Научная статья на тему 'Методические подходы к эстетическому воспитанию детей (на примере духовых оркестров)'

Методические подходы к эстетическому воспитанию детей (на примере духовых оркестров) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
503
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / УЧАСТНИКИ ДУХОВЫХ ОРКЕСТРОВ / MEMBERS OF BRASS BANDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чикота Йожеф

Развитие детского оркестрового исполнительства представляет важную стратегическую задачу эстетического воспитания подрастающего поколения. Детские духовые оркестры значимая составляющая эстетико-воспитательного процесса. Научить начинающего оркестранта-духовика слушать и слышать себя в коллективе и коллектив в себе значит открыть для ребенка путь в мир музыкальных открытий, новых эстетических знаний. Детский духовой оркестр может быть своеобразной творческой лабораторией, эстетическим всеобучем, в которой начинающие музыканты постигают школу исполнительского мастерства, художественно-творческого воплощения музыкального образа. Детский духовой оркестр -оптимальная, комфортная форма эстетического воспитания, требующая постоянного научного осмысления, методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the orchestral performance of children is an important strategic task of aesthetic education of the younger generation. Children's brass bands important component of aesthetic and educational process. Teach novice musicians, brass musicians to listen and hear myself in the team and the team in itself is like opening a path for him into the world of musical discovery, new aesthetic knowledge. Children's Brass Band can be a kind of creative laboratory, an aesthetic of universal education, in which the novice musicians perceive a school of performing craftsmanship, artistic and creative embodiment of the musical image. Children's brass band the best, comfortable form of aesthetic education that requires constant scientific understanding, methodological support.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к эстетическому воспитанию детей (на примере духовых оркестров)»

............[Ж^ии

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ДУХОВЫХ ОРКЕСТРОВ)

Й. Чикота

Московский государственный университет культуры и искусств

Развитие детского оркестрового исполнительства представляет важную стратегическую задачу эстетического воспитания подрастающего поколения. Детские духовые оркестры - значимая составляющая эстетико-воспитательного процесса. Научить начинающего оркестранта-духовика слушать и слышать себя в коллективе и коллектив в себе - значит открыть для ребенка путь в мир музыкальных открытий, новых эстетических знаний.

Детский духовой оркестр может быть своеобразной творческой лабораторией, эстетическим всеобучем, в которой начинающие музыканты постигают школу исполнительского мастерства, художественно-творческого воплощения музыкального образа. Детский духовой оркестр -оптимальная, комфортная форма эстетического воспитания, требующая постоянного научного осмысления, методического обеспечения.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, участники духовых оркестров.

Development of the orchestral performance of children is an important strategic task of aesthetic education of the younger generation. Children's brass bands - important component of aesthetic and educational process. Teach novice musicians, brass musicians to listen and hear myself in the team and the team in itself - is like opening a path for him into the world of musical discovery, new aesthetic knowledge. Children's Brass Band can be a kind of creative laboratory, an aesthetic of universal education, in which the novice musicians perceive a school of performing craftsmanship, artistic and creative embodiment of the musical image. Children's brass band - the best, comfortable form of aesthetic education that requires constant scientific understanding, methodological support.

Key words: aesthetic education, members of brass bands.

Музыкальное образование 217

Совместное исполнительство давно притягивает музыкантов разнообразием красок, монументальностью, особой энергетикой, большой творческой свободой, возможностью широкого общения с участниками коллектива и зрительской (слушательской) аудиторией. Оркестр как форма коллективного исполнительства представляет своеобразную учебно-творческую лабораторию, которая призвана повести музыкантов в мир новых музыкальных открытий, эстетических переживаний, знаний. В области детского коллективного музицирования данный тезис приобретает особое звуча-

ние. Ребенку (начинающему музыканту) важен взгляд со стороны. Ему необходимо научиться слушать и слышать, активизировать свое внимание, самоконтроль, сделать правильно свои первые шаги в исполнительском искусстве.

Эстетическое воспитание участников детских оркестровых коллективов, безусловно, должно быть направлено на формирование их общей музыкальной культуры и в то же время на реализацию индивидуально-творческой, эстетической природы. Но данный процесс может «повиснуть в воздухе» без осуществления должного внимания к решению технологичес-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 217-220

08_i6g_Ta6agTaaiea_.p65 217 1 01.12.2011, 19:07

.....

I I I ■ M I I I

218 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

ких задач исполнения. Многогранный мир эстетически наполненной музыки может оказаться непонятым, невоспринятым, недоступным, неизвестным, «запретным». Следует уделять большое внимание постижению таинства рождения звука, процессу звуковедения, культуре интонирования в целом.

