ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
^ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЬ НО ГО ВОЗ РАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ЦЕНТРАХ
УДК 37.036 О. А. Блох
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье обозначается проблемное поле художественно-творческого развития дошкольников на занятиях музыкой в Детских центрах. Раскрываются преимущества освоения народной инструментальной культуры в ходе художественно-творческого развития начинающих учащихся-музыкантов (дошкольников). Показаны принципы и основные методы внедрения Детской филармонии «Голоса народных инструментов» в практику художественно-творческой работы Детских центров (ДЦ) «Сёма», представляющих федеральную сеть культурно-досуговых учреждений России.
Ключевые слова: художественно-творческое развитие детей (дошкольников), народные музыкальные инструменты.
Ф 0
O. A. Blokh
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THE MUSIC CLASSES IN CULTURAL AND LEISURE CENTERS
The article indicated by the problem field of artistic and creative development ofpreschool children in the classroom music in children's centers. Reveals benefits of development of folk culture instrumental in the development of artistic and creative musicians beginners students (preschool). The basic principles and methods of implementation of the Children's Philharmonic "Voices of folk instruments" in the practice of artistic and creative work of children's centers (DC) "Sema", representing the federal network of cultural and entertainment institutions in Russia.
Keywords: artistic and creative development of children (preschoolers), folk musical instruments.
БЛОХ ОЛЕГ АРКАДЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового дирижирования Московского государственного университета культуры и искусств
BLOKH OLEG ARKAD'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of orchestral conducting, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Блох О. А., 2014
0
^ Социально-культурная деятельность
Ф
Художественно-творческое развитие детей считается сегодня одной из важнейших задач в отечественной системе пред-профессионального музыкального образования, поскольку именно с решением этой проблемы видится путь преодоления детских болезней XXI века, среди которых гиперактивность, психозы, неврозы, депрессии, суициды, безнадзорность, информационное давление и бездуховность его содержания. Ведь художественно-творческое раз ви тие де тей спо соб но под нять на вы со-кий уровень процессы формирования их волевых, интеллектуальных и креативных качеств.
Музыка как вечное искусство продолжает оставаться «спасительной средой», позволяющей не только адаптировать детей в условиях художественно-творческой деятельности, но и сохранить и укрепить физическое и духовное здоровье, наполнить их жизнь яркими положительными впечатлениями. Радость новых открытий, ожидание позитива завтрашнего дня, эмоцио-нально-чувст вен ные вспле ски, на пол нен-ные гармонией художественных образов,
— важные составляющие обучения и воспитания музыке детей.
Известно, что вхождение в жизненное про странст во, ос воение ок ру жающей действительности новорождённые дети начинают посредством слуховых ощущений. Таким образом, сама природа «подсказывает» оптимальный, конструктивно-содержательный путь формирования художественно-творческого сознания маленького ребёнка
— через мир музыкальных открытий.
Особую роль в музыкальном, художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста играют культурно-досуго-вые учреждения (семейные клубы, детские центры). В зоне свободного времени в русле соучастия, сопереживания и сотворчества дети, их родители, ближайшие родственники при общении с Её Величеством Музы кой по гру жа ют ся в мир прекрас ных художественных образов, наслаждаются
разнообразной звуковой палитрой, ощущают благость музыкального откровения. В по доб ных культур но-про све ти тель ских, художественно-педагогических условиях открывается путь к эффективному форми-ро ва нию у де тей важ ного ин те гра тив ного базиса, куда входят:
•любознательность, активность;
•эмоциональность, отзывчивость;
•владение средствами общения и способа ми взаи модей ст вия с взрос лы ми и сверстниками;
• способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
• соблюдение общепринятых правил и норм поведения;
• способность решать интеллектуальные и личностно-творческие задачи, адекватные возрас ту;
• способность мыслить диалогически, внося свою лепту в коллективное художе-ст вен ное соз на ние;
• пер вич ное представ ле ние о се бе, се мье, обществе, государстве, мире природы;
• владение первичными навыками учебной деятельности будущего первоклас-с ни ка.
В русле решения проблемы художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает знакомство с народными музыкальными инструментами, народной инструментальной культурой в целом. Большое значение имеет именно вхождение детей в мир музыкальной культу ры, свя зан ной с народ ны ми музыкальными инструментами, а не просто зна ком ст во с их конст рук ция ми и ос нова-ми исполнительства. Духовное содержание народной инструментальной культуры, её жанровое и стилистическое многообразие, а также полихудожественная детерминанта (музыкальные сказки, загадки, пословицы, поговорки, шутки, прибаутки, поэтическая, народно-песенная основы) способствуют активному формированию детского художественно-творческого сознания в учреж-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
дениях культурно-досугового типа.
