ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Специфика художественно-педагогической работы
в детских оркестровых коллективах (ансамблях)
УДК 37.036 О. А. Блох
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются вопросы, определяющие концепцию художественно-педагогической работы в области оркестрово-ансамблевого исполнительства детей. Обращается пристальное внимание не только на формирование воспитательной среды учащихся-оркестрантов, но и на деятельностную природу детей. Выделяются основные виды художественно-творческого восприятия, обуславливающие эффективность художественно-педагогической работы в музыкальных коллективах: сукцессивный и симультанный. Изучается фактор социализации начинающих музыкантов. Получает обоснование тезис о том, что детский оркестр - своеобразный эстетический всеобуч, который, активизируя слухо-зрительные (слушание музыки, посещение выставок, музеев, памятников культуры и др.) и слухо-двигательные (непосредственное исполнение музыки) представления, способствует развитию оркестрового сознания и художественно-творческой деятельности его участников. Доказывается эффективность следующих методов художественно-педагогической работы (переключение внимания /внутреннего, внешнего/, смена видов художественной деятельности, межпредметные связи разнообразный в жанрово-стилистическом отношении репертуар). Раскрывается значимость их комплексного применения, которое представляет важным фактором совершенствования оркестрово-ансамблевого исполнительства в детских коллективах системы дополнительного музыкального образования.
Ключевые слова: художественно-педагогический процесс в оркестрово-ансамблевом исполнительстве детей.
O. A. Blokh
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation141406
THE SPECIFICITY OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL WORK IN CHILDREN ORCHESTRAL ENSEMBLES (ENSEMBLES)
The article deals with defining the concept of artistic and pedagogical work in the field of orchestral Ensemble Performance children. Highlights the fact that children's orchestral team can and should provide educational and creative laboratory , school of mastery in which sense, interest, knowledge - the original elements and motives, needs, assessment - derivatives. In the center (between them) is activator motivational zone - associative thinking of the child. Pay close attention to the formation of not only the educational environment of students with the orchestra, but - and the nature of the activity- children. Highlighted the main types of artistic and creative perception, causing the effectiveness of artistic and pedagogical work in musical groups, of successive and simultaneous. We study a factor of socialization beginning musicians. Gets justification thesis that children's orchestra - a kind of aesthetic vseobuch that activating auditory- visual (listening to music, visiting exhibitions, museums, monuments of culture and others). And auditory - motor (direct performance of music) performances, promotes awareness of orchestral and artistic and creative activities of the participants. We prove the effectiveness of the following methods of artistic and pedagogical work (shifting attention /internal, external/ changing artistic activity, interdisciplinary communication varied in genre and stylistic repertoire). Expands the significance of their complex applications , which is an important factor in improving the orchestral Ensemble Performance in children's groups additional system of music education . Keywords: artistic-pedagogical process in the orchestra Ensemble Performance children.
156 БЛОХ ОЛЕГ АРКАДЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры оркестрового
дирижирования Московского государственного университета культуры и искусств
BLOKH OLEG ARKAD'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of orchestral conducting, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: o.blokh2011@yandex.ru © Блох О. А., 2014
^ Образование в сфере культуры
ф
Сегодня важно осознавать то, что для успешной художественно-педагогического работы в целом необходимо не только создание «воспитывающей» среды, но и совершенствование художественно-творческой деятельности всех субъектов соответствующего процесса. Справедливо подчеркивает Н. Н. Ярошенко: «Проектировать нужно не только культурную среду, но и культурную деятельность. И этот те зис во все не про ти во ре чит идеологии средового подхода к воспитанию, прекрасно разработанной в отечественной педагогической науке» [7, с. 130].
Художественно-педагогическая работа в детском оркестрово-ансамблевом исполнительстве имеет свою специфику. Чтобы не готовить «послушных роботов», лишенных чувственного восприятия, необходимо постепенно, в минимизированном режиме погружать в творчество начинающих оркестрантов. Такая работа требует пристального внимания, индивидуального подхода, деликатности и отзывчивости, симпатии и эмпатии со стороны педагога, художественного руководителя оркестра по отношению к учащимся-музыкантам. Без творческого откровения процесс освоения эстетического пространства невозможен. «Эстетическое воспитание начинается там, где про бивает ся источник творческого вдохновения, там, где начинается поиск средств художественной выразительности, там, где про ис хо дит настоя щее серь ез ное знакомство с содержательной музыкой»[8, с. 255].