Д.Д. Благой подчеркивает: «Любой род музыкальной интерпретации можно рассматривать как действие (являющее собой, конечно, также сложный синтез различных компонентов) и контроль над ними, так сказать, собственно "интонирование" и его восприятие. Нередко исполнителей захлестывает активность самого "рабочего процесса", связанная и с моторной стороной игры, и со стихийным проявлением эмоционального темперамента. В частности, не потому ли столь необходимо для многих начинающих музыкантов "ухо" педагога? И все же особенно важно пробуждать, стимулировать и развивать в учащемся умение слышать то, что он исполняет. Серьезнейшую помощь может оказать создание таких условий, при которых чувство исполнительского самоконтроля усилилось бы непроизвольно, спонтанно, диктуясь самой природой, спецификой творческого процесса. Думается, что именно совместное музицирование в различных формах в состоянии обеспечить подобные условия: ведь сама суть его - необходимость творческого контакта с партнерами в процессе интерпретации - неизбежно предполагает повышение интуитивного чувства контроля при слушании, выявлении музыкального целого» (1, с. 159). Вопросы межличностного взаимодействия в художественно-творческой среде детей, модернизации их музыкального образования в последнее время активно обсуждаются. Об этом свидетельствуют такие статьи авторов, как С.В. Кахнович «Специфика культуры межличностных отношений детей в художественно-творческой деятельности» (см.: Образование и общество. - 2009. - № 6 (59)), О. А. Блох «Современное музыкальное образование: противоречия, перспективы развития» (см.: Образование и общество. - 2006. - № 6 (41) - ноябрь-декабрь и др.

Умение слушать и слышать себя - важная способность исполнителя, которую необходимо развивать с первых шагов постижения исполнительского искусства. В оркестре задача слушать и слышать себя усиливается необходимостью слушать и слышать других участников коллектива, соразмерять, координировать свою игру с ними. Важно уметь слышать оркестр симультанно, то есть целиком - во всем метроритмическом, фактурном, тембральном, динамическом разнообразии. В то же время, большое значение имеет умение ориентироваться на сукцессивном уровне (в детально разворачивающейся драматургии сочинения, состоящей из тончайших граней выразительных средств). В процессе репетиционной работы целесообразно применять музыкальный материал с вопросно-ответной структурой, которая «заставляет» детей детально отслеживать процесс музыкального развития и в то же время воспринимать его целостно, ориентируясь в общей картине диалоговых связей. Таковы, например, «Утро» и «Танец Анитры» Грига из оркестровой сюиты «Пер Гюнт» (переклички флейты и гобоя; деревянных и медных духовых инструментов). На индивидуальных занятиях по специальному инструменту можно использовать такую форму, как урок-дуэт (совместная игра педагога и ученика). В процессе подобной работы также может активизироваться симультанное и сукцессивное восприятие музыкального образа. Педагог, например, выразительно исполняет мелодию (1 партию), а ученик - подголосок, аккомпанирующий элемент (2 партию). Ученику в данных условиях необходимо, с одной стороны, детально прослушивать себя и педагога, с другой - ориентироваться в целостной музыкальной форме для создания единого художественного образа. Далее педагог и ученик могут «поменяться ролями», добавляя в свой арсенал взаимодействия, помимо мелодии и аккомпанемента, функцию басовую, фактурно разворачивающуюся, контрапункт.

Каковы же особенности музыки для детей? Что отличает ее от музыки, предназначенной для взрослых? Отличия лежат как в сфере

08_iôç_îâ6àçîâàièâ_.p65 218 1 01.12.2011, 19:07

.....

I I I ■ М I I I

Музыкальное образование 219

образного содержания, так и в сфере художественной формы. Детям близки образы, связанные с их интересами, их бытом. Игры и игрушки, сказочные и историко-героические персонажи, события, по-детски воспринимаемые образы явлений природы, животных - таковы типичные «объекты отражения» в музыке для детей. Поэтому в детском музыкальном исполнительстве так популярна, например, сюитная форма, «помогающая» детям, постепенно слагая каждую часть как единично конкретное, получить в итоге целостный образ. Учащиеся строят город из кубиков, складывают мозаичный рисунок, собирают пазлы, исполняют на музыкальных инструментах «Детскую сюиту»

- все это виды художественно-творческой деятельности, которые активизируют сукцес-сивный (детально развернутый) и симультанный (обобщенно-целостный) вид восприятия. Этими видами восприятия ребенок, как правило, не владеет в детерминационном режиме в силу своих возрастных, психологических особенностей. Постижение симультанного образа

- перспектива музыкально-эстетического развития детей.

«Особенностью сукцессивных образов является конкретно-чувственный способ их существования, фиксируемый внутренним слухом музыканта. Такой образ предстает как идеальная модель актуально представленного музыкального звучания, разворачиваемая в сознании музыканта синхронно с музыкальным произведением.

В ходе этого процесса может возникнуть ситуация, при которой исполнитель, поглощенный "отслеживанием", оказывается не в состоянии выявить главное - художественную идею произведения.

Способность к обобщению и формированию "сжатого" во времени симультанного музыкального образа относится к числу важнейших качеств музыканта» (6, с. 70). Важно подчеркнуть, что в оркестровой практике единство симультанного и сукцессивного детского восприятия - не желательное педагогическое условие, а исполнительская необходимость, которая при системном педагогическом руковод-

стве может «создавать» мотивационное поле для освоения эстетической природы музыкального образа.