Сегодня валено осознать необходимость формирования идеальной исполнительской модели конкретных музыкальных сочинений в детском сознании уже на начальном этапе обучения и воспитания. Ребёнок, в лучшем случае, творит (слушает музыку /в продуктивном режиме/; воспроизводит музыкальные звуки; делает первые шаги в исполнительстве) так, как он представляет, а чаще — значительно хуже. Пространственно-временное, невидимое (незримое) музыкального искусство, заключающее в себе абстрактно-логический тип мышления, часто ста но вит ся не понят ным, не дос туп ным, неин терес ным для де тей. Предста вить мир музыки наглядным, «видимым», увлека-тель ным, тро гаю щим ду шу — воз мож но с помощью полихудожественного пространства народной инструментальной культуры. Музыкально-театрализованные сказки и поговорки, пословицы и загадки, песни и час тушки-прибаутки могут помочь сделать, например, плясовые наигрыши и хороводные мелодии, огромный мир народно-пе-сен ной культу ры, обрабо тан ный для кон-цертно-инструментального исполнительства, более понятным и доступным, интересным и раз ви ваю щим.
В процессе формирования художественно-творческого потенциала детей дошко-ль ного возрас та, по знаю щих мир народ ных музыкальных инструментов, не следует забывать, что в его структуру входят не только эмоционально-чувственная природа (отзывчивость, сопереживание), но и эстетические интересы, музыкально-творческие спо соб но сти, цен но ст ные ори ен ти ры и мировоззрение в целом. Народная инструментальная культура, активно взаимодей-ст вую щая с уст ным народ ным твор че ст вом и пись мен ной народ ной тра ди ци ей, дру ги-ми направлениями народной художественной культуры, может достаточно успешно справляться с формированием художественно-творческого потенциала детей дошкольного возраста в культурно-досуговых
учреждениях. Естество звуковой палитры народных инструментов, экология которой формировалась в глубине веков, их интонационная культура, динамика, созвучная внутреннему миру детей, вибрации, которые исцеляют душу, — важный ресурс народной инструментальной культуры, её художественно-творческий и педагогический по тен ци ал.
Научная лаборатория «Развитие творческого потенциала музыканта» Института музыки Московского государственного университета культуры и искусств накопила определённый опыт художественно-творческого развития обучающихся музыкантов [2, с. 155—158; 4, с. 189—206). Последовательные шаги сделаны в изучении проблемы формирования художественно-творческого потенциала детей дошкольного возраста на базе культурно-досуговых учреждений (например, Детских центров «Сёма» /«Самая Ёмкая Мамина Академия»/), имеющих разветвлённую структуру на федеральном уровне. Много возможностей освоения мира народной инструментальной культуры предоставляет Детская филармония «Голоса народных инструментов». «Концерт-встреча», «концерт-сказка», «концерт-путешествие», «концерт-загадка», «дискуссия-концерт», «концерт-рисование-стихосложение», «мастер-класс» — формы, с помощью которых проходило зна комст во с русски ми народ ны ми музыкальными инструментами. Следует отметить, что народ ные ин ст ру мен ты за ключа ют в се бе ряд сти мулов, по зво ляю щих в значительной степени активизировать процесс формирования детского художественно-творческого сознания:
• экологически чистый, природный материал изготовления;
• портативность, мобильность;
• привлекательность внешнего вида (эс-те ти ка фор мы, рос пись, орна мент) и т.д.;
• высокий уровень заложенной ассоциативной природы (звукоподражание явлениям природы /вой ветра, пение птиц, мор-
Ф
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
ской прибой, капли дождя и др./, быта человека, его жизнедеятельности);
• представляют инструмент-игрушку (например, окарина — флейтовая группа /подгруппа свистковые; изготавливается в виде игрушечных птиц, рыб, животных/, гармошка-черепашка /малютка/, маракасы / погремушки/) и др.;
• от но си тель ная про сто та ос вое ния первоначальных навыков игры;
• богатая интонационная культура, за-печатлённая в отечественной музыкальной классике, оригинальных сочинениях в образах былинных героев (например, Садко), русских богатырей, сказочных персонажей и др.