Для активизации формирования оркестрового сознания в детских оркестрах методологическое значение приобретает следующая общепедагогическая формула: чувствовать - мыслить - действовать - мыслить - чувствовать.
Для ребенка очень важен эмоциональный отклик на музыку, художественно-образное воздействие. Сопереживание художественному образу (эмпатия) - начальный этап познания эстетической действительности.
Каковы же особенности музыки для детей? Что отличает ее от музыки, предназначенной для взрослых? Отличия лежат как в сфере образ ного содер жа ния, так и в сфере ху-
дожественной формы. Детям близки образы, связанные с их интересами, их бытом. Игры и игрушки, сказочные и историко-героиче-ские пер сона жи, собы тия, по-детски вос принимаемые образы явлений природы, животных, - таковы типичные «объекты отражения» в музыке для детей. Поэтому в детском музыкальном исполнительстве так популярна, например, сюитная форма, «помогающая» детям, постепенно слагая каждую часть как единично конкретное, получить в результате целостный образ. Учащиеся строят город из кубиков, складывают мозаичный рисунок, собирают пазлы, исполняют на музыкальных ин ст ру мен тах «Дет скую сюи ту» - все это виды художественно-творческой деятельности, которые активизируют сукцессивный (детально развернутый) и симультанный (обобщенно-целостный) виды восприятия. Этими видами восприятия ребенок, как правило, не владеет в детерминационном режиме в силу своих возрас тных, пси хологических особенностей. Постижение симультанного образа - перспектива музыкально-эстетического развития детей. «Особенностью сукцессив-ных образов является конкретно-чувственный способ их существования, фиксируемый внутренним слухом музыканта. Такой образ пред стает как иде альная модель ак ту аль-но представленного музыкального звучания, раз ворачи вае мая в соз на нии музы кан та синхронно с музыкальным произведением.
В ходе этого процесса может возникнуть ситуация, при которой исполнитель, поглощенный "отслеживанием", оказывается не в со стоя нии вы явить глав ное - худо же ст венную идею произведения.
Спо соб ность к обоб ще нию и фор ми ро ва-нию "сжатого" во времени симультанного музыкального образа относится к числу важнейших про фес сио наль ных качеств му зы канта» [5, с. 70].
Симультанный и сукцессивный образы не существуют изолированно друг от друга. Они взаи модейст ву ют друг с дру гом и со став ля-ют неразрывное целое. Детское эстетическое сознание требует тренировки перехода от одного вида художественно-образного восприятия к другому.
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ф
Исследуя психологические закономерности процессов данного типа, Б. Г. Ананьев отмечал, что любые новые сигналы и впечатления о них объединяются с большим количеством ассоциаций, накапливаемых в процессе субъективного жизненного опыта на основе вторичных (мысленных) зрительных образов [1].
Закономерности такого лее порядка лежат в основе формирования музыкального образа. Для его возникновения и стабилизации требуется накопление множества конкретно-чувственных впечатлений. Подобным множеством впечатлений ребенок не обладает в силу ограниченности своего жизненного опыта. Поэтому в художественно-творческом развитии детей (участников оркестров, ансамблей) целесообразно использовать ас-со циа тив ное мыш ле ние, ко торое свя за но с их образом жизни - игрой, детской фантазией (сказочными персонажами, романтическими героями) и т.д. Осуществлению подобной педагогической модели может способствовать использование произведений, написанных для детей. Например, «Простая соната» Моцарта, «Юношеский альбом» Шумана, «Детский альбом» Чайковского и др. Такие композиторы, как Барток и Кодай, Хиндемит и Орф, Стравинский и Гречанинов, Кабалевский и Прокофьев, Шостакович и Щедрин, внесли весомый вклад в формирование репертуарного наследия для детей.