Не случайно В.А. Васина-Гроссман указывает, что «современный оркестр - это очень большой коллектив музыкантов. От каждого из них требуется не только умение хорошо играть на своем инструменте, но и умение согласовывать свое исполнение с остальными участниками. О хорошем оркестре часто говорят: "они играют как один человек"» (3, с. 66). Но как достигается такое единство, такое слияние многочисленных индивидуальностей в одну?

Следует подчеркнуть, что игру каждого исполнителя в детском духовом оркестре может определять ряд стимулов: желание быть полноправным членом музыкального коллектива, отвечающего всем техническим и художественно-творческим критериям совместного музицирования; наличие адаптационно-настраивающего периода в репетиционной и концертной практике; наличие положительного примера для подражания (концертмейстеры оркестровых групп, более опытное, развитое поколение музыкантов-оркестрантов, ансамб-листов, солистов-мастеров); мобилизующее начало дирижера; психологическая поддержка участников коллектива; эмоционально-чувственная поддержка зрительного зала; постоянная возможность получения нового знания; наличие ближней, средней и далекой перспективы творческой жизни коллектива (план концертных мероприятий, гастрольный график, фестивальные программы, конкурсные прослушивания, участие в жизни села, города) и др.

Детский музыкальный коллектив может быть своеобразным эстетическим всеобучем. В оркестре начинающие музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Они становятся полноправными участниками этого процесса. Деятельностный (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет детям активно преобразовывать свой внутренний мир, осваивать смежные с музыкой виды искусства, получать музыкальные и эстетические знания в целом. «Как отмечают многие исследователи, именно уровень эстетичес-

08_|6д_ТабадТаа|ёа_.р65 219 01.12.2011, 19:07

.....

I I I ■ М I I I

220 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

кого образования определяет степень адекватности восприятия произведения. Эстетическое знание описывает и объясняет различные эстетические категории (например, комическое и трагическое, прекрасное и безобразное), рассматривает предельно общие вопросы эстетики как философского знания, связанного с мировоззрением личности» (4, с. 43).

Вектор получения знаний от общего к более частному (конкретному) и от единичного к более обобщенному - своеобразная диалектика познавательной деятельности в области эстетического и музыкально-теоретического знания, а также практики исполнения. В.Г. Кузнецов подчеркивает: «Музыкально-эстетическая и музыкально-теоретическая подготовка участников оркестров включает изучение основ музыкальной грамоты - элементарную теорию музыки; элементы гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений; историю становления и развития музыкального искусства; знакомство с основами эстетики и другими видами искусства. В процессе теоретической подготовки члены коллектива получают навыки элементарного анализа музыкальных произведений, одновременно вырабатывая умение самостоятельно оценить и высказать суждение о прослушанной пьесе.

Теоретическое обучение расширяет кругозор участников оркестра, способствует формированию музыкально-эстетического вкуса, развитию умственных способностей и других качеств, необходимых для участия в творческом процессе. Практика показывает, что музыкально-теоретическое образование помогает исполнительской и творческой работе, поднима-

ет общий уровень культуры начинающих музыкантов, развивая сознательное отношение к творческому процессу исполнения.

Методика музыкально-образовательной работы в оркестрах основывается на следующих дидактических принципах: систематичности, тесной связи теоретических знаний с практической деятельностью, разносторонности, интереса» (5, с. 90-91).

Выразительное воспроизведение музыки, техническая оснащенность исполнения, артистизм во многом стимулируются ансамблевой игрой. Исполнитель-оркестрант не обременен всем фактурно-техническим спектром произведения - у него есть отдельная партия, которая представляет одну из многих составляющих многоуровневой партитуры исполняемого сочинения. Путь к творческой свободе в коллективном исполнительстве «короче» для оркестранта и «длиннее» для солиста, который должен иметь больший запас прочности, выносливости. Его относительная независимость «дорого обходиться», так как он один на сцене, олицетворяет, как правило, своим исполнением целый оркестр. Начинающему оркестранту быть в контексте единого дыхания, штрихового поля, целостной динамической линии -значит научиться совместно мыслить, чувствовать, приближая свое исполнительство к выразительной игре. Следовать музыканту-оркестранту за дирижером - значит постигать традиции исполнительского искусства, стилистические особенности произведения, мыслить в рамках целостной драматургии сочинения, приближаться к миру прекрасного, эстетически наполненного.

Примечания

1. Благой, Д. Д. Избранные статьи о музыке / Д.Д. Благой. - М.: Монолит, 2000.

2. Блох, О. А. Музыкальное исполнительство и педагогика / О.А. Блох. - М.: МГУКИ, 2010.

3. Васина-Гроссман, В. А. Первая книжка о музыке / В.А. Васина-россман. - М.: Музыка, 1988.

4. Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980.

5. Кузнецов, В. Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. - М.: Музыка, 2000.

6. Цагарелли, Ю. А. Диагностика музыкального воображения / Ю.А. Цагарелли // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1986.

08_iög_Tä6ägTääleä_.p65 220 1 01.12.2011, 19:07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.