие ин тер-нет-СМИ. Одним из центров пермского медиа-досуга стал Лицей № 3, который с 2003 года проводит среди школ края ежегод ный осенний фестиваль-конкурс «Золотое перо». В 2006 году участники «Золотого пера» официально объединились в краевую общественную организацию «Союз юных журналистов Прикамья» [4, с. 385]. Студентов в сфере организации досуга средствами лсурналистского дела объединяет краевая вузов ская пресса, сек ция молодых жур на-листов при Пермской организации Союза театральных деятелей России [5, с. 385].

Следует учесть, что занятия журналистским творчеством школьников и молодёлси в пермских досуговых массмедийных объединениях сопрялсены с просвещением и эстетическим воспитанием. Мастер-классы по лсурналистике соседствуют с диспутами по ак туаль ным про бле мам ду хов но-нрав ст-венного самоопределения молодых людей, посещением спектаклей, просмотром документального кино, встречами с писателями, ак тёра ми и ре жиссё ра ми. Все это по зво ля-ет формировать представления подрастаю-ще го по ко ле ния о цен но стях. При мером может послужить программа XIII краевого

фес ти ва ля школь ной и элек трон ной прессы «Золотое перо — 2013». На нем юные любители журналистики среди прочих дел обсуждали в диалог-клубах понятие успешного человека: какой он в наше время; темы «духовность и медиа-личность», «Как слово отзовётся...» (о культуре русской речи), «Будь здоров! А как?» (о здоровом образе жизни), «Это не игра — это действительность!» (проблема коммуникации в сетях и блогах Ин терне та).

Общее количество «досуговых медиато-чек» края, в ко торых се годня при влека ют учащихся к системному медиа-досугу, состав ляет более 30 школ, ли це ев и гим на зий. На фестиваль «Золотое перо» ежегодно съезжаются около 200 человек, представите лей де лега ций из городов и рай онов края. За тринадцать лет существования «Золотого пе ра» мно гие его уча ст ни ки за кон чи ли вузы Перми и столицы, стали дипломированными специалистами в разных профес-сиональ ных сфе рах, а так же на шли се бя в журналистике. Главный организатор многолетней фестивальной работы «Золотого пера» педагог Лицея № 3 Светлана Алек-сан дровна Суслова за воспи тание подрастающего поколения средствами лсурналистского творчества стала лауреатом на краевом конкурсе «Пермяк—2012».

Таким образом, пермские педагоги — лиде ры куль ту ры и спор та в сою ее с акеи еи-ста ми молодёж ных дви жений на про тя-жении 2005—2013 годов создали в краевом центре своеобразный культурно-досуговый инновационный «противовес» тем тревожным тенденциям девиации в ценностях и нормах молодёлси, которые были зафиксированы в официальных от чётах представителей местной власти. Механизмы внедрения новых форм досуга на пермской земле могут служить примером цивилизованного перехода на новую стадию развития российского общества в XXI веке.

Ф

Ф

^ Социально-культурная деятельность

Примечания

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1990. 323 с.

2. Березовая Л. Г, Берлякова Н. П. История русской культуры. Москва : ВЛАДОС, 2002. 298 с.

3. Закон Пермской области об областной целевой программе «Молодёжь Прикамья» на 2000—2005 годы [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/911503395

4. Куличкина Г. В. Инновационные коммуникации масс-медиа и досуг школьников // Информационная культура и креативный потенциал общества и личности : материалы международной научной конференции (20 сентября 2008, Краснодар) / Краснодар. гос.ун-т культуры и искусства, Моск. гос. ун-т культуры и искусства, Международная академия информатизации (Москва). Краснодар, 2008. С. 384—387.

5. Куличкина Г. В. Комплексный подход в медиаобразовании и медиапросвещении средствами СМИ в региональном вузе искусства и культуры // Молодёжь и медиа. Цели и ценности : [сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Молодёжь и медиа. Цели и ценности» (Москва, 28—29 апреля 2011 г.)] / сост. Т. Н. Владимирова, И. В. Жилавская. Москва : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2011. С. 164—171.

References

1. Bahtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaja kuVtura Srednevekovja i Renessansa [Creativity Francois Rabelais and folk culture of the middle Ages and Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ. [Art Literatura Publ.], 1990. 323 p.

2. Berezovaja L. G., Berljakova N. P. Istorija russkoj kuVtury [History of the Russian culture]. Moscow, Vlados Publ., 2002. 298 p.

3. Zakon Permskoj oblasti ob oblastnoj celevoj programme «Molodezfr Prikamj'a» na 2000 — 2005 gody [The law of the Perm area on the regional target program «Youth of Prikamye» for 2000 — 2005]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/911503395

4. Kulichkina G. V. Innovacionnye kommunikacii mass-media i dosug shkol'nikov [Innovative communications of mass media and leisure of school students]. Informacionnaja kuVtura i kreativnyjpotencial obshhestva i lichnosti: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii 20 sentjabrja 2008 [Information culture and creative potential of society and personality: Materials of the international scientific conference on September 20, 2008]. Krasnodar, 2008, pp. 384—387.

5. Kulichkina G. V. Kompleksnyj podhod v mediaobrazovanii i mediaprosveshhenii sredstvami SMI v regional'nom vuze iskusstva i kul'tury [Integrated approach in media education and media education by means of mass media in regional higher education institution of art and culture]. Molodezh i media. Celi i cennosti: sb. materialov I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Molodezh' i media. Celi i cennosti». — Moskva, 28—29 aprelja 2011g. [Youth and media. Purposes and values: o6. materials I of the All-Russian scientific and practical conference «Youth and media. Purposes and values». — Moscow, on April 28—29, 2011], compiler T. N. Vladimirova, I. V. Zhilavskaja. Moscow, Publishing center MGGU of M. A. Sholokhov, 2011. pp. 164—171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.