Есть специфика и в художественной форме детской музыки - в языке, в построении. Однако эта специфика не столь ярко выражена, сколь это иногда, кажется на первый взгляд. Есть объективные ограничения, определяемые особенностями детского возраста. Пред-на зна чен ные для де тей со чи не ния не мо гут быть слишком продолжительными. Детского внимания не хватит, чтобы непрерывно следить за ходом музыкального развития, а аналитических и синтезирующих способностей не хватит, чтобы «собрать» все произведения в единое целое, без чего нет полноценного восприятия. «Инструментальные произведения, предназначенные для детского исполнения, создаются с учетом небольшого размера детской руки и пока не очень развитой техники - моторной, ударной, тембровой. Но не
технические, не масштабные ограничения не затрагивают определяющие свойства музыкального языка - его интонационно-композиционную сторону, его "словарный запас" и "грамматику". Другими словами, нет видимых причин искать для детей какой-то специальный музыкальный язык, отличный от музыкального языка, на котором пишут для взрослых» [4, с. 17]. Существует отчетливо выраженная тенденция говорить с детьми на языке, словно именно для них и созданном: с давно знакомыми «гладкими» мелодическими оборотами, с «правильной» элементарной гармонией, с ничем не нарушаемой квадрат-ностью в структуре и т.д. В основном такое упрощение представляет сдвиг назад. Такой под ход может сфор ми ро вать стерео тип ность мышления, спровоцировать заштампован-ность - застой ность в разви тии эмо циональ-но-чувственной и абстрактно-логической стороны мышления участников детских духовых оркестров.
Одно из замечательных свойств музыкального искусства состоит в постоянном обнов-ле нии средств вы ра же ния, не пре рыв ной эволюции языка. Если мы хотим воспитать гармоничную, эстетически наполненную личность ре бен ка, спо соб ную к пол но цен но му общению с художественными ценностями, в том чис ле и со вре мен ны ми, на до ее го товить к этому безотлагательно.
Не дос таточ но раз ви тая музы кальная память, ог ра ни чен ные вре мен ные рам ки дет ско-го внимания, малый слуховой опыт, отсутствие ана ли ти че ско го мыш ле ния, пер вые ша ги в области исполнительской практики не должны определять шаблон но-стерео тип ные педагогические подходы в отношении начинающих оркестрантов. Следует, осуществляя индивидуальный подход, творчески решать технические и художественные задачи в области детского коллективного музицирования.
«Ученые отмечают, что опыт творческой дея тель но сти мож но при обре сти в процес се реального поиска решения новых проблем, в котором требуется осуществление переноса, комбинация, преобразование способов деятельности, умение видеть проблему и т.д. Такая деятельность всегда индивидуальна, по-
ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
скольку индивидуальным опыт всегда специфичен в соответствии со своеобразием личности» [3, с. 88].
Сле дует отме тить, что примеры кол лек тив-ного музицирования мы наблюдаем уже в детских дошкольных учреждениях, позже - в системе общего художественного образования, школах ис кусств, музы кальных школах ит.д. В отличие от взрослых профессиональных кол лек ти вов, в дет ских - пре сле ду ют ся свои специфические цели. Цель профессионального коллектива - донести до слушателя (зрителя) музыкальное произведение максимально приближенно замыслу автора, художественного руководителя-дирижера, качественно исполненное с точки зрения технического, эмоционального, художественного в целом начала. В детских оркестровых коллективах - помимо конечного результата (концертного исполнения произведения) - важен сам процесс обучения, воспитания, взаимодействия с участниками коллектива, его художественным руководителем.
«Музыкальные занятия в музыкальных школах и школах искусств способствуют развитию общих способностей (коммуникабельности, памяти,внимательности, координации движений) и музыкальных способностей (музыкального слуха, музыкальной памяти, ритмичности), а также помогают формировать мировоззрение, эстетический вкус. Все навыки, которые приобретает ребенок в процессе коллективного музицирования, помо-га ют ему раз ви вать ся дальше в дру гих об лас-тях» [2, с. 74].