Каждый народный инструмент, в зависимо сти от ис ход ной тем бро вой специ фи ки, на протяжении веков утвердился в слушательском восприятии в качестве выразителя тех или иных образов. Данных факт позволяет обогащать ассоциативный ряд малышей, вкладывая в их художественное созна ние га ле рею ярких музы кальных образов. «Таковы бряцание на балалайке как наиболее характерный признак русской плясовой музыки. Звонкие тембры рожка или жа лей ки в изо бра же нии пас тора ли; таковы задорные мелодические переборы или ритмизованная смена тонического и доминантового аккордов гармони для воспроизведения колорита народного веселья и т.д. Более того, инструменты ассоциировались с теми или иными образами в соответствии с их изначальной сущностью — либо сигнальной, либо как средства организации досуга, отдыха людей» [5, с. 73]. Поэтому в процессе знакомства детей с народными музыкальными инструментами в показательной части выступлений исполнители использовали характерные исполнительские приёмы, рас кры ваю щие типи че ские чер ты зву ча ния, спе ци фи ку тембраль ной палитры в целом.
Сигнальные функции народных духовых инструментов (флейтовых /свирель, сопель/, язычковых /брелка, жалейка/), мунд-
штучных /рог, рожок/), их пасторальная, поэтическая, народно-сказочная природа успешно демонстрировались в программах Детской филармонии «Голоса народных инструментов» при исполнении произведений русских классиков: М. И. Глинки и М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева и А. К. Лядова, П. И. Чайковского и Н.А. Римско-го-Корсакова, А. П. Бородина и А. К. Глазунова, В. В. Калинникова и мн. др. Например, после насыщенной, эмоционально напряжённой сцены письма Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского пасторальный наигрыш гобоя имитирует сигналы пастушеского рожка. Создаётся не только удивительно точ ный эмоциональный эквивалент пушкинским строкам «пастух играет, все спо кой но», не только на ли цо мас тер ская передача самого духа народного наигрыша, но далее прослеживается интонационно-мелодическое сходство между мелодией П. И. Чайковского и подлинными рожечными на-пе ва ми.
Ана логич ная ими та ция сиг на лов пас ту-шеской трубы, свирели, сопели, жалейки ярко использована в «Снегурочке» H.A. Римского-Корсакова — но уже не с целью контраста душевному состоянию, а наоборот, для вы ра же ния пол ной гармонии со сказочным светлым образом Леля, со всей поэтической атмосферой природно-сти-хийного, мифологического начала оперы. Говоря, например, об использовании музыки А. К. Лядова, следует подчеркнуть, что он сочи нил мно го пьес для фор тепиа но, небольших, но лаконичных и мастерски отделанных. Многие из них получили удачное переложение для народных инструментов. Особенно популярна его пьеса «Про старину» (1889), в которой изображён народный сказитель, играющий на гуслях. Шутливая пьеса «Музыкальная табакерка» воссоздаёт зву ча ние музы кальной иг руш ки. Поль зу-ют ся популярностью его «Дет ские песни» на народные тексты, в которых А. К. Лядов просто, но очень метко зарисовал ряд «живых» сцен. Он создал ряд маленьких ска-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
зочных картинок для оркестра: «Баба-Яга» (1904), «Кикимора» (1910), «Волшебное озеро» (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музы кой яркие и ори ги нальные обра зы, соз давать портреты сказочных персонажей, фан-тасти че ские пей за жи.
Следует заметить, что, наряду с произведениями русской классики, в репертуарные программы «Детской филармонии» вошли сочинения зарубежной классики: сонаты Д. Скарлатти, «Шутка» И. С. Баха, «Детский альбом» Р. А. Шумана, «Карнавал животных» К. Сен-Санс, «Утро» Э. Х. Грига и мн. др.
Помимо многочисленного видового состава народных духовых инструментов, дети познакомились с большим разнообразием струн ных (гусли звончатые, раз лич ные виды домры, балалайки) и ударных народных инструментов (коробочки, ложки, трещотки, рубель, пила, коса, бубен, бубенчики, рогач, колокольчики), а также с семьёй
гар моник (хром ка, саратов ка, ли вен ка, черепашки, баян, аккордеон).
Под звучание гуслей звончатых сказки — сказывались, дети — пускались в пляс, окунались в сказочный мир. Аналогичные путешествия ребята совершали вместе с другими народными инструментами, которые стали гостями Детской филармонии «Голоса народных инструментов» ДЦ «Сёма».