Совершенствование оркестрово-ансамбле-вого исполнительства в детских коллективах - это не только приобщение оркестрантов к широкому наследию музыкальной, художественной культуры в целом. Это не только процесс формирования эстетических интересов, по требно стей, вкусов, спо соб но стей, цен но-стных ориентаций начинающих музыкантов с помощью разнообразных прослушиваний, про смот ров, изу че ния смеж ных с му зы кой ви дов ис кус ст ва. Се годня важ но с первых шагов музыканта формировать у него эстетику звука (культуру звукоизвлечения, звуковеде-ния, интонирования). Через постижение при-
роды музыкального звука, через глубокую взаимосвязь технической и художественно-творческой стороны в исполнительстве к нахождению глубин целостного образа произведения - таков путь к освоению эстетико-со-держательного начала.
Не случайно О. Ф. Шульпяков, характеризуя два метода обучения в исполнительстве, указывает, что «при слуховом методе обучения педагог обычно фиксирует внимание ученика на конечной цели движения и нередко в стороне оказываются вопросы, связанные с анализом технических средств. Сторонники же "двигательного" метода, как правило, сразу погружаются в поиски ощущений естественных движений, но при этом теряют конечную цель, что и приводит их к абстрактной технике. Между тем только объединение обеих систем, комбинированное использование обоих методов обеспечивает полную реали-за цию дви гательной за дачи, при ко торой цель движения (звуковой образ) достигается наиболее целесообразными, экономными движениями» [6, с. 31].
Очень важно осознавать, что обучение по слуховому методу наиболее эффективно, когда применяется к исполнителю с хорошими природ ны ми моторными дан ными, для которого не существует вопроса, как, за счет каких движений добиться необходимого звукового результата. В таком случае звукооб-разные представления действительно служат идеальной моделью, согласно которой он (исполнитель) находит нужные технические средст ва. Но для уче ни ка со сла бы ми дви га-тельными данными эта дорога, в лучшем случае, бессмыс лен ное вре мя препровож дения, а в худшем - может привести к физическим, пси хи ческим не ду гам, про фессиональным заболеваниям.
Следует констатировать, что «слуховой» и «двигательный» методы в педагогике орке-строво-ансамблевого исполнительства представляют две стороны одного процесса, направленного на гармоничное, художественно-содержательное, эстетически наполненное развитие детей. Формирование представлений звука-образа как художественной модели исполнения и его моторно-двигательного
Ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
«обеспечения» следует начинать с активизации ассоциативного мышления молодых исполнителей. Ассоциативное мышление детей является отражением их жизненного опыта, накопленных впечатлений, эмоциональных состояний. Расширяя спектр освоения эстетической действительности участников детских духовых оркестров на слухо-зрительном уровне (например, посещение концертов, выставок, памятников культуры), можно активизировать в значительной степени их ассо-циа тив ное мыш ле ние и вый ти на фор ми рова-ние более вы соких цен но стных ори ен та ций, что будет способствовать повышению уровня иде аль ной моде ли зву ка-об раза. В то же время расширяя ассоциативное мышление, можно развивать и слухо-двигательные представ-ле ния, под клю чая по сте пен но ана ли ти че ские подходы (моторно-двигательный анализ игры педагога-исполнителя, концертных выступлений, исполнительских школ), влияющие на формирование осознанных движений-действий в кол лек тив ном ис пол ни тель ст ве.
Следует подчеркнуть, что большим подспорьем эстетического воспитания в детском духовом оркестре является не только активизация ассоциативного мышления. Другие, полу чив шие рас про стра не ние в прак ти ке эстетического воспитания педагогические методы, о которых говорилось выше (переключение внима ния, смена видов дея тельности, своевременные перерывы в работе, межпредметные связи, социализация), их комплексное при ме не ние так же представ ля ют важ ный фак тор эф фек тив ности.
На основе изложенного выше можно заключить, что при учете специфики детских оркестров необходимо иметь в виду следующее: детский оркестровый коллектив может и должен представлять учебно-творческую лабораторию, школу исполнительского мастерства, в которой чувство, интерес, познание -изначальные элементы, а мотив, потребность, оценка - производные. В центре (между ними) находится активизатор мотивационной зоны - ассоциативное мышление ребенка; детский оркестр - своеобразный эстетический всеобуч, который, активизируя слухо-зрительные (слушание музыки, посещение выставок, памят-
ников культуры и др.) и слухо-двигательные (непосредственное исполнение музыки) представления, способствует развитию оркестрового сознания и художественно-творческой деятельности его участ ников; дет ский оркестр
- кол лек тив еди номыш лен ни ков, в ко тором эстетические интересы, потребности, вкусы выходят на уровень индивидуального и коллективного сознания. Мотивационно-деятельное поле(итог творческого, либерально-толерантного сотрудничества, взаимодействия) является в данных условиях педагогической работы активизирующим звеном художественно-творческого развития; актуализация, визуализация му зы каль ного образа - важ ные фак торы совершенствования оркестрово-ансамблевого исполнительства в детских коллективах; педагогическая формула: «чувствовать - мыслить
- действовать - мыслить - чувствовать» в оркестровом исполнительстве оказывает большое мобилизующее воздействие и должна базироваться на целостном единстве технического и художественно-творческого начала; совершенствование оркестрово-ансамблевого исполнительства в детских коллективах предусматривает: применение педагогических принципов в совре мен ном их про чте нии (на прав лен но сти, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепен ности, после довательности /от простого к сложному/, непрерывности, индивидуального подхода, предслышание (внутреннего построения звука-образа); использование методов объяснительно-иллюстративного, репродук тив ного, продук тивного, исследовательского, применения комплексного и целостного подходов; методы педагогической работы (переключение внимания /внутреннего, внешнего/, активизация сукцессивного (детально развернутого) и симультанного (обобщенно-целостного) типов восприятия, смена видов художественной деятельности, межпред метные связи разнообразный в жан ро-во-стилистическом отношении репертуар, социализация участников), их комплексное применение также представляет важные факторы совершенствования оркестрово-ансамблевого исполнительства в детских коллективах системы дополнительного и профессионального музыкального образования.
Ф
ф
^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Ленинград, 1961. 454 с.
2. Гиндуллин Р. М. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях русских народных инструментов : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2008.
3. Кузнецов В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. Москва : Музыка, 2000. 246 с.
4. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. Москва : Музыка, 1986.
5. Цагарелли Ю. А. Диагностика музыкального воображения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986.
6. Шульпяков О. Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. Санкт-Петербург : Композитор, 2006.
7. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50).
8. Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. Tomus III. Budapest: Akademia Kiado, 1962.
^научные подходы к обучению певцов-профессионалов: методология, содержание и структура
УДК 78.01
Р. В. Сладкопевец
Московский государственный университет культуры и искусств
В работе описаны научные подходы к моделированию инновационной образовательной среды с учетом традиций обучения певцов-профессионалов, модернизации содержания, структуры и методологии обучения пению, художественно-педагогический анализ вокального репертуара. Раскрываются структурные компоненты анализа вокальных произведений, методы музыкального обучения. Автор указывает на то, что одним из способов, для лучшего формирования художественно-эстетического вокально-технического потенциала профессионального вокалиста, является правильный подбор репертуара, который, в свою очередь, способствует решению определенных певческих, учебных и художественных задач. При этом особое внимание обращается на анализ вокальных произведений с целью определения проблем и сложностей вокального исполнения и воспитания, и их решения в практической работе. На основе теоретического анализа были выделены различные аспекты музыкально-педагогического разбора вокального произведения.
Ключевые слова: методология, обучение, компонентная структура, традиции, школа бельканто, певческая подготовка, репертуар, художественно-педагогический анализ.
R. V. Sladkopevets
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
SCIENTIFIC APPROACHES TO TEACHING SINGERS-PROFESSIONALS: METHODOLOGY, CONTENTS AND STRUCTURE
The paper describes the scientific approach to the modeling of innovative educational environment with the tradition of singer-learning professionals, upgrading the content and structure, methodology of teaching singing, artistic and pedagogical analysis of the vocal repertoire. Revealed the structural components of the analysis of vocal works, methods of music education. he author indicates that one of the ways for the best formation of artistic-aesthetic vocal-technical potential, professional vocalist is the right
СЛАДКОПЕВЕЦ РОМАН ВАДИМОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент, докторант
кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и 161
искусств
SLADKOPEVETS ROMAN VADIMOVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, doctoral candidate of Department of pedagogy and psychology, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: romansladkopevets@gmail.com © Сладкопевец Р. В., 2014