Апробация данной художественно-педагогической технологии проводилась на базе ДЦ «Сёма-Химки», ДЦ «Сёма-Сход-ня»(Московская область), а также в гг. Екатеринбург, Петрозаводск, Ижевск, Якутск, Хабаровск. Валено, что дети дошкольного воз рас та в рам ках Дет ской фи лармонии на базе ДЦ «Сёма» не только познакомились с миром народной инструментальной культуры, но и научились в процессе занятий частично изготавливать инструменты собственными руками, играть на них сольно и в ан самбле, по зна вая пре лесть при роды коллективного творчества.
Примечания
1. Арсенина Е. Н. Музыкальные занятия. Волгоград : Учитель, 2013. 319 с.
2. Блох О. А. Педагогика музыкально-творческого развития детей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 5 (49). С. 155—158.
3. Блох О. А. Педагогика и психология музыкального творчества. Москва : МГУКИ, 2013. 232 с.
4. Блох О. А. По страницам передового педагогического опыта // Модернизация образовательного процесса в вузе. Москва : МГУКИ, 2013. С. 189—206.
5. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва : РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.
6. Овчинникова Т. С., Симкина А. А. Музыка, движение и воспитание. Санкт-Петербург : КАРО, 2011. 88 с.
7. Скопинцева О. А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников. Волгоград : Учитель, 2011. 111 с.
References
1. Arsenina E. N. Muzykal'nye zanjatija [Music classes]. Volgograd, Uchitel' Publ. [Teacher Publ.], 2013. 319 p.
2. Bloh O. A. Pedagogika muzykal'no-tvorcheskogo razvitija detej [Pedagogy musical and creative development of children]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPtury i iskusstv [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2012, № 5(49), P. 155—158.
3. Bloh O. A. Pedagogika i psihologija muzykaPnogo tvorchestva [Pedagogy and psychology of musical creativity]. Moscow, MGUKI Publ., 2013. 232 p.
4. Bloh O. A. Po stranicam peredovogo pedagogicheskogo opyta [Through the pages of the advanced pedagogical experience]. Modernizacija obrazovatelnogo processa v vuze [Modernization of educational process in the University]. Moscow, MGUKI Publ., 2013. P. 189—206.
0
^ Социально-культурная деятельность
5. Imhanickij M. I. Istorija ispolnitelstva na russkih narodnyh instrumentah [History of playing Russian folk instruments]. Moscow, Russian Academy of Music Publ., 2002. 351 p.
6. Ovchinnikova T. S., Simkina A. A. Muzyka, dvizhenie i vospitanie [Music, movement and education]. St. Petersburg, KARO Publ., 2011. 88 p.
7. Skopinceva O. A. Razvitie muzykaVno-hudozhestvennogo tvorchestva starshih doshkoVnikov [Development of musical art of the senior preschool children]. Volgograd, Uchitel' Publ. [Teacher Publ.], 2011. 111 p.
И
^ОВАЦИОHHЫE ФОРМЫ ДОСУГА МОЛОДЁЖИ (РЕГИОHAЛЬИЫЙ АСПЕКТ)
УДК 379.8 — 053.6
Г. В. Куличкина, Н. С. Мельникова
Пермская государственная академия искусства и культуры
Инновационные формы досуга молодёжи в переходные эпохи выполняют важные социальные функции и способствуют выработке новых качеств личности молодого человека, соответствующих потребностям времени. В данной статье анализируется опыт освоения новаций в молодёж-^ ном досуге Пермского края в период 2005—2013 годов, их социально-культурная значимость для ^
региона и России.
Ключевые слова: переходная эпоха, досуг, инновационные формы молодёжного досуга, экстрим досуг, медиа досуг.
G. V. Kulichkina, N. S. Melnikova
Perm State Academy of Arts and Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Gazety Zvezda str., 18, Perm, Russian Federation, 614000
INNOVATIVE FORMS OF YOUTH LEISURE (REGION ASPECT)
Innovative forms of youth leisure carry out important social functions during transitional eras and promote development new qualities for young man,s identity corresponding to requirements of time. In this article experience of innovations in youth leisure of Perm Krai during the period of 2005—2013, their welfare importance for the region and Russia is analyzed.
Keywords: transitional era, leisure, innovative forms of youth leisure, extreme leisure, media leisure.
КУЛИЧКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Пермской академии искусства и культуры, заслуженный работник культуры России
Kulichkina Galina Vasil'evna — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Perm State Academy of Arts and Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation
МЕЛЬНИКОВА НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Пермской государственной академии искусства и культуры
MEL'NIKOVA NADEZHDA SERGEEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Perm State Academy of Arts and Culture
e-mail: [email protected] [email protected] © Куличкина Г. В., Мельникова Н. С., 